ярмарка речевых игр
материал по логопедии
Речевые дидактические игры - это многоплановое,сложное педагогическое явление: они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yarmarka_rechevyh_igr.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ярмарка речевых игр».
Цель: Создание благоприятных условий педагогами для познавательного — речевого развития.
Задачи:
- Развитие творческой деятельности педагогов и стимулирование дальнейшего профессионального роста.
- Выявление и распространение опыта использования речевых игр в работе с детьми.
Материалы: презентация, игры: «Куча — мала», «Холодидьник», «Смайлики», магнитная доска, предметные картинки.
Речевые дидактические игры — это многоплановое, сложное педагогическое явление: они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Характерные особенности речевых игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя, решает дидактическую задачу. Речевые игры выступают как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Через эти игры осуществляется умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей, развивается речь детей, пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих речевых игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни.
Ход ярмарки:
Логопед: Внимание! Внимание!
Сегодня на повестке дня
Гениальная идея одна:
Всем предлагается участие принять,
В речевой ярмарке товары показать.
Каждый может похвалиться,
Своей идеей поделиться.
Для чего она сгодится,
Как на детках отразится.
В нашей работе всё может сгодиться,
Может и Вам, что пригодится.
Главная цель – развитие речи детей,
В ногу со временем следуем ей!
Программное содержание:
Ярмарка – публичная демонстрация товара с использованием закличек.
Ведущие: Марья-Моревна – правильной речи царевна и Марья – краса, красивые слова представляют свой товар «игры», выделяют педагогически эффективные приёмы и методы организации работы по познавательному-речевому развитию и формированию фонематической готовности к исправлению трудных звуков у дошкольников.
Оборудование: торговые лавки, вывески, дидактические игры, логопедические игры onlain, компьютерные пособия, перечень сайтов для педагогов, логопедические песни и попевки, сказки, костюмы.
Предварительная работа: тематическая проверка материала по использованию игровых технологий в коррекционно-развивающей логопедической работе ДОУ, подготовка электронного варианта игр, заданий, шаблонов.
- Ведущие ярмарки: Марья-Моревна – правильной речи царевна, Марья-краса, красивые слова;
- Посол Заморский;
- Купцы – педагоги детских садов.
Фонограмма: начало мероприятия
Содержание игры:
Педагогов в воротах г. Словограда встречают ведущие: Марья-Моревна – правильной речи царевна, Марья-краса, красивые слова и посол Заморский.
Фонограмма: «Ах, ярмарка»
Марья-Моревна – правильной речи царевна:
Есть на речке на Сейму город маленький, в цвету.
С незапамятных времён Льговом зовётся он.
Там, не ведая невзгод, очень славный живёт народ:
Хлебосольный, незлобивый, дружелюбный и трудолюбивый.
Солнце яркое встаёт, спешит на ярмарку народ,
Отворяю ворота. Проходите господа.
Марья-краса, красивые слова:
Проходите, проходите! Ярмарку нашу посетите,
Игры для себя найдите, и пустыми не уйдите!
Проходите поскорей, всем здесь будит веселее!
Марья-Моревна – правильной речи царевна:
Внимание! Внимание!
Сегодня на повестке дня,
Гениальная идея одна:
Всем предлагается активное участие принять.
В речевой ярмарке товары подобрать.
Каждому могут в работе пригодиться,
Можно с коллегами опытом поделиться.
Для чего она сгодится,
Как на детях отразится.
Главная цель-развитие речи детей,
В ногу со временем следуем ей!
Посол Заморский:
Ярмарка – это публичная продажа товара с использованием закличек. Товар рекламируется в присутствии всех приглашённых гостей. Качество товара определяется в процессе того, как ведущие представляет свою идею. Здесь наши хозяйки должны проявить свои профессиональные способности и выделить в идее педагогически эффективные приёмы и методы организации игры и отдать предпочтение понравившемуся товару, представленному на нашей ярмарке.
Марья-Моревна – правильной речи царевна:
Сегодня на показ выставлены самые драгоценные товары:
- Кафе «Играем в слова» - здесь вы попробуете упражнения, которые разовьют у детей интерес к словесным играм.
- Торговые ряды «Слушай, называй!» и «Наши пальчики играют» - предлагаем вам игры на развитие фонематического восприятия и мелкой моторики рук.
- Лавка «Весёлый язычок» - привлечёт вас сказками, которые помогут детям выработать артикуляционную позу.
- Трактир «Речевой экспресс» - будет почивать вас играми по развитию речевого дыхания, силы голоса и дикции.
Фонограмма: «Ярмарка чудес»
Посол Заморский:
Правила нашей ярмарки следующие:
Сегодня мы предлагаем вам игры, которые вы можете использовать в работе по звукопроизношению на подготовительном этапе.
Задачи подготовительного этапа:
- Психологическая готовность воспитанников к постановке звуков. Вызывать интерес у детей к звукам, словам; развивать слуховое внимание, слуховую память, мышление, речь.
- Фонематическая готовность к вызыванию звука.
Создать необходимый уровень фонематического восприятия, способность различать звуки речи; дифференцировать нарушенный звук от звуков далёких по звучанию, от звуков близких по звучанию и от дефектных звуков.
- Создание артикуляторной готовности.
Подготовить артикуляционный аппарат, выработать артикуляционную позу к постановке звука; отработать упражнения на дыхание, дикцию. Если ребёнок прошёл все перечисленные этапы, звук может появиться по подражанию.
Особенность наших игр в том, что материал содержит только легко произносимые звуки, его можно использовать на занятиях с любым дошкольником независимо от дефекта произношения.
Марья-Моревна – правильной речи царевна:
Кафе «Играем в слова»
Я вам дорогие гости, хочу предложить игры на развитие связной речи, развитие логического мышления и воображения.
Игра «Упрямые звуки» - перед вами магнитное поле, на котором очерчены контуры различных предметов, животных овощей и так далее. Отдельно 25 фигурных магнитных карточек. Цель игры: автоматизация звука [Р] или [Л] в словах, развитие грамматических категорий, развитие мелкой моторики пальцев рук, закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие связной речи, развитие логического мышления и воображения. В игру можно играть по разному.
Вариант I: «Найди правильный контур». Предложите ребёнку узнать предмет по контуру на магнитном поле, подобрать соответствующую магнитную карточку, совместить её с контуром и назвать предмет. При этом можно уточнить у малыша, где живёт упрямый звук [Р] или [Л]: в начале, середине или в конце слова.
Вариант II: «На что похоже». Предложите ребёнку отобрать отдельно фигурные карточки, форма которых напоминает круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Затем попросите его назвать предметы, изображённые на них, употребляя прилагательные «треугольный», «квадратный» и так далее. Например: «круглый помидор», «прямоугольный мел» и т.д.
Вариант III: «Цвет и предмет». Попросите ребёнка выбрать из фигурных магнитных карточек те, рядом с которыми можно употребить прилагательное, обозначающее цвет. Например: для звука [Р] – «серое перо», а для звука [Л] – «жёлтая луна». При этом малыш должен чётко проговаривать те словосочетания прилагательного и существительного, которые у него получаются.
Вариант IV: «Подбери пару». Покажите ребёнку какую-нибудь магнитную карточку, затем попросите его подобрать к вашей карточке другую так, чтобы он смог составить из них предложение. Например: пара «рука-роза»; «держу в руке красную розу». Или пара «волк-луна»; «волк воет на луну».
Вариант V: «Обведи фигуру и раскрась». Дайте ребёнку чистый лист бумаги, карандаши или краски. Пусть попробует обвести и раскрасить фигурные карточки из игры.
Игра «Найди чья тень» - развитие логики, мышления и зрительной памяти.
Предложить ребёнку найти, где чья тень и соединить нужные картинки линиями.
Игра «Математические пазлы» - развивать память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности, закреплять навыки счёта в пределах 10. Для того, чтобы получилась картинка ребёнку необходимо сложить полоски с цифрами по порядку.
Игра «Доскажи словечко» развивать логическое мышление, чувство рифмы;
обучать детей отгадывать загадки, тем самым расширяя их словарный запас, кругозор, развивать творческое воображение.
Товар у меня интересный, играйте и детей развивайте!
Марья-краса, красивые слова:
Приглашаю посетить наши торговые ряды «Слушай, называй» и «Наши пальчики играют»
Предлагаю вам игры на развитие фонематического слуха, с использованием материала правильно произносимых звуков.
Этих игр у нас огромное множество, подходи выбирай и со мной поиграй.
Игры с рифмовками очень нравятся детям.
Игра «Рифмовка-обманка»- ребёнок внимательно слушает рифмовку-обманку и находит в ней «неправильное» слово. Затем с опорой на картинку заменяет его «правильным» похожим по звуковому составу. Слова, которые называет ребёнок, содержат только легко произносимые звуки раннего онтогенеза.
Мы скатаем снежный ком
И построим куклам ТОМ. (ДОМ)
Говорит сосед — чудак:
Вырос в поле красный РАК. (МАК).
Отругала мама зайку:
Не надел под свитер ГАЙКУ. (МАЙКУ)
Хулиганам не до шутки,
Если Рекс в собачьей ДУДКЕ. (БУДКЕ)
Игра «Подбери рифму» - ребёнок внимательно слушает незаконченную рифмовку и должен выбрать слово по смыслу.
В случае затруднения взрослый зачитывает двустишье во всех трёх вариантах.
заменить «неправильное» слово на «правильное», сложность в том что слова схожи по звуковому составу.
БИЛЕТ — БАЛЕТ — ПАКЕТ — БУКЕТ Я тебе задачу дам. Всё расставить по местам. В кассе я куплю ... И отправлюсь на ... У меня с собой ... В нем лежит большой ...
БУТОН — БАТОН — ПИТОН — БЕТОН
Я тебе задачу дам
Все расставить по местам.
- булочной куплю ...
- зоопарке жил ...
Распускается ...
Нужен для дорог …
КАТОК — ПОТОК — МОТОК — ВЕНОК
Я тебе задачу дам
Все расставить по местам.
Что стащил игривый кот? ...
Таня девочкам плетет? ...
С гор спускается, течет? ...
Что за скользкий, ровный лед? ...
Игра «Подбери по смыслу» - Вслед за взрослым ребенок произносит название всех картинок к упражнению. Затем показывает парами те картинки, названия которых звучат похоже
ПОЛЕНО — КОЛЕНО; ОТМЕТКА— КОНФЕТКА; БАТОН —ЛИМОН; УТКА — ДУДКА; БУКЕТ —ПАКЕТ.
Игра «Выбери имя» Вслед за взрослым ребенок произносит 4 имени. Затем выбирает и называет одно имя, которое отличается по звучанию от остальных.
ВИТЯ — МИТЯ — КАТЯ — ПОЛИНА;
ПОЛИНА — АЛИНА — АДА — ГАЛИНА;
ВИКА — ДИАНА — ТАТЬЯНА — УЛЬЯНА;
ИННА — ТИНА — ЛЮБОВЬ — ДИНА;
ТАНЯ - ОЛЯ — ВАНЯ — МАНЯ;
ИННА — ЛИНА — ТАНЯ — ДИНА;
КОЛЯ — ДИМА— ТОЛЯ — ПОЛЯ.
Игры рифмовки очень полезны для детей:
- повышают настроение,
- улучшают слуховое, речевое внимание,
- тренируют мозг ребёнка.
Марья-Моревна – правильной речи царевна:
Лавка «Весёлый язычок»
В мою лавку заходите, сказочку посмотрите….
Чтобы ваши дети запомнили артикуляционную позу, приглашаю вас в сказку. Каждая сказочная история объясняет детям артикуляцию определённого звука речи. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…
«Артикуляционная гимнастика с Машей»
Артикуляционная гимнастика: портал «Мерсибо»
Марья-Моревна – правильной речи царевна:
Трактир «Речевой экспресс»
Не проходите мимо, трактир «Речевой экспресс», всегда рад гостям….
Здесь вы найдёте игры на развитие дикции, речевого дыхания и силы голоса.
Речевой материал для работы над дикцией должен содержать только легко произносимые звуки (звуки раннего онтогенеза), в противном случае при многократном повторении, а тем более при заучивании речевого материала возникает опасность закрепления дефектного произношения. Искажаемые звуки должны отсутствовать в предложениях, рассказах и скороговорках для тренировки дикции.
Игры для развития речевого дыхания: «Листопад», «Вертушки», «Свистульки», «Коктейльные трубочки», «Летающий шарик».
Игра «Снежинки» - тренировка воздушной струи.
Игра «На все голоса» - различение голосов по высоте и тембру, фразы со звуком [р].
Ребусы: Переходим к ребусам, развиваем логическое мышление, фантазию,
сообразительность, воображение.
Игра «Загадки-описание» - ребёнок слушает описание действий, которые можно выполнить предметами, а затем выбирает его среди предметов изображённых на картинке.
Этот предмет можно ставить на стол. В него можно налить воду. Если уронишь, его можно разбить. (Ваза) Этот предмет кладут на стол. В него можно набрать жидкость. Им можно стукнуть по столу. Если уронишь, он не разобьётся. (Ложка) Этот предмет никогда не ставят на стол. Если в него попадает вода, предмет надо просушить. Его трудно уронить, потому что он постоянно находится внизу. (Туфелька) Этот предмет не кладут на стол. В него не может попасть вода. Его роняют часто и с удовольствием. (Мяч) Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеёмся, удивляемся, иногда пугаемся. Его не включают в розетку. (Книга) Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеёмся, удивляемся, иногда пугаемся. С помощью этого предмета можно найти друзей в любом конце планеты. Его обязательно надо включать в розетку. (Компьютер) Этот предмет помогает нам общаться. Держа его в руке, мы смеёмся, грустим, удивляемся. Иногда его надо включать в розетку. (Мобильный телефон)
Игра «Рассказ по картинке» с использованием мнемотаблицы: Ребёнок за взрослым повторяет рассказы. Для этого нужно использовать мнемотаблицы.
«Подарки осени»
Ходит осень в нашем парке. Дарит осень всем подарки. Бусы красные – рябине, фартук розовый осине, зонтик жёлтый тополям, фрукты осень дарит нам.
Вы в трактир мой загляните, ничего не упустите!
Подведение итогов:
Марья-краса, красивые слова:
Вот и закрывается ярмарка речевых игр. Сегодня мы познакомились с некоторыми педагогическими технологиями.
Надеемся дорогие гости вы приобретёте себе полезные игры для подготовительного этапа работы по звукопроизношению и ваши дети будут подготовлены: психологически, фонематически, артикуляционно к постановке звуков.
А теперь дорогие гости, проходите, примечайте и конфетки выбирайте.
Свои впечатления и отзывы напишите и в вазу положите.
Посла Заморского встречайте и интервью ему давайте.
Игра «Интервью»
Посол Заморский передаёт микрофон гостям и выясняет, что каждый для себя смог открыть на сегодняшнем мероприятии.
Марья-Моревна – правильной речи царевна:
Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
(Вручение педагогам комплекта развивающих логопедических игр)
Фонограмма: «Этой ярмарки краски»
Логопед: Вот и закрывается ярмарка речевых игр. Сегодня мы познакомились с речевыми играми и некоторыми педагогическими технологиями,
Игра «Интервью»
Передается микрофон старшему воспитателю Прудниковой Оксане Викторовне: «Все представленные игры можно использовать в работе с детьми. Можно сказать, что все игры уникальны, так как их можно использовать не только в речевом, но и во всестороннем развитии дошкольников».
Логопед: Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась.