календарно-тематическое планирование по развитию графомоторных навыков у детей старшей группы
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
план, таблицы, диагностика. работа с родителями. презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.26 МБ |
![]() | 949.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать раскрашивать копировать простейшие узоры соединять точки правильно удерживать пишущий предмет
Графомоторные навыки включают в себя : мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движения ) зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений ) рисование (штриховка, обвести по контуру; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями ) графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов ).
Низкий уровень развития графического навыка является причиной трудностей в обучении письму: низкий темп письма быстрая утомляемость при письме неровная, «дрожащая» линия «угловатое» письмо, трудности в написании овалов слишком сильный нажим трудности в воспроизведении формы графических элементов несоблюдение размера графических элементов несоблюдение наклона письма большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо нежелание выполнять письменные упражнения
Задачи: развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь совершенствовать навыки выполнения пальчиковой гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости, определения пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениям, а также умения различать правую и левую стороны совершенствовать навыки штриховки горизонтальными и косыми линиями формировать мелкую моторику, умение слушать, запоминать, выполнять действия на основе словесной и зрительной инструкции учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку учить детей рисовать прямые линии, квадраты, прямоугольники по точкам и без них, использовать эти элементы при написании букв в подготовительной группе
запуск пальцами мелких волчков пластилинография (разминание пластилина ) « сухие» бассейны для рук нанизывание бус, шнуровки игры с мозаикой, конструкторы игры с песком су- джок терапия Упражнения и предметы:
При развитии графических навыков педагог ставит перед собой следующие задачи: научить ребенка правильно держать карандаш проводить различные линии по образцу дорисовывать , закрашивать, копировать, штриховать выполнять задания по речевой инструкции учить работать, соблюдая правильную осанку
Основные направления работы: 1. Упражнения для развития у ребёнка восприятия предмета и формирования зрительной координации 2. Упражнения для развития мелкой моторики 3. Упражнения для развития графомоторных навыков 4. Нормализация оптико-пространственных ориентировок 5. Работа над формированием буквенного гнозиса и зрительного образа букв
Упражнения для развития у ребёнка восприятия предмета и формирования зрительной координации 1. Узнавание изображенных реальных предметов и их контуров: сравнение предметов по размеру, величине, цвету, форме, пространственному расположению, нахождение сходств и различий; нахождение контуров предметов, зашумлённых изображений; наложенные друг на друга контуры, нахождение теней.
2. Формирование зрительного слежения. Формируется зрительное слежение в различных направлениях, сверху – вниз, слева – направо , по кругу против часовой стрелки. Эта работа необходима для выработки правильного навыка письма, позволяющего ребенку достаточно легко осваивать скоропись. 3. Формирование зрительно – моторной координации. Используются задания, с помощью которых навык слежения подкрепляется движениями руки в направлениях, сверху – вниз, слева – направо, по кругу против часовой стрелки, в результате чего формируется зрительно – моторная координация.
Упражнения для развития мелкой моторики Статичные изображения пальцами предметов , образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «флажок », «мяч », «зайчик», «киска»; «Пальчики здороваются» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный , средний и т.д. Игра выполняется в прямом и в обратном порядке . В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Упражнения на ритмичную организацию движений, переключаемость : «Ухо—нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». «Ладонь – кулак» Кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак . «Кулак—ребро—ладонь» Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе.
Пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры):
Игры , способствующие развитию мелкой моторики рук : Пирамидка , матрёшка, мозаика, конструкторы, логические кубы Пазлы , разрезные картинки Шнуровки Трафареты Вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков Доставание бусин ложкой из стакана Сжимание и разжимание эспандера . Игры с карандашом, грецкими орехами Нанизывание крупных бусин Составление контуров предметов из палочек. Игры со специальными мячиками-ёжиками. Сортировка фасоли , гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис).
Упражнения для развития графомоторных навыков Для развития графо-моторных навыков можно использовать следующие задания: обводка , штриховка (уменьшающаяся, увеличивающаяся, горизонтальная, вертикальная ) продолжи ряд дорожка дорисовать узор обвести по точкам сделать рисунки одинаковыми раскрасить определённым цветом дорисовки (например, дорисовать вторую половинку )
Нормализация оптико-пространственных ориентировок Последовательность работы на этом этапе должна быть следующей: 1. Ориентировка в схеме собственного тела (правая и левая рука, нога и др.) 2. Ориентировка в помещении (правая стена – это то, что ближе к правой руке; впереди – передо мной; позади – за моей спиной; верх – потолок над головой; низ – пол под ногами). 3. Ориентировка с поворотом на 180° ( в схеме тела человека, сидящего напротив).
4. Ориентировка на плоскости. Сначала формируется понятие угла (правый верхний, правый нижний , левый верхний, левый нижний). Далее формируется понятие о центре листа. 5. Ориентировка в клетке, т.к. клетка является маленькой копией листа. Работа ведется в аналогичной последовательности. На этом этапе полезно предлагать детям упражнения по рисованию графических узоров . 6. Уточнение значений предлогов.
Работа над формированием буквенного гнозиса и зрительного образа букв Последовательность работы по этому направлению должна строиться следующим образом : Развитие зрительного гнозиса (узнавание ) Развитие зрительного анализа и синтеза Дифференциация смешиваемых букв
Итак, развивая графомоторные навыки у детей, мы способствуем развитию всех высших психических функций: мышления, памяти, воображения, речи . Делаем дорогу наших детей в большой мир знаний радостной и интересной!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста".
В данном материале приведены исследования нескольких авторов о этапах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Кроме того,представлены основные направления работы по формированию граф...
Развитие графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие р...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/30/picture-340367-1496108733.jpg)
"Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/04/picture-603589-1425450394.jpg)
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/10/picture-723630-1449759112.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация даёт рекомендации родителям для успешного развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Консультация дляпедагогов...