"Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем!.."
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ольга Анатольевна Иокерс

Познавательное экологическое занятие для детей старшей логопедической группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иокерс Ольга Анатольевна,

учитель-логопед МАДОУ детский сад 46

Познавательное экологическое занятие

для детей старшей логопедической группы

«Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем!..»

День Леса. 21 марта.

Цель:

Формирование реалистических представлений об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: содействовать формированию экологических знаний воспитанников; расширять представления о необходимости и значении охраны природы; обогащать экспрессивную речь экологическим словарем; совершенствовать грамматический строй речи, синтаксическую сторону.

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию диалогической речи, зрительного и слухового восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, мышления, памяти, координации движений с речью, артикуляционной моторики, звукопроизношения

Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативности, воспитывать бережное отношение и любовь к окружающей среде.

Оборудование:

мультимедийное оборудование, презентация с сопровождением хода занятия, пазлы «Что нельзя делать в лесу», странички-раскраски с жалобами, макет жалобной книги природы, демонстрационный материал по теме.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Сегодня я вас приглашаю принять участие в мероприятии, посвященном Дню леса. Сегодня 21 марта – праздник «День леса».

Что такое лес?

Это сосны до небес,

Березы и дубы,

Ягоды, грибы,

Звериные тропинки,

Пригорки и низинки,

Мягкая трава,

На суку сова,

Ландыш серебристый,

Воздух чистый, чистый,

И родник с живой ключевой водой!

Нас в гости приглашает к себе лес.

Дружно за руки возьмемся,

В лес зеленый мы пойдем,

По полянке мы пройдемся,

Чудеса увидим в нем!

По тропиночке пойдем

Друг за другом мы гуськом.

На носочки встали,

К лесу побеждали.

Ноги выше поднимаем,

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке

Мы весело шагаем

Дети выполняют движения по тексту.

Идут друг за другом «гуськом».

Бегут на носочках.

Шаг с высоко поднятым коленом.

Маршируют по кругу.

Вдохнем свежий лесной воздух (вдыхаем через нос, выдыхаем через рот, щеки не надуваем).

Как легко дышится в лесу. Такой чистый воздух создают листья растений. Но самому лесу становится все тяжелее и тяжелее дышать.

А сможем ли мы дышать и жить без чистого воздуха? (Ответы детей)

  1. Основная часть.

Недавно я была в лесу и на пеньке, возле срубленного дерева обнаружила вот такую книгу. Это не просто книга, а Жалобная книга природы.

Ребята, как вы думаете, почему эта книга так называется? (Ответы детей)

Жалобная книга рассказывает о том, какие есть нарушения в природе, о том, как некоторые люди жестоко поступают по отношению к лесу, вредят ему и пользуются его дарами, не заботятся о природе.

Ребята, а хотите ли вы научиться помогать природе, беречь природу? (Ответы детей)

Давайте разбирать жалобы природы и вместе искать ответы - как мы можем помочь природе?

Разберем первую жалобу, определим, чья эта жалоба.

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают, чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.

Жаба.  (Ответы детей о пользе в природе)

Каждую весну приходят в лес люди и режут острым ножом мою кору. Я так и трепещу от боли. Из ранок вытекают мои соки, я слабею, с трудом стою под ветром.  А в ранки так и хотят попасть бактерии разных древесных болезней. Пожалейте меня!

Кто я, узнайте?

Береза.  (Ответы детей о пользе в природе и для человека)

Я – опасный хищник. И почти всегда хожу голодный. Никто меня не любит. Живём мы стаями, так легче прокормится.  Раз мы хищники, значит, надо всех нас уничтожить?

Волки.  (Ответы детей)

Я – единственное животное, которое может подпустить человека довольно близко. Но вовсе не потому, что я такой храбрый. Просто я плохо вижу и больше надеюсь на свой нюх. Зато у меня есть колючая защита. Кто я, узнайте?

Ежи.  (Ответы о пользе в природе и для человека)

Я красивый цветок и очень душистый. От этого все мои несчастья. Рвут нас люди без счёта. Продают букетики и ставят их дома. А надолго ли хватает нашей красоты и запаха, когда нас сорвут? Вот и прячемся мы подальше от людей в заросли кустарника. Но боимся, что и там нас найдут. А ведь сколько от нас пользы, как от лекарственных растений?

Кто я, узнайте?

Ландыш.  (Ответы детей о пользе в природе и для человека)

Меня называют непоседливым зверьком. Я постоянно в движении: быстро спускаюсь с ели на землю, тотчас взлетаю по стволу обратно или перепрыгиваю с ветки на ветку. Ах, как я устала! Узнали, кто я?

Белка.  (Ответы детей о пользе в природе)

Я - самое несчастное дерево в лесу! Людям нравятся мои мохнатые душистые веточки. Они так и норовят их обломать. А веточки мои гибкие, сразу не ломаются. Так нет же! Всё равно люди стараются их выкрутить, оторвать с корой, отломить сразу несколько. Если бы они знали, как это больно! Но еще хуже зимой, в канун новогоднего праздника. Каждый год жду своей гибели от острой пилы или топора. Людям, видите ли, хочется свой праздник украсить. Только не думают они, что гибнем мы в этот праздничный день. Кто я, узнайте?

