ярмарка речевых игр
материал по логопедии

Кравченко Светлана Ивановна

Речевые дидактические игры - это многоплановое,сложное педагогическое явление: они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности  ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarmarka_rechevyh_igr.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

           «Ярмарка речевых игр».

Цель: Создание благоприятных условий  педагогами для познавательного — речевого развития.

Задачи:

  1. Развитие творческой деятельности педагогов и стимулирование дальнейшего профессионального роста.
  2. Выявление и распространение опыта использования  речевых игр в работе с детьми.

 Материалы: презентация, игры: «Куча — мала», «Холодидьник», «Смайлики», магнитная доска, предметные картинки.

Речевые дидактические игры —  это многоплановое, сложное педагогическое явление: они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Характерные особенности речевых игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя, решает дидактическую задачу. Речевые  игры выступают как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Через эти игры осуществляется умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей,  развивается речь детей, пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих речевых игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни.

Ход ярмарки:

 Логопед: Внимание! Внимание!

                  Сегодня на повестке дня

                  Гениальная идея одна:

                  Всем предлагается участие принять,

                  В речевой ярмарке товары показать.

                  Каждый может похвалиться,

                  Своей идеей поделиться.

                  Для чего она сгодится,

                  Как на детках отразится.

                В нашей работе всё может сгодиться,

                Может и Вам, что пригодится.

                Главная цель – развитие речи детей,

                В ногу со временем следуем ей!

 

Программное содержание:

Ярмарка – публичная демонстрация товара с использованием закличек.

Ведущие: Марья-Моревна – правильной речи царевна и Марья – краса, красивые слова представляют свой товар «игры», выделяют педагогически эффективные приёмы и методы организации работы по познавательному-речевому развитию и формированию фонематической готовности к исправлению трудных звуков у дошкольников.

Оборудование: торговые лавки, вывески, дидактические игры, логопедические игры onlain, компьютерные пособия, перечень сайтов для педагогов, логопедические песни и попевки, сказки, костюмы.

Предварительная работа: тематическая проверка материала по использованию игровых технологий в коррекционно-развивающей логопедической работе ДОУ, подготовка электронного варианта игр, заданий, шаблонов.

  • Ведущие ярмарки: Марья-Моревна – правильной речи царевна, Марья-краса, красивые слова;
  • Посол Заморский;
  • Купцы – педагоги детских садов.

Фонограмма: начало мероприятия

Содержание игры:

Педагогов в воротах г. Словограда встречают ведущие: Марья-Моревна – правильной речи царевна, Марья-краса, красивые слова и посол Заморский.

Фонограмма: «Ах, ярмарка»

Марья-Моревна – правильной речи царевна:

Есть на речке на Сейму город маленький, в цвету.

С незапамятных времён Льговом зовётся он.

Там, не ведая невзгод, очень славный живёт народ:

Хлебосольный, незлобивый, дружелюбный и трудолюбивый.

Солнце яркое встаёт, спешит на ярмарку народ,

Отворяю ворота. Проходите господа.

Марья-краса, красивые слова:

Проходите, проходите! Ярмарку нашу посетите,

Игры для себя найдите, и пустыми не уйдите!

Проходите поскорей, всем здесь будит веселее!

Марья-Моревна – правильной речи царевна:

Внимание! Внимание!

Сегодня на повестке дня,

Гениальная идея одна:

Всем предлагается активное участие принять.

В речевой ярмарке товары подобрать.

Каждому могут в работе пригодиться,

Можно с коллегами опытом поделиться.

Для чего она сгодится,

Как на детях отразится.

Главная цель-развитие речи детей,

В ногу со временем следуем ей!

Посол Заморский:

Ярмарка – это публичная продажа товара с использованием закличек. Товар рекламируется в присутствии всех приглашённых гостей. Качество товара определяется в процессе того, как ведущие представляет свою идею. Здесь наши хозяйки должны проявить свои профессиональные способности и выделить в идее педагогически эффективные приёмы и методы организации игры и отдать предпочтение понравившемуся товару, представленному на нашей ярмарке.

Марья-Моревна – правильной речи царевна:

Сегодня на показ выставлены самые драгоценные товары:

  • Кафе «Играем в слова» - здесь вы попробуете упражнения, которые разовьют у детей интерес к словесным играм.
  • Торговые ряды «Слушай, называй!» и «Наши пальчики играют» - предлагаем вам игры на развитие фонематического восприятия и мелкой моторики рук.
  • Лавка «Весёлый язычок» - привлечёт вас сказками, которые помогут детям выработать артикуляционную позу.
  • Трактир «Речевой экспресс» - будет почивать вас играми по развитию речевого дыхания, силы голоса и дикции.

Фонограмма: «Ярмарка чудес»

Посол Заморский:

Правила нашей ярмарки следующие:

Сегодня мы предлагаем вам игры, которые вы можете использовать в работе по звукопроизношению на подготовительном этапе.

Задачи подготовительного этапа:

  1. Психологическая готовность воспитанников к постановке звуков. Вызывать интерес у детей к звукам, словам; развивать слуховое внимание, слуховую память, мышление, речь.
  2. Фонематическая готовность к вызыванию звука.

Создать необходимый уровень фонематического восприятия, способность различать звуки речи; дифференцировать нарушенный звук от звуков далёких по звучанию, от звуков близких по звучанию и от дефектных звуков.

  1. Создание артикуляторной готовности.

Подготовить артикуляционный аппарат, выработать артикуляционную позу к постановке звука; отработать упражнения на дыхание, дикцию. Если ребёнок прошёл все перечисленные этапы, звук может появиться по подражанию.

Особенность наших игр в том, что материал содержит только легко произносимые звуки, его можно использовать на занятиях с любым дошкольником независимо от дефекта произношения.

Марья-Моревна – правильной речи царевна:

Кафе «Играем в слова»

Я вам дорогие гости, хочу предложить игры на развитие связной речи, развитие логического мышления и воображения.

Игра «Упрямые звуки» - перед вами магнитное поле, на котором очерчены контуры различных предметов, животных овощей и так далее. Отдельно 25 фигурных магнитных карточек. Цель игры: автоматизация звука [Р] или [Л] в словах, развитие грамматических категорий, развитие мелкой моторики пальцев рук, закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие связной речи, развитие логического мышления и воображения. В игру можно играть по разному.

Вариант I: «Найди правильный контур». Предложите ребёнку узнать предмет по контуру на магнитном поле, подобрать соответствующую магнитную карточку, совместить её с контуром и назвать предмет. При этом можно уточнить у малыша, где живёт упрямый звук [Р] или [Л]: в начале, середине или в конце слова.

Вариант II: «На что похоже». Предложите ребёнку отобрать отдельно фигурные карточки, форма которых напоминает круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Затем попросите его назвать предметы, изображённые на них, употребляя прилагательные «треугольный», «квадратный» и так далее. Например: «круглый помидор», «прямоугольный мел» и т.д.

Вариант III: «Цвет и предмет». Попросите ребёнка выбрать из фигурных магнитных карточек те, рядом с которыми можно употребить прилагательное, обозначающее цвет. Например: для звука [Р] – «серое перо», а для звука [Л] – «жёлтая луна». При этом малыш должен чётко проговаривать те словосочетания прилагательного и существительного, которые у него получаются.

Вариант IV: «Подбери пару». Покажите ребёнку какую-нибудь магнитную карточку, затем попросите его подобрать к вашей карточке другую так, чтобы он смог составить из них предложение. Например: пара «рука-роза»; «держу в руке красную розу». Или пара «волк-луна»; «волк воет на луну».

Вариант V: «Обведи фигуру и раскрась». Дайте ребёнку чистый лист бумаги, карандаши или краски. Пусть попробует обвести и раскрасить фигурные карточки из игры.

Игра «Найди чья тень» - развитие логики, мышления и зрительной памяти.
Предложить ребёнку найти, где чья тень и соединить нужные картинки линиями.

