Программа "Гимнастика для ума"
рабочая программа по логопедии (младшая группа)
протокол принятия программы по выявлению и развитию способностей воспитанников "Гимнастика для ума" + рабочая программа+мониторинг овладения кинезиологическими упражнениями+мониторинг интеллектуальных способностей воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 65.21 КБ |
мониторинг овладения кинезиологическими упражнениями | 83.5 КБ |
мониторинг интеллектуальных способностей | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
по выявлению и развитию способностей воспитанников «Гимнастика для ума» для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) 3 – 4 лет
Разработала:
логопед Рябенкова В.Т.
г.Смоленск
Содержание программы
- Введение
- Пояснительная записка
- Актуальность, педагогическая целесообразность
- Цели и задачи реализации Программы
- Принципы дошкольной коррекционной педагогики, реализуемые в программе
- Ожидаемые результаты
- Содержание Программы
- Ресурсное обеспечение (материально – техническое, кадровое)
- Работа с педагогами
- Литературно-методическое обеспечение
- Приложение
Введение
«Гимнастика для ума» в педагогике – это образовательная кинезиология. Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движения. «Гимнастика для ума» - это система быстрых, увлекательных, не требующих специальной подготовки, естественных физических упражнений, использование которых дает возможность сбалансированно развивать оба полушария головного мозга. В силу разных причин у детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями структуры головного мозга «не дозрели» и не сформированы в полной мере. Выполнение комплекса кинезиологических упражнений стимулирует «дозревание» структур головного мозга и значительно улучшают интеллектуальные, коммуникативные, познавательные и поведенческие процессы. Эти упражнения позволяют «запустить» медленно развивающийся мозг и тренировать и совершенствовать его деятельность. Кроме того, эти упражнения способствуют развитию темпово – ритмической организации речи, координации движений, развивают крупную и мелкую моторику, улучшают у ребенка память, внимание, снижают утомляемость, повышают работоспособность и формируют личностный рост ребенка, что в свою очередь способствует успешному развитию и обучению детей, имеющих определенные трудности в обучении. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. Перечисленные положения были положены в основу создания программы «Гимнастика для ума», имеющей оздоровительное и коррекционно – развивающее направление.
Пояснительная записка
Большинство детей, воспитывающихся в доме ребенка, имеют заболевания неврологического характера: ПЭП (перинатальная энцефалопатия), ММД (минимально – мозговые дисфункции), астено – невротический синдром, СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), следствием которых является отставание либо риск отставания в физическом и психоречевом развитии. Клинические проявления перечисленных расстройств существенно затрудняют обучение детей – сирот, имеющих недостатки в развитии, которые выражаются в следующем:
- отсутствие речи или отставание в развитии речи;
- повышенная расторможенность, гиперактивность или, наоборот, пассивность, инертность;
- отсутствие интереса к развивающим занятиям;
- снижение умственной работоспособности, процессов запоминания, неустойчивость внимания.
Данная категория детей требует к себе особого внимания и особой системы логопедической работы. Успешность в обучении детей – сирот возможна при использовании обширного количества материала, традиционных и нетрадиционных методик дополнительных программ, позволяющих преодолеть или ослабить весь симптомокомплекс, имеющейся недостаточнеости у ребенка. Для повышения качества обучения детей - сирот возникла необходимость внедрить в образовательный процесс систему кинезиологических упражнений, благотворно влияющих на развитие и обучение детей дома ребенка. Упражнения облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации познавательных процессов и повышения умственной работоспособности, что особенно актуально для детей с тяжелыми нарушениями речи. Главная идея гимнастики заключается в целостном подходе к ребенку, объединяющий работу тела и мозга, эмоции и чувства с мыслями. Дополнительная общеразвивающая программа «Гимнастика для ума» является дополнением к Рабочей программе логопеда для детей 3 -4 лет с тяжелыми нарушениями речи ( ОНР).
Цель программы:
Развитие познавательных способностей ребенка посредством системы кинезиологических упражнений.
Задачи программы:
- Компенсация трудностей в развитии детей, обусловленных биологическими и социальными факторами;
- Синхронизация межполушарного взаимодействия;
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- Развитие крупной, кистевой и мелкой моторики;
- Совершенствование внимания, памяти, мышления;
- Развитие речевой деятельности и навыков общения со взрослыми и сверстниками;
- Профилактика гиподинамии, характерной для домов ребенка, как закрытого учреждения.
- Удовлетворение естественной потребности ребенка – сироты: в движениях, в общении со взрослым.
- Формирование личностных качеств: самостоятельность, активность, уверенность, способность к волевому усилию.
- Программ «Гимнастика для ума» основывается на общепедагогических принципах:
- Принцип научности предполагает подкрепление системы развивающих упражнений научно обоснованными и адаптированными методиками;
- Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса обучения и предполагает тесное взаимодействие педагогов, работающих с детьми;
- Принцип систематичности и последовательности предполагает строить обучение от простого к сложному, от легкого к трудному, учитывая «зону ближайшего развития»;
- Принцип доступности и занимательности преподносимого материала помогает возбудить у детей непосредственный интерес к кинезиологическим упражнениям;
- Принцип результативности предполагает получение положительного результата независимо от уровня физического развития ребенка.
Ожидаемые результаты
1.Создание современной здоровьесберегающей модели образовательного процесса;
2. Расширение материально – технической базы в группе и кабинете логопеда для развития мелкой моторики рук;
3. Организация системы взаимодействия логопед – ребенок - воспитатель;
4 Обобщение и трансляция положительного педагогического опыта по преодолению трудностей в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
- Стартовый мониторинг позволяет определить исходный уровень развития ребенка;
- Итоговый мониторинг предусматривает выявление индивидуальной динамики развития ребенка и не допускает сравнения его с другими детьми.
Программа «Гимнастика для ума» предусматривает несколько видов мониторинга:
- сформированность интеллектуальных способностей ребенка: внимания, памяти, мышления;
- сформированность личностных качеств ребенка:самостоятельность, активность.
Содержание программы
Содержание программы полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования: построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослого и ребенка, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающие социальную ситуацию его развития. Основным показателем качества освоения программы является личностный рост ребенка.
Ресурсное обеспечение (материально – техническое, кадровое)
Реализация программы предполагает участие логопеда, детей и воспитателей группы №1.
В кабинете логопеда и в группе №1 оборудуются уголки по развитию мелкой моторики рук, оснащенные традиционными пособиями для развития тонких движений: карандаши, бумага, раскраски, игры – шнуровки, мозаика и др. и нестандартное оборудование: су – джок – стимуляторы, массажные шарики, прищепки, платочки, зубные щетки, губки с пуговицами, ручной бассейн.
Работа с педагогами группы №1
Форма работы | Содержание работы |
Консультативная помощь | Разработана картотека упражнений для включения их в занятия, проводимых воспитателями, в утреннюю гимнастику и в качестве физкультминуток ,динамических пауз и просто разрядок |
Игровой тренинг | Практический показ упражнений |
Занятие - практикум | Открытое занятие с использованием элементов «Гимнастики для ума» |
Стендовая информация | Логопед рекомендует |
План внедрения программы «Гимнастика для ума»
Суть «Гимнастики для ума» - овладение детьми движениями двурукой координации – одна из наиболее доступной и адекватной помощи детям дома ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Реализация программы проходит при одновременном использовании кинезиологических упражнений на подгрупповых занятиях логопеда, на занятиях воспитателей и в разные режимные моменты, как в помещении, так и на прогулке. Для результативности коррекционно - развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
- Занятия проводятся систематически в спокойной доброжелательной обстановке;
- Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются и увеличивается объем заданий;
- Необходимо добиваться точности выполнения упражнений;
- Упражнения выполняются стоя или сидя за столом;
- Продолжительность выполнения гимнастики на занятии от 5-10 минут;
- Длительность занятий каждого комплекса составляет 30 дней.
Все кинезиологические упражнения, построенные на тесной взаимосвязи речи и движений обеих рук разделены на 4 комплекса:
1.Кинезиологические упражнения на макроуровне;
2. Кинезиологические упражнения на среднем уровне;
3. Кинезиологические упражнения на микроуровне;
4 Массаж биологически активных точек.
Месяц | Упражнения на макроуровне | Упражнения на среднем уровне | Упражнения на микроуровне |
Сентябрь | «Ручки в стороны…» «Тик – так, сделай так…» | «Ладошки» «Кулачки» «Дятел» | «Ротик мой…» «Это глазки…» «Пальчик – мальчик»
|
Октябрь | «Клен», «Полетаем, как самолетики» «Рука – колено» | «Капуста», «Тук – тук» «Тук –тук, бом – бом, хлоп – хлоп» «Стираем платочки» | «Дети овощи учили» «Дождик» |
Ноябрь | «Аист вез из магазина…» «Локоть – колено» | «Карандаш в руке…» «Кулак – ребро – ладонь» | «Апельсин» «Петушок» |
Декабрь | «Перекрестный шаг сидя» «Три медведя» «Как живете?» | Упражнение с прищепками «Гусенок» Катание карандашей по столу двумя руками (зеркальные, противоположные) | Потешка «Белка» Сжимать пальчики в кулак (зеркальные, противоположные движения) |
Январь | «Пожалеем» «Снеговик» | «Бабочка», «Гармошка», «Бегут лошадки» «Пальчики – удальчики» (с зубной щеткой) | «Свинка Хрюшка», постукивание пальцами по столу(зеркальные, противоположные) |
Февраль | «Проглот» «Лоб – затылок» | «Колечко – цепочка –щепоть» «Ладонь – кулак – ребро» | «Крестики», «Телеграфисты» |
Март | «Я хороший», «Ванюша» | Перекладывание палочек в 2 коробки (перекрестные движения) | Потешка «Брать «Рыбка плавает» |
Апрель | «Ухо – нос», «Птичка» | «Насекомые», зеркальное рисование(двумя карандашами на двух листах) | «Улитка», «Вот - так» |
Май | « Локоть – колено», «Жук» | «Вот деревья…»,переворачивать страницы в двух книжках двумя руками одновременно | «Пальчики». «Зайцы скачут» |
Массаж биологически активных точек
1.«Массаж точек мозга» (снимает усталость, концентрирует внимание, активизирует работу речевых зон головного мозга);
Указательные пальцы положить на лоб – над бровями; массировать лоб круговыми движениями, начиная в сторону висков – 5 раз, затем – 5 раз к носу.
- «Шапка для размышления» (активизирует деятельность головного мозга).
Одновременно взять пальцами правой и левой руки мочки ушей и с усилием потянуть их вниз, имитируя надевания шапки – 5 раз.
- «Энергетический зевок»
Положить указательные пальцы рук на щёки, ближе к уголкам рта, и утрированно изобразить активный зевок, нажимая пальцами на щеки, сопровождая зевок звуком – 5 раз.
- «Массаж век».
Указательным и средним пальцами обеих рук «рисовать» вокруг глаз очки.
- Литературно-методическое обеспечение программы
- Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д: Феникс, 2011.
- Бехтерев В.М. Умом и сердцем – М.: Издательство политической литературы, 1982.
- Гиляровский В.А. Избранные труды. Медицина - М.: 1973.
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.- (Кабинет логопеда).
- Деннисон, П. Деннисон «Гимнастика мозга»
- Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии – М.: Школьная Пресса, 2007.
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг – СПб.: ИД “МиМ”, 1998.
- Синицина Е.И Умные пальчики – М.: “Лист”, 1998.
- Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников - М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии - М.: ТЦ Сфера, 2001. –
- Узорова О.В. Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М., 2002.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–СПб., «Лань», 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Кинезиологические игры и упражнения на макроуровне
Данные игры и упражнения помогают ребенку с проблемами развития осознать свою телесную активность, улучшить контакт с телом, что ведет к эмоциональной устойчивости, развитию интеллекта, улучшают состояние физического и психического здоровья. Однонаправленные и разнонаправленные движения обеих рук развивают межполушарное взаимодействие, повышают энергетизацию организма, способствуют снижению психической истощаемости, повышению умственной работоспособности.
«Ручки – кулачки»
Ручки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Ручки вверх, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Ручки вниз, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
«Тик – так»
Тик – так сделай, так (перекрестные положения рук на коленях)
Тик – так сделай, так (перекрестные положения рук на плечах)
Тик - так сделай, так (перекрестные положения рук на ушах)
«Клен»
Ветер тихо клен качает,
Влево – вправо наклоняет.
Раз наклон и два наклон (дети наклоняются влево – вправо)
Зашумел листвою клен (обе руки вверх – вниз).
«Рука – колено»
И. п. – стоя, руки на поясе.
Коснуться правой рукой правого колена, выпрямиться.
Левой рукой – левого колена.
Когда движения рук станут четкими и координированными упражнение усложняется: левая рука касается правого колена и наоборот.
«Аист»
Аист вез из магазина на большой тележке груз: (Дети маршируют на месте)
Ананасы(пальцы сцеплены), апельсины (пальцы сжаты в кулачки)
Абрикосы ( колечки) и арбуз (большой круг руками)
«Локоть – колено»
И.П. – стоя, руки на поясе.
Правый локоть касается правого колена, левый – левого.
После того как дети усвоят данное упражнение, оно усложняется: правый локоть касается левого колена и наоборот.
«Перекрестный шаг сидя»
И.п. – сидя на ковре.
Правый локоть касается левого колена и наоборот.
