Наглядно-дидактическое пособие "Звуковички"
статья по логопедии (старшая группа)

Практическая значимость наглядно-дидактического пособия связана с профилактикой дислексии и дисграфии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                               

Учите:

 слушая — слышать,

чувствуя — понимать,

играя — познавать мир звуков.

АВТОРСКОЕ НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«ЗВУКОВИЧКИ»

ЦЕЛИ:

 1.Формирование полноценной звуковой стороны речи:

 а) воспитание артикуляционных навыков,

 б) правильного звукопроизношения,

 в) воспроизведение слоговой структуры,

 г) развитие фонетического восприятия;

2.Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов;

 3.Овладение элементами грамоты;

 4.Взамосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка;

5.Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников.

  Наглядно-дидактическое пособие «Звуковички» состоит  

из демонстрационного и раздаточного материала.

             Демонстрационный материал представлен в виде объёмной куклы  сказочника - Речевичка и объёмных человечков - «Звуковичков», обозначающих звуки, которые по форме и цвету соответствуют общепринятым (кружки; сапожки у человечков красного, синего, зелёного цвета).  Дополнением являются лишь несколько деталей: руки, ноги, волосы, глаза, нос, рот, шапочки с колокольчиками.

       Раздаточный материал представлен в виде плоскостных кружочков – звуков, выполненных из цветного картона синего, зелёного и красного цвета с деталями (нос, глаза и рот, показывающий положение губ и языка при произнесении гласного  звука); модели  слов - Домики  из картона.   Гласные звуки любят красный цвет, согласные мягкие — зеленый, согласные твердые — синий.

       Используя в своей практике по ознакомлению детей со звуками и буквами учебно-методическое пособие «Живые звуки, или Фонетика для дошкольников», предложенное Татьяной Владимировной Александровой, были достигнуты положительные результаты в работе по развитию фонематического слуха, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, а также отмечен интерес детей к увлекательной форме таких занятий. Потому возникла идея создания модифицированного пособия «Звуковички», которое улучшено в плане наглядности и представлено более полно. Оно позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

             Практическая значимость   пособия «Звуковички» связана с профилактикой дислексий и дисграфий.

 

           Степень новизны заключается в том, что исходное пособие было дополнено разнообразным демонстрационным (объёмные символы звуков  -  Звуковички, объёмная кукла сказочник – Речевичок) и раздаточным (модели слов -  Домики) материалом.

           Звуковички  выступают моделью характеристики звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Опираясь на изображение   Звуковичков   детям   легче   дать   полную   характеристику заданного звука, построить речевое высказывание. Например, звук [М]  (согласный, твёрдый, звонкий) – это   Звуковичок в синих сапожках с колокольчиком, а звук [М‘] (согласный, мягкий, звонкий) – это уже Звуковичок в зелёных сапожках с колокольчиком.  Звонкость-глухость обозначается наличием или отсутствием колокольчика. Твёрдость звука обозначается синим цветом, мягкость – зелёным.

           Данное игровое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.

Рекомендуемая литература:

1.Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 160с.

2.Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 48с.

3.Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Н.М.Миронова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 48с.

4.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 216с.

5.Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб.: ПИТЕР, 2004. – 352с.

6.Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 32с.

                                                                                                             Автор

                                                                                                                      ХАЗОВА Е.Г.

                                                                                                             учитель-логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как дети помогли Снеговику». (Составление рассказа о зиме с помощью наглядно-дидактического пособия с использованием фланелеграфа).

ТЕМА: «Как дети помогли Снеговику». (Составление рассказа о зиме с помощью наглядно-дидактического пособия с использованием фланелеграфа).   ЦЕЛИ: - активизация предметного словаря по теме; ...

Использование наглядного дидактического материала в развитии количественных представлений у младших дошкольников.

Статья "Использование наглядного  дидактического материала  в развитии количественных представлений у младших дошкольников"....

Наглядно-дидактическое пособие «Веселая лужайка».

В пособии представлен наглядно-дидактический материал для проведения индивидуальных и подгрупповых развивающих занятий с детьми дошкольного возраста, включающий разнообразные задания на развитие...

Наглядно-дидактическое пособие для развития языкового анализа-синтеза на материале пословиц и предложений

Пособие  изготовлено с использованием  компьютерных технологий и приемов  мнемотехники.Представленный наглядно-дидактический материал поможет в занимательной форме:ü  познако...

Наглядное дидактическое пособие "Обитатели тропического леса и океана" ( как изготовить и варианты его использования).

Способ изготовления макета своими руками, варианты игрового  использования данного наглядного пособия для ознакомления детей с обитателями жарких стран....

Наглядно - дидактическое пособие по развитию речи. Пересказ сказки с опорой на наглядность.

Наглядное пособие, поможет детям быстро и последовательно запомнить пересказать сказку. Помогает развивать у детей память, активность, самостоятельность в монологической речи....

Из опыта работы «Диаскоп, как наглядно - дидактическое пособие по развитию речи для пересказа литературных произведений с опорой на наглядность»

В условиях современных технологий детским учреждениям приходится придумывать новые формы привлечения внимания своих воспитанников. Воспитывать у них патриотизм, внимание и любовь к близким, окружающем...