Логотерапия на базе детского дошкольного учреждения.
статья по логопедии

Рекомендации по использованию комплексного подхода преодолении тяжелых речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Логотерапия  на базе детского дошкольного учреждения.

Изначально  все речевые патологии  находились под строгим наблюдением невропатологов, психиатров, клинических психологов. Медицина занималась лечением детей и взрослых с косноязычием  и заиканием. Вначале XIX в Англии было проведено выборочное  обследование детей. Полученные результаты выявили стойкую тенденцию к тому, что речевые нарушения чаще всего встречались  у детей из малоимущих семей, из рабочего класса, из «низшего сословия» общества. В связи с чем, был сделан вывод – косноязычную речь надо воспитывать, а не лечить. Так стала зарождаться современная логопедия.

Позже, такие врачи, как П. Брока, К. Вернике, И.А. Сикорский и другие доказали, что в основе многих речевых нарушений лежит функциональная способность структур мозга, образующих как непосредственно речевые центры, так и центры связанные с речеобразованием.

Функция правильной  речи основывается на  фундаменте, кирпичиками которого являются нормальный  слух, дыхание, голос, артикуляционный аппарат, и центральная нервная система, регулирующая их деятельность.  Малейшее отклонение от физиологической нормы в работе перечисленных структур, следствием  отражается на речевом здоровье ребенка. Так, по нашим наблюдениям,  примерно в  70% случаев в этиологии речевых нарушений лежит поражение головного мозга, как во внутриутробном периоде развития, так и в период родов. 25% составляет группа детей, на качество речи которых отразилось в той или иной степени патологическое состояние слуховой, зрительной или дыхательной систем. И лишь 5%  составляют нарушения речи связанные с неблагоприятными условиями окружения и воспитания.

Следовательно,   большинство  детей, в первую очередь нуждаются в медикаментозном лечении, устраняющее причины, провоцирующие дефекты речи.  И лишь 5% детей – это дети, которым достаточно создать оптимальный  речевой режим и   спланировать правильный алгоритм логопедического воздействия  совместно с  психологом, педагогами,  родителями.

Для выбора правильной  стратегии в работе,  логопеду первоначально необходимо провести  дифференциальную диагностику. Она помогает  исключить,  или, подтвердить сочетанные нарушения, выявить первичные и вторичные дефекты, определить  уровень интеллектуальной зрелости дошкольника  с речевыми нарушениями.  Полученные результаты речевого профиля, определяют дальнейший алгоритм действий, а именно,    оказывать ли логопедическую помощь вкупе с медикаментозным лечением, или достаточно коррекционных  методов и приемов по воспитанию культуры речи.

При любом подозрении на то, что речевые нарушения являются следствием, а не причиной  плохой речи, родителям рекомендуется  дополнительно обследовать ребенка у  таких специалистов как: ЛОР-врач, невролог, клинический  психолог, психиатр, клинический логопед.

Имея развернутую диагностику, уже не субъективного, а объективного плана общего соматического и неврологического статуса, при необходимости, составляется индивидуальный медико-коррекционно-логопедический маршрут, куда  включаются  медикаментозные и физиотерапевтичекие процедуры, рекомендованные узкими специалистами. При этом, медикаментозное лечение проводится дифференцированно, оно включает в себя общеукрепляющую и специальную, строго индивидуальную терапию.

Подобный комплексный подход,  позволяет не только быстро и качественно  исправить речевые дефекты, но и оздоровить речь в целом, базово подготавливая дошкольника к  школьному обучению.

Особенно тщательно необходимо подходить к детям с заключениями ТПМПК -  ОНР, ТНР отягощенного генеза. Дополнительное обследование этих детей нуждается в обязательном порядке, так как, без медикаментозного лечения  эффективность логопедической работы с этими детьми будет носить временный, не всегда эффективный характер.

Карта дополнительного обследования ребенка в детской поликлиники

И.Ф.ребенка____________________________________________________

Дата рождения__________________________________________________

Домашний адрес_________________________________________________

Заключение логопеда______________________________________________

Заключение ЛОР-врача____________________________________________

(Только стопроцентное восприятие звуков окружающего мира, способствует правильному и своевременному формированию экспрессивной речи ребенка. Особенно это важно в период активного становления речевой функции. Если малыш в раннем возрасте хотя бы чуть-чуть не дослышивает (серные пробки, отиты, аденоиды и т.д.), то, как следствие этого будет темповая задержка речевого развития. Именно поэтому при любых нарушениях речи, логопед рекомендует  консультацию  ЛОР-врач, при тяжелых речевых нарушениях дополнительно и  сурдолога.

Заключение невролога______________________________________________

(Чаще всего  речевые нарушения развиваются на фоне  явной или скрытой неврологической симптоматики. Исключить или подтвердить это сможет  детский невролог, при необходимости назначая «витамины мозга», стимулирующие и положительно влияющие на все психические процессы ребенка и на речь в целом).

Заключение психиатра___________________________________________

(Очень часто при полиморфных речевых нарушениях у ребенка выявляется задержка психического развития. Задача психиатра выявить, первичность и вторичность дефекта  в каждом конкретном случае. Определить, речевое нарушение влияет на общее  психическое развитие ребенка, или все же задержка психического развития  является причиной стойких речевых  нарушений.)

Заключение педиатра_____________________________________________

(Определяет статус общего соматического здоровья: состояние сердечнососудистой, опорно-двигательной, дыхательной систем.)

Физиотерапевт____________________________________________________

Физиотерапевт – врач, восстанавливающий нарушенную двигательную способность и дееспособность. Конкретно в логотерапии  физиопрецедуры положительно воздействует на качество мышц артикуляционного аппарата и органов говорения, а также на речевую память, внимание, мышление и на речь в целом. Опираясь на заключение невролога, психиатра, клинического логопеда физиотерапевт составляет схему лечения и нагрузку из предполагаемых процедур:

Коррекционно-ориентированные процедуры:

  1. Массаж ШВЗ + Э/Ф
  2. СМТ дно ротовой полости + жевательные мышцы + логопедический массаж
  3. СМТ область большого пальца левой и правой руки (эффективно для детей 3-4 лет)

Общие оздоравливающие процедуры:

  1. Галокамера
  2. Аромотерапия
  3. Кислородный коктейль
  4. Общий массаж
  5. Травяные и солевые оздоровительные  ванны.

Даже при самом эффективном лечении, без помощи логопеда и других педагогов детского сада,  вряд ли можно полностью устранить все дефекты речи. Комплекс мероприятий при логопедической коррекции  обеспечивается интегрированными связями между логопедом и такими специалистами, как: психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели, родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями в детских дошкольных учреждениях

Формы работы с родителями.Конспект лекции на родительском собрании в детском саду.Тема: «Влияние плавания на развитие, оздоровление и закаливание детей дошкольного возраста»....

Подготовка ребенка к детскому дошкольному учреждению

Как подготовить ребенка к детскому саду? Данная статья повышает компетентность родителей по данному вопросу....

Рекомендации по содержанию и оборудованию уголков природы в детских дошкольных учреждениях

Рекомендации адресованы воспитателям детских дошкольных учреждений. Наполняемость уголков природы описана согласно возрастным особенностям детей....

Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»

Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...