Почему ребёнок неправильно произносит звуки
консультация по логопедии

В материале рассматриваются основные причины нарушений звукопроизношения у детей. Материал для заинтересованных родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_rebyonok_nepravilno_proiznosit_zvuki.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Почему ребёнок неправильно произносит звуки

Консультация логопеда родителям

Учитель-логопед Оськина Светлана Юрьевна


Одной из самых распространённых причин нарушения произношения звуков        является недостаточная сформированность артикуляционных движений, движений произносительных органов, прежде всего языка, губ, нижней челюсти. Движения выполняются недостаточно чётко, объём их ограничен, из-за чего искажается и произносимый звук. Классический пример таких нарушений – картавость, когда ребёнок произносит звук [р] не при помощи кончика языка, а вибрацией мягкой части нёба. В таких случаях вместо нужного звука произносится звук, который в фонетической системе русского языка отсутствует, т. наз. «горловой Р».

Бывает и так, что звук вообще не произносится, а просто отсутствует в речи (вместо слова рыба ребёнок говорит ыба).

И, наконец, если у малыша недостаточно развит фонематический слух (слух на звуки), то в его речи могут наблюдаться замены. Так, например, произнося суба вместо шуба, ребёнок не слышит разницы между этими двумя звуками.

Иногда у ребёнка присутствует в речи и искажённое произношение, и замены звуков, и их отсутствие. Это тяжёлые нарушения, исправление которых требует длительной кропотливой работы.

Причиной нарушения звукопроизношения может стать какой-либо дефект строения артикуляционного (произносительного) аппарата, как активных органов, которые во время речи двигаются, так и пассивных, которые остаются неподвижными (твёрдое нёбо, зубы, носовая полость). Некоторые звуки могут произноситься неправильно из-за нарушения строения губ, например, если губа или обе губы слишком толстые, если есть ограничение их подвижности или недостаточное смыкание. Это проявится при произнесении звуков [п], [б], [в], [ф], [м] и их мягких пар.

Если есть дефект в строении челюстей, то может наблюдаться нарушение прикуса, когда верхняя челюсть слишком выдаётся вперёд или нижняя выступает впереди верхней. Это может привести к нарушению различных звуков: и [с], и [ц], и [т′] и других.

Нарушение посадки зубов, слишком широкие промежутки между ними, приводит к нарушению произношения свистящих ([с], [з], [ц]), шипящих ([ш], [ж], [ч], [щ]) звуков, звуков [р], [л], так как в эти промежутки попадает движущийся кончик языка, и артикуляция искажается.

Периодически встречаемый дефект (однако не так часто, как принято думать) – укорочение уздечки языка. Это обычно приводит к ограничению подвижности языка – главного артикулятора. Язык поднимается недостаточно высоко к нёбу, как это требуется для правильного произношения таких звуков, как [ш], [ж], [р]. иногда укорочение уздечки языка нарушает произношение звуков [т], [д], [с], [з], [ц], [ч]. Короткая уздечка способствует нарушению роста нижних передних зубов, тянет их кзади, вследствие чего зубы становятся углом.

Иногда причиной нарушения произношения звуков является увеличение языка в объёме или, наоборот, слишком маленький его размер, а также неправильная форма языка, которая отрицательно влияет на артикуляцию.

Поскольку для произношения очень важен объём ротовой полости – резонатора, в котором происходит образование большинства звуков, то для правильного произношения важно, чтобы ребёнок достаточно широко открывал рот, а также активно и полноценно двигал нижней челюстью. Если рот слишком маленький, а нижняя челюсть малоподвижна, то звуки ослабляются, звучат нечётко.

Нарушение произношения звуков может быть вызвано также и снижением слуха. Даже небольшое снижение слуха затрудняет слуховой контроль за речью, а вследствие тугоухости нарушения звукопроизношения бывают самыми разными. Поэтому при значительных нарушениях звукопроизношения нужно проверить слух ребёнка, обратиться к врачу-сурдологу, сделать аудиометрическое исследование слуха, при необходимости пройти лечение. Иначе работа по исправлению звукопроизношения может оказаться неэффективной.

При затруднении в распознавании и различении звуков, которые различаются тонкими акустическими признаками (звонкие и глухие, свистящие и шипящие) причиной является нарушение фонематического (речевого) слуха. Не путайте фонематический слух с физиологическим слухом! При нарушении фонематического слуха ребёнок может обладать прекрасным физиологическим слухом, однако при этом путать звуки [с] и [ш], [з] и [ж], [ч] и [т′] и другие. При этом он произносит: Шаса (Саша), лыбарка (рыбалка), жубы (зубы), зывот (живот).  наличие в речи ребёнка замен и смешений опасно ещё и тем, что, в дальнейшем, при обучении грамоте, может отразиться на письме и привести к появлению ошибок.

К сожалению, иногда сами родители способствуют возникновению и закреплению нарушений произношения звуков. Сюсюканье, попытки подделаться под трогательную речь малыша приводят к стойким нарушениям, избавиться от которых порой оказывается не так просто.

У ребёнка может обнаружиться нарушение подвижности речевых органов - дизартрия. При лёгкой форме дизартрии ребёнок не сразу может найти для речевых органов нужную позу, не может удержать её без изменений на протяжении 5 – 6 секунд. Ребёнку сложно переключиться с выполнения одного движения на другое, например, при поочерёдном поднимании и опускании языка. При этом невооружённым глазом видно, что он совершает не такую уж простую для него работу, заметно, что мышцы недостаточно ему повинуются.

Порой ребёнок перенимает манеру неправильного произношения от членов семьи, имеющих дефекты речи. Поэтому речь родителей должна быть образцом и по произношению, и по темпу, и по содержанию. Ведь если вы сами говорите торопливо, сбивчиво, нечётко, да ещё и с дефектами звукопроизношения – чего же ждать от маленького человека, который вам подражает во всём? Кроме того, необходимо обращать внимание на то, как говорит ваш ребёнок, чтобы нарушения произношения можно было вовремя исправить.

Опасным для правильного произношения может являться и билингвизм – использование для общения в семье двух, а то и более языков. Нормы произношения в разных языках могут быть различны, что затрудняет процесс овладения звукопроизношением и создаёт почву для возникновения нарушений, смешений, ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему ребенок неправильно произносит звуки

В консультации для родителей в доступной форме раскрываются причины неправильного произношения звуков у детей дошкольного возраста....

Почему ребенок неправильно произносит звуки

Из-за недостаточной сформированности артикуляционных движений, прежде всего языка, губ, нижней челюсти. Движения выполняются не четко, объем их ограничен, из-за чего искажается произносимый звук. Клас...

Почему дети неправильно произносят звуки?

Статья о причинах возникновения неправильного произношения звуков и их преодолениях...

Почему ребенок неправильно произносит звуки?

Почему ребенок неправильнопроизносит звуки?Одной из самых распространенных причин нарушения произношения звуков является недостаточная сформированность артикуляционных движений, движений произноситель...

Рекомендации для родителей "Почему ребёнок неправильно произносит звуки"

Рекомендации для родителей "Почему ребёнок неправильно произносит звуки"...

Почему ребенок неправильно произносит звуки речи

Консультация для родителей: причины нарушений звукопроизношений у детей....