картотека Игр и упражнений _по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
картотека по логопедии (старшая группа)
Игр и упражнений по театрализованной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_po_teatr_deyatelnosti.docx | 40.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
Игр и упражнений по театрализованной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Артикуляционная гимнастика.
Барабанщики
Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнеся звук Д-Д-Д. Сначала звук Д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.
Методические указания. Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Следить, чтобы звук Д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим.
Пароход гудит
Цель. Вырабатывать подъём спинки языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы.
Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.
Качели
Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука Л с гласными А, Ы, О, У.
Описание. Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Так, поочерёдно менять положение языка 4 - 6 раз.
Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Гармошка
Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку)
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить к нёбу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
Методические указания. Следить, чтобы, когда открывается рот, губы, были неподвижны. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.
Насос
Цель. Уточнить и отработать артикуляцию звука С.
(Язык находится за нижними зубами, струя воздуха холодная)
Описание. Предложить ребёнку длительно произнести звук С (так, как свистит воздух, когда выходит из насоса, губы в улыбке.
Маляр
Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёба, делая движения языком вперёд – назад.
Методические указания. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить. Чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубиков, когда продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.
Пальчиковые игры.
Пальчик
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми.
Братиков не разбуди.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
Цветок
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
(движения пальцев – вместе, врозь) .
Дружно дают под землёй корешки
(ладони опущены вниз, прижаты
друг к другу тыльной стороной.
пальцы разведены)
Пять воробьёв
Пять воробьёв на заборе сидели,
Один улетел, а другие запели.
И пели. Пока не сморила усталость,
Один улетел, их четыре осталось.
Сидели вчетвером и немного скучали,
Один улетел, И их трое осталось.
Сидели втроём и немного скучали.
Один улетел, а двое остались.
Сидели вдвоём и немного скучали.
Один улетел, и один лишь остался.
Сидел он один, и совсем заскучал.
И он улетел. А сколько ж осталось?
Человечки
Побежали вдоль реки дети наперегонки.
(Движения указательного и среднего
пальцев обеих рук по поверхности стола от себя) .
Замок
На двери висит замок.
(Пальцы обеих рук соединены в замок) .
Кто открыть его бы мог?
(Руки, соединённые в замок, тянутся в разные стороны) .
Потянули, покрутили, постучали.
(Движения сцепленными пальцами от себя, к себе,
основания ладоней стучат друг о друга). И открыли,
(Пальцы расцепляются) .
Домик
Раз, два, три, четыре, пять.
(Разжимаем все пальцы по одному из кулака) .
Вышли пальчики гулять
(Разжимаем все пальцы вместе) .
Раз, два, три, четыре, пять.
(Сжимаем по очереди пальцы в кулак) .
В домик спрятались опять.
(Сжимаем все пальцы вместе) .
Инсценированные. Стихи
Риторические игры
Песенка жука
Жу-жу-жу – я на ветке сижу,
Букву –Ж – всё твержу.
Я жук, я жук, я тут живу,
Жужжу, жужжу, лежу, гляжу,
Всю жизнь жужжу: ж-ж-ж-ж.
****
Ма-ма-ма – дома я сижу сама.
Оль-оль-оль – мы с тобой купили соль.
Лу-лу-лу – все столы стоят в углу.
Ул-ул-ул – у меня сломался стул.
Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.
Ло-ло-ло – на дворе стоит тепло.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ребятами дружу.
За-за-за – уходи домой, коза.
Же-же-же – дождь прошёл уже.
****
Жа-жа-жа – есть иголки у е… (жа)
Жи-жи-жи – здесь живут е… (жи) .
Ба-ба-ба – из окна видна тру… (ба) .
Бы-бы-бы – на дворе стоят стол… (бы) .
Га-га-га –как гудят прово… (да) .
Жу-жу-жу – молоко дадим е… (жу) .
Ма-ма-ма – дома я сижу сама.
Оль-оль-оль – мы с тобой купили соль.
Лу-лу-лу – все столы стоят в углу.
Ул-ул-ул – у меня сломался стул.
Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.
Ло-ло-ло – на дворе стоит тепло.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Жи-жи-жи – здесь живут е… (жи) .
Театрально – игровые упражнения «Расскажи стихи руками».
Каравай
Мы играли в «каравай»,
Кого любишь, выбирай.
Каравай был невысок,
Третий был ему годок.
И играть он не умел,
На пол сел и заревел.
Корова
На лугу поспела кашка.
Кашку ест корова Машка.
Машке нравится обед:
Ничего вкуснее нет.
Кошка
Мы купили кошке
К празднику серёжки.
Причесали ей усы,
Сшили классные трусы.
Только как их надевать?
Хвостик некуда девать.
Слонёнок.
Слонёнок удивил ребят,
Слонёнок встал на самокат,
Немножко покатался,
И самокат сломался.
Упражнения на развитие пантомимики.
Баран
Был у бабушки баран,
Бил он бойко в барабан.
И плясали бабочки
Под окном у бабушки.
Баран букварь купил себе,
Он изучал его.
Однако, кроме буквы – Б –
Не знает ничего.
Гусь
Гусь купил себе гармошку,
Но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По – гусиному шипела.
Ёжик
Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту ёж:
- Ты мне спинку не потрёшь?
Щенок
Гулял по улице щенок,
Не то Пушок, не то Дружок.
Гулял в метель и солнцепёк,
И под дождём гулял и мок.
И даже шёл снежок,
Гулял по улице щенок.
Гулял в жару, в мороз,
И в сырость.
Гулял, гулял, гулял,
И вырос
Творческое задание на выразительность жеста
- едет паровоз (круговые вращения руками с продвижением вперёд)
- птичка клюёт зёрнышки;
- играют на барабане (соответствующие движения пальцами рук) ;
- Как кружатся снежинки (круговые вращательные движения вокруг себя с раскинутыми руками) ;
- Как стучат молоточком;
- Как зайчик шевелит ушками;
- Как играют на дудочке.
- Как вы вырастите большими (движения рук, вытянутых вверх) .
Упражнения на выразительность движений
- Часы
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут.
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе.
Но часы стоят на месте
- Мишка
Слышит мишка края уха,
Как жужжит над ухом муха.
Мишка лапой муху хвать!
Мухи слыхом не слыхать!
Но понять не может мишка,
Отчего над ухом шишка…
- Шишка
Уронила белка шишку.
Шишка стукнула зайчишку.
Тот пустился наутёк,
Чуть не сбил медведя с ног.
Под корнями старой ели
Размышлял медведь полдня:
«Что-то зайцы обнаглели!
Нападают на меня! »
- Детский сад
Я люблю свой детский сад,
В нём полным – полно ребят.
Раз, два, три, четыре, пять,
Жаль, что всех не сосчитать,
Может сто их, может двести.
Хорошо, когда все вместе
- Велосипед
Велосипед меня понёс.
Понёс куда – то под откос.
Он там остался без колёс,
И дальше я его понёс
Ритмопластика
- Идёт лисичка – образ двигающейся хитрой лисички, виляющей хвостом.
- Зайка испугался – образ испуганного присевшего зайчика, пригнувший ушки к головке.
- Как скачут зайчики – образ прыгающего зайчика с поднятыми и прижатыми к груди лапками.
- Котята отдыхают – создание конкретного образа отдыхающих котят – расслабление всего тела.
- Полетели птички – движения, имитирующие взмахивания крыльев при полёте птиц.
- Как ходят медведи – образ шагающего тяжёлыми шагами медведя.
- Как скачет лошадка – создание конкретного образа скачущей лошадки.
Упражнения на развитие пантомимики
- Как летает бабочка – движения, изображающие размах крыльев бабочки.
- Как котик лапкой умывается – движения, имитирующие умывающегося лапкой котика.
- Как скачет лошадка – движения, изображающие скачущую лошадку.
- Как качаются веточки у дерева – движения, имитирующие качающиеся на ветру.
- Как ходят уточки – движения, изображающие уточек, переливающихся с лапки на лапку.
- Как птички пьют водичку – движения, имитирующие птичек, наклоняющих и поднимающих вверх голову.
- Как мы делаем зарядку – движения, изображающие движения гимнастических упражнений.
Тренируем эмоции
- Грязная бумажка
- Красивая игрушка
- Сладкая конфета
- Горькое лекарство
- Кислый лимон
Игры- этюды
1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама — простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).
2. Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).
3. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.
4. Я работник сладкий,
Целый день на грядке:
Ем клубнику, ем малину,
Чтоб на всю наесться зиму...
Впереди арбузы — вот!..
Где мне взять второй живот?
5. На носочках я иду —
Маму я не разбужу.
6. Ах, какой искристый лед,
А по льду пингвин идет.
7. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки мальчика.
8. У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.
9. Жадный пес
Дров принес,
Воды наносил,
Тесто замесил,
Пирогов напек,
Спрятал в уголок
И съел сам.
Гам, гам, гам!
10. Мама сердито ругает своего сына, промочившего ноги в луже
11. Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.
12. Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову; испуганный, ощущает слабость и недомогание.
13. Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку. Спокойно, с наслаждением.
