Семинар – практикум «Формирование фонематических процессов»
методическая разработка по логопедии

Светлана Степановна Яроцкая

семинар для воспитателей об этапах формирования фонематических процессов у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_pravktikum_31.01.181.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум «Формирование фонематических процессов»

Ход мероприятия:

Педагоги входят в зал и рассаживаются за двумя столами по 9 человек.

Выходит 1 логопед: Здравствуйте, уважаемые педагоги. Мы продолжаем нашу работу по формированию звуковой культуры речи. Давайте вспомним, какую работу мы уже провели?

*Семинар-практикум «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»;

*Консультация по теме «Норма и патология звукопроизношения у дошкольников. Профилактика речевых нарушений»; 

*Семинар - практикум:  «Организация проведения артикуляционной гимнастики»

 

-Сегодня наш семинар посвящен не менее актуальной и наиболее сложной теме «Формирование фонематических процессов». Семинар пройдет в форме ток-шоу «Где логика?»

Выходит 2 логопед: Какая логика? Только интуиция поможет нам в работе.

1 логопед: хорошо, тогда давайте устроим конкурс и поймем, что победит: логика или интуиция?

2 логопед: Моя команда – «Педагогическая интуиция»

1 логопед – а моя команда – «Педагогическая логика».

Как в любом конкурсе требуется жюри. Мы приглашаем наших гостей принять в нем участие. Вы будете оценивать правильность и аргументацию ответов команд. (председателем жюри предлагаем выбрать Белянкину Светлану Владимировну …. (Беда Анастасию Вячеславовну – заместителя заведующей по УВР). 

2 логопед: А командам необходимо выбрать капитана – он отвечает за рабочим процессом и за порядком в команде.

Не обойтись нам и без спикера (выступающего, глашатого) – чем он будет занят? (он будет оглашать ваши решения).

Так же нам будет необходим человек – время. Как вы думаете, за чем он будет следить? (за временем).

Один логопед с командами (команды выбирают) /Второй логопед  выдает оценочные листы и ручки жюри).

???2 логопед: Озвучиваются выбранные члены команды.

1 логопед: С рождения ребенка окружает множество звуков:

- Какие звуки окружают ребенка? (Музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. д.)

-Но из всех звуков, которые слышит  ребёнок,  лишь речевые звуки  являются средством общения.

- А можно ли общаться, используя только лишь звуки? Попробуйте…Почему?

- Значит, звуки необходимо объединять в слова, и только так можно общаться и получать информацию.

Слайд 2 - Знакомство со звуковой стороной слова начинается с развития фонематических процессов – это слух и восприятие, об этом мы сегодня и поговорим.

Слайд 3

Сначала у ребенка формируется фонематический слух.

Фонематический слух - способность ребенка к слуховому восприятию речи. Этот термин был введен Выготским Львом Семеновичем.

- Предлагаю записать данное определение. (Воспитатели записывают)

Задание 1

-Фонематический слух включает 3 речевые операции. 

-А какие, вам предстоит выбрать самим и аргументировать свой выбор.

На выполнение 3 минуты. (Работа в командах. Педагоги на листах выбирают правильные ответы).

Послушаем ответы первой команды…. (логопеды отмечают на своих карточках ответы)

А теперь вторая команда…..

Посмотрим на экран.

(если обе команды отвечают правильно, то спросить, почему не выбрали другие варианты; а если неправильно, то почему это не является правильным ответом и  какому направлению по развитию речи это относится)

1 логопед: Развитый фонематический слух - важная предпосылка для успешного овладения фонематическим восприятием.


Задание 2

2 логопед: 

Слайд 5

Фонематическое восприятие - это процесс восприятия на слух определенных фонем (звуков). Этот термин был введен Даниилом Борисовичем Элькониным. Он обратил внимание, что для овладения навыками чтения и письма недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию.

Прошу записать определение фонематическому восприятию.

Фонематическое восприятие, так же как и слух, включает в себя 3 операции:

Вам также необходимо выбрать только те, которые относятся к данному направлению, и аргументировать свой выбор.

На выполнение 3 минуты. (Работа в командах. Педагоги на листах выбирают правильные ответы).

Послушаем ответы первой команды….

А теперь вторая команда…..

