Нечеткое произношение не только мешает общению, но и приводит к тому, что малыш вообще плохо отличает один звук от другого. В результате у него не вырабатывается фонематический слух, а в школе могут возникнуть серьезные проблемы с чтением и письмом. Такой ребенок плохо справляется со звуковым анализом слов, путает буквы, пишет так, как говорит. Но в первом классе бить тревогу уже поздновато, ведь основы фонематического слуха должны закладываться в раннем детстве. У детей пяти – шести лет с нормальным слухом и сохранным интеллектом невнятной речи и нечеткого произношения звуков могут быть обусловлены следующими причинами: ● отсутствием правильного образца для подражания (речь взрослых или детей, окружающих малыша, является дефектной или в общении используется большей частью «сюсюканье»). ● недостаточным развитием фонематического слуха (ребенок плохо различает на слух похожие звуки). ● наличием нарушений в строении речевых органов (губ, зубов, челюсти, языка, мягкого и твердого неба). ● недостаточной подвижностью органов артикуляции (нижней челюсти, губ и языка). Красивая речь Внятная разборчивая речь ребенка – заслуга семейного воспитания. Недостаточное внимание к речи малыша со стороны родителей и близких является одной из главных причин закрепления невнятного, нечеткого, а порой дефектного произношения звуков. Именно поэтому необходимо, чтобы на ранних этапах развития малыша родители уделяли самое пристальное внимание формированию и воспитанию правильной красивой речи. В этот период от взрослых требуется совсем немного: следить за произношением ребенка и более требовательно относится к своему собственному произношению. Говорить с малышом нужно неторопливо, слова произносить четко. Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка, а также сюсюкать с ним. Если общение с маленьким ребенком строится на подражании детской речи, то это лишает возможности ребенка слышать образец правильной речи. У него не развивается слухового контроля – способность отличать правильное произношение от неправильного, а нормальное речевое развитие будет задерживаться, и эта задержка даст о себе знать уже в первом классе. Но просто поправлять ребенка недостаточно.
Артикуляционный аппарат Четкое произношение звуков, слов, фраз возможно при условии достаточной подвижности и координированности органов речевого аппарата ребенка. Речевой аппарат ребенка – это очень сложная структура, центр которой находится в головном мозге. Чтобы малыш правильно произносил звуки, чтобы речь его была разборчивой и понятной окружающим, необходимо, чтобы артикуляционный аппарат был достаточно подвижен и мог быстро принимать определенное положение – артикуляционную позу. При образовании звуков речи каждый орган артикуляционного аппарата (язык, губы и нижняя челюсть) принимает определенное положение. Здесь важным моментом является способность удерживать артикуляционную позу. Трехлетний малыш уже может правильно и четко произносить гласные звуки а, о, и, у, согласные звуки м, п , б, т, д, н, в, ф, к, г, х, й. После четырех лет мышцы речевого аппарата укрепляются, улучшается подвижность языка, губ и нижней челюсти, движения органов артикуляции становятся более координированными. Развитие координированных движений речевых органов является важным моментом как в речевом развитии, так и общем развитии малыша. Звуки в слове произносятся не в отдельности, а один за другим, поэтому органы артикуляции должны обладать способностью быстро и плавно менять свое положение. Важной предпосылкой становления четкой, разборчивой речи и успешного обучения грамоте является умение органов артикуляционного аппарата плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую. Недостаточное развитие вышеперечисленных способностей является одной из причин появления трудностей при обучении грамоте в школе, возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения). На ранних этапах, после трех - четырех лет, для развития органов артикуляционного аппарата и обучения четкому произношению звуков и слов нет необходимости прибегать к услугам логопеда или выделять для этого специальное время. Предложенные упражнения можно выполнять по дороге в детский сад, во время прогулки, в машине, поезде и т.д. Главное, чтобы малышу было интересно. Артикуляционные упражнения можно делать на счет, с хлопками, под музыку. Если детей несколько, устройте мини-состязания. Артикуляционная гимнастика Для вырабатывания полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Выполняется она, сидя или стоя, перед зеркалом. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается. Важно, чтобы переход от одного упражнения к другому был плавным. Торопить ребенка, требовать немедленного выполнения того или иного упражнения нельзя. Начинать советую с базовых упражнений, которые в дальнейшем помогут научить ребенка выполнять любое артикуляционное упражнение без одновременных движений губ. «Улыбка». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы (про себя произнести звук « и »).Удерживать на счет от 1 до 5. В более старшем возрасте счет можно продолжить до 10. «Трубочка». Сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой, удерживать на счет от 1 до 5. В более старшем возрасте счет можно продолжить до 10. Чередование вышеописанных «Улыбки» и «Трубочки».
Упражнения для нижней челюсти Держать рот широко раскрытым на счет от 1 до 5. В более старшем возрасте счет можно продолжить до 10. Жевательные движения с сомкнутыми губами. Легкое постукивание зубами , губы при этом разомкнуты. «Заборчик». Верхняя челюсть стоит на нижней, губы растянуты в улыбке. Упражнения для языка Рот широко раскрыт, губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть неподвижна «Болтушка». Движения языком вперед – назад. «Часики». Движения языком вправо – влево. «Качели». Движения языком вверх – вниз. «Лопатка». Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. «Иголочка». Язык узкий, напряженный. Чередование вышеописанных «Лопатки» и «Иголочки». В процессе таких игр у ребенка постепенно вырабатывается четкая координация движений артикуляционного аппарата. Движения языка и губ становятся более точными. Постоянная тренировка мышц речевого аппарата вызывает положительные изменения в нервной и мышечной системах, определяющих развитие речи ребенка. |