14. Был у зайца дом как дом
Под развесистым кустом
И доволен был косой:
— Крыша есть над головой! — '"
А настала осень,
Куст листочки сбросил,
Дождь как из ведра полил,
Заяц шубу промочил. –
Мерзнет заяц под кустом:
— Никудышный этот дом!
15. Шерсть чесать — рука болит,
Письмо писать — рука болит,
Воду носить — рука болит,
Кашу варить — рука болит,
А каша готова — рука здорова.
16. У забора сиротливо
Пригорюнилась крапива.
Может, кем обижена?
Подошел поближе я,
А она-то, злюка,
Обожгла мне руку.
17. Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки.
Весь перецарапали! Лопнул шар,
А две подружки посмотрели —
Нет игрушки, сели и заплакали...
18. Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?
— Как быть без хруста, Если я — капуста.
(Руки отведены в стороны ладонями вверх, плечи приподняты, рот раскрыт, брови и веки приподняты.)
19. Полюбуемся немножко,
Как ступает мягко кошка.
Еле слышно: топ-топ-топ
Хвостик книзу: оп-оп-оп.
Но, подняв свой хвост пушистый,
Кошка может быть и быстрой.
Ввысь бросается отважно,
А потом вновь ходит важно.
«Мяч» С.Маршак
Ход игры: весело, с улыбкой, чётко, ритмично читает стихотворение:
«Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Синий, красный, голубой,
Не угнаться за тобой …»
Ребёнок, который изображает мяч, подпрыгивает на месте под ладонью педагога, со словами «Не угнаться за тобой» ребёнок бежит вперёд, потом возвращается. Можно играть сразу с двумя детьми.
Игры–драматизации.
«Котята»
-Два маленьких котёнка поссорились в углу,
Сердитая хозяйка взяла свою метлу,
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе,
Два маленьких котёнка озябли на дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца.
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь
«Ну что, — она спросила. – не ссоритесь теперь?»
Пошли они тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,
И оба перед печкой заснули сладким сном,
А вьюга до рассвета шумела за окном.-
Дети, по очереди показывают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят. Затем разыгрывают всю сценку полностью.
«Курочка-рябушечка»
Ход игры:
Ребёнок, выполняющий роль курочки, гуляет с ведёрком в руках около них.
Ребята обращаются к курочке:
— Курочка-рябушечка, куда пошла?
— На речку.
— Курочка-рябушечка, зачем пошла?
— За водичкой.
— Курочка-рябушечка, зачем водичка?
— Цыпляткам. Они пить хотят, во всё горлышко кричат.
Ребёнок подходит к детям, которые пищат как цыплята: «Пи-пи-пи», и даёт им «водички». Они пьют, набирая как бы воды в клюв, запрокидывая головки.
«Матросская шапка»
Ход игры:
«Матросская шапка, верёвка в руке,
Тяну я кораблик по быстрой реке.
(Ребёнок, изображающий капитана, ходит перед детьми в разных направлениях)
И скачут лягушки за мной по пятам,
И просят меня: «Прокати, капитан»
(Дети, выполняющие роль лягушек, выскакивают, приговаривая вместе со всеми: «Прокати, капитан»).
Затем на роль капитана выбираются другие дети.
«Жили у бабуси два весёлых гуся»
Роли гусей выполняют два мальчика. Они одеты в рубашки (один — в белую, другой – в серую), на головке – шапочка гуся, на обуви – красные «лапки». Двигаются гуси медленно, друг за другом, держа руки за спиной, покачивая плечами слева направо.
На ребёнка, изображающего бабусю, надета юбка, кофта, передник, косынка, в руках прутик.
Воспитатель читает стихи, а дети обыгрывают содержание: бабуся с прутиком в руках подгоняет гусей … Гуси одной лапой моют другую, бабуся чуть отворачивается в сторону – гуси быстренько прячутся за стульчики…
Бабуся всем своим видом выражает горе, качает головой, плачет, утирает слёзы концами косынки …Выходят гуси, идут друг за другом, подходят к бабусе, кланяются ей. Она радостно встречает их, гладит их, подгоняя прутиком, уводит с площадки.
«Жил сапожник»
Выбираются два ребёнка: один исполняет роль сапожника, другой – кошки. Дети – на стульчиках. Сапожник сидит за столом. На глазах у него очки, на нём передник, в руках молоточек. На столе лежат детские сандалии, сапожки и т.д.. Сапожник работает – чинит обувь.
Ход игры
Дети спрашивают: «Жил сапожник?». Тот отвечает: «Жил!»
— Сапоги чинил?
— Чинил!