Игра «Математические пазлы» - развивать память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности, закреплять навыки счёта в пределах 10. Для того, чтобы получилась картинка ребёнку необходимо сложить полоски с цифрами  по порядку.

Игра «Доскажи словечко» развивать логическое мышление, чувство рифмы;
обучать детей отгадывать загадки, тем самым расширяя их словарный запас, кругозор, развивать творческое воображение.

Товар у меня интересный, играйте и детей развивайте!

Марья-краса, красивые слова:

Приглашаю посетить наши торговые ряды «Слушай, называй» и «Наши пальчики играют»

Предлагаю вам игры на развитие фонематического слуха, с использованием материала правильно произносимых звуков.

Этих игр у нас огромное множество, подходи выбирай и со мной поиграй.

Игры с рифмовками очень нравятся детям.

Игра «Рифмовка-обманка»- ребёнок внимательно слушает рифмовку-обманку и находит в ней «неправильное» слово. Затем с опорой на картинку заменяет его «правильным» похожим по звуковому составу. Слова, которые называет ребёнок, содержат только легко произносимые звуки раннего онтогенеза.

Мы скатаем снежный ком

И построим куклам ТОМ. (ДОМ)

Говорит сосед — чудак:

Вырос в поле красный РАК. (МАК).

Отругала мама зайку:

Не надел под свитер ГАЙКУ. (МАЙКУ)

Хулиганам не до шутки,

Если Рекс в собачьей ДУДКЕ. (БУДКЕ)

Игра «Подбери рифму» - ребёнок внимательно слушает незаконченную рифмовку и должен выбрать слово по смыслу.

В случае затруднения взрослый зачитывает двустишье во всех трёх вариантах.

заменить «неправильное» слово на «правильное», сложность в том что слова схожи по звуковому составу.

БИЛЕТ — БАЛЕТ — ПАКЕТ — БУКЕТ Я тебе задачу дам. Всё расставить по местам. В кассе я куплю ... И отправлюсь на ... У меня с собой ... В нем лежит большой ...

БУТОН — БАТОН — ПИТОН — БЕТОН

Я тебе задачу дам

Все расставить по местам.

  • булочной куплю ...
  • зоопарке жил ...

Распускается ...

Нужен для дорог …

КАТОК — ПОТОК — МОТОК — ВЕНОК

Я тебе задачу дам

Все расставить по местам.

Что стащил игривый кот? ...

Таня девочкам плетет? ...

С гор спускается, течет? ...

Что за скользкий, ровный лед? ...

Игра «Подбери по смыслу» - Вслед за взрослым ребенок произносит название всех картинок к упражнению. Затем показывает парами те картинки, названия которых звучат похоже

ПОЛЕНО — КОЛЕНО; ОТМЕТКА— КОНФЕТКА; БАТОН —ЛИМОН; УТКА — ДУДКА; БУКЕТ —ПАКЕТ.

Игра «Выбери имя» Вслед за взрослым ребенок произносит 4 имени. Затем выбирает и называет одно имя, которое отличается по звучанию от остальных.

ВИТЯ — МИТЯ — КАТЯ — ПОЛИНА;

ПОЛИНА — АЛИНА — АДА — ГАЛИНА;

ВИКА — ДИАНА — ТАТЬЯНА — УЛЬЯНА;

ИННА — ТИНА — ЛЮБОВЬ — ДИНА;

ТАНЯ - ОЛЯ — ВАНЯ — МАНЯ;

ИННА — ЛИНА — ТАНЯ — ДИНА;

КОЛЯ — ДИМА— ТОЛЯ — ПОЛЯ.

Игры рифмовки очень полезны для детей:

  • повышают настроение,
  • улучшают слуховое, речевое внимание,
  • тренируют мозг ребёнка.

Марья-Моревна – правильной речи царевна:

Лавка «Весёлый язычок»

В мою лавку заходите, сказочку посмотрите….

