Картотека упражнений по психогимнастике
картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Посредством психогимнастических упражнений дети учатся выражать свои эмоции, чувства и переживания, понимать эмоциональное состояние других людей. Психогимнастика способствует раскрепощению детей, развивает пластику движений, регулирует поведение, помогает концентрации внимания, активизирует работу мысли и воображения.
Психогимнастические упражнения можно проводить в любое время занятия: в начале, по ходу или в заключительной его части. Они снимают усталость, являясь эмоциональной разгрузкой, способствуют повышению интереса к занятию и могут служить переходным мостиком между частями занятия. Фантазия ребенка беспредельна и неиссякаема, нужно лишь своевременно дать толчок для ее развития и поддерживать интерес к такому виду самореализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_uprazhneniy_po_psihogimnastike.docx | 26.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека упражнений по психогимнастике
Группы №2
МБДОУ №322 «Морозко»
Учитель-логопед
Астаева Н.Н.
ОСЕНЬ
- ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
-Покажите, какое у вас настроение в осенний, дождливый и хмурый день.
- ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ
-Какой вы себе представляете Осень? Изобразите раннюю и позднюю Осень. У ранней Осени легкая поступь, веселое лицо, она радостная, щедрая, добрая и красивая. Поздняя Осень грустная, печальная
-Изобразите птиц, улетающих в теплые края. Прощаемся с улетающими птицами(выражение грусти и печали).
-Передайте позой, мимикой и движением, образы животных, готовящихся к зиме: ежика, забравшегося в норку; медведя, укладывающегося спать; белочку, собирающую грибы и шишки в свою кладовую.
- ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
-Придумайте действия, которые можно наблюдать в осеннюю пору: уборка урожая, сбор фруктов…
- ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ
«Прогулка в лес». Пробираемся сквозь бурелом, встречаем пугливого зайца, собираем чернику, бруснику.
«Собираем грибы»
Мы по лесу шли-щли-щли, подосиновик нашли,
Положили в кузовок и дальше пошли.
Мы по лесу шли-шли-шли, белый гриб нашли….
ОВОЩИ.ОГОРОД
- ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
-Передайте эмоциональное состояние мамы, чистящей и режущей лук. Покажите, как удивился дедушка, увидев огромную репу на своем огороде.
- ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ.
-Изобразите овощи на грядке6 «толстячки»-арбузы, тыквы и кочаны капусты; «худышки»-лук, чеснок, стручок гороха. Изобразите горошины в стручке, кабачок, подставивший солнышку бочок, и соленые огурцы в банке.
- ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ
«Сажаем огород»
Мы лопатки взяли, грядки раскопали.
Грабли в руки взяли, грядки разровняли.
Семена рядами дружно мы сажали,
А потом водою теплой поливали.
«Уборка урожая»
Срезаем капусту, копаем картошку, выдергиваем морковь и свеклу.
«Огородное пугало»
Один ребенок изображает огородное пугало, а другие произносят слова и выполняют соответствующие им действия.. (выразить испуг и удивление)
Дети шли, шли, шли, в огород они зашли.
Там увидели урода, и скорей из огорода.
ФРУКТЫ.ЯГОДЫ
- ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
-Передайте свое эмоциональное состояние: едим сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму.
-Выразите удовольствие от приятного запаха земляничного варенья
- Изобразите действия садовника: копаем ямки, сажаем плодовые деревья, белим стволы деревьев.
«Уборка урожая» Имитация действий: ставим лестницу, срываем яблоки, складываем в ящики, а затем грузим их в машину.
« Варим варенье» Изобразите действия мамы: моем фрукты, чистим, разрезаем, кладем в кастрюлю, засыпаем их сахаром и помешиваем варенье.
- ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ.
-Представьте себя фруктовым деревом
со спелыми наливными яблоками;
яблоком, который грызет червяк;
земляникой на солнечной полянке
ОДЕЖДА
- ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
-Представьте себе, что у вас появился новый наряд, испачкалось платье, порвалось платье, что вы укололи пальчик, рассыпали мамины иголки и булавки.
- ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ
-« Шитье одежды». Покажите , как модельер рисует модель, закройщик делает выкройку, портниха шьет, манекенщица демонстрирует готовое платье.
Покажите, как шьют на ручной, ножной и электрической машинке, вяжут на спицах.
«Стирка». Представьте, что мы наливаем воду в тазик, определяем, какая она- холодная, очень горячая, теплая (выразить свои ощущения). Сыплем стиральный порошок, стираем белье, полощем, отжимаем, встряхиваем, вешаем на веревку, закрепляем прищепками. Ветер срывает белье с веревки, оно падает на землю, пачкается. Мы огорчены, придется стирать его опять. Белье высохло, его надо погладить.
- ОЖИВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ
-Представьте себя новой шубой; потерянной варежкой и варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол, и аккуратно сложенной рубашкой.
-Представьте, что поясок- это змея, а меховая рукавичка-мышонок.
ОБУВЬ
- ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
-Представьте, что вам купили красивые новые туфли. Покажите, как вы обрадовались.
У туфли оторвалась застежка, или новые туфли испачкались. Покажите, как вы огорчились.
- ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ.
-Изобразите состояние туфель, брошенных под кровать, и туфель, поставленных на полку; старыеи новые туфли; тапочки, ожидающие свою хозяйку
- ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
- Чистим обувь,
-застегиваем молнию
-зашнуровываем ботинки
-надеваем узкие сапоги
-снимаем сапоги
-моем сапоги,
ЗИМА.ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ
- ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
-Выразите свое состояние и настроение в разное время зимы. Радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.
- ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ
-Покажите мимикой, жестами и движениями настроение и действие зимы. Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. Сердитая Старуха- зима заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами.
Обыгрывание ситуации «Новый год».
-Изобразите Деда Мороза и Снегурочку, идущих на елку. Покажите, как разные звери встречали Новый год
-Изображаем зимние забавы: катаемся на коньках, играем в снежки, лепим снежную бабу, везем на санках малышей, ходим на лыжах.
Вся земля в снегу, я на лыжах бегу.
Ты бежишь за мной, хорошо зимой.
Небо ярко-синее, ели, сосны в инее.
Снег сверкает под ногами, эй, ребята, кто за нами?
-Изобразите зимующих птиц: дятла, ворону,прилетевших к кормушке, замерзшего воробья.
-Помогаем птицам: мастерим кормушку, вешаем ее на дерево, насыпаем в кормушку зерно.
-Изобразите зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося за кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка, спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую
-Изобразите зимние деревья, укрытые снеговой шапкой, стонущие и гнущиеся от сильного ветра; летящие снежинки; радующихся снеговиков; острую сосульку, свисающую с крыши
ПТИЦЫ
- ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ
-Изобразите радость аистов и других перелетных птиц, увидевших родные края после возвращения из дальних странствий
-Изобразите птиц в морозный день: « Ой холодно! «Ой, как зябнут ножки»! Выразите мимикой состояние голодных и замерзающих птиц. Передайте эмоциональное состояние: сочувствуем птицам, нам очень жалко их.
- ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИИ
«Помогаем птицам». Представьте, что вы мастерите кормушку, строгаете и пилите доски, сколачиваете их гвоздями, а затем вешаете кормушку на дерево.
-Изобразите умную ворону, размачивающую корку хлеба; сороку-воровку, стащившую колечко.
- ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИХОВ.
-Покажите смелого, юркого, шустрого и трусливого воробья.
-Воробей, чего ты ждешь?
Крошек хлебных не клюешь?
-Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
ВОРОНЫ И СОБАКИ
Возле елочки зеленой, скачут, каркают вороны-
Из-за корочки подрались, во все горло разорались:
-Кар-кар-кар! Вдруг собаки выбегают, и вороны убегают.
ТРАНСПОРТ
- ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
-Изобразите внимательного шофера и вежливых пассажиров; ответственного капитана корабля и пилота; действия водителя автобуса, велосипедиста; смелых и трудолюбивых моряков.
Моряки бросают якорь, вытягивают сети с рыбой, поднимают паруса, тянут канат, спускают на воду шлюпку и гребут к берегу.
- ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ
-Изобразите автобус, переполненный людьми; корабль, попавший в шторм; сломанную машину; летящий самолет. (Имитация езды на велосипеде, машине, самокате, автобусе)
«Угадайте, что я делаю». Один ребенок показывает действие, а другие –угадывают и повторяют его действия («заливает» в бак бензин, «заводит»машину, «крутит руль»…
Выполнение движений в соответствии со смыслом текста
К нам бегут автобусы, с добрыми глазами,
И двери перед нами распахивают сами.
А мы уже с работы, а мы уже устали….
Добрые автобусы, как они узнали?...
Троллейбус приглашает: «Ш-шшу, прошу ко мне,
Ко мне прошшшшшшшшу!
И подошли трамваи, с добрыми глазами,
И завели трамваи добрыми голосами: «блям, блям, к нам!
Пожалуйста, входите и распологайтесь.
Только не кричите! Только не толкайтесь!
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
- ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ
-Изобразите мимикой и позой характерные черты каждого животного: хитрую лису, голодного и злого волка, проворную белочку, свернувшегося в клубок ежика, косолапого мишку, зайчика, попавшего в лапы лисе
- ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИИ
«Медведь в берлоге» Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке. Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.
- ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИХОВ.
Зайка.
Зайка по лесу скакал, зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке, поднялись как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздается: кто-то по лесу крадется.
Заяц путает следы, убегает от беды.
Прыгнул в бок, и обернулся, и под кустиком свернулся.
Лиса
У лисицы острый нос, у нее пушистый хвост,
Шуба рыжая лисы, несказанной красоты.
Лиса павою похаживает, шубу пышную поглаживает:
-Я-охотница до птицы! Кур ловить я мастерица!
Как увижу-подкрадусь и тихонько затаюсь.
После прыгну и схвачу, детям в норку отнесу.
Ежик
По лесной сухой дорожке- топ-топ-топ-топочут ножки,
Ходит, бродит вдоль дорожек, весь в иголках серый ежик.