— Для кого, сапожник?
— Для соседской кошки!
Из дверей выходит «кошка», подходит к сапожнику и спрашивает: «Готовы мои сапоги?» — «Готовы». Кошка рассматривает их, потом надевает на руки, становится на четвереньки, пробегает мимо детей и убегает. Дети машут ей рукой.
«Идёт кисонька из кухни».
Слова песни нужно выучить заранее. Это вызовет интерес к игре, радостное ожидание её.
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках. Из-за дверей выходит ребёнок, выполняющий роль кисоньки. На нём передничек, на шее – бантик.
Кисонька проходит мимо детей. Она очень печальна, вытирает лапкой слёзы.
Дети:
«Идет кисонька из кухни,
У ней глазоньки опухли.
О чём, кисонька, ты плачешь?»
Киска останавливается и плача отвечает детям:
«Повар пеночку слизал
И на кисоньку сказал «Брысь!»»
Воспитатель и дети её утешают, гладят, угощают молочком …
«Храбрецы»
3-4 мальчика исполняют роль портных, а девочка небольшого роста – улитка. Мальчики сидят на стульчиках перед детьми, имитируя работу портных: шьют, вырезают, примеряют, рассматривают сшитую одежду и т.д.
На голове у девочки шапочка с небольшими рожками.
Ход игры:
Дети-зрители наблюдают за работой портных.
Ведущий (показывая на мальчиков):
«Наши-то портные
Храбрые какие!»
Портные говорят задорно, хвастливо, весело:
«Не боимся мы зверей,
Ни волков, ни медведей!»
Ведущий:
«А как вышли за калитку
Да увидели улитку –
— Испугалися, разбежалися!»
Улитка, быстро передвигая ногами, направляется к портным. Увидев, её, они разбегаются, выражая удивление, испуг.
Ведущий:
«Вот они какие
Храбрые портные!»
Мальчики-портные усаживаются на стулья и от смущения склоняют голову.
«Частушки»
На 2-х стульчиках (пеньках) – ребята, изображающие лягушек.
Зрители:
«Говорят, что две лягушки
На пеньке пекли ватрушки»
«Лягушки» хлопают лопаткой о ладошки, широко раздвигая пальцы.
-«И к обеду, говорят,
Пригласили всех ребят»
«Лягушки» зовут всех в гости, а потом скачут в разные стороны.
— «Говорят, что в зоопарке
Всем зверям дают подарки»
Выходят ребёнок, изображающий слона, покачиваясь, он проходит около зрителей.
— «И, как будто, старый слон
Получает патефон»
Воспитатель вручает слону коробку с ручкой, и тот уходит.
Двое детей изображают лису и парикмахера.
— «Говорят, пришла лисица
В парикмахерскую бриться,
Вот какие чудеса –
— Ходит бритая лиса»
— Эта песня-небылица,
Чтобы нам повеселиться.
В светлом домике своём
Очень весело живём»
Дети-артисты танцуют, все хлопают.
Список рекомендуемой литературы:
1. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трех до семи. СПб, «Речь», 2008.
2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург, У-Фактория, 2004.
3 .Орлова Ф.М. Нам весело. М., «Просвещение», 1993.
4. Уликова Н.А. Словом душа растёт». СПб, «Старт», 1999.
5. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., «Просвещение», 1999.
6. Уроки театра на уроках в школе НИИ АПН СССР. М., «Педагогические мастерские по художественному воспитанию», 1990.
7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., Генезис, 2006.
8. Буренина А.И. От игры до спектакля. Методическое пособие. СПб, 1996.
9. Генов Г.В. Театр для малышей. М., «Просвещение», 1968.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста...
Картотека игр и упражнений на развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание. Специальные занятия в игровой форме способны своевременно пр...
Картотека игр и упражнений на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста
Картотека состоит из игр и упражнений на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста. Целью является развитие внимания, воображения, слухоречевой памяти, навыков социальной адаптации, р...
Картотека дидактических игр, упражнений по обучению чтению детей старшего дошкольного возраста
Процесс обучения чтению детей – достаточно однообразное и монотонное занятие, связанное с механическим заучиванием графического изображения букв алфавита, так как данная знаковая система для реб...
Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР по лексической теме «Дом, в котором я живу».
Предлагаемый комплекс речевых игр и упражнений даст возможность родителям в домашних условиях способствовать расширению словарного запаса и грамматического строя речи детей с ТНР старшего дошкольного ...
Картотека игр, игровых упражнений с мячом для детей старшего дошкольного возраста
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Игры и упражнения с мячом способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согла...
Картотека игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Цель: воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи....