Картотека упражнений по психогимнастике
картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)


Посредством психогимнастических упражнений дети учатся выражать свои эмоции, чувства и переживания, понимать эмоциональное состояние других людей. Психогимнастика способствует раскрепощению детей, развивает пластику движений, регулирует поведение, помогает концентрации внимания, активизирует работу мысли и воображения.

Психогимнастические упражнения можно проводить в любое время занятия: в начале, по ходу или в заключительной его части. Они снимают усталость, являясь эмоциональной разгрузкой, способствуют повышению интереса к занятию и могут служить переходным мостиком между частями занятия. Фантазия ребенка беспредельна и неиссякаема, нужно лишь своевременно дать толчок для ее развития и поддерживать интерес к такому виду самореализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_uprazhneniy_po_psihogimnastike.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека упражнений по психогимнастике

Группы №2

МБДОУ №322 «Морозко»

Учитель-логопед

Астаева Н.Н.

ОСЕНЬ

  • ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

-Покажите, какое у вас настроение в осенний, дождливый и хмурый день.

  • ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

-Какой вы себе представляете Осень? Изобразите раннюю и позднюю Осень. У ранней Осени легкая поступь, веселое лицо, она радостная, щедрая, добрая и красивая. Поздняя Осень грустная, печальная

-Изобразите птиц, улетающих в теплые края. Прощаемся с улетающими птицами(выражение грусти и печали).

-Передайте позой, мимикой и движением, образы животных, готовящихся к зиме: ежика, забравшегося в норку; медведя, укладывающегося спать; белочку, собирающую грибы и шишки в свою кладовую.

  • ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

-Придумайте действия, которые можно наблюдать в осеннюю пору: уборка урожая, сбор фруктов…

  • ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ

«Прогулка в лес». Пробираемся сквозь бурелом, встречаем пугливого зайца, собираем чернику, бруснику.

«Собираем грибы»

Мы по лесу шли-щли-щли, подосиновик нашли,

Положили в кузовок и дальше пошли.

Мы по лесу шли-шли-шли, белый гриб нашли….

ОВОЩИ.ОГОРОД

  • ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

-Передайте эмоциональное состояние мамы, чистящей и режущей лук. Покажите, как удивился дедушка, увидев огромную репу на своем огороде.

  • ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ.

-Изобразите овощи на грядке6 «толстячки»-арбузы, тыквы и кочаны капусты; «худышки»-лук, чеснок, стручок гороха. Изобразите горошины в стручке, кабачок, подставивший солнышку бочок, и соленые огурцы в банке.

  • ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ

«Сажаем огород»

Мы лопатки взяли, грядки раскопали.

Грабли в руки взяли, грядки разровняли.

Семена рядами дружно мы сажали,

А потом водою теплой поливали.

«Уборка урожая»

Срезаем капусту, копаем картошку, выдергиваем морковь и свеклу.

«Огородное пугало»

Один ребенок изображает огородное пугало, а другие произносят слова и выполняют соответствующие им действия.. (выразить испуг и удивление)

Дети шли, шли, шли, в огород они зашли.

Там увидели урода, и скорей из огорода.

ФРУКТЫ.ЯГОДЫ

  • ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

-Передайте свое эмоциональное состояние: едим сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму.

-Выразите удовольствие от приятного запаха земляничного варенья

- Изобразите действия садовника: копаем ямки, сажаем плодовые деревья, белим стволы деревьев.

«Уборка урожая» Имитация действий: ставим лестницу, срываем яблоки, складываем в ящики, а затем грузим их в машину.

« Варим варенье» Изобразите действия мамы: моем фрукты, чистим, разрезаем, кладем в кастрюлю, засыпаем их сахаром и помешиваем варенье.

  • ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ.

-Представьте себя фруктовым деревом

 со спелыми наливными яблоками;

яблоком, который грызет червяк;

земляникой на солнечной полянке

ОДЕЖДА

  • ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

-Представьте себе, что у вас появился новый наряд, испачкалось платье, порвалось платье, что вы укололи пальчик, рассыпали мамины иголки и булавки.

  • ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ

-« Шитье одежды». Покажите , как модельер рисует модель, закройщик делает выкройку, портниха шьет, манекенщица демонстрирует готовое платье.

Покажите, как шьют на ручной, ножной и электрической машинке, вяжут на спицах.

«Стирка». Представьте, что мы наливаем воду в тазик, определяем, какая она- холодная, очень горячая, теплая (выразить свои ощущения). Сыплем стиральный порошок, стираем белье, полощем, отжимаем, встряхиваем, вешаем на веревку, закрепляем прищепками. Ветер срывает белье с веревки, оно падает на землю, пачкается. Мы огорчены, придется стирать его опять. Белье высохло, его надо погладить.

  • ОЖИВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

-Представьте себя новой шубой; потерянной варежкой и варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол, и аккуратно сложенной рубашкой.

-Представьте, что поясок- это змея, а меховая рукавичка-мышонок.

        ОБУВЬ

  • ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

-Представьте, что вам купили красивые новые туфли. Покажите, как вы обрадовались.

У туфли оторвалась застежка, или новые туфли испачкались. Покажите, как вы огорчились.

  • ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ.

-Изобразите состояние туфель, брошенных под кровать, и туфель, поставленных на полку; старыеи новые туфли; тапочки, ожидающие свою хозяйку

  • ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

- Чистим обувь,

-застегиваем молнию

-зашнуровываем ботинки

-надеваем узкие сапоги

-снимаем сапоги

 -моем сапоги,

ЗИМА.ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

  • ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

-Выразите свое состояние и настроение в разное время зимы. Радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.

  • ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ

-Покажите мимикой, жестами и движениями настроение и действие зимы. Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. Сердитая Старуха- зима заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами.

Обыгрывание ситуации «Новый год».

-Изобразите Деда Мороза и Снегурочку, идущих на елку. Покажите, как разные звери встречали Новый год

-Изображаем зимние забавы: катаемся на коньках, играем в снежки, лепим снежную бабу, везем на санках малышей, ходим на лыжах.

Вся земля в снегу, я на лыжах бегу.

Ты бежишь за мной, хорошо зимой.

Небо ярко-синее, ели, сосны в инее.

Снег сверкает под ногами, эй, ребята, кто за нами?

-Изобразите зимующих птиц: дятла, ворону,прилетевших к кормушке, замерзшего воробья.

-Помогаем птицам: мастерим кормушку, вешаем ее на дерево, насыпаем в кормушку зерно.

-Изобразите зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося за кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка, спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую

-Изобразите зимние деревья, укрытые снеговой шапкой, стонущие и гнущиеся от сильного ветра; летящие снежинки; радующихся снеговиков; острую сосульку, свисающую с крыши

ПТИЦЫ

  • ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ

-Изобразите радость аистов и других перелетных птиц, увидевших родные края после возвращения из дальних странствий

-Изобразите птиц в морозный день: « Ой холодно! «Ой, как зябнут ножки»! Выразите мимикой состояние голодных и замерзающих птиц. Передайте эмоциональное состояние: сочувствуем птицам, нам очень жалко их.

  • ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИИ

«Помогаем птицам». Представьте, что вы мастерите кормушку, строгаете и пилите доски, сколачиваете их гвоздями, а затем вешаете кормушку на дерево.

-Изобразите умную ворону, размачивающую корку хлеба; сороку-воровку, стащившую колечко.

  • ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИХОВ.

-Покажите смелого, юркого, шустрого и трусливого воробья.

-Воробей, чего ты ждешь?

Крошек хлебных не клюешь?

-Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

ВОРОНЫ И СОБАКИ

Возле елочки зеленой, скачут, каркают вороны-

Из-за корочки подрались, во все горло разорались:

-Кар-кар-кар! Вдруг собаки выбегают, и вороны убегают.

ТРАНСПОРТ

  • ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

-Изобразите внимательного шофера и вежливых пассажиров; ответственного капитана корабля и пилота; действия водителя автобуса, велосипедиста; смелых и трудолюбивых моряков.

Моряки бросают якорь, вытягивают сети с рыбой, поднимают паруса, тянут канат, спускают на воду шлюпку и гребут к берегу.

  • ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

-Изобразите автобус, переполненный людьми; корабль, попавший в шторм; сломанную машину; летящий самолет. (Имитация езды на велосипеде, машине, самокате, автобусе)

«Угадайте, что я делаю». Один ребенок показывает действие, а другие –угадывают и повторяют его действия («заливает» в бак бензин, «заводит»машину, «крутит руль»…

Выполнение движений в соответствии со смыслом текста

К нам бегут автобусы, с добрыми глазами,

И двери перед нами распахивают сами.

А мы уже с работы, а мы уже устали….

Добрые автобусы, как они узнали?...

Троллейбус приглашает: «Ш-шшу, прошу ко мне,

Ко мне прошшшшшшшшу!

И подошли трамваи, с добрыми глазами,

И завели трамваи добрыми голосами: «блям, блям, к нам!

Пожалуйста, входите и распологайтесь.

Только не кричите! Только не толкайтесь!

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

  • ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ

-Изобразите мимикой и позой характерные черты каждого животного: хитрую лису, голодного и злого волка, проворную белочку, свернувшегося в клубок ежика, косолапого мишку, зайчика, попавшего в лапы лисе

  • ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИИ

«Медведь в берлоге» Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке. Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.

  • ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИХОВ.

Зайка.

Зайка по лесу скакал, зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке, поднялись как стрелки, ушки.

Шорох тихий раздается: кто-то по лесу крадется.

Заяц путает следы, убегает от беды.

Прыгнул в бок, и обернулся, и под кустиком свернулся.

Лиса

У лисицы острый нос, у нее пушистый хвост,

Шуба рыжая лисы, несказанной красоты.

Лиса павою похаживает, шубу пышную поглаживает:

-Я-охотница до птицы! Кур ловить я мастерица!

Как увижу-подкрадусь и тихонько затаюсь.

После прыгну и схвачу, детям в норку отнесу.

Ежик

По лесной сухой дорожке- топ-топ-топ-топочут ножки,

Ходит, бродит вдоль дорожек, весь в иголках серый ежик.

Ищет ягодки, грибочки, для сыночка и для дочки.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

  • ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

-Выразите мимикой и жестами отношение разных людей к животным: хозяин косит траву для коров, конюх причесывает и чистит коня, хозяйка наливает молоко в миску для котенка. Выразите состояние хозяйки, у которой пропала собака, кошка или коза.

  • ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ

-изобразите ласковую кошечку, игривого жеребенка, грозного быка, поросенка, валяющегося в грязи. Представьте и покажите мимикой состояние собаки, которую выгнали из дома, голодного котенка, просящего молочка у своей хозяйки.

  • ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИИ

«Кошка и мышка». Изобразите мышонка, попавшего в лапы кошки, и довольную кошку. Покажите хитрого мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку.

  • ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИХОВ.

Кони

Скачут кони по полям, ох и весело коням.

Ежик и бычок

Встретил ежика бычок, и лизнул его бочок.

Но, лизнув его бочок, уколол свой язычок.

А колючий еж смеется: -в рот не суй что попадется

Печальная история

Плачет киска в коридоре, у нее большое горе:

Злые люди бедной киске, не дают украсть сосиски.

ВЕСНА

  • ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

- Выразите радость людей от встречи с весной Мы греемся на солнышке, покажите, как вам тепло и приятно. Представьте себя доброй и ласковой Весной. Подарите деревьям листву, лугам -траву и цветы.

  • ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

Весна принесла хорошее настроение не только нам, но и всему живому. Изобразите зверей, встречающих весну: из норки вылезает ежик, просыпаются барсук и медведь, радуются зайчик и белочка.

«Медведь в берлоге» Пригрело солнышко, снег растаял, и вода попала медведю в берлогу. Покажите, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.

  • ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Готовимся к прилету скворцов: распиливаем доски, сколачиваем скворечник, привязываем к дереву.

Выразите мимикой , движениями и жестами отношения Зимы и Весны.

Говорит Весна:

-Сестра, уходить тебе пора!

А Зима Весне в ответ: -Нет! Нет!Нет!

Говорит Весна тогда: -С крыши капает вода?-Да!Да!Да!

-Тают горки во дворах?- Ах!Ах!Ах!

-А на речке-речке треснул лед?- Вот так! Так вот!

ЛЕТО

  • ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

-Покажите, как вы греетесь на солнышке. Выразите состояние покоя и блаженства. Голова слегка запрокинута назад, все тело расслаблено, руки подняты, ладони раскрыты.

-Изобразите, как вы купаетесь, играете в игры, гуляете в лесу, собираете ягоды.

  • ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

-Каким вы себе представляете лето? Лето приносит тепло и радость всему живому, дарит цветы лугам, плоды деревьям, урожай людям. Представьте, что вы -лето. Покажите, как лето раздает свои подарки.

-Изобразите животных, резвящихся на полянке: мишку, лису, зайку, белку.

-Изобразите обитателей луга: кузнечика, стрекозу, лягушку, пчелу, шмеля

Стреко -стреко -стрекоза, изумрудные глаза,

На цветочке посиди и скорее к нам лети.

Ой, беда, беда, беда! Нас ужалила пчела.

Шмель жужжал, жужжал, жужжал ,вдруг свалился и упал.

Он на спинке лежит, ноженьками шевелит.

Вот зелененький кузнечик,скачет ловко-ловко

Осторожно прыгай милый, там лягушкина головка.

-Изобразите землянику, которая просится детям в корзинку. Выразите мимикой состояние сорванного цветка, которому очень больно. Покажите как вам жалко сорванный цветок. Наклонитесь над цветком, полюбуйтесь им. Мы пришли к цветам «не для того, чтоб рвать или срезать, а чтоб увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы ко Дню здоровья. Тема: «Мое душевное здоровье» (занятие с элементами психогимнастики, психотехнических игр и упражнений).

Данное занятие знакомит детей с понятием «душевное здоровье» и его составляющим. Происходит бучение навыкам взаимодействия, сотрудничества, адекватным способам выражения своих эмоций. Благодаря предст...

Психогимнастика "Времена года" для занятий и тренингов психолога с дошкольниками.

Презентация для проведения психогимнастических упражнений на занятиях и тренингах....

Использование психогимнастики как метода психокоррекционной работы с учащимися младших классов.

Для чего мы привлекаем психогимнастику в свой педагогический арсенал, какие задачи она решает? — Развитие нравственных представлений; развитие познавательных процессов — в частности, формирование сенс...

Психогимнастика

Необходимые материалы для работы с детьми....

ЗАНЯТИЕ ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Это музыкально-ритмическое занятие  сэлементами психогимнастики...

Психогимнастика, как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников. Игры, упражнения, этюды по психогимнастике.

Материал предоставлен для воспитателей ДОУ.  В материале содержатся методика проведения игр и занятий по  психогимнастике в детском саду для детей старшего возраста. также в материале и...

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ и КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕТема: “В осеннем саду”Программное содержание:Учить детей правильно продвигаться по гимнастической скаме...