«Три медведя»
Три медведя шли домой: (Руки согнуты в локтях, пальцы раскрыты,
дети идут вперевалочку)
Папа был большой – большой ( руки – вверх),
Мама – чуть поменьше ростом (скрещенные руки на уровне груди)
А мишутка – ростом мал ( приседают)
По медвежьи он ходил погремушкою звонил.
«Пожалеем»
И.П.- стоя, руки на поясе.
Правая рука касается левого плеча, левая – правого поочередно. Усложнение: Обе руки касаются одновременно касаются противоположных плеч.
«Снеговик»
Раз – рука и два – рука (дети выставляют вперед поочередно руки)
Лепим мы снеговика (показывают ладонями рук)
Три – четыре, три – четыре нарисуем рот пошире (указательными пальцами рисуют рот)
Пять – наденем шляпу косо,
Шесть – пусть смеется он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь,
Мы плясать его попросим.
«Лоб – затылок»
И.п. Стоя, одна рука на лбу, другая – на затылке.
Менять положение рук под медленный счет раз – два, затем темп ускоряется.
«Проглот»
И.п. Стоя, в вытянутых вперед руках у детей – бумажные салфетки, которые они сжимают в кулачках.
У меня живет Проглот,
Весь платок он скушал: «Вот»
И стало у Проглота
Пузо, как у бегемота.
«Я хороший»
(разнотипный тип движений – самый значимый)
И.п. Стоя, одна рука на голове, другая – на груди.
Одна рука гладит по голове, другая – хлопает по груди.
«Ванюша»
За столом сидит Ванюша.
Наш Ванюша любит кушать.
Раз – два - три мелькает ложка.
Не осталось даже крошки! (разводят руки в стороны и пожимают плечами)
«Ухо – нос»
И. п. Стоя, левая рука держится за кончик носа, правая – за левое ухо.
Менять положение рук с точностью наоборот.
«Птичка»
Птичка крылышками машет,
Птичка зернышки клюет.
Птичка ветки собирает (выполняют противоположные движения обеими руками)
Птичка гнездышко совьет(сцепляют пальцы и выворачивают вверх, чтобы получилось гнездышко).
«Сгибание стопы»
И.п. Сидя на ковре.
Сгибать ступни ног к себе и от себя.
«Жук»
Над цветами жук летал
И жужжал, жужжал, жужжал (бегают, отводя руки назад)
А потом на землю сел (приседают, складывая перекрестно руки на плечи)
Крылышки опять расправил,
И куда – то улетел.
Кинезиологические упражнения на среднем уровне.
Все игры – упражнения требуют участия обеих рук, их согласованного действия, посредством чего синхронизируется работа обоих полушарий. Добиваться формирования дифференцированных, тонко -координированных движений рук.
«Ладошки»
Карандаш качу, качу,
Карандаш не уроню (катают карандаш на весу между ладошек)
Ладошка правая, ладошка левая,
Катаю ловко и умело я!(правая ладошка сверху и наоборот)
«Кулачки»
Кулачок, кулачок, сожми пятачок,
Да сам и потрать – хвать! (сжимание и разжимание пальцев: зеркальные движения, после усвоения – противоположные)
«Дятел»
Дятел дерево долбит:
Тук – тук – тук (кулачок стучит по ладони)
Целый день в лесу стоит:
Стук – стук – стук! (поменять местами кулачок и ладонь)
После усвоения данного движения задание усложняется: движения меняются на каждое слово и увеличивается скорость выполнения.
«Капуста»
Мы капусту рубим, рубим (ладони движутся сверху – вниз)
Мы морковку трем –трем (кулачки вперед назад)
Мы капусту солим – солим (перебираем пальчиками)
Мы капусту жмем – жмем (сжимают и разжимают пальчики)
«Карандаш»
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу,
Несомненно, каждый пальчик
Быть послушным научу.
«Пальчики – удальчики»
Я возьму зубную щетку
И поглажу пальчики.
Станут ловкими сейчас
Пальчики – удальчики!
«Гусенок»
(упражнение с прищепкой, касаться прищепкой каждого пальчика левой руки)
Вот проснулся, встал гусенок,
Щиплет пальцы мне спросонок:
«Дай, хозяйка, корма мне
Мне и всей моей семье!»
«Кулак – ребро – ладонь»
Воспроизводить положения обеих рук: кулак – ребро – ладонь, ладонь – кулак – ребро сначала в медленном темпе, постепенно темп ускоряется.
«Катание карандаша по столу»
Катать двумя руками одновременно карандаши по столу:
- в одном направлении;
- в разных направлениях;
- двумя пальцами, одним пальцем.
