Семинар – практикум «Формирование фонематических процессов»
методическая разработка по логопедии
семинар для воспитателей об этапах формирования фонематических процессов у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_pravktikum_31.01.181.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум «Формирование фонематических процессов»
Ход мероприятия:
Педагоги входят в зал и рассаживаются за двумя столами по 9 человек.
Выходит 1 логопед: Здравствуйте, уважаемые педагоги. Мы продолжаем нашу работу по формированию звуковой культуры речи. Давайте вспомним, какую работу мы уже провели?
*Семинар-практикум «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»;
*Консультация по теме «Норма и патология звукопроизношения у дошкольников. Профилактика речевых нарушений»;
*Семинар - практикум: «Организация проведения артикуляционной гимнастики»
-Сегодня наш семинар посвящен не менее актуальной и наиболее сложной теме «Формирование фонематических процессов». Семинар пройдет в форме ток-шоу «Где логика?»
Выходит 2 логопед: Какая логика? Только интуиция поможет нам в работе.
1 логопед: хорошо, тогда давайте устроим конкурс и поймем, что победит: логика или интуиция?
2 логопед: Моя команда – «Педагогическая интуиция»
1 логопед – а моя команда – «Педагогическая логика».
Как в любом конкурсе требуется жюри. Мы приглашаем наших гостей принять в нем участие. Вы будете оценивать правильность и аргументацию ответов команд. (председателем жюри предлагаем выбрать Белянкину Светлану Владимировну …. (Беда Анастасию Вячеславовну – заместителя заведующей по УВР).
2 логопед: А командам необходимо выбрать капитана – он отвечает за рабочим процессом и за порядком в команде.
Не обойтись нам и без спикера (выступающего, глашатого) – чем он будет занят? (он будет оглашать ваши решения).
Так же нам будет необходим человек – время. Как вы думаете, за чем он будет следить? (за временем).
Один логопед с командами (команды выбирают) /Второй логопед выдает оценочные листы и ручки жюри).
???2 логопед: Озвучиваются выбранные члены команды.
1 логопед: С рождения ребенка окружает множество звуков:
- Какие звуки окружают ребенка? (Музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. д.)
-Но из всех звуков, которые слышит ребёнок, лишь речевые звуки являются средством общения.
- А можно ли общаться, используя только лишь звуки? Попробуйте…Почему?
- Значит, звуки необходимо объединять в слова, и только так можно общаться и получать информацию.
Слайд 2 - Знакомство со звуковой стороной слова начинается с развития фонематических процессов – это слух и восприятие, об этом мы сегодня и поговорим.
Слайд 3
Сначала у ребенка формируется фонематический слух.
Фонематический слух - способность ребенка к слуховому восприятию речи. Этот термин был введен Выготским Львом Семеновичем.
- Предлагаю записать данное определение. (Воспитатели записывают)
Задание 1
-Фонематический слух включает 3 речевые операции.
-А какие, вам предстоит выбрать самим и аргументировать свой выбор.
На выполнение 3 минуты. (Работа в командах. Педагоги на листах выбирают правильные ответы).
Послушаем ответы первой команды…. (логопеды отмечают на своих карточках ответы)
А теперь вторая команда…..
Посмотрим на экран.
(если обе команды отвечают правильно, то спросить, почему не выбрали другие варианты; а если неправильно, то почему это не является правильным ответом и какому направлению по развитию речи это относится)
1 логопед: Развитый фонематический слух - важная предпосылка для успешного овладения фонематическим восприятием.
Задание 2
2 логопед:
Слайд 5
Фонематическое восприятие - это процесс восприятия на слух определенных фонем (звуков). Этот термин был введен Даниилом Борисовичем Элькониным. Он обратил внимание, что для овладения навыками чтения и письма недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию.
Прошу записать определение фонематическому восприятию.
Фонематическое восприятие, так же как и слух, включает в себя 3 операции:
Вам также необходимо выбрать только те, которые относятся к данному направлению, и аргументировать свой выбор.
На выполнение 3 минуты. (Работа в командах. Педагоги на листах выбирают правильные ответы).
Послушаем ответы первой команды….
А теперь вторая команда…..
Слайд 6 Посмотрим на экран.
2 логопед: Развитие фонематического восприятия - это очень сложное умение, оно предполагает способность вслушиваться в речь, держать в памяти услышанное слово.
Сформированное фонематическое восприятие помогает детям овладеть высшими речевыми функциями и подготовить детей к обучению грамоте.
__________________________________________________________________
1 логопед: Наш конкурс продолжается
Задание3 Слайд 7
В структуре фонематического восприятия выделяют фонематический анализ и синтез.
- Чтобы понять, что есть что команда Логики получает задание, в котором необходимо представить слово виде звуков. (Даются: картинка, фишки, буквы) А команде Интуиция нужно из букв составить как можно больше слов (буквы). На выполнение 3 минуты. (Работа в командах. Педагоги представляют у доски.правильные ответы).
После выполнения
- А теперь скажите, команда Логики выполняла анализ или синтез? А команда Интуиция?
Слад 8
Фонематический анализ – процесс разложения целого на составляющие части.
Звуковой анализ мы с вами используем каждый день, так как он лежит в основе письма. Если он не сформирован или недостаточно, дети будут писать с ошибками.
Фонематический синтез – процесс соединения частей в целое. Синтез лежит в основе процесса чтения. При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово.
Таким образом формирование фонематического анализа и синтеза является профилактикой нарушений чтения и письма. (дисграфия и дислексия)
________________________________________________________________________
- Работа по развитию фонематических процессов строится по этапам в соответствии с возрастными особенностями.
Задание 4
Логопед: У вас на столах находятся карточки с этапами работы по развитию фонематических процессов, попробуйте определить последовательность их формирования и прикрепите на доску.
На выполнение 3 минуты. (Работа в командах. Педагоги представляют у доски правильные ответы).
Логопед: Послушаем команду «Логика», а теперь команда «Интуиция».
Дать возможность педагогам проверить друг друга.
Слайд 9 (этапы)
Логопед: изходя из выше сказанного можно сделать следующий вывод: что формирование фонематических процессов строится в определенной последовательности в соответствии с возрастными особенностями.
(При возникновении вопросов у воспитателей, ссылаться на слово формирование и на возрастные особенности детей. А в дальнейшей работе идет совершенствование.)
1 логопед: на этом наш конкурс подошел к концу. Предлагаем жюри подвести итоги. (Жюри совещается и заполняет оценочные листы).
В это время логопеды проводят физминутку - игра
3 логопед: Практическая часть. предлагает командам разделиться на 6 групп (методом жеребьевки педагоги делятся на 6 команд и рассаживаются за столами с цифрой, соответствующей этапу работы).
1 логопед: Слово предоставляется жюри. (Подведение итогов).
Выслушали жюри Награждение
Задание 5
Теперь вам нужно к каждому этапу подобрать игру.
Методом жеребьевки определимся кому, какие этапы достанутся. (Выбирают листочки с этапом).
Команды подбирают игры к своему этапу.
Заключительная часть: Слово жюри
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА ВЗРОСЛЫХ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОФЕССИЯМИ ЛЮДЕЙ»
работа с педагогами по повышению педагогического мастерства в работе с детьми по трудовому воспитанию...
Презентация к семинару-практикуму "Формирование речи-сложный процесс"
Презентация к семинару-практикуму "Формирование речи-сложный процесс"...
Семинар-практикум для воспитателей «Использование в практике работы с детьми дошкольного возраста занимательных речевых игр для формирования фонематических процессов»
В семинаре описана поэтапная работа с детьми от младшего до старшего дошкольного возраста по формированию фонематического слуха, предложен различный дидактический материал для разных возрастов. В игра...
Семинар-практикум для родителей: «Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста»
Предлагаю вам материал для проведения семинара-практикума для родителей, в целях привлечения их к занятиям по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Матери...
Семинар-практикум "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи —понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Проблема развития у детей фонематическог...
Семинар-практикум «Формирование трудовых знаний и навыков в процессе обучения детей дошкольного возраста шитью».
В детстве закладываются основы трудовой закалки человека-вот почему мы уделяем большое внимание трудовой деятельности дошкольников.Основныеизадачи, которые должны решать воспитатели,-это совершенствов...
Семинар - практикум для педагогов « Процесс формирования у детей дошкольного возраста вежливо-сти и культурно - гигиенических навыков»
Методические рекомендации для педагогов...