Ель.  (Ответы детей о пользе в природе и для человека)

Мы жители лесов, лугов, полей, а иногда и городов. Мы такие маленькие, что самая маленькая хворостинка для нас является бревном. Из тысяч таких бревен сложены наши дома. А для людей ничего не стоит проходя по лесу пнуть наш дом ногой или разворошить палкой. Для нас это настоящая беда, а для вас забава. Мы народ рабочий, весь день хлопочем – город себе строим. Кто мы, узнайте?

Муравейник.  (Ответы детей о пользе в природе)

Что хотите с нами делайте, в воде купайте, на куски режьте, жарьте, солите, варите! Но только не выдирайте нас с корнем из земли. А то мы совсем перестанем расти, перестанем украшать лес своими разноцветными шапочками, да и зверюшки не смогут без нас обойтись. Кто мы, узнайте?

Грибы.  (Ответы детей о пользе в природе и для человека)

Динамическая пауза.

«Упражнение на развитие органов артикуляции»

В лесу начался настоящий концерт. У каждого лесного жителя своя песенка:

Застучал своим длинным клювом дятел……дды…

Забарабанил лапками по пню маленький зайчишка…д д д...

Залязгал зубами голодный волк.

Ча-ча-ча - слышна песенка грача (хлопают)

Чу-чу-чу - я лечу, лечу, лечу (взмахи)

Ши-ши-ши - шуршат камыши (скользящие движения руками)

Жи-жи-жи — бегут ежи (ладони вперед)

Игра «Эхо»

В лесу еще кто-то живет. У него нет ни рук ни ног? Это эхо. (Звучит музыка)

Выбирается водящий, который стоит в конце зала спиной к детям. Остальные участники игры берутся за руки и, медленно приближаясь к водящему. Произносят:

Маша (имя ребенка), ты сейчас в лесу,

Мы зовем тебя: «Ау!»

Ну-ка глазки открывай, кто позвал тебя- узнай.

Один из детей произносит имя«Маша».

Водящий должен по голосу узнать говорящего. Если угадает, присоединяется к группе детей.

Игра «Цветок-дерево-почка»

Дети идут по залу. На команду: «цветок» – стоят на одной ноге, «дерево» – стоят руки подняв наверх, «почка» - приседают.

Ребята у на осталась еще одна жалоба. Чья это жалоба?

Меня называют «зелёными лёгкими» планеты. Но посмотрите, что стало со мной вследствие бездумной вырубки лесов. Я гибну, помогите… 

Лес. (Ответы детей о пользе в природе и для человека)

Почему деревья, цветы, животные, грибы написали жалобы? Как и чем мы можем помочь природе? (Ответы детей)

Если только захотите вы природе помогать, лучше правила учите, чтобы их не забывать!

Дети собирают пазлы – «Что нельзя делать в лесу»? (Дети рассказывают, объясняют)

Теперь вы знаете как нужно помогать лесу и можете друзей и родителей научить беречь природу, лес. Вы стали настоящими защитниками и помощниками леса.

Предлагаю раскрасить странички в Жалобной книге природы для того, чтобы все могли познакомиться с жалобами природы и тоже научиться беречь и охранять природу.

Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята!

Давайте беречь будем планету,

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею тучи и дым,

В обиду её никому не дадим!

Беречь будем птиц,

Насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами.

Такая планета нужна нам с вами!

  1. Завершение.

Мы побывали в гостях у леса – зашли в зеленый дом и много чудес увидели в нем.

Какие чудеса мы увидели в лесу?

Ребята, чьи жалобы мы сегодня услышали?

Как вы будете беречь и охранять природу?

Давайте дадим, друг другу слово, ни при каких обстоятельствах, природе не вредить. Тем, что знаем и умеем, поделимся с друзьями и родителями.

Живой лес.

Я вчера узнал случайно

Есть у леса одна тайна.

Оказалось, лес живой!

Дышит он как мы с тобой.

Он не ест, но воду пьет

И от этого растет!

И ему, как нам, ребята,

Солнце теплое приятно.

Лес страдает и болеет,

Разговаривать умеет!

Всех накормит он едой,

Потому что лес живой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с использование ИКТ по Художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе на тему: "Если взглянешь на дощечку, то увидишь чудеса!"

Конспект НОД в старшей группе по художественно-эстетическому развитию (рисование) Тема: «Если взглянешь на дощечки, то увидишь чудеса!» Интеграция образовательныех областей: «Ху...

Чудеса в зеленом доме. Проект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с использованием ЭОР

В проекте мимио игры "Чудеса в зеленом доме" (Дикие животные наших лесов) представлены различные задания и игры по речевому развитию для детей старшего дошкольного  возраста на уровне самостоятел...

Проект во второй младшей группе "Заходи в осенний дом-чудеса увидишь в нем!!!!"

Данный проект может быть использован в работе с детьми 3-4 лет на занятиях по развитию речи,по ознакомлению с окружающим миром,по ознакомлению с художественной литературой,по изобразительной деятельно...

Выступление на городском методическом объединении ""Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем" с докладом из опыта работы: Тема: "Влияние речи на экологическое развитие ребенка"

Выступление на городском методическом объединении""Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем"с докладом из опыта работы:Тема: "Влияние речи на экологическое развитие ребенка"...

Выступление в городском методическом объединении по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Нижнекамска

Выступление в городском методическом объединениипо экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Ниж...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в средней группе «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в средней группе...