Ищет ягодки, грибочки, для сыночка и для дочки.
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
- ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
-Выразите мимикой и жестами отношение разных людей к животным: хозяин косит траву для коров, конюх причесывает и чистит коня, хозяйка наливает молоко в миску для котенка. Выразите состояние хозяйки, у которой пропала собака, кошка или коза.
- ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ
-изобразите ласковую кошечку, игривого жеребенка, грозного быка, поросенка, валяющегося в грязи. Представьте и покажите мимикой состояние собаки, которую выгнали из дома, голодного котенка, просящего молочка у своей хозяйки.
- ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИИ
«Кошка и мышка». Изобразите мышонка, попавшего в лапы кошки, и довольную кошку. Покажите хитрого мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку.
- ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИХОВ.
Кони
Скачут кони по полям, ох и весело коням.
Ежик и бычок
Встретил ежика бычок, и лизнул его бочок.
Но, лизнув его бочок, уколол свой язычок.
А колючий еж смеется: -в рот не суй что попадется
Печальная история
Плачет киска в коридоре, у нее большое горе:
Злые люди бедной киске, не дают украсть сосиски.
ВЕСНА
- ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
- Выразите радость людей от встречи с весной Мы греемся на солнышке, покажите, как вам тепло и приятно. Представьте себя доброй и ласковой Весной. Подарите деревьям листву, лугам -траву и цветы.
- ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ
Весна принесла хорошее настроение не только нам, но и всему живому. Изобразите зверей, встречающих весну: из норки вылезает ежик, просыпаются барсук и медведь, радуются зайчик и белочка.
«Медведь в берлоге» Пригрело солнышко, снег растаял, и вода попала медведю в берлогу. Покажите, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.
- ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Готовимся к прилету скворцов: распиливаем доски, сколачиваем скворечник, привязываем к дереву.
Выразите мимикой , движениями и жестами отношения Зимы и Весны.
Говорит Весна:
-Сестра, уходить тебе пора!
А Зима Весне в ответ: -Нет! Нет!Нет!
Говорит Весна тогда: -С крыши капает вода?-Да!Да!Да!
-Тают горки во дворах?- Ах!Ах!Ах!
-А на речке-речке треснул лед?- Вот так! Так вот!
ЛЕТО
- ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
-Покажите, как вы греетесь на солнышке. Выразите состояние покоя и блаженства. Голова слегка запрокинута назад, все тело расслаблено, руки подняты, ладони раскрыты.
-Изобразите, как вы купаетесь, играете в игры, гуляете в лесу, собираете ягоды.
- ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ
-Каким вы себе представляете лето? Лето приносит тепло и радость всему живому, дарит цветы лугам, плоды деревьям, урожай людям. Представьте, что вы -лето. Покажите, как лето раздает свои подарки.
-Изобразите животных, резвящихся на полянке: мишку, лису, зайку, белку.
-Изобразите обитателей луга: кузнечика, стрекозу, лягушку, пчелу, шмеля
Стреко -стреко -стрекоза, изумрудные глаза,
На цветочке посиди и скорее к нам лети.
Ой, беда, беда, беда! Нас ужалила пчела.
Шмель жужжал, жужжал, жужжал ,вдруг свалился и упал.
Он на спинке лежит, ноженьками шевелит.
Вот зелененький кузнечик,скачет ловко-ловко
Осторожно прыгай милый, там лягушкина головка.
-Изобразите землянику, которая просится детям в корзинку. Выразите мимикой состояние сорванного цветка, которому очень больно. Покажите как вам жалко сорванный цветок. Наклонитесь над цветком, полюбуйтесь им. Мы пришли к цветам «не для того, чтоб рвать или срезать, а чтоб увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы ко Дню здоровья. Тема: «Мое душевное здоровье» (занятие с элементами психогимнастики, психотехнических игр и упражнений).
Данное занятие знакомит детей с понятием «душевное здоровье» и его составляющим. Происходит бучение навыкам взаимодействия, сотрудничества, адекватным способам выражения своих эмоций. Благодаря предст...
Психогимнастика "Времена года" для занятий и тренингов психолога с дошкольниками.
Презентация для проведения психогимнастических упражнений на занятиях и тренингах....
Использование психогимнастики как метода психокоррекционной работы с учащимися младших классов.
Для чего мы привлекаем психогимнастику в свой педагогический арсенал, какие задачи она решает? — Развитие нравственных представлений; развитие познавательных процессов — в частности, формирование сенс...
Психогимнастика
Необходимые материалы для работы с детьми....
ЗАНЯТИЕ ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Это музыкально-ритмическое занятие сэлементами психогимнастики...
Психогимнастика, как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников. Игры, упражнения, этюды по психогимнастике.
Материал предоставлен для воспитателей ДОУ. В материале содержатся методика проведения игр и занятий по психогимнастике в детском саду для детей старшего возраста. также в материале и...
КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ и КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕТема: “В осеннем саду”Программное содержание:Учить детей правильно продвигаться по гимнастической скаме...