Слайд 6 Посмотрим на экран.

2 логопед: Развитие фонематического восприятия - это очень сложное умение, оно предполагает способность вслушиваться в речь, держать в памяти услышанное слово.

Сформированное фонематическое восприятие помогает детям овладеть  высшими речевыми функциями и подготовить детей к обучению грамоте.

__________________________________________________________________

1 логопед: Наш конкурс продолжается

Задание3 Слайд 7

В структуре фонематического восприятия выделяют фонематический анализ и синтез.   

- Чтобы понять, что есть что команда Логики получает задание, в котором необходимо представить слово виде звуков. (Даются: картинка, фишки, буквы) А команде Интуиция нужно из букв составить как можно больше слов (буквы). На выполнение 3 минуты. (Работа в командах. Педагоги представляют у доски.правильные ответы).

После выполнения

 - А теперь скажите,  команда Логики выполняла анализ или синтез? А команда Интуиция?

Слад 8

Фонематический анализ –  процесс разложения целого на составляющие части. 

Звуковой анализ мы с вами используем каждый день, так как он лежит в основе письма. Если он не сформирован или недостаточно, дети будут писать с ошибками.

Фонематический синтез – процесс соединения частей в целое. Синтез лежит в основе процесса чтения. При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово.

Таким образом формирование фонематического анализа и синтеза является профилактикой нарушений чтения и письма. (дисграфия и дислексия)

________________________________________________________________________

- Работа по развитию фонематических процессов строится по этапам в соответствии с возрастными особенностями.

Задание 4

Логопед: У вас на столах находятся  карточки с этапами работы по развитию фонематических процессов, попробуйте определить последовательность их формирования и прикрепите на доску.

На выполнение 3 минуты. (Работа в командах. Педагоги представляют у доски правильные ответы).

Логопед: Послушаем команду «Логика», а теперь команда «Интуиция».

Дать возможность педагогам проверить друг друга.

Слайд 9 (этапы)

Логопед: изходя из выше сказанного можно сделать следующий вывод: что формирование фонематических процессов строится в определенной последовательности в соответствии с возрастными особенностями.

(При возникновении вопросов у воспитателей, ссылаться на слово формирование и на возрастные особенности детей. А в дальнейшей работе идет совершенствование.)

1 логопед: на этом наш конкурс подошел к концу. Предлагаем жюри подвести итоги. (Жюри совещается и заполняет оценочные листы).

В это время логопеды проводят физминутку - игра

3 логопед: Практическая часть. предлагает командам разделиться на 6 групп (методом жеребьевки педагоги делятся на 6 команд и рассаживаются за столами с цифрой, соответствующей этапу работы).

1 логопед: Слово предоставляется жюри. (Подведение итогов).

Выслушали жюри Награждение

Задание 5

Теперь вам нужно к каждому этапу подобрать игру.

Методом жеребьевки определимся кому, какие этапы достанутся. (Выбирают  листочки с этапом).

Команды подбирают игры к своему этапу.

Заключительная часть: Слово жюри


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА ВЗРОСЛЫХ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОФЕССИЯМИ ЛЮДЕЙ»

работа с педагогами по  повышению педагогического мастерства в работе с детьми по трудовому воспитанию...

Презентация к семинару-практикуму "Формирование речи-сложный процесс"

Презентация к семинару-практикуму "Формирование речи-сложный процесс"...

Семинар-практикум для воспитателей «Использование в практике работы с детьми дошкольного возраста занимательных речевых игр для формирования фонематических процессов»

В семинаре описана поэтапная работа с детьми от младшего до старшего дошкольного возраста по формированию фонематического слуха, предложен различный дидактический материал для разных возрастов. В игра...

Семинар-практикум для родителей: «Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста»

Предлагаю вам материал для проведения семинара-практикума для родителей, в целях привлечения их к занятиям по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Матери...

Семинар-практикум "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи —понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Проблема развития у детей фонематическог...

Семинар-практикум «Формирование трудовых знаний и навыков в процессе обучения детей дошкольного возраста шитью».

В детстве закладываются основы трудовой закалки человека-вот почему мы уделяем большое внимание трудовой деятельности дошкольников.Основныеизадачи, которые должны решать воспитатели,-это совершенствов...