Моторика
статья по логопедии (старшая группа)
Развиитие моторики нетрадиционными приемами с использованием игрушек, природных и бытовы предметов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motorika.docx | 44.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики нетрадиционными приёмами |
У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Для развития мелкой моторики традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни), массаж с помощью мячика Су-Джок, аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко, «травка», применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое).
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом, направлены на решение следующих задач:
- - формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
- развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
- развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.
Очень интересны детям игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей.
Игры с еловыми шишками.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шишку будем мы катать.
Шишку будем мы катать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Еловая шишка колет ладошки,
Мы покатаем шишку немножко.
(Перекатывать шишку между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения).
"У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".
Также шишки можно сжимать и разжимать обеими руками одновременно или поочередно, воздействовать на кончики пальцев и ладошки постукиванием и вращательными движениями, прокатывание шишки от кончиков пальцев к запястью, локтю и обратно.
Аналогичные упражнения можно выполнять с грецкими орехами, сосновыми шишками, каштанами, косточками абрикоса или персика.
Широкое распространение и успешное применение в логопедической практике нашел метод Су-Джок-терапии. Использование тренажеров Су-Джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений.
Самомассаж шариком Су-Джок.
«Шарик»
Раз, два, три, четыре, пять!
Буду шарик я катать.
По ладошке прокачу
И ее пощекочу.
Шар по кругу я катаю
И ладошку разминаю.
И по пальцам прокачу
Каждый я пощекочу.
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Шар по пальчику катись.
Сильно шарик я сожму,
Подержу и разожму.
« Веселые прыжки»
Девочки и мальчики прыгают как мячики (дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони)
Никогда не плачут, («прыгают» им по ладони другой руки).
Вместе с нами скачут (затем меняют руки).
« Бежит ежик по дорожке»
Бежит ежик по дорожке, (дети катают мячик в руках)
У него кривые ножки,( движения вперед- назад)
Весь иголками оброс, (вправо – влево между ладонями)
Жалко ежика до слез
«Серый ежик»
Серый ежик весь в иголках, (дети кладут мячик на правую ладонь).
Словно он не зверь, а елка. (каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки).
Хоть колюч молчун лесной, (катают мячик в руках, делая движения вперед- назад).
Ежик добрый, а не злой (вправо – влево между ладонями).
«Колючий ёжик»
Гладь мои ручки, (дети катают мячик в руках),
Ежик, ежик. (делая движения вперед- назад),
Ты колючий ну и что же (вправо- влево между ладонями).
Я хочу тебя погладить, (катают мячик по правой и левой ладони круговыми движениями).
Я хочу с тобой поладить (берут мячик в любую руку и « прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки).
« Яичко»
Птичка веток набрала, (дети касаются мячиком каждого пальца правой, затем левой руки).
Крепко гнездышко свила, (сводят обе ладони « Гнездышком»)
И снесла яичко (вместе с мячиком « яичком»)
Умничка, синичка, ты яичко покатай, (дети катают мячик в руках),
Но из рук не выпускай (делают движения вперед- назад),
Очень хрупкое оно, так у птиц заведено. (вправо- влево между ладонями).
« Снежок»
Топ, топ сапожок (дети стучат мячиком по правой, затем левой коленке).
Хлоп- хлоп – вот снежок. (стучат мячиком по правой ладони, затем по левой ладони).
Заберусь на горку, (дети кладут мячик на правую ладонь и прокатывают его по всей руке вверх до правого плеча).
Съеду с горки – (скатывают мячик с правого плеча)
Бух! (в ладонь, затем повторяют эти движения, но с левой рукой).
«Мяч»
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
СКАЗКА «Ежик на прогулке»
Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).
Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко.
Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.
Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик),
катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга).
Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)
Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох).
Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться),
и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).
Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним)
и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик?
Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика)
и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).
Упражнения с шариком массажером Су – Джок:
Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
(Потом ребёнок гладит их ладошками со словами):
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
«Полянка»
На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/
Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/
И катались по траве, /катать вперед – назад/
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/
Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/
Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/
Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/
А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/
А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/
И в тетрадочках писать.
«Мой веселый круглый мяч».
Мой веселый круглый мяч,
(Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями).
Щеки круглые не прячь.
(Надувают щеки).
Я тебя поймаю,
В ручках покатаю.
(Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями).
«Весна, прилёт птиц»
Этот шарик непростой,
Он колючий, вот какой (дети берут шарики в руки)
Будем с шариком играть
И ладошки согревать (катают шарики по ладошкам произвольно)
Шарик я открыть хочу,
Шарик ручками кручу (открывают шарики, достают колечко).
(На каждую строчку стиха надевают колечко, прокатывая вниз и вверх, начиная с большого пальца правой руки):
Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Самомассаж подушечек пальцев с использованием колючего коврика «травка».
«Медведь»
Шел медведь к своей берлоге.
Да споткнулся на пороге.
«Видно, очень мало сил
Я на зиму накопил» –
Так подумал и пошел
Он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки,
Любят есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги
До весны сопят в берлоге.
(Кисть одной руки лежит на коврике ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь. На каждую строчку нажимаем на один палец).
«Ёжик»
(хлопая, приговаривать):
Лапушки, лапушки,
Поиграйте в ладушки.
Хлопайте в ладошки –
Вам дадут лепешки.
«Звериные следы»
Шла корова по дорожке- (сжимают обе руки в кулаки),
ТОП-ТОП,(« шагают по дорожке» как корова, тяжело ступая по неровной поверхности коврика).
А за ней бежала кошка ТОП- ТОП. (ставят указательные и средние пальцы обеих рук на коврик и « идут» легко и грациозно ( как кошка) по коврику).
«Тропинка»
Шел мишутка Топ да топ (указательные и средние пальцы обеих рук
« идут» по нервной поверхности коврика в любом направлении).
Вдоль звериных тайных троп. (подушечками пальцев водят по поверхности коврика – « чертят тропинки или линии» в любом направлении).
Но устал и сел на пень. (ставят кулак на кулак ( медведь на пенек»).
И ему подняться лень! (кладут ладони на коврик - « медведь спит»).
«Полянка»
На полянке ,на лужайке (указательные и средние пальцы обеих рук «прыгают» по нервной поверхности коврика в любом направлении).
И катались по траве от хвоста и к голове (прокатывают ладони от основания кончикам пальцев от поверхности коврика).
Долго зайцы так скакали, – Но напрыгались, устали! (кладут ладони на поверхность коврика « зайцы спят»).
Мимо змеи проползали« С добрым утром!» Им сказали. (делают извилистые движения кистями рук по поверхности коврика).
Всех зайчат зайчиха – мать! Стала гладить и ласкать (поочередно гладят ладонями поверхность коврика).
«Козочка»
Вдоль дороги на виду щиплет козочка траву
(«щиплют травку» пальцами обеих рук по поверхности коврика).
Глазки блестят, (подносят руки к глазам, сжимают и разжимают пальцы обеих рук).
Рожки торчат, (показывают « рожки» на голове).
Копыта стучат. (стучат указательными и средними пальцами обеих рук «копытца» по коврику).
«Многоножки»
По извилистой дорожке побежали многоножки! (указательные и средние пальцы обеих рук «многоножки», « бегут» по коврику)
Раз. Два, три, четыре, пять, многоножек не догнать! (указательные и средние пальцы обеих рук «многоножки», « бегут» по коврику в любом направлении).
«Капал дождик».
Капал дождик на ладошку, Кап, кап, кап. (показывают ладонь правой руки указательным пальцем левой руки«собирают на нее капельки дождя»).
Я ловлю малютку крошку, Кап, кап, кап.(хлопают в ладоши).
