Дыхательная гимнастика для заикающихся.
план-конспект занятия по логопедии
Задачи дыхательной гимнастики для заикающихся: освоить технику смешанно-диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса; сознательно регулировать его ритм, а также правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые отрезки, диктуемые логикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ishkina_m.k._dyhatelnaya_gimnastika_dlya_zaikayushchihsya.docx | 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ
Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: тренировка длительного речевого выдоха сначала проводится на отдельных звуках, потом – на словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и прозы.
Комплекс упражнений для воспитания навыков речевого дыхания рекомендуется выполнять в состоянии покоя (лежа, сидя, стоя) и во время движения.
Задачи дыхательной гимнастики для заикающихся: освоить технику смешанно-диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса; сознательно регулировать его ритм, а также правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые отрезки, диктуемые логикой.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков.
При занятиях дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие условия:
— Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
— Не заниматься после еды.
— Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
— Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
— Дозировать количество и темп проведения упражнений.
При выполнении комплекса дыхательных упражнений целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.
РЕКОМЕНДАЦИИ
— Технику дыхательных упражнений следует осваивать в положении лежа, сидя на стуле, стоя, в движении. Начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине – это наиболее удобное положение. После достаточной практики в течение нескольких дней лежа необходимо продолжить тренировки сидя или стоя. Проводить тренировки следует до тех пор, пока не будет полного контроля за дыханием и оно не станет привычным.
— Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.
— Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха, вдохнуть надо столько, чтобы можно было еще немного добрать. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох должен быть естественным, экономным, без усилий.
— Выдыхаемый воздух расходовать в основном на гласные звуки (в первую очередь на ударные).
— На одном выдохе произносить не больше 3 – 4 слов. Слова произносить слитно, не отделяя одно от другого.
— В длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха и продолжать фразу после вдоха.
— Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались.
— Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании.
Комплекс дыхательных упражнений
1. Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха.
Упражнение 1. Лечь на спину, положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой руки на подвздошную область живота между пупком и нижней границей грудной клетки.
Сделав предварительно глубокий выдох, плавно и неторопливо вдохнут носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая вашу руку. Грудная клетка при этом, контролируемая другой рукой, должна оставаться в покое. Выдох производить плавно, через рот и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Проделать 3 – 5 таких плавных ритмических дыханий. Научитесь произвольно владеть этим типом вдоха и выдоха.
Впоследствии необходимо делать упражнения сидя и стоя.
Упражнение 2 «Полный вдох». Это упражнение тоже сначала лучше делать в положении лежа на спине, а впоследствии сидя и стоя.
После «предварительного выдоха» сделать плавный вдох носом, поднять прямые руки вперед и развести их вверх и в стороны. Благодаря этому движению рук одновременно с сокращением диафрагмы и выпячиванием верхней передней стенки живота грудная клетка приподнимается и расширяется в своем нижнем и среднем отделе. Произойдет полный вдох.
Положить ладони на передне-боковые нижние края грудной клетки и сделать выдох, стараясь как можно дольше сохранить нижнюю часть грудной клетки в расширенном состоянии вдоха. Длину выдоха в процессе тренировки необходимо постепенно увеличивать.
Повторить упражнение 3 – 6 раз.
Упражнение 3. Упражнение следует делать в исходном положении лежа 5 – 6 раз подряд.
Для выполнения упражнения использовать мешочек с песком весом максимум полтора – два килограмма и размером 50 х 20 сантиметров. Мешочек положить на живот (область правового и левого подреберья).
Сделать глубокий вдох носом и развести руки в стороны, как в предыдущем упражнении. Движением передней стенки живота необходимо поднять мешочек с песком как можно выше. На медленном выдохе мешочек опустить.
2. Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха.
При выполнении упражнений для воспитания правильного выдоха целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Правильный выдох должен:
— происходить без толчков, ровной длительной струей;
— производиться с одинаковой легкостью в различных положениях тела;
— сочетаться с работой артикуляционного и голосового аппарата.
2. Упражнения следует выполнять в исходном положении лежа, сидя и стоя, а также делая одновременно различные движения (подъем рук вверх или разведение их в стороны, полуприседания с прямой спиной, наклоны корпуса и т.д.) как во время вдоха, так и во время выдоха, координируя эти движения с дыханием.
Упражнение 1 «Фиксированный выдох». После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя тем самым интенсивность выдоха). Щеки не надувать. Следить за правильной осанкой и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.
Упражнение 2. Проделать упражнение «Фиксированный выдох» с мысленным счетом. Распределить длину выдоха на 10 – 12 – 15 и более секунд.
Упражнение 3. Распределить длину фиксированного выдоха до 15 секунд. Мысленно считать до 10 или до 12, затем закончить счет вслух.
Длину выдоха в процессе тренировки необходимо постепенно увеличивать. Вместо счета можно мысленно произносить таблицу гласных: и, э, а, о, у, ы или какой-либо текст (пословицу, скороговорку, стихи).
Упражнение 4 «Форсированный выдох». Взяв вдох носом, сделать быстрый, резкий выдох через рот (мысленно произносить сочетание «ху»).
Следить за тем, чтобы во время выдоха передняя стенка живота быстро подбиралась по направлению внутрь и вверх, как это делается при кашлевом толчке.
Повторить 7 – 10 раз.
Упражнение 5 «Свисток». Вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить тихий, длительный, монотонный свист. Свистеть легко, свободно. Губы не напрягать. Выдыхать экономно.
3. Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом.
Упражнение 1. Проделать упражнение «фиксированный выдох», сочетая с произнесением звуков с-с-с, х-х-х, ф-ф-ф, ш-ш-ш. необходимо протянуть звук как можно дольше, контролируя длительность выдоха секундомером. Особое внимание обратить на ровность звучания.
Упражнение 2. Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличивать количество слогов на выдохе.
Образец:
а) | фаф | |||||
фаф | фоф | |||||
фаф | фоф | фуф | ||||
фаф | фоф | фуф | фыф | |||
фаф | фоф | фуф | фыф | фиф | ||
фаф | фоф | фуф | фыф | фиф | феф |
Варианты сочетаний: фас, фаш, фах, саф, шах, шас, хах, рам, рур, мом, лам и т.д.
б) полунапевно произносить на выдохе:
ммаммомуммэммиммымм
ннанноннуннэнниннынн
ллаллоллуллэллиллылл
лляллеллюллеллилль
ммнаммноммнуммнэммнуммниммны
в) разговорно произносить на выдохе:
мму! ммо! мма!
ммэ! мми! ммы!
РЕКОМЕНДАЦИИ
— Звуки следует произносить легко, свободно, естественно, без напряжения.
— Предлагаемые упражнения рекомендуется делать с разными согласными.
— При отработке слоговых последовательностей вначале следует все слоги произносить равноударно, а затем последовательно перемещать ударения с первого слога на второй, третий и т. д.
Например:
ММАммоммуммэммиммымм
ммаММОммуммэммиммымм
ммаммоММУммэммиммымм
Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания / Е.Е. Шевцова.—М.: /2009.— , 105 с.,— (Библиотека логопеда).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...
Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"
Картотека дыхательной гимнастики. " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...
Методическая разработка «Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Картотека дыхательной гимнастики»
Методическая разработка предназначена для всех категорий дошкольных работников, родителей....
Конспект занятия по нормализации речевого дыхания у заикающихся дошкольников с использованием элементов дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой. «Увлекательное путешествие»
Дыхательная гимнастика Стрельниковой при речевых нарушенияхЭТАПЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ СТРЕЛЬНИКОВОЙЕсли Вы решили освоить комплекс упражнений стрельниковской дыхательной гимнастики, начните с первых...
Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.
Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...
Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.
Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста. Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхатель...