Речевые игры с дошкольниками
картотека по логопедии (старшая группа)

Зырянова Ирина Анатольевна

Описание речевых игр для развития разных сторон речи воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_igry_s_doshkolnikami.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры с дошкольниками

Обогащение активного словаря.

Игры и упражнения:

Учить подбирать определения и эпитеты – (Какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные…);

Узнавать предметы по описанию – (Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? – Береза);

Подбирать действия к предмету – (Ветер, что делает: воет, парус надувает, листья срывает…);

Подбирать предметы к действию - (На небе сверкает землю согревает. Что это? - Солнце);

Подбирать действия к объекту - (Кто или что плавает? Летает? - Рыба, самолет, бабочка, листья);

Подбирать обстоятельства - (Трудиться можно как? - Хорошо, спустя рукава, быстро);

Подбирать синонимы - (Большой, огромный, громадный);

Находить пропущенные слова - (Пришел почтальон, он принес...);

Распространять и дополнять предложения - (Кошки взобрались па дерево. Какое? Зачем?);

Называть составные части целого - (Дерево - ствол, ветки, сучья);

Составлять предложения с определенным словом;

Игра “Наоборот”. Упражнять в названии антонимов (день - ночь, печаль - радость);

Отгадывать: “Кто ты?” (в различных житейских обстоятельствах - от дочки, внучки до посетителя);

Длинные - короткие слова (линейность слова можно измерять разведением ладошек в стороны или шагами: пол - парикмахерская);

Сделать длинными, ласковыми имена своих близких, а также клички животных;

Подбирать слова: шить... платье, штопать... носки, завязывать... шнурки, вязать... шарф;

Составлять фразы: срубленный..., бегущий..., висящий..., жуткий..., холодный...;

Придумывать слова, которые оканчиваются на -ок, -ек или начинаются с ва-, за-;

Игра “Бюро находок”
 (вы потеряли предмет красного цвета, круглой формы...);

Какой в сказке козел (“Лиса и козел”) - недогадливый, глупый, невнимательный; лиса - рыжая, хитрая, ловкая...; колодец - глубокий, холодный, темный, узкий...;

Про что можно сказать: холодный -..., холодная -..., холодное -...;

Как можно назвать одним словом:
- детей, идущих в школу...; 
- людей, лечащих больных...;
- взрослых, перевозящих груз...;

Произносить предложение (“Я пойду  гулять”) по-разному: радостно (и почему?), грустно (и почему?), удивленно (и почему?);

Придумывать от слова “лес” много новых, но похожих слов (лесок, о лесе, лесочек, лесовичок...);

Находить антонимы (слова с противоположным значением) в стишке:

Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.
Скажу я слово
далеко, а ты ответишь близко.
Теперь скажу я слово
трус, ответишь ты храбрец.
Теперь
начало я скажу, ну отвечай…(конец);

Познакомить со словами, которые ничего не значат:

Ложка - это ложка, ложкой суп едят.
Кошка - это кошка, у кошки
 семь котят.
Тряпка - это тряпка, тряпкой
 вытру стол,
Шапка - это шапка, оделся и пошел.
А я придумал слово,
 смешное слово - плим.
Я повторяю снова - плим, плим,
 плим...
Вот прыгает и скачет - плим, плим, плим.
И ничего не значит -
 плим, плим, плим.

“Новые слова" - у лисы длинный хвост - как одним словам сказать - длиннохвостая; а у мальчика длинные ноги - длинноногий;

Придумывать необычные предложения из 2-х слов: “Лиса чирикает”, “Ворона мяукает”;

Заканчивать предложения:

- Миша пошел гулять (когда?)...;
- Мише стало грустно (отчего?)...;
- Миша обрадовался (когда?)...;

Познакомить детей с многозначными словами - у ежа иголки, у елки иголки, швейные иголки (чем похожи - чем отличаются). Аналогично рассмотреть значение слов коса, ручка и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры с дошкольниками.

Известно, что речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра ...

Речевые игры для дошкольников

Корней Иванович Чуковский по праву считается одним из любимых детских писателей. Не одно поколение детишек воспитано на сказках Чуковского. Выразительные, яркие, динамичные, они завораживают ребенка, ...

Речевые игры для дошкольников

Известно, что речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельно...

Речевые игры для дошкольников

В статье подобраны игры для детей 4-5 лет....

Консультация для родителей "Речевые игры для дошкольников"

Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку....

Речевые игры для дошкольников

Где позвонили?Цель. Определение направления звука.Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка, или бубен и т. д.).Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе к...

Речевые игры для дошкольников.

Речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряж...