Логотерапия на базе детского дошкольного учреждения.
статья по логопедии
Рекомендации по использованию комплексного подхода преодолении тяжелых речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Логотерапия на базе детского дошкольного учреждения.
Изначально все речевые патологии находились под строгим наблюдением невропатологов, психиатров, клинических психологов. Медицина занималась лечением детей и взрослых с косноязычием и заиканием. Вначале XIX в Англии было проведено выборочное обследование детей. Полученные результаты выявили стойкую тенденцию к тому, что речевые нарушения чаще всего встречались у детей из малоимущих семей, из рабочего класса, из «низшего сословия» общества. В связи с чем, был сделан вывод – косноязычную речь надо воспитывать, а не лечить. Так стала зарождаться современная логопедия.
Позже, такие врачи, как П. Брока, К. Вернике, И.А. Сикорский и другие доказали, что в основе многих речевых нарушений лежит функциональная способность структур мозга, образующих как непосредственно речевые центры, так и центры связанные с речеобразованием.
Функция правильной речи основывается на фундаменте, кирпичиками которого являются нормальный слух, дыхание, голос, артикуляционный аппарат, и центральная нервная система, регулирующая их деятельность. Малейшее отклонение от физиологической нормы в работе перечисленных структур, следствием отражается на речевом здоровье ребенка. Так, по нашим наблюдениям, примерно в 70% случаев в этиологии речевых нарушений лежит поражение головного мозга, как во внутриутробном периоде развития, так и в период родов. 25% составляет группа детей, на качество речи которых отразилось в той или иной степени патологическое состояние слуховой, зрительной или дыхательной систем. И лишь 5% составляют нарушения речи связанные с неблагоприятными условиями окружения и воспитания.
Следовательно, большинство детей, в первую очередь нуждаются в медикаментозном лечении, устраняющее причины, провоцирующие дефекты речи. И лишь 5% детей – это дети, которым достаточно создать оптимальный речевой режим и спланировать правильный алгоритм логопедического воздействия совместно с психологом, педагогами, родителями.
Для выбора правильной стратегии в работе, логопеду первоначально необходимо провести дифференциальную диагностику. Она помогает исключить, или, подтвердить сочетанные нарушения, выявить первичные и вторичные дефекты, определить уровень интеллектуальной зрелости дошкольника с речевыми нарушениями. Полученные результаты речевого профиля, определяют дальнейший алгоритм действий, а именно, оказывать ли логопедическую помощь вкупе с медикаментозным лечением, или достаточно коррекционных методов и приемов по воспитанию культуры речи.
При любом подозрении на то, что речевые нарушения являются следствием, а не причиной плохой речи, родителям рекомендуется дополнительно обследовать ребенка у таких специалистов как: ЛОР-врач, невролог, клинический психолог, психиатр, клинический логопед.
Имея развернутую диагностику, уже не субъективного, а объективного плана общего соматического и неврологического статуса, при необходимости, составляется индивидуальный медико-коррекционно-логопедический маршрут, куда включаются медикаментозные и физиотерапевтичекие процедуры, рекомендованные узкими специалистами. При этом, медикаментозное лечение проводится дифференцированно, оно включает в себя общеукрепляющую и специальную, строго индивидуальную терапию.
Подобный комплексный подход, позволяет не только быстро и качественно исправить речевые дефекты, но и оздоровить речь в целом, базово подготавливая дошкольника к школьному обучению.
Особенно тщательно необходимо подходить к детям с заключениями ТПМПК - ОНР, ТНР отягощенного генеза. Дополнительное обследование этих детей нуждается в обязательном порядке, так как, без медикаментозного лечения эффективность логопедической работы с этими детьми будет носить временный, не всегда эффективный характер.
Карта дополнительного обследования ребенка в детской поликлиники
И.Ф.ребенка____________________________________________________
Дата рождения__________________________________________________
Домашний адрес_________________________________________________
Заключение логопеда______________________________________________
Заключение ЛОР-врача____________________________________________
(Только стопроцентное восприятие звуков окружающего мира, способствует правильному и своевременному формированию экспрессивной речи ребенка. Особенно это важно в период активного становления речевой функции. Если малыш в раннем возрасте хотя бы чуть-чуть не дослышивает (серные пробки, отиты, аденоиды и т.д.), то, как следствие этого будет темповая задержка речевого развития. Именно поэтому при любых нарушениях речи, логопед рекомендует консультацию ЛОР-врач, при тяжелых речевых нарушениях дополнительно и сурдолога.
Заключение невролога______________________________________________
(Чаще всего речевые нарушения развиваются на фоне явной или скрытой неврологической симптоматики. Исключить или подтвердить это сможет детский невролог, при необходимости назначая «витамины мозга», стимулирующие и положительно влияющие на все психические процессы ребенка и на речь в целом).
Заключение психиатра___________________________________________
(Очень часто при полиморфных речевых нарушениях у ребенка выявляется задержка психического развития. Задача психиатра выявить, первичность и вторичность дефекта в каждом конкретном случае. Определить, речевое нарушение влияет на общее психическое развитие ребенка, или все же задержка психического развития является причиной стойких речевых нарушений.)
Заключение педиатра_____________________________________________
(Определяет статус общего соматического здоровья: состояние сердечнососудистой, опорно-двигательной, дыхательной систем.)
Физиотерапевт____________________________________________________
Физиотерапевт – врач, восстанавливающий нарушенную двигательную способность и дееспособность. Конкретно в логотерапии физиопрецедуры положительно воздействует на качество мышц артикуляционного аппарата и органов говорения, а также на речевую память, внимание, мышление и на речь в целом. Опираясь на заключение невролога, психиатра, клинического логопеда физиотерапевт составляет схему лечения и нагрузку из предполагаемых процедур:
Коррекционно-ориентированные процедуры:
- Массаж ШВЗ + Э/Ф
- СМТ дно ротовой полости + жевательные мышцы + логопедический массаж
- СМТ область большого пальца левой и правой руки (эффективно для детей 3-4 лет)
Общие оздоравливающие процедуры:
- Галокамера
- Аромотерапия
- Кислородный коктейль
- Общий массаж
- Травяные и солевые оздоровительные ванны.
Даже при самом эффективном лечении, без помощи логопеда и других педагогов детского сада, вряд ли можно полностью устранить все дефекты речи. Комплекс мероприятий при логопедической коррекции обеспечивается интегрированными связями между логопедом и такими специалистами, как: психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели, родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями в детских дошкольных учреждениях
Формы работы с родителями.Конспект лекции на родительском собрании в детском саду.Тема: «Влияние плавания на развитие, оздоровление и закаливание детей дошкольного возраста»....
Подготовка ребенка к детскому дошкольному учреждению
Как подготовить ребенка к детскому саду? Данная статья повышает компетентность родителей по данному вопросу....
Рекомендации по содержанию и оборудованию уголков природы в детских дошкольных учреждениях
Рекомендации адресованы воспитателям детских дошкольных учреждений. Наполняемость уголков природы описана согласно возрастным особенностям детей....
Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»
Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....
Коррекционная работа с детьми с детским церебральным параличом в условиях детского дошкольного учреждения
Коррекционная работа с детьми с ДЦП в условиях ДОУ...
Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений
Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...