«Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР»
методическая разработка по логопедии
«Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi.doc | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-
детский сад комбинированного вида второй категории
№ 7 «Ромашка» г.Сальска
Сообщение на тему:
«Формирование грамматического строя
у детей дошкольников с ОНР»
Подготовила
учитель-логопед:
Шустова Е.Ю.
г.Сальск
2015г.
Современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, правильно строить развернутые сложные предложения, произносить все звуки. К сожалению, с каждым годом появляется все больше детей с нарушениями речи. У детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются не сформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика.
Формирование грамматического строя – важнейшее условие полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей. Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет, не овладев грамматическим строем, который у детей с ОНР формируется с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организованна на основе большого количества языковых правил.
Проблема овладения детьми грамматическим строем родного языка рассматривалась в работах А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и других. К данной проблеме обращались Г. К. Чиркина, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Р. И. Лалаева, Т. В. Туманова, обогатив исследование особенностей развития грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями.
Анализ речи детей с ОНР обнаруживает у них нарушения как морфологическими, так и синтаксическими единицами, затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мысли, так и в их комбинировании. Дети неправильно употребляют:
- родовые, числовые, падежные окончания существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков);
- падежные и родовые окончания количественных числительных (нет два пуговиц);
- согласование глаголов с существительными и местоимениями (дети рисует, она упал);
- родовые и числовые окончания глаголов в прошедшем времени (дерево упало);
- предложно – падежные конструкции (под стола, в дому, из стакан).
Из выше сказанного логично следует мысль о том, что необходимы эффективные средства развития словообразовательных умений детей с общим недоразвитием речи. Поэтому на занятиях я использую словесные, игровые, наглядные, практические, исследовательские методы обучения, досуговые мероприятия применяю метод стимулирования (поощрение детей), печатные, наглядные плоскостные, демонстрационные средства обучения (предметные и сюжетные картинки, книги, аудио – записи, магнитная доска, дидактические игры и т.д.), приёмы мнемотехники и компьютерные технологии. Тесная взаимосвязь с педагогами позволяет закреплять полученные навыки вне логопедических занятий.
В работе по формированию грамматического строя речи я выделяю несколько этапов:
- закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей;
- работа над словообразованием менее продуктивных моделей;
- уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
В работу над словообразовательными аффиксами входят:
- сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом), по значению (косичка, лисичка), при этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения;
- выделение общего значения, вносимого аффиксом;
- выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы);
- закрепление связи значения и звучания аффикса (Например суффикс -ик- вносит значение уменьшительности, -ищ - - значение вместилища):
- анализ звукового состава выделенной морфемы;
- буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы (если дети знают буквы);
- самостоятельное образование слов с данным аффиксом.
С учетом рекомендаций С.В. Зориной, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой работа по формированию словоизменения выстраивается в такой последовательности:
- формирование системы словоизменения на уровне словосочетания;
- закрепление системы словоизменения на уровне предложения и в связной речи.
Работу над каждой грамматической формой следует начинать с уточнения ее значения в импрессивной речи и после усвоения отрабатываемой формы ее значение закреплять в экспрессивной речи. Каждая грамматическая форма отрабатывается по плану:
- выделение общего грамматического значения словоформ;
- соотношение выделенного значения с флексией, обозначающей данное грамматическое значение;
- звуковой анализ флексии;
- закрепление связи грамматического значения и флексии в специально подобранных упражнениях;
- образование аналогичных словоформ в спонтанной речи.
Методы и приемы логопедической работы по формированию словоизменения у детей с ОНР.
Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования существительных описано Н.С. Жуковой, С.Н. Карповой, Р.И. Лалаевой, Л.В. Лопатиной, Е.М. Мастюковой, Н.В. Серебряковой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой и др.: «Назови ласково», «Поможем Дюймовочке», «Большой и маленький мишка», «Что для чего?», «Назови семьи животных», «Два брата – ИК и ИЩ», русская народная игра «Кузовок», дидактические игры: «Портной», «Послушница и упрямица», «Путешествие машины (корабля, самолета)», «Чьи хвосты?», «Что из чего сделано», «Строим дом», «Что в магазине?», «Что с чем?», «Что забыл нарисовать художник?», «Жадина», «Веселый счет».
Повышению мотивации и эффективности процесса усвоения грамматических категорий способствуют следующие приемы.
Игры с мячом: «Один – много», «Назови ласково», «Назови предмет», (про что можно сказать длинная – веревка, шуба, нитка, и т.д.), «Назови слово – признак», « Назови слово – действие», «Горячий мяч», «Скажи наоборот».
Словесные игры, логосказки: «Эхо», «Исправь ошибку Незнайки» (на грядке растет один луковица), «Доскажи словечко», (Вова сильный, а брат ещё …У Лены широкая лента, а у Оли…); Заяц белый, а зайчонок беленький – падежные конструкции (закончить нужным словом «Какое слово потерялось?» (Грач вылетел…(из) гнезда).
Подвижные игры: «Сам не знаю, что буду делать» (дети получают разные предметы и придумывают, что они будут с ними делать: «У меня сачок и мяч. Я буду играть в мяч и ловить бабочку сачком»); «Кого нет в ряду?» (ведущий отгадывает, кого нет в ряду: « У нас нет Кристины»); «Что я делаю?» (я умываюсь, вы умываетесь и т.д.).
Сюжетно – ролевые игры: «Строители» - дети выбирают материал и инструменты, называют, что они хотят построить: «Я хочу построить кирпичный дом. Мне нужны кирпичи»; «Магазин» - выбираются продавец и покупатели. Покупатели приходят в магазин, называют то, что хотят купить: «Я хочу купить ананасовый сок, абрикосовое варенье».
Настольно – печатные игры: Домино, лото, «Из чего мы сделаны», «Что, где растет?»; пазлы «Кто кем был?», «Предлоги»; «Четвертый лишний», «Звуковые дорожки»: «Назови ласково», «Подбери слово – признак, слово – действие», «Лабиринты»;
Игры с дидактической игрушкой способствуют не только усвоению грамматических категорий, но и развитию монологической и диалогической речи: «Катя и Катенька» (существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами); «Путешествие самолета, машины, теплохода» (образование приставочных глаголов); «Где Ваня?».
Игры с использованием мнемотехники, служащие для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации: «Поезд»: детям предлагается несколько картинок с изображением одинаковых предметов (больших, средних, маленьких) и поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых нарисовано изображение горы (большая, средняя, маленькая). Дети находят одинаковые предметы и кладут их в нужный вагончик;
Работа над формированием грамматического строя речи совмещается с работой по развитию мелкой моторики. При выполнении упражнений «Волшебные узелки», «Положи полоску в сундучок», «Сделай лучики у солнышка», «Волшебная веревочка», «Собери мозаику» дети тренируются в образовании относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, числительных с существительными и т.д. При выполнении штриховки как раскрашивание предметов дети тренируются в согласовании числительных один, одна с существительными, согласовании притяжательных местоимений мой, моя, с существительными.
Театрализованные игры, инсценировки, участие детей в постановке спектакля, сценок, инсценировок рассказов, сказок позволяют закрепить полученные навыки разных видов словообразования и словоизменения.
На протяжении всего обучения детей в ДОУ, мы активно сотрудничаем с родителями:
- в течение года предлагаем рекомендации по работе над расширением активного и пассивного словарного запаса, позволяющие закреплять отработанные навыки при формировании грамматических категорий;
- на родительских собраниях знакомим с планом коррекционной работы;
- в уголках информации выставляем консультации для родителей, а так же родители могут получить ответы на возникающие вопросы индивидуальном порядке.
Наибольшие трудности в формировании грамматического строя речи вызывала работа над предложно – падежными формами, образованием приставочных глаголов и притяжательных прилагательных.
Работа по формированию грамматических категорий очень полезна не только детям, посещающим логопедические группы, но и дошкольникам в обычных группах - это позволяет проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии, расширять активный и пассивный словарный запас, развивать память, мышление, речь. Развитие грамматического строя речи – залог успешной общеречевой подготовки. Сформированный грамматический строй речи – непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи – одного из ведущих видов речевой деятельности.
Список используемой литературы:
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1981
- Коваленко В. В., Коваленко С. В. Развитие связной речи. М., 1990.
- Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 1999.
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2003.
- Туманова Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2001. №4. С. 68-76.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой тест "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста" (для воспитателей)
Данный материал предлагается для воспитателей с целью выявления знаний, умений, навыков по разделу грамматический строй речи типовой программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. К...
Дидактические игры, как средство формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
дидактические игры...
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.
материал по теме "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений."...
Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В дошкольном учреждении о...
Способы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться р...
Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Становление и развитие речи на первоначальном этапе овладения родным языком рассматривается в современной дошкольной педагогике, психологии и психолингвистике во взаимосвязи с общим психическим развит...
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Грамматический строй в процессе становления речи , если у ребенка нет соответственного диагноза, усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Пр...