Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики.
методическая разработка по логопедии
Игры с мячом известны с древних времён, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр.Однако опросы родителей за последние три года показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остаётся незаслуженно забытым.
Но мяч не просто игрушка, он может быль прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практики, а именно в работе для развития речи, мелкой и ручной моторики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myach_i_rech.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики»
Игры с мячом известны с древних времён, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр.
Практически каждый ребёнок знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр.
В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры берёзы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.
Теперь любой ребёнок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк.
Однако опросы родителей за последние три года показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остаётся незаслуженно забытым.
Но мяч не просто игрушка, он может быль прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практики, а именно в работе для развития речи, мелкой и ручной моторики.
- Игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
- Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
- Помогают разнообразить виды деятельности детей на занятиях по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
- Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
- Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
- Регулируют точность и силу движений.
- Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
- Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально – волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
- Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
- Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – лёгких, сердца, улучшает обмен веществ.
Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
В январе 1998 года Ассоциация логопатологов Санкт –Петербурга и области под руководством президента ассоциации профессора Г.А.Волковой поводила конференцию на тему: «Проблемы готовности к школьному обучению детей».
В докладах выступающих прозвучали данные о том, что в последние годы увеличилось количество детей с расстройствами письма и чтения. В настоящее время этими нарушениями страдают 50 – 60% учащихся массовых школ.
Подобные данные заставляют серьёзно задуматься об этой проблеме и приложить все усилия, чтобы в полной мере провести работу по предупреждению ошибок чтения и письма у детей .
Для успешного овладения письменной речью ребёнок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него еще в дошкольном возрасте:
- Развитая фонематическая функция (включая возможность четкой слуховой дифференциации близких звуков, а также начальной формы звукового анализа и синтеза слов).
- Достаточный уровень сформированности зрительно – пространственных представлений.
- Хорошее владение устной речью (звукопроизношением, словарным запасом, грамматическим строем, связной речью).
- Развитая мелкая ручная моторика.
Исходя из этого для коррекции различных уровней нарушений предлагаю использовать игры с мячами. И их можно распределить по следующим разделам:
- Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики.
- Игры с мячами и шарами, направленные на развитие мелкой моторики.
- Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.
- Игры с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков.
- Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики, проводит преподаватель физической культуры. А мы остановимся на играх, которые развивают речь детей и проводят их воспитатели.
ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
Современные научные данные подтверждают, что область коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга, прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук у каждого отдельного ребёнка.
Для развития мелкой моторики предлагаю такие игры с мячом, как «Разминка». Этот комплекс целесообразно проводить в начале занятий. Комплекс «Фокусник» научит правильно употреблять предлоги детей, в весёлой и непринуждённой игре.
«Сделай сам» игра развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
Мы знакомим детей с гласными звуками. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. ВсЯ работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом:
- «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»
- «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
- «Поющие мячики»
- «Мяч передай – слово называй»
- «Звуковая цепочка»
- «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова»… (см. приложение)
ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБОГАЩЕНИЕ И РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА, РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКАГО СТРОЯ РЕЧИ.
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. В обогащении речи ребёнка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами большое значение могут имеет игры с мячом.
- «Логопеду мяч бросай и животных называй»
- «Кто как разговаривает?»
- «Скажи ласково»
- «Что происходит в природе?»…(см. приложение)
Ещё раз хочу обратить внимание на то, что игры с мячом универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело, интересно, облекая работу в нетрадиционные формы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с мячом для развития речи
Игры с мячом на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова. Цели игры с мячом на развитие детской ре...
Игры с мячом для развития речи
Материал для развмещения в родительском уголке, содержит примеры игр с мячом, напрвленных на развитие лексико-грамматического строя речи старших дошкольников....
«Игры с мячом для развития речи, мелкой и общей моторики»
Описание значения игр для развития мелкой моторики. Приведены методики работы (проект Яртовой - пальчиковая гимнастика под музыку, игры с мячом)...
игры с мячом для развития речи и моторики
«ТРЕНИРУЕМ РУКИ - РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ» Мы с мячом играем,Пальцы укрепляем,Руки тренируем,Речь мы формируем! ИГРЫ С МЯЧОМ Цель: пополнение словарного запаса. Развитие грамматическ...
Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики с детьми старшего дошкольного возраста.
Игра занимает в жизни ребенка особое место. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются его внимание, память, дисциплинированность, ловкость и т. ...
Презентация "Игры с прищепками в развитии речи, мелкой моторики и памяти".
Для развития речи детей, мелкой моторики, а так же памяти (при заучивании стихотворений) существуют игры с прищепками.Способствуют расширению и активизации словаря дошкольника....
Учимся играя. Игры с мячом для развития речи.
Учимся играя.Игры с мячом для развития речи....