Статья для родителей "Артикуляционная гимнастика"
статья по логопедии

В данной статье родителям предлагается рассмотреть важность и своевременность выполнения артикуляционной гимнастики у детей дошкольного возраста. А также приемы, направленные на то, чтобы ребенку было интересно выполнять упражнения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_st.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:


Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности, гибкости и взаимодействия всех органов, задействованных в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – развитие силы речевого аппарата, оттачивание верных движений органов, важных для четкого произношения звуков, слов, соединения их в единый поток речи.

Артикулярная гимнастика будет полезна, если выполнять такие рекомендации:

  • Артикуляционные упражнения для детей нужно подавать в игровом стиле. В малом возрасте дети еще не осознают, что гимнастика им необходима и полезна. Поэтому стараться и правильно выполнять просьбы родителей они будут, если им интересно.
  • Под каждое занятие можно распечатать красочные картинки, так интерес малыша усилится еще больше.
  • Желательно поставить перед ребенком зеркало.
  • Если малыш не справляется с упражнением языка, ему стоит помочь. Для этого его язык нужно направить в нужную сторону с помощью ложки или другого безопасного предмета.
  • Пока малыш еще не привык к занятиям, в комплексе должно быть не более 2-3 упражнений. Постепенно со временем можно добавлять по 1-2 упражнения за занятие.

Занятия стоит проводить каждый день. Оптимальный вариант – 2-3 раза в день по 3-5 минут.  Каждое упражнение должно повторяться не менее 3 раз. Сначала предлагаем простые упражнения, затем переходим к более сложным.

 «Улыбочка». 

Цель. Развивать круговые мышцы губ.

Губы растянуты (улыбка), видны со мкнутые зубы.  Удерживать губы в таком положении следует   10—15 секунд.

«Трубочка».

Цель. Та же.

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 секунд.

 «Лопаточка».

Цель. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.

Расслабленный широкий кончик языка положить па нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

 «Иголочка».

Цель. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать его в таком положении.

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от   1 до 10.

 «Сердитая кошечка».

Цель. Развивать подвижность мышц спинки языка.

Рот приоткрыт, копчик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, боковые края при жаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.

 «Желобок».

Цель. Вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы языка.

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на копчик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 секунд.

 «Парус».

Цель. Развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы язык  в приподнятом положении.

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от   1 до 10Выполнять 2-3 раза.

 «Чашечка».

Цель. Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.

Рот широко раскрыть, широкий кои чик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верх ним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3-4 раза.

 «Заборчик».

Цель. Развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать круговые мышцы губ.

Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5-6 раз по 10-15 секунд.

 «Лошадка».

Цель. Учить растягивать подъязычную связку языка.

Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с  изменением темпа (медленно — быстрее — очень быстро). Выполнять 10-15 раз.

 «Грибок».

Цель. Та же.

Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5-6 раз.

 «Маляр».

Цель. Разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.

Широко открыть рот. Широким кончиком   языка   проводить   по   небу   от верхних зубов   до   ували   (маленького язычка)  и обратно.  Выполнять в медленном темпе 5-6 раз.

 «Дятел».

Цель. Разрабатывать подвижность копчика языка.

Широко открыть рот. Языком с силон ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д». подражая дятлу: д-д-д-д-д (15—20 секунд).

 «Качели».

Цель. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координацию движений кончика языка (вверх – вниз).

Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зубы. Выполнять 15-20 раз.

 «Вкусное варенье».

Цель. Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Мир художественной гимнастики в детском саду"

Художественная гимнастика в детском саду...

Статья: "Значение пальчиковой гимнастики для развития речи детей"

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок начал разговаривать раньше, нужно развивать мелкую моторику рук. Уже доказанным фактором является связь между мелкой моторикой рук и уровнем развития речи ребёнка....

Статья для родителей. Гимнастика для глаз "Весёлая неделька".

Данная статья поможет родителям в игровой форме со своими детками дома делать гимнастику для глаз....

Статья "Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении и закаливании детей"

Предлагаю вашему вниманию примерные комплексы дыхательной гимнастики...

Статья "Влияние дыхательной гимнастики на здоровье детей"

Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны. По...

Статья "Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье детей"

   Уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо уделять больше внимания развитию пальцев рук...

Статья на тему: Гимнастика мозга - как средство активизации умственной деятельности и интеллектуального развития дошкольников и младших школьников.

Учеными доказано, что успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарных взаимодействий. Основной период развития приходиться на дошкольный возраст. Обеспечить эффективное взаи...