Консультация для родителей
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Как помочь ребенку?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_kak_pomoch_negovoryashchemu_rebyonku.docx | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Как помочь неговорящему ребёнку?». Для нормального становления речевой деятельности необходимы определённые условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребёнка: • Достигли определённой степени зрелости различные структуры головного мозга; • Правильно и координированно работали голосовая и дыхательная системы, органы артикуляции; • Были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции; • Формировалась потребность в общении. Овладение речевой деятельностью предполагает: * способность говорить; * способность понимать сказанное. Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Подражание - непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом, есть желание что-то сказать. Причины задержки в развитии речи детей различны: • состояние его анамнеза; • отклонения в строении артикуляционного аппарата; • стрессы, психические заболевания; • частые заболевания малыша, ослабляющие его организм, Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребёнка, на формировании психической деятельности, ограничивают познавательные возможности и эмоциональные проявления. Направления работы с неговорящим ребенком 1. Развитие понимания речи (очень длительный этап), используя простые инструкции типа «Дай ручку», «А где ножка?», «Покажи носик у собачки», «Положи Машу спать», «Положи мяч в коробку», «Посади куклу в коляску» и т. п., опираясь на то, что ребёнку доступно. После прочтения сказки, рассмотрите картинки, попросите ребенка показать солнышко, домик, дерево и т.д. Ребенок должен слышать вашу речь и понимать Вас. Используйте «игры-поручения». Совершенствованию понимания речи, обучению понимания многоступенчатых инструкций способствуют игры-поручения. Поручение ребенку выполнение «важных дел» способствует развитию положительного отношения к себе, выработке самооценки. Поручайте ребенку те действия, которые значимы и которые он может выполнить, при этом следует давать ребенку четкие инструкции, сопровождая их видимой яркой артикуляцией. Когда ребенок выполнит поручение, объясните ему, чем именно хорошего в том, что он сделал. 2. Развитие слухового внимания: Обращайте внимание ребенка на словесное обозначение характера различных звуков: шуршание, скрип, бульканье, звон, шелест, стук, крик и т.п. Прислушивайтесь к звукам комнаты, звукам за окном, на улице; сопровождайте этот процесс комментарием. Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов, обозначающих услышанное им: шум, шаги, стук и т.д.; звукоподражательно обозначайте их. Для развития слухового восприятия ребенка полезно, если иногда родители будут разговаривать с ребенком шепотом, играя, например, в разведчиков. Полезно чередовать «игру в поручения», давая инструкции то громкой, то шепотной речью. Полезно включать классическую музыку - это способствует развитию слухового внимания, являясь предпосылкой для развития речи. Обращайте внимания ребенка на мелодию, какая она - веселая, быстрая, грустная, медленная и т.п. Наиболее благотворно действует музыка Моцарта, Шуберта, Гайдна, Баха. 3. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики (на прилавках книжных магазинов имеется огромное количество пособий по развитию артикуляционной, мелкой моторики и развитию дыхания). 4. Побуждение к речевым высказываниям:
Прятки. Эта игра способствует развитию эмоционального общения ребенка со взрослым, кроме того детям доставляет огромное удовольствие находить спрятанные взрослым предметы. Основная цель этой игры для неговорящего ребенка: стимуляция произнесения слова «Вот» или словосочетаний «Вот он, вот она». Взрослый показывает ребенку конфетку, шарик или что-то другое, в получении чего ребенок будет заинтересован. Затем прячет этот предмет в кулак и убирает оба кулака за спину, после чего предлагает ребенку угадать, в каком кулачке он спрятан. «Угадай, где конфетка! Правильно, вот (вот она! Где конфетка – вот! ». Взрослый очень эмоционально произносит слово «Вот», побуждая к тому же ребенка. Затем ребенок прячет предмет, когда взрослый угадает, уже ребенку нужно будет сказать «Вот! ». В игру «прятки» можно играть и по-другому: накидывать прозрачный платок на голову ребенка и спрашивать «Где Ваня? - Вот Ваня, кто здесь (ребенок может называть свое имя или говорить «я») ». Также под платок можно прятать куклу, которой нужно дать простые имена: Катя, Ваня, Тата, Оля. Ребенку нужно дать задание «Спрячь, найди». Эти игры также направлены на развитие понимания речи ребенком, в том числе глаголов.
5. Параллельно ведется работа по развитию психических процессов, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребёнка (игры на восприятия цвета, формы, величины, на развитие внимания, памяти, мышления). Важно: · научить предметному обобщению по форме, цвету, величине (игры: «Цвет и форма», «Сравни и подбери», доски Сегена (цыплята, яблочки, телефоны, черепахи, ботинки), «Логические блоки Дьенеша»); · научить обобщению по внешним признакам независимо от функций предметов (банан, лимон, желтые часы — все желтое). - родо-видовые обобщения: фрукты, овощи, животные и т.д. (Игры: «Побери картинку», «Четвертый лишний», «Парочки», «Речевое лото», «Занимательные квадраты», «Мое — не мое», «Раздели на группы») - логический признак живой-неживой (игры: «Подбери картинку», «Отгадай загадку», «Четвертый лишний», «Логический поезд», «Логический домик», «Занимательные квадраты»). - научить располагать предметы в определенной последовательности по следующим признакам: · по размеру; · по высоте; · по длине. Рекомендации по организации общения с детьми, имеющими трудности в речевом развитии
-Что мы достали? – Шубу. Что это? Шуба. Что мы надели? Шубу и т.д. Названия предметов произносятся в замедленном темпе, многократно проговариваются, взрослый исполняет одновременно роль и спрашивающего и отвечающего, т. е. даётся диалог-образец. Проговаривание используется только в процессе действий с предметом. Просто так слова проговаривать бесполезно. Так может продолжаться несколько дней.
Здесь важно привлечь к работе все анализаторы ребёнка: зрительный, тактильный, двигательный. Желательно, чтобы при общении ребёнок смотрел в глаза взрослому, это даёт возможность зафиксировать внимание ребёнка на работу артикуляционного аппарата (движения губ, языка). Одно и тоже слово можно проговорить ребёнку на ушко, либо прохлопать ритм слова по его ручке. Подобное использование в работе комплекса анализаторов усиливает компенсаторные процессы, т. к. сигналы-раздражители, поступающие по анализаторам в кору головного мозга, стимулируют деятельность нервных клеток, посредством чего речевой материал воспринимается и усваивается ребёнком. И пусть ребёнок ещё не повторил слово, а только внимательно следил глазами за движениями ваших губ, важнее, что он сделал первый шаг, он проявил заинтересованность в процессