Дифференциация звуков: Ц-Щ-Ч
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Цели: * Уточнить артикуляцию звуков, выделяя с ходство и различие .
* Добиваться четкой дифференциации звуков на основе опоры на звуковые символы .
* Развивать фонематический слух.
* Развивать зрительное и слуховое внимание.
* Обучать навыкам словообразования и словоизменения.
* Расширять активный словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov_ts-ch-shch.docx | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ц]-[Ч]-[Щ]
Цель — учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Задачи:
Образовательные:
_ Упражнять в произношении звуков [Ц]-[Ч]-[Щ];
_ обобщать и систематизировать знания по теме «Животные» и «Птицы»
Коррекционно-развивающие:
_ развивать слуховое восприятие,мелкую моторику;
_ формировать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навыки самоконтроля, усидчивости и умения выражать свои чувства)
Воспитательные:
_ воспитывать интерес к занятиям;
_ формировать самостоятельность.
Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, стихотворениях, рассказах .
Оборудование:
зашумленное изображение поезда; картинки (лисица, черепаха, ящерица,заяц) ; 4 разрезные картинки с изображением птиц(цапля,чайка,чибис)
- Логопед. Дети какой сегодня день недели ?
- Сегодня очень хороший день ,чтобы отправиться в путешествие. Но сначала давайте подготовим наши язычки:
Раз скорее улыбнись.
Два – язык опустим вниз
Три – язык на верх подтянем.
На четыре – позеваем .
Пять – варенье облизать .
Шесть – по небу постучать.
Семь – лошадка скачет звонко .
Восемь – гриб на ножке тонкой .
Девять- можно поболтать.
Десять – нужно отдыхать.
А сейчас нам нужно проговаривать слоги и слова, чётко произнося звуки [Ц], [Ч], [Щ].
ца-ча-ща — цапля — чайка — щавель
цы-чи-щи — циркуль — чибис — щиплет
цо-чё-щё — цоколь — чёртик — щётка
яц-ач-ащ — паяц — богач — плащ
иц-ич-ищ — шприц — клич — свищ
ец-еч-ещ — отец — печь — лещ
Логопед раздает буквы Ц, Ч, Щ и читает предложения. Детям, у которых эти буквы предлагается повторить эти предложения.
Ящерица юркнула под кучу щепок. В ящике лежат луковица и кочан капусты. Щенок гонится за мальчиком. Отец потерял ключ от почтового ящика. В чаще заяц прячется от лисицы. Девочки гонят овец на пастбище.
Логопед вешает на доске картинку с изображением паровоза. Предлагает детям вспомнить какие звуки издает паровоз(Чух-чух-чух…)
Сегодня мы отправимся в зоопарк . Мы повезем в зоопарк пополнение – животных и птиц . На поезде так много разных животных и птиц , они там толкаются , и иногда показывается то чья-то голова , то чей-то хвост. Логопед показывает зашумленную картинку , на которой нарисован поезд , а за ней спрятаны хвост, лапы , уши и т.д.
( Это голова зайца ,заячья голова…лисица…,черепаха…,ящерица…
Если ребенок отвечает правильно, логопед дает ему разрезную картинку с изображением животного или птицы , и ребенок ее собирает. Затем воспитанник называет, кого привезли в зоопарк.(В зоопарк привезли черепаху ,ящерицу и т.д.)
- Давайте поиграем с вам и в игру «Запомни – повтори»
Логопед предлагает детям закрыть глаза .
- Послушайте четыре слова и повторите в том же порядке , но глаза без моего разрешения не открывайте . Слова: зайчик, лисица, черепаха , ящерица, цапля , чайка , чибис , ласточка.
На столе остаются только эти картинки. Ребенок повторяет слова и , открыв глаза , проверяет правильность выполнения задания.
Затем логопед предлагает повторить стихотворения, отработав произношение звуков [Ц], [Ч], [Щ].
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
(А. Плещеев)
Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ц], [Ч], [Щ].
ЗАЯЦ
Заяц прячется от лисицы в чаще. Он затаится и не шелохнётся, а потом вдруг вскочит и понесётся прочь через рощу. Выскочит заяц на пастбище, а лисица за ним. Но ей не угнаться за быстрым зайцем.
Логопед оценивает деятельность детей на занятии.
- Молодцы! Вы были очень внимательными сегодня.