Дождик вдруг пошел сильней, Побежали в дом скорей! (указательные и средние пальцы рук «бегут» по поверхности коврика в любом направлении).
Хозяйственная прищепка.
Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи. Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно кусаем ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После каждого двустишия – смена рук.
«Жук»
Жук летит,
Жуж-ж-ж-ж-жит,
Жуж-ж-ж-ж-жит,
И усами шевелит!
В. Цвынтарный
«Сова»
Сова – совушка – сова
Мудрая голова
Сова на дереве сидит
Ночью в темноту глядит.
Видит совушка как днём,
Прячьтесь мышки под пеньком.
И. Мудрова
«Котёнок»
Сильно кусает
Котенок-глупыш!
Он думает, что это
Не палец, а мышь!
Но я же играю с тобою, малыш!
А будешь кусаться – скажу тебе:
«Кыш! »
(Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу).
«Разговор животных»
(В этих упражнениях дети последовательно открывают до упора и закрывают прищепки в обеих руках в сопровождении чтения стишков):
Двое маленьких галчат
Целый день в гнезде кричат.
Открывают рты галчата:
Потому что есть хотят.
Что за звуки у пруда?
- Ква-су, ква-су нам сюда!
Ква-су, ква-су, просто-ква-ши!
Надоела нам вода!
Подойдут и другие подобные четверостишия.
«Разноцветные прищепки»
Цель: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Средства: прищепки разного цвета, поднос, заготовки – тучка, морковка, ёжик.
Тучка по небу гуляла -
Все дождинки растеряла.
Урожай мы собирали
И ботву всю оборвали.
Мы листочки прикрепляем -
Сразу овощи узнаем.
Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки потерял?
Предложить ребёнку сделать ёжику колючки, тучке капельки, овощам – листочки. Учит нажимать пальчиками на прищепку, чтобы она открывалась. Когда ребёнок закончит выполнять задание, надо спросить его, прищепки какого цвета он использовал. А затем предложить снять прищепки, проследив, чтобы ребёнок снова делал нажим на прищепку и открывал её.
«Сделай лучики солнышку»
чередование прищепок по цвету.
Цель: учить чередовать прищепки двух цветов; развивать мелкую моторику рук.
Средства: прищепки жёлтого и оранжевого цвета, поднос, заготовка солнышка.
Варианты игр:
Смотрит солнышко в окошко
Смотрит в нашу комнату,
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть солнышко, у которого уже есть лучики с чередующимися прищепками двух цветов, предлагает найти закономерность и продолжить составлять лучики в определённом порядке, это позволяет не только развивать мелкую моторику рук, а также восприятие, внимание, память и мышление. Затем задание усложняется. Дети следуют уже словесной инструкции. Можно предложить детям найти и исправить ошибку, которую допустил какой-нибудь персонаж, например, Незнайка.
«Гусь»
Гусь, крикливый.
Гусь, крикливый,
С длинным носом,
Шея, словно знак вопроса.
Гусь идет гулять в луга.
И гогочет: «Га-га-га».
(Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог - от большого пальца к мизинцу).
Игра с решеткой для раковины
Дети кладут решетку на колени или на стол, «ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам решетки, делая «шаг» на каждый ударный слог двумя руками одновременно или поочередно.
«Гном».
Шел по лесу добрый гном
С разноцветным колпачком.
Шел и песню напевал,
И вразвалочку шагал.
«Волк и лиса».
Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.
«Зоопарк»
В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят.
Игры с резинкой для волос
Надеваем и снимаем резинку поочередно на пальцы рук.
«Перстенек».
На пальце – перстенек.
Он блестит, как огонек.
Крутился, искрился,
С пальчика свалился –
Назад возвратился.
«Прогулка».
Мы по улице гуляли,
(дети хлопают в ладоши)
Дружно мы ворон считали:
Раз, два, три, четыре, пять-
Надо всех пересчитать!
(Под счет надевают резиночки для волос на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки. Убирают резиночки в сторону).
Сосчитать мы их хотели,
Но вороны улетели!
( Хлопают в ладоши. Машут руками).
Игры с колючими бигуди
«Бигуди»
Можно использовать как массажер, катая их между ладошками.
Бигуди в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
«Паровозик»
Загудел паровозик. Загудел паровозик (дети катают бигуди между ладонями)
И вагончики повез: « Чу- чу-чу-чу-чу! Далеко я укачу!»
(вперед- назад, руки держат перед собой).
«Поезд и самолет»
Поезд песенку поет: (катают бигуди между ладонями)
« Ту-ту-ту-у-у-у-у-у!» (вперед- назад, руки держат перед собой).
Улетает самолет в высоту: «У-у-у-у-у-у-у-у-у- у!»
(катают бигуди между ладонями вперед- назад, руки направляют вверх над головой).
«Веселая поездка»
На ладошке ехали, (дети катают бигуди между ладонями)
До угла доехали (вперед- назад, руки держат перед собой).
Сели на машину, (дети кладут бигуди на колени или на любую ровную поверхность).
Налили бензину. (выполняют логопедическое упражнение « Индюк»).
На машине ехали, (катают бигуди между ладонями).
До реки доехали (вперед- назад, руки держат перед собой).
Тр-р-р. Стоп. Разворот. (перестают катать и переворачивают бигуди).
На реке- пароход! (катают бигуди между ладонями)
Пароходом ехали, (вперед- назад, руки держат перед собой).
До горы, доехали. Пароход не везет. Надо сесть в самолет, (катают бигуди между ладонями)
В нем мотор гудит У-у-у-у-у-у-у-у-! (вперед- назад, руки направляют вверх над головой).
«Паровозик»
Пыхтит паровозик, Дети катают бигуди между ладонями вперед – назад, руки
Гудит паровозик,
Покоя нет никому. держат перед собой.
Устал паровозик, Кладут бигуди на ладони.
Уснул паровозик, Закрывают ладони и подносят
Четыре годочка ему. Под голову – « паровозик спит».
« Транспорт»
Дети кладут бигуди на колени или на любую ровную поверхность.
Вот на небе самолет отправляется в полет!
(прямая кисть «взлетает» вверх).
Вот кораблик поплывет, носом волны разведет! (берут бигуди в руки и катают их между ладонями вперед- назад),
А от самого порога для машин идет дорога! (руки держат перед собой).
Пробки от бутылок
«Лыжники»
Берем пластмассовые крышки от бутылок и надеваем их на указательные и средние пальцы. И «идём» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия - смена рук.
«Обувь»
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперед шагнули.
(Смена рук)
И пошли по переулку
На веселую прогулку.
«Балеринка»
Пальцы – словно балеринки,
Но одетые ботинки.
(Смена рук).
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко.
«Зимние забавы»
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холода».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение моторики для развития рабенка. Игры и упражнения для развития тонкой и общей моторики.
В статье описаны различные игры и упражнения на развитие моторики ребенка. Приводятся примеры упражнений для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движе...
Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...
консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"
В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Практические занятия и рекомендации,которые способствуют развитию мелкой моторики,фонематического слуха,артикуляционной моторики в игровой форме по В. В. Цвынтарному."Играем,слушаем,подражаем- звуки получаем.
Уникальное по простоте и эффективности пособие для родителей,воспитателей,логопедов домов ребёнка и логопедических групп детских садов....
Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.
В данном материале родители могут найти много полезной информации по развитию мелкой моторики рук малышей, познакомиться с подборкой развивающих игр и упражнений для развития пальчиков....
Развиваем мелкую моторику. Зачем необходимо развивать мелкую моторику?
Аудитория: родители (законные представители) воспитанников, воспитанники, учитель-дефектолог, воспитатель.Цели:1. Повысить педагогическую грамотность родителе...