Дифференциация звуков: Ц-Щ-Ч
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ягунова Лариса Анатольевна

Цели:  * Уточнить артикуляцию звуков, выделяя с ходство и различие .

            * Добиваться четкой дифференциации звуков на основе опоры на звуковые символы .

            * Развивать  фонематический  слух.

             * Развивать зрительное и слуховое внимание.

              * Обучать навыкам словообразования и словоизменения.

               * Расширять активный словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_ts-ch-shch.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ц]-[Ч]-[Щ]

Цель  — учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Задачи:

Образовательные:

_  Упражнять в произношении звуков [Ц]-[Ч]-[Щ];

_ обобщать и систематизировать знания по теме «Животные» и «Птицы»

Коррекционно-развивающие:

_ развивать слуховое восприятие,мелкую моторику;

_ формировать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навыки самоконтроля, усидчивости и умения выражать свои чувства)

Воспитательные:

_ воспитывать интерес к занятиям;

_ формировать самостоятельность.

Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях,  стихотворениях, рассказах .

Оборудование:

зашумленное изображение поезда; картинки (лисица, черепаха, ящерица,заяц) ; 4 разрезные картинки с изображением птиц(цапля,чайка,чибис)

-  Логопед. Дети какой сегодня день недели ?

- Сегодня очень хороший день ,чтобы отправиться в путешествие. Но сначала давайте подготовим наши язычки:

Раз скорее улыбнись.

Два – язык опустим вниз

Три – язык на верх подтянем.

На  четыре – позеваем .

Пять – варенье облизать .

Шесть – по небу постучать.

Семь – лошадка скачет звонко .

Восемь – гриб на ножке тонкой .

Девять- можно поболтать.

Десять – нужно отдыхать.

А сейчас нам нужно проговаривать слоги и слова, чётко произнося звуки [Ц], [Ч], [Щ].

ца-ча-ща — цапля — чайка — щавель

цы-чи-щи — циркуль — чибис — щиплет

цо-чё-щё — цоколь — чёртик — щётка

яц-ач-ащ — паяц — богач — плащ

иц-ич-ищ — шприц — клич — свищ

ец-еч-ещ — отец — печь — лещ

Логопед раздает буквы Ц, Ч, Щ и читает  предложения. Детям, у которых эти буквы предлагается  повторить эти предложения.

Ящерица юркнула под кучу щепок. В ящике лежат луковица и кочан капусты. Щенок гонится за мальчиком. Отец потерял ключ от почтового ящика. В чаще заяц прячется от лисицы. Девочки гонят овец на пастбище.

Логопед вешает на доске картинку с изображением паровоза. Предлагает детям вспомнить какие звуки издает паровоз(Чух-чух-чух…)

Сегодня мы отправимся в зоопарк . Мы повезем в зоопарк пополнение – животных и птиц . На поезде так много разных животных и птиц , они там толкаются , и иногда показывается то чья-то голова , то чей-то хвост. Логопед показывает зашумленную  картинку , на которой нарисован поезд , а за ней спрятаны хвост, лапы , уши и т.д.

( Это голова зайца ,заячья голова…лисица…,черепаха…,ящерица…

Если  ребенок отвечает правильно, логопед дает ему разрезную картинку с изображением животного или  птицы , и ребенок  ее собирает. Затем воспитанник называет, кого привезли в зоопарк.(В зоопарк привезли  черепаху ,ящерицу и т.д.)

- Давайте поиграем с вам и  в игру «Запомни – повтори»

Логопед  предлагает детям закрыть глаза .

- Послушайте четыре слова и повторите в том же порядке , но глаза без моего разрешения не открывайте . Слова: зайчик, лисица, черепаха , ящерица, цапля , чайка , чибис , ласточка.

На столе остаются только эти картинки. Ребенок повторяет слова и , открыв глаза , проверяет правильность выполнения задания.

Затем логопед предлагает повторить стихотворения, отработав произношение звуков [Ц], [Ч], [Щ].

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

(А. Плещеев)

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ц], [Ч], [Щ].

ЗАЯЦ

Заяц прячется от лисицы в чаще. Он затаится и не шелохнётся, а потом вдруг вскочит и понесётся прочь через рощу. Выскочит заяц на пастбище, а лисица за ним. Но ей не угнаться за быстрым зайцем.

Логопед оценивает деятельность детей на занятии.

- Молодцы! Вы были очень внимательными сегодня.