Домашнее задание по лексической теме"Весна"
тест по логопедии (подготовительная группа)

Кононенко Людмила Васильевна

Задания для детей старшего и подготовительного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesna.doc343 КБ

Предварительный просмотр:

1. Расширение словарного запаса детей:

Существительные:

А,Б: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, начало, конец, проталины, лужи, льдины, скворечник, птицы (перелетные), гнезда, почки, листочки, трава, подснежники, пролески, поля, сады, огороды, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, рассада, сережки, сосульки, погода, гром, молния, гроза, солнце.

Прилагательные:

А, Б: ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, говорливый, быстрый, журчащий, веселый, волшебный, цветущая, поющая, голосистые, перелетные, краснощекие, проворные, березовый, нежные.

Глаголы:

А,Б: наступила, пришла, трещит, ломается, крошится, грохочут, журчат, просыпаются, набухают, лопаются, распускаются, расцветают, пробивается, прилетают, щебечут, поют, кричат, вьют (гнезда), выводят (птенцов), гремит, громыхает, сверкает, греет, припекает, светит, пригревает, темнеют, сеют, ласкает, зеленеет, цветет, радует, бурлит.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Игровое упражнение «Назови ласково» (ответы ребенка записать) А:

Проталина — проталинка

Почка -        

Пень-        

Лужа-        

Лист-        

Весна-        

Ручей-                

Трава-                

Огород-        

Льдина-                

Поле-                

Луг-        

Гнездо-                

Солнце-                

Дерево -

Слова для справок: травка, травушка, огородик, солнышко, полюшко, лужок, лужица, деревце, листочек, веснушка, почечка, ручеек, льдинка, гнездышко, пенек.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Игровое упражнение «Какой, какое, какая, какие?» - назови 3-5 признака (ответы ребенка записать) А:

Солнышко - какое? - яркое, весеннее, лучистое, теплое, блестящее.

Травка - какая? - молодая, зеленая, первая, нежная, долгожданная.

День - какой? -        

Деревья - какие? -        

Облака - какие? -        

Ручей - какой? -        

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Игровое упражнение «Узкий - широкий» (ответы ребенка записать) Б:

Дорога широкая, а тропинка узкая.

Река широкая, а ручеек        

Клумба широкая, а грядка        

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5. Массаж пальцев рук (на каждую цифру разминание фаланги одного пальца;
направление массажных движений - от ногтевой фаланги к основанию пальца).
А,Б:

Раз - сосульки на карнизе.                                        большой палец левой руки      

Два - проталины в снегу.                                         указательный

Три - звенят ручьи и льдины...                              средний                        левая рука

Четыре - тихо плавают в пруду.                              безымянный        

П ять - уже расцвел подснежник.                              мизинец

Шесть - и солнца лучик нежный.                              мизинец

Семь - просторы золотит.                                        безымянный             правая рука

Восемь - птицы прилетели.                                        средний

Девять - слышишь птичьи трели?                              указательный

Десять - ЭТО все весна, вся округа        расцвела.     большой палец правой руки

                                                                                     (И. П. Лукебанова)        

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6. Игровое упражнение «Что делает? Что делают?» - назвать 3 действия (ответы ребенка записать) Б:

Солнце (что делает?)-        

Дети (что делают?)-        

Снег (что делает?) -        

Почки (что делают?)-        

Птицы (что делают?) -        

Гром (что делает?) -        

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

8. Игровое упражнение «Посчитай» (ответы ребенка записать) Б:

Один ручей - два ручья - пять ручьев;

Один говорливый ручей — пять говорливых ручьев;

Одна сосулька - две сосульки -        

Одна блестящая сосулька - две блестящие сосульки -        

Одна большая лужа -        

Одно высокое дерево -        

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

10. Игровое упражнение «Какое время года? А что наступит потом?»
(ответы ребенка записать)
А:

1. Перечили времена года Назови весенние месяцы.

2. Если сейчас зима, то какое время года было до нее? А что наступит потом?        

Если сейчас весна, то какое время года было до нес? А что наступит потом?        

Если сейчас лето, то какое время года было до него? А что наступит потом?        

Если сейчас осень, то какое время года было до нее? А что наступит потом?

7. Игровое упражнение «Один-много» (ответы ребенка записать) Б:

Месяц – месяцев

Льдина-        

Трава-        

Весна-        

Птица-        

Поле-

Проталина-            

Гнездо-        

Сад-        

Лужа -  

Почка -        

Грядка -        

Ручей -        

Листья -        

Луч -

Дерево-        

Сосулька-        

Подснежник-        

Слова для справок: весен, листьев, проталин, льдин, ручьев, луж, почек, гнезд, птиц, деревьев, сосулек, лучей, грядок, садов, полей, подснежников, трав.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

9.Игровое упражнение «Исправь Незнайкины ошибки», «Составь предложение по опорным словам» (ответы ребенка записать) Б:

Дни, а, ночи.                

Солнце, поднимается, греет.        

Холодов, морозов.        

Снег, проталины, набух.        

Ручейки, весенние, по полям, лугам.        

Сосульки, плакали, выросли, провожать, под лучами солнца, которые.                

Деревья, стоять, но, почки, уже, еще, готовы лопнуть.                

Воздух, весна.                

Воробьи, чирикать, приветствовать.        

Грачи, стран, родные края.        

Возвращаются, первыми, гнезда, крики  «гpa-гра».        

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

11.        Игровое упражнение «Скажи ласково» (ответы ребенка записать) А:

Дерево-        

Гриб -        

Кот-

Птицы -        

Малыш -        

Ягода -        

Олень -        

Вода -

Цветок -

12. Развитие связной речи. Пересказ.        Б:

Весна в лесу.

С утра уже выглянуло солнышко. Оно выплыло из-за верхушек деревьев золотисто-розоватое и осветило весь лес теплым весенним светом.

А зима никак еще не уступала Всю землю по-прежнему укрывал белый холодный снег, и по-прежнему на концах елей висели сосульки. Но вот они засверкали особенно ярко, и с кончика каждой из них упала на снег первая теплая капля.

Весеннее утро в лесу. Синица звонко запела. Забарабанил о сухое дерево клювом дятел. А на старой ели весна, казалось, уже в полном разгаре: пять подросших птенцов робко перелетали с ветки на ветку. Это были закаленные малыши. Они родились у клестов в суровую зимнюю стужу, а теперь первыми встречают приход весны.

                                                                             По Т.Скребщкому и В. Чаплиной

Вопросы:

  1. О каком времени года говорится в рассказе?
  2. Как ведут себя птицы весенним утром?
  3. О каких птицах говорится в рассказе?
  4. Как называют клестов, синиц? (Зимующие птицы)

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

13. Развитие связной речи. Пересказ.        А:

Весна.

Пригревает ласковое солнышко. Небо голубое и прозрачное. Тает рыхлый, грязный снег. Бегут веселые, звонкие ручейки. На проталинах показывается молодая, зеленая травка. Вырастают первые ранние цветы. На деревьях появляются изумрудные клейкие листочки. Прилетают шумные перелетные птицы. Наступила долгожданная весна.

Вопросы:

1. Что пригревает?        

2. Какое небо?

3. Что тает?        

4. Бегут ручейки какие?

5. Что показывается на прогалинах?    

6. Что вырастает?

7. Что появляется на деревьях?        

8. Какие птицы прилегают?

9. Что наступило?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

14. Развитие связной речи. Пересказ.        А,Б:

Весна.

Наступила весна. Василий выехал в поле. Он пахал поле под хлеб. Василий устал. Но тут подъехала Соня. Она достала хлеб, сало, соль, суп, мясо. Василий поел, отдохнул на соломе, а потом снова пахал без устали.

В поле пыль. Василий весь в пыли. Василий потом отмывался с мылом. Соня все подливала ему воды.

Вопросы:

1. Какое время года наступило?        

2. Куда выехал Василий?

3. Почему устал Василий?        

4. Кто подъехал к нему в поле?

5. Что Соня приготовила на обед Васе?    

6. Что делал Вася потом?
7. Какой был Вася после работы?        

8. Как помогала ему Соня?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

15. Игровое упражнение «Составь предложения» (ответы ребенка записать) А:

Инструкция: Спросить у ребенка, сколько слов в предложении. Какое первое, второе, последнее. Образец: Весна наступила.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

16. Игровое упражнение «Помоги Весне добраться на лесную полянку» А:

Цель: Развитие зрительного внимания, графических навыков.

Инструкция: Это можно сделать разными путями, но обязательно надо идти от точки к точке. Нарисуй сперва любой путь, а /ютом подумай и нарисуй самый короткий путь.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

17. Игровое упражнение «Назови к рисунку 3 признака» (ответы ребенка записать) А:

Цель: Развивать мыслительные операции, графические навыки.

Инструкция:  Раскрась, создай весенние картинки.

Пригревает (какое?) солнышко.                                                 Небо (Какое?)

              Тает (Какой?) снег.                                                    Бегут (какие?) ручьи.

 

На проталинах показывается (какая?) трава.                       На деревьях появляются (какие?) листочки.

 

Прилетают (какие?) птицы.                                                    Наступает (какая?) весна.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

18. Игровое упражнение «Какую одежду надо надеть весной?» А:

Цель: Развивать зрительное внимание, графические навыки: развивать слоговую структуру слова.

Инструкция:        Закрась

нужные картинки синим цветом. Образец: Весной я надену шерстяную шапочку, резиновые сапоги или ботинки, куртку. Под каждой картинкой нарисуй столько черточек сколько частей в этом слове. Например: са-по-ги. 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

19. Игровое упражнение «Составь рассказ по картинке» (ответы ребенка записать) А,Б:

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

20. Игровое упражнение «Весенние предметы» А:

Цель: Развивать зрительное внимание, мелкую моторику; закрепить сенсорные эталоны.

Инструкция: Наступит весна. В лесу распустились подснежники. На деревьях появились первые листочки. Дети пускают в лужах кораблики, делают для птиц скворечники. Посмотри на картинку, вот сколько разных весенних предметов. Назови их. Молодец. Сейчас ты «соберешь» все подснежники и «развесишь» по деревьям все скворечники. Зачеркни все подснежники, как показано на образце, а скворечники обведи овалом. Листики раскрась зеленым цветом, а кораблики голубым. Подсказка для взрослого: Если ребенок затрудняется назвать картинки, следует задать ему наводящие вопросы. Попросите сосчитать скворечники.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

21. Игровое упражнение «Четвертый лишний» А:

Цель: Развитие зрительного внимания, мышления, мелкой моторики.

Инструкция: Посмотри, что здесь нарисовано. Назови предметы верхнего ряда Все ли вещи можно взять с собой на прогулку? (Нет, не все) Что среди этих предметов лишнее7 (Лыжи) Объясни, почему лыжи лишние7 (На лыжах можно кататься зимой, когда лежит снег, а не весной) Молодец. Раскрась предметы, которые можно взять с собой на прогулку весной. (Ребенок раскрашивает кораблик, скакалку и велосипед) А теперь назови предметы нижнего ряда. Догадайся, какой предмет здесь лишний? Подсказка для взрослого: При затруднениях в выделении лишней картинки верхнего ряда взрослый может задать вопросы о каждом предмете.

22. Игровое  упражнение «Пошила волшебница Весна» А:

Цель: Развитие зрительного внимания, гнозиса; закрепить сенсорные эталоны.

Инструкция:        Раскрась изображение в правам верхнем углу в розовый цвет. Раскрась изображение в верхнем левом углу в желтый цвет. Раскрась
изображение,        которое находится над весной в коричневый цвет. Раскрась
изображение,        которое находится слева от весны в серый цвет. Раскрась изображение, которое справа от весны в голубой цвет. Раскрась изображение в нижнем левом углу в синий цвет. Раскрась изображение в нижнем правом углу в оранжевый цвет.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНИМАЕМСЯ ДОМА. Домашнее задание по лексической теме: Весна. Труд людей весной.

Задание для родителей по лексической теме: Труд людей весной....

Домашнее задание по лексической теме: "Весна"

Домашнее логопедическое задание предназначено для детей дошкольного возраста...

Домашнее задание по лексической теме: "Весна"

Домашнее логопедическое задание предназначено для детей дошкольного возраста...

Домашнее задание по лексической теме: "Весна шагает по планете. Звуки "С", "Сь"

Уважаемые родители предоставляю вашему вниманию материал для закрепления по лексической теме: "Весна шагает по планете.Звуки "С", "Сь"...

Логопедическое домашнее задание по лексической теме "Труд людей весной"

В домашнем задании даны разнообразные упражнения и рекомендации родителям по лексической теме "Труд людей весной"...

Домашнее задание по лексической теме "Весна"

Данные задания помогут родителям закрепить с детьми пройденный в детском саду материал....


 

Комментарии

Писаренко Наталья Григорьевна

Очень интересно и познавательно!