«Бабочка летает»
Ладони соединены тыльной стороной, махать кистями рук.
«Гармошка»
Раздвигать и сдвигать пальцы обеих рук, лежащих на столе: синхронные движения, противоположные движения.
«Лошадки бегут»
Вытянуть указательные пальцы обеих рук, остальные «бегут» по столу.
«Колечко – цепочка – щепоть»
Воспроизводить различные положения пальцев, постепенно ускоряя темп.
«Перекладывание палочек»
Перекладывание палочек со стола в две коробки: перекрестные движения, левая рука в правую коробку и наоборот.
«Насекомые» (участвуют обе руки)
Вот паук, (пальчики – лапки растопырены и «ползают» по столу
А вот жучок, (указательный и мизинчик имитируют усики)
Вот кузнечик, (указательный и мизинчик имитируют крылышки)
Вот сверчок (пальцы сложены в «щепоть» и скачут по столу)
Это бабочка порхает, (большие пальцы соединены, остальные пальчики имитируют порхание)
Это птичка пролетает (машут руками)
«Рисуем»
Зеркальное рисование двумя карандашами на двух листах.
«Лето»
Вот деревья, (рука с растопыренными пальчиками поднята вверх)
Вот кусты, (другая рука согнута, пальчики растопырены)
Вот душистые цветы.(прикладывают ладошки друг к другу, пальчики не соединены)
Дружно лето мы встречаем (хлопают в ладоши)
И цветочки поливаем!
Кинезиологические упражнения на микроуровне
Тренировка движений пальцев рук является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим речевое развитие ребенка и оказывающим оздоравливающий эффект. Эти игры - потешки с пальчиками вызывают огромный интерес у детей дома ребенка, так как сочетают игру с тактильными ощущениями . Дети дома ребенка ощущают острую необходимость в тактильных контактах, которые удовлетворяют потребность детей во внимании и заботе, формируют чувство защищенности. Особый интерес у детей вызывают игры со стихотворным сопровождением.
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Могут глазоньки моргать,
А ручки - хватать, хватать ,хватать (движения по тексту)
«Вот, вот»
Это глазки вот – вот.
Это ушки вот – вот.
Это рот, это нос,
Это ручки хлоп – хлоп.
Это ножки топ – топ.
Ох устали, вытрем лоб! (движение поочередно правой, левой руками)
«Овощи»
Раз, два, три, четыре дети овощи учили (загибают пальчики на левой руке)
Лук, морковка, помидор,
Но не овощ – мухомор!.
«Апельсин»
Мы делили апельсин
Много нас, а он один.
Эта долька – для чижа,
Эта долька – для ужа,
Эта долька – для утят,
Эта долька - ежат,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда!
«Свинка Хрюшка»
(Средний и безымянный пальцы согнуты и прижаты к ладони большим пальцем: это «пятачок». Мизинец и указательный пальцы согнуты и прижаты к другим так, чтобы они были чуть выше)
Свои пальчики согни,
Сделай мордочку свиньи.
Пятачок, два ушка –
Получилась «Хрюшка»
«Улитка»
(Мизинец и безымянный пальцы согнуты, большой палец обхватывает их. Указательный и средний пальцы выпрямлены и разведены врозь)
Улитка, улитка
Выйди из домика,
Встань на ножки,
Выпусти рожки .(Авторская разработка)
«Пальчик – мальчик»
Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел. (большой палец соединяется с остальными)
«Крестики»
(Ладони лежат на столе)
Указательные пальцы обеих рук накладываются на средние, средние на указательные.
«Телеграфисты»
Постукивание указательными пальцами по столу:
- зеркальные движения;
- противоположные движения;
- с постепенным переходом от одной руки к другой на счет 1 -2, 3 –указательный палец другой руки.
«Зайцы скачут»
(Указательный и средний пальцы вытянуты вверх, остальные – соединены вместе)
Ушастые зайки скачу на лужайке.
Прыг –скок, прыг – скок. Вот какие зайки! (Авторская разработка)
Потешка «Белка»
Сидит белка на тележке, продает она орешки:
Лисичке – сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому (Дети по очереди левой рукой загибают пальцы правой руки, начиная с большого пальца)
«Братья»
Идут четыре брата навстречу старшему.
Здравствуй, большак.
Здравствуй, указка,
Здравствуй, середка,
Здравствуй, сиротка,
Крошка – Митрошка,
Хлоп, ладошка! (Большой палец поочередно соединяется с остальными)
Предварительный просмотр:
МОНИТОРИНГ ОВЛАДЕНИЯ
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
ПРОВОДИЛА:
Логопед
Рябенкова В.Т.
2018-2019 уч. год
Уровни овладения кинезиологическими упражнениями:
Низкий – 0-2 баллов
Средний – 3-4 балла
Высокий – 5-6 баллов
Диагностика детей включает следующие упражнения:
Упражнение | Инструкция | Критерии оценки выполнения задания |
Проба Н.И.Озерецкого на динамический праксис «кулак-ребро-ладонь» | Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, потом — двумя руками вместе. | - наличие персевераций (стереотипных двигательных ошибок) – 0 баллов - трудности переключения с одного элемента на другой – 1 балл - замедленность выполнения действий (максимально доступный темп) – 2 балла - качественное выполнение упражнений – 3 балла |
Проба на пальцевой гнозис и праксис | Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором, воспроизводить различные позы пальцев:
|
|
Проба Н.И.Озерецкого | Проба на пальцевой гнозис и праксис | ИТОГО | ||||||||
Кол-во баллов | Уровень | |||||||||
Ваня К. | Н.г. | 1 | 1 | 2 | низкий | |||||
К.г. | 2 | 4 | 6 | высокий | ||||||
Лера П. | Н.г. | 1 | 2 | 3 | средний | |||||
К.г. | 3 | 3 | 6 | высокий | ||||||
Алена С. | Н.г. | 1 | 1 | 2 | низкий | |||||
К.г. | 3 | 3 | 6 | высокий | ||||||
Лиза А. | Н.г. | 1 | 1 | 2 | низкий | |||||
К.г. | 2 | 3 | 5 | высокий | ||||||
Женя М. | Н.г. | 1 | 1 | 2 | низкий | |||||
К.г. | 2 | 2 | 4 | средний | ||||||
Аня М. | Н.г. | 2 | 1 | 3 | средний | |||||
К.г. | 3 | 3 | 6 | высокий | ||||||
Маша Б. | Н.г. | 1 | 1 | 2 | низкий | |||||
К.г. | 2 | 2 | 4 | средний | ||||||
Гриша А. | Н.г. | 1 | 1 | 2 | низкий | |||||
К.г. | 2 | 1 | 3 | средний | ||||||
Катя Н. | Н.г. | 1 | 1 | 2 | низкий | |||||
К.г. | 2 | 4 | 6 | высокий | ||||||
Максим К. | Н.г. | 1 | 1 | 2 | низкий | |||||
К.г. | 2 | 4 | 6 | высокий | ||||||
Вика Г. | Н.г. | 0 | 0 | 0 | низкий | |||||
К.г. | 1 | 1 | 2 | низкий | ||||||
Алеша Г. | Н.г. | 1 | 1 | 2 | низкий | |||||
К.г. | 2 | 2 | 4 | средний | ||||||
Уровни | Начало года | Конец года | ||||||||
Количество | % | Количество | % | |||||||
Низкий | 10 | 83% | 1 | 8% | ||||||
Средний | 2 | 17% | 4 | 33% | ||||||
Высокий | 0 | 0 | 7 | 59% |
Предварительный просмотр:
МОНИТОРИНГ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ
ПРОВОДИЛА:
Логопед
Рябенкова В.Т.
2018-2019 уч. год
Мониторинг интеллектуальных способностей воспитанников
проводился по следующим параметрам:
- Развитие логического мышления
- Развитие внимания, памяти
Ф. И. ребенка | Логическое мышление | Внимание | ||||||||||||||
«Четвертый лишний» | Разрезные картинки | «Чего не хватает?» | ||||||||||||||
баллы | уровень | баллы | уровень | баллы | уровень | |||||||||||
Ваня К. | Н. г. | 2 | средний | 2 | средний | 5 | Ниже средн. | |||||||||
К. г. | 4 | высокий | 3 | высокий | 7 | средний | ||||||||||
Лера П. | Н. г. | 3 | средний | 2 | средний | 6 | средний | |||||||||
К. г. | 4 | высокий | 3 | высокий | 8 | высокий | ||||||||||
Алена С. | Н. г. | 1 | низкий | 1 | низкий | 2 | низкий | |||||||||
К. г. | 2 | средний | 2 | средний | 4 | Ниже средн. | ||||||||||
Лиза А. | Н. г. | 1 | низкий | 1 | низкий | 3 | низкий | |||||||||
К. г. | 2 | средний | 2 | средний | 5 | Ниже средн. | ||||||||||
Женя М. | Н. г. | 1 | низкий | 1 | низкий | 2 | низкий | |||||||||
К. г. | 2 | средний | 2 | средний | 4 | Ниже средн. | ||||||||||
Аня М. | Н. г. | 4 | высокий | 3 | высокий | 8 | высокий | |||||||||
К. г. | 4 | высокий | 3 | высокий | 9 | высокий | ||||||||||
Маша Б. | Н. г. | 2 | средний | 2 | средний | 5 | Ниже средн. | |||||||||
К. г. | 4 | высокий | 3 | высокий | 7 | средний | ||||||||||
Гриша А. | Н. г. | 1 | низкий | 1 | низкий | 2 | низкий | |||||||||
К. г. | 2 | средний | 2 | средний | 4 | Ниже средн. | ||||||||||
Катя Н. | Н. г. | 2 | средний | 2 | средний | 6 | средний | |||||||||
К. г. | 4 | высокий | 3 | высокий | 8 | высокий | ||||||||||
Максим К. | Н. г. | 1 | низкий | 2 | средний | 5 | Ниже средн. | |||||||||
К. г. | 3 | средний | 2 | средний | 7 | средний | ||||||||||
Вика Г. | Н. г. | 0 | низкий | 1 | низкий | 1 | Очень низкий | |||||||||
К. г. | 1 | низкий | 1 | низкий | 3 | низкий | ||||||||||
Алеша Г. | Н. г. | 2 | средний | 2 | средний | 6 | средний | |||||||||
К. г. | 4 | высокий | 3 | высокий | 8 | высокий | ||||||||||
Уровень | Логическое мышление | Внимание | ||||||||||||||
Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | |||||||||||||
Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | |||||||||
Очень низкий | -- | -- | 1 | 8% | -- | |||||||||||
Низкий | 6 | 50% | 1 | 8% | 3 | 25% | 1 | 8% | ||||||||
Ниже среднего | -- | -- | 4 | 34% | 4 | 33% | ||||||||||
Средний | 5 | 42% | 5 | 42% | 3 | 25% | 3 | 25% | ||||||||
Высокий | 1 | 8% | 6 | 50% | 1 | 8% | 4 | 34% |
Методики диагностики
Для диагностики сформированности логического мышления использовались методики:
«Четвертый лишний»
«Разрезные картинки»
Для диагностики внимания, памяти использовались методика:
«Чего не хватает?» (Немов Р.С.)
«Четвертый лишний»
Цель: Выявить уровень развития логического мышления.
Форма проведения: индивидуальная
Инструментарий исследования: 4 таблицы с 4-мя предметами, один из которых не подходит к остальным.
Процедура исследования:
Ребенку показывают по одной таблице и спрашивают: «Какой предмет лишний? Как можно назвать одним словом остальные предметы?»
Критерии оценки:
Каждый верный ответ оценивается в 1балл.
4 балла – высокий уровень
3 – 2 – средний уровень
1 – 0 – низкий уровень
«Разрезные картинки»
Цель: Выявить уровень логического мышления.
Форма исследования: индивидуальная
Инструментарий исследования: 3картинки: 1 – горизонтальный разрез, 1 – вертикальный разрез, 1 – по горизонтали
Процедура проведения состоит из двух серий:
1-ая серия: Взрослый складывает две картинки, затем перемешивает их и предлагает ребенку собрать.
2-ая серия: Ребенку дают 3картинки и предлагают собрать как можно больше картинок.
Оценка результатов:
З балла: ребенок справился с заданиями самостоятельно;
2 балла: выполняет с небольшой помощью взрослого;
1балл: испытывает затруднения, ему необходима помощь взрослого.
«Чего не хватает?» (Немов Р.С.)
Цель: Выявить уровень концентрации внимания и объема внимания и памяти.
Форма проведения исследования: индивидуальная.
Инструментарий: 7 рисунков, на каждом из которых не хватает одной детали.
Процедура проведения: Ребенку предлагают 7 рисунков и просят назвать недостающие детали. Проводящий диагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное на выполнение задания.
Оценка результата:
10 баллов – ребенок назвал все недостающие детали за 25 сек.
8 – 9 баллов – время поиска 26 - 30 сек.
6 – 7 баллов - время поиска 31– 35 сек.
4 – 5 баллов – время поиска 36 – 40 сек.
2 -3 балла - время поиска 41 – 45 сек.
0 -1 балл – время поиска больше 45 сек.
Выводы об уровнях развития:
10 баллов – очень высокий
8 – 9 баллов – высокий
6 – 7 баллов – средний
4 – 5 баллов – ниже среднего
2 -3 балла – низкий
0 – 1 балл – очень низкий
Мониторинг личностного развития воспитанников диагностируется по следующим параметрам:
- Развитие самостоятельности;
- Развитие активности.
Имя, фамилия ребенка | Проявление самостоятельности | Проявление активности | |||
баллы | уровень | баллы | уровень | ||
Ваня К. | Н. г. | 10 | Н | 15 | Н |
К. г. | 20 | С | 24 | С | |
Лера П. | Н. г. | 25 | С | 30 | С |
К. г. | 33 | В | 38 | В | |
Алена С. | Н. г. | 12 | Н | 15 | Н |
К. г. | 22 | С | 21 | С | |
Лиза А. | Н. г. | 12 | Н | 15 | Н |
К. г. | 25 | С | 20 | С | |
Женя М. | Н. г. | 8 | Н | 12 | Н |
К. г. | 24 | С | 18 | С | |
Аня М. | Н. г. | 30 | В | 35 | В |
К. г. | 40 | В | 42 | В | |
Маша Б. | Н. г. | 22 | С | 25 | С |
К. г. | 30 | В | 36 | В | |
Гриша А. | Н. г. | 10 | Н | 10 | Н |
К. г. | 24 | С | 18 | С | |
Катя Н. | Н. г. | 25 | С | 18 | С |
К. г. | 35 | В | 30 | С | |
Максим К. | Н. г. | 24 | С | 32 | С |
К. г. | 30 | В | 40 | В | |
Вика Г. | Н. г. | 8 | Н | 14 | Н |
К. г. | 12 | Н | 16 | Н | |
Алеша Г. | Н. г. | 14 | С | 27 | С |
К. г. | 27 | В | 35 | В |
Уровень | Самостоятельность | Активность | ||||||
Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | |||||
Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | |
Низкий | 6 | 50% | 0 | - | 6 | 50% | 1 | 8% |
Средний | 5 | 42% | 6 | 50% | 5 | 42% | 6 | 50% |
Высокий | 1 | 8% | 6 | 50% | 1 | 8% | 5 | 42% |
Для диагностики проявления самостоятельности у ребенка использовалась методика А.М.Щетининой:
Карта проявлений самостоятельности А.М.Щетининой.
Карта заполняется на основе многократных наблюдений за ребенком. Если указанное качество ребенок не проявляет никогда, то в соответствующей графе ставится 0 баллов.
- Иногда – 2балла
- Часто - 4 балла
Показатели самостоятельности | Частота проявления | ||
Никогда | Иногда | Часто | |
Умеет найти себе дело | |||
Имеет свою точку зрения | |||
Не обращается за помощью к сверстника | |||
Не обращается за помощью к взрослому | |||
Стремится все делать сам | |||
Без указаний взрослого убирает игрушки | |||
Самостоятельно решает конфликты со сверстниками | |||
Не заботится о том, чтобы находиться в согласии с большинством | |||
Негативно относится к какой – либо помощи со стороны взрослого | |||
Без напоминания выполняет порученные дела | |||
Может играть один |
Обработка и интерпретация результатов:
Подсчитав количество баллов, можно определить уровень развития самостоятельности у ребенка.
0 -12 баллов – низкий
13 – 24 балла – средний
25 – 48 баллов – высокий
Для диагностики проявления активности ребенка используется методика А.М.Щетининой, Н.А.Абрамовой.
Карта проявлений активности (А.М.Щетининой, Н.А.Абрамовой) заполняется на основе многократных наблюдений за особенностями поведения ребенка в различных ситуациях.
Критерии оценки:
0 баллов – никогда не выполняет указанную форму поведения;
1балл - редко;
2 балла – часто;
3 балла – всегда
Показатели активности | Частота проявления | |||
никогда | редко | часто | всегда | |
Проявляет большую подвижность | ||||
Активно вступает во взаимодействие со взрослым | ||||
Предлагает свою помощь | ||||
Включается во взаимодействие со сверстниками | ||||
Принимает активное участие в играх Пребывает в хорошем настроении | ||||
Проявляет живой интерес ко всему новому | ||||
Охотно включается в деятельность, если она ему интересна | ||||
Не пытается уединиться | ||||
Проявляет агрессию | ||||
Легко заинтересовывается | ||||
Ведет себя шумно | ||||
Не любит занимать второстепенные роли | ||||
Экспрессивен | ||||
Проявляет упрямство | ||||
Говорит быстро, громко |
Обработка и интерпретация данных:
0 -16 баллов – низкий
17 – 32 балла – средний
35 – 48 баллов – высокий