Наглядно-дидактическое пособие "Звуковички"
статья по логопедии (старшая группа)
Практическая значимость наглядно-дидактического пособия связана с профилактикой дислексии и дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stendovyy_doklad_naglyadno-didakticheskoe_posobie_zvukovichki.docx | 19.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Учите:
слушая — слышать,
чувствуя — понимать,
играя — познавать мир звуков.
АВТОРСКОЕ НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«ЗВУКОВИЧКИ»
ЦЕЛИ:
1.Формирование полноценной звуковой стороны речи:
а) воспитание артикуляционных навыков,
б) правильного звукопроизношения,
в) воспроизведение слоговой структуры,
г) развитие фонетического восприятия;
2.Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов;
3.Овладение элементами грамоты;
4.Взамосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка;
5.Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников.
Наглядно-дидактическое пособие «Звуковички» состоит
из демонстрационного и раздаточного материала.
Демонстрационный материал представлен в виде объёмной куклы сказочника - Речевичка и объёмных человечков - «Звуковичков», обозначающих звуки, которые по форме и цвету соответствуют общепринятым (кружки; сапожки у человечков красного, синего, зелёного цвета). Дополнением являются лишь несколько деталей: руки, ноги, волосы, глаза, нос, рот, шапочки с колокольчиками.
Раздаточный материал представлен в виде плоскостных кружочков – звуков, выполненных из цветного картона синего, зелёного и красного цвета с деталями (нос, глаза и рот, показывающий положение губ и языка при произнесении гласного звука); модели слов - Домики из картона. Гласные звуки любят красный цвет, согласные мягкие — зеленый, согласные твердые — синий.
Используя в своей практике по ознакомлению детей со звуками и буквами учебно-методическое пособие «Живые звуки, или Фонетика для дошкольников», предложенное Татьяной Владимировной Александровой, были достигнуты положительные результаты в работе по развитию фонематического слуха, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, а также отмечен интерес детей к увлекательной форме таких занятий. Потому возникла идея создания модифицированного пособия «Звуковички», которое улучшено в плане наглядности и представлено более полно. Оно позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Практическая значимость пособия «Звуковички» связана с профилактикой дислексий и дисграфий.
Степень новизны заключается в том, что исходное пособие было дополнено разнообразным демонстрационным (объёмные символы звуков - Звуковички, объёмная кукла сказочник – Речевичок) и раздаточным (модели слов - Домики) материалом.
Звуковички выступают моделью характеристики звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Опираясь на изображение Звуковичков детям легче дать полную характеристику заданного звука, построить речевое высказывание. Например, звук [М] (согласный, твёрдый, звонкий) – это Звуковичок в синих сапожках с колокольчиком, а звук [М‘] (согласный, мягкий, звонкий) – это уже Звуковичок в зелёных сапожках с колокольчиком. Звонкость-глухость обозначается наличием или отсутствием колокольчика. Твёрдость звука обозначается синим цветом, мягкость – зелёным.
Данное игровое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
Рекомендуемая литература:
1.Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 160с.
2.Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 48с.
3.Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Н.М.Миронова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 48с.
4.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 216с.
5.Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб.: ПИТЕР, 2004. – 352с.
6.Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 32с.
Автор
ХАЗОВА Е.Г.
учитель-логопед
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как дети помогли Снеговику». (Составление рассказа о зиме с помощью наглядно-дидактического пособия с использованием фланелеграфа).
ТЕМА: «Как дети помогли Снеговику». (Составление рассказа о зиме с помощью наглядно-дидактического пособия с использованием фланелеграфа). ЦЕЛИ: - активизация предметного словаря по теме; ...
Использование наглядного дидактического материала в развитии количественных представлений у младших дошкольников.
Статья "Использование наглядного дидактического материала в развитии количественных представлений у младших дошкольников"....
Наглядно-дидактическое пособие «Веселая лужайка».
В пособии представлен наглядно-дидактический материал для проведения индивидуальных и подгрупповых развивающих занятий с детьми дошкольного возраста, включающий разнообразные задания на развитие...
Наглядно-дидактическое пособие для развития языкового анализа-синтеза на материале пословиц и предложений
Пособие изготовлено с использованием компьютерных технологий и приемов мнемотехники.Представленный наглядно-дидактический материал поможет в занимательной форме:ü познако...
Наглядное дидактическое пособие "Обитатели тропического леса и океана" ( как изготовить и варианты его использования).
Способ изготовления макета своими руками, варианты игрового использования данного наглядного пособия для ознакомления детей с обитателями жарких стран....
Наглядно - дидактическое пособие по развитию речи. Пересказ сказки с опорой на наглядность.
Наглядное пособие, поможет детям быстро и последовательно запомнить пересказать сказку. Помогает развивать у детей память, активность, самостоятельность в монологической речи....
Из опыта работы «Диаскоп, как наглядно - дидактическое пособие по развитию речи для пересказа литературных произведений с опорой на наглядность»
В условиях современных технологий детским учреждениям приходится придумывать новые формы привлечения внимания своих воспитанников. Воспитывать у них патриотизм, внимание и любовь к близким, окружающем...