Чтобы ваши дети запомнили артикуляционную позу, приглашаю вас в сказку. Каждая сказочная история объясняет детям артикуляцию определённого звука речи. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…

«Артикуляционная гимнастика с Машей»

Артикуляционная гимнастика: портал «Мерсибо»

Марья-Моревна – правильной речи царевна:

Трактир «Речевой экспресс»

Не проходите мимо, трактир «Речевой экспресс», всегда рад гостям….

Здесь вы найдёте игры на развитие дикции, речевого дыхания и силы голоса.

Речевой материал для работы над дикцией должен содержать только легко произносимые звуки (звуки раннего онтогенеза), в противном случае при многократном повторении, а тем более при заучивании речевого материала возникает опасность закрепления дефектного произношения. Искажаемые звуки должны отсутствовать в предложениях, рассказах и скороговорках для тренировки дикции.

Игры для развития речевого дыхания: «Листопад», «Вертушки», «Свистульки», «Коктейльные трубочки», «Летающий шарик».

Игра «Снежинки» - тренировка воздушной струи.

Игра «На все голоса» - различение голосов по высоте и тембру, фразы со звуком [р].

Ребусы: Переходим к ребусам, развиваем логическое мышление, фантазию,

сообразительность, воображение.

Игра «Загадки-описание» - ребёнок слушает описание действий, которые можно выполнить предметами, а затем выбирает его среди предметов изображённых на картинке.

Этот предмет можно ставить на стол. В него можно налить воду. Если уронишь, его можно разбить. (Ваза) Этот предмет кладут на стол. В него можно набрать жидкость. Им можно стукнуть по столу. Если уронишь, он не разобьётся. (Ложка) Этот предмет никогда не ставят на стол. Если в него попадает вода, предмет надо просушить. Его трудно уронить, потому что он постоянно находится внизу. (Туфелька) Этот предмет не кладут на стол. В него не может попасть вода. Его роняют часто и с удовольствием. (Мяч) Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеёмся, удивляемся, иногда пугаемся. Его не включают в розетку. (Книга) Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеёмся, удивляемся, иногда пугаемся. С помощью этого предмета можно найти друзей в любом конце планеты. Его обязательно надо включать в розетку. (Компьютер) Этот предмет помогает нам общаться. Держа его в руке, мы смеёмся, грустим, удивляемся. Иногда его надо включать в розетку. (Мобильный телефон)

Игра «Рассказ по картинке» с использованием мнемотаблицы: Ребёнок за взрослым повторяет рассказы. Для этого нужно использовать мнемотаблицы.

«Подарки осени»

Ходит осень в нашем парке. Дарит осень всем подарки. Бусы красные – рябине, фартук розовый осине, зонтик жёлтый тополям, фрукты осень дарит нам.

Вы в трактир мой загляните, ничего не упустите!

Подведение итогов:

Марья-краса, красивые слова:

Вот и закрывается ярмарка речевых игр. Сегодня мы познакомились с некоторыми педагогическими технологиями.

Надеемся дорогие гости вы приобретёте себе полезные игры для подготовительного этапа работы по звукопроизношению и ваши дети будут подготовлены: психологически, фонематически, артикуляционно к постановке звуков.

А теперь дорогие гости, проходите, примечайте и конфетки выбирайте.

Свои впечатления и отзывы напишите и в вазу положите.

Посла Заморского встречайте и интервью ему давайте.

Игра «Интервью»

Посол Заморский передаёт микрофон гостям и выясняет, что каждый для себя смог открыть на сегодняшнем мероприятии.

Марья-Моревна – правильной речи царевна:

Вот и солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась.

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

(Вручение педагогам комплекта развивающих логопедических игр)

Фонограмма: «Этой ярмарки краски»

Логопед: Вот и закрывается ярмарка речевых игр. Сегодня мы познакомились с речевыми играми и некоторыми педагогическими  технологиями,

Игра «Интервью»

Передается микрофон старшему воспитателю Прудниковой Оксане Викторовне: «Все представленные игры можно использовать в работе с детьми. Можно сказать, что все игры уникальны, так как их можно использовать не только в речевом, но и во всестороннем развитии дошкольников».

Логопед: Вот и солнце закатилось,  наша ярмарка закрылась.