Речь ребенка 3-4 лет
консультация по логопедии (младшая группа)

Рекомендации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx91.41 КБ

Предварительный просмотр:

94313386_2_1000x700_logoped-defektolog-fotografii_144381362349

РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА.

 «Тяйник» вместо «чайника» или «гавалю» вместо «говорю» — забавно, не правда ли, слышать подобный лепет из уст очаровательного карапуза. Мы, взрослые, конечно, улыбаемся, но пытаемся исправить своих чад, а они повторяют то же самое и еще ждут похвалы. И хвалить стоит, и поправлять стоит, и ни в коем случае не ругать, иначе малыш может вообще не захотеть разговаривать.

 Редко кто из маленьких детей сразу начинает выговаривать все звуки и все слова. Скорее, это будет патологией в развитии, ведь освоить все премудрости родного языка ребенку предстоит постепенно. Нам же нужно быть просто внимательными и заботливыми родителями. Нужно знать, как должна развиваться речь у нового человека.

 Речью ребенок овладевает постепенно, он просто подражает взрослым в произношении звуков и слов. Поэтому важно, чтобы с рождения малыш слышал правильную и грамотную речь.

 Чем раньше родители начнут обращать внимание на правильность звукопроизношения у ребенка, тем быстрее оно сформируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка,

т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Сразу скажем, что обращаться к специалисту нужно не раньше, чем в 3,5 года. Это будет профосмотр, исправлением же звукопроизношения с малышом займутся позже (4-5 лет) — и в первую очередь, из–за ограниченных возможностей ребенка (непонимание стоящей задачи, недостаточная настойчивость и внимание.). Итак, лучшее время для посещения логопеда – 4-5 лет. Но это не значит, что до этого времени нужно сидеть, сложа руки, с ребенком нужно заниматься. Так как же должна развиваться речь малыша? Двухгодовалый малыш еще может:

— неправильно произносить большинство звуков родного языка,

— смягчать отдельные согласные,

— нечетко произносить слова с пропуском отдельных звуков,

— не уметь точно сохранять слоговую структуру слова.

На третьем году жизни ребенка, хотя подвижность артикуляционного аппарата значительно возрастает, его произношение все еще далеко от нормы. Артикуляционные затруднения продолжают тормозить усвоение звуков.

Трехлетка может:

— заменять недостающие знаки другими, более легкими для произношения, например, Р и Л или ЛЬ, Ш и Ж, СЬ – ЗЬ или ТЬ и ДЬ,

— затрудняться в произношении многосложных слов и слов со стечением нескольких согласных,

— при этом ближе к 3 годам у ребенка появляются и произносятся правильно свистящие — С, З, у некоторых — Ц.

В период с 3 до 4 лет наблюдается заметное улучшение в произношении, речь становится более отчетливой:

— свистящие произносятся более чисто и появляется звук Ц,

— некоторые дети начинают произносить Ш, Ж, Ч, Л, Р. Однако, как правило, большинство малышей все еще заменяют шипящие твердыми свистящими: Ш – звуком С (сапка вместо шапка), Ж – З (зывот вместо живот), Ч – Ц (цасы вместо часы), Щ – С или СЬ (сётка вместо щётка),

— сонорные звуки Л, Р, РЬ дети заменяют звуком Й или ЛЬ (йакета – лякета – ракета).

К пяти годам у большинства детей заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище и отчетливей:

— полностью исчезает смягченное произношение согласных,

— редко наблюдается пропуск звуков и слогов,

— усваиваются шипящие звуки, а также Л, Р, РЬ.

Но у некоторых детей еще неустойчиво произношение определенных групп звуков, например, свистящих и шипящих. В одних словах звук произносится правильно, в других – неверно. Дети иногда испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые насыщенны свистящими и шипящими одновременно, звуками Л и Р (шерстяной, шестой, эскалатор).

К шестилетию в речевом развитии достигается довольно высокий уровень. Дети правильно произносят все звуки родного языка.

Учитывая все вышесказанное, не забывайте, что все индивидуально, дети очень разные — и при любых сомнениях лучше обратиться к специалисту.

Почему же при нормальном физическом и умственном развитии дети говорят неправильно и не могут самостоятельно говорить чисто? А причин несколько. У малыша может быть не развит фонематический (речевой) слух, и, как следствие, — он плохо различает звуки. Причиной может быть и недостаточное развитие мышц губ и языка, необходимое для правильного произнесения. Также у ребенка могут быть дефекты в строении речевых органов (неправильный прикус, высокое (готическое) нёбо, укороченная уздечка язычка). В этом случае вам понадобится консультация не только логопеда, но и стоматолога.

И еще одна причина — отсутствие правильного образца для подражания, неправильная речь окружающих, о чем уже говорилось в начале, а также «сюсюканье».

Остановимся на основных видах нарушений.

1. Отсутствие звука (вместо «рука» ваш малыш говорит «ука» или вместо «лук» – «УК»).

2. Замена звука (ребенок заменяет Ц на ТЬ, Ш на С, Р на Л и т. д.).

3. Искажение звука, проявляющееся:

— в межзубном произнесении звуков (при этом слышится неприятный хлопающий звук),

— в горловом произнесении звука Р — он получается при вибрации нёбной занавески, а не кончика языка.

 Нарушения звукопроизношения первого и второго вида (отсутствие звука и его замена), у детей до 3-4 лет можно рассматривать как проходящее с возрастом (при нормальном умственном развитии ребенка и полноценном слухе). Но если эти нарушения отмечаются у детей старше 5 лет, необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Нарушения третьего вида (искажения звуков) самостоятельно не проходят даже с возрастом.

07-GB1N-2jY


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как формировать и развивать речь ребенка. Подготовка ребенка к школе".

Советы по развитию речи детей с ОНР при подготовке к обучению в школе....

Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"

Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....

Речь ребенка в три года. Что должен уметь ребенок.

Что должен уметь ребенок в три года.-  Понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, отдельные элементы которых ранее воспринимались ребенком;- Легко воспроизводить знакомые стихи и п...

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Игра словно волшебная палочка, может изменить отношение ребенка ко всему, поможет включить в активную деятельность, а так же в ходе игры развивается речь....

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Консультация на тему: «Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС» выпол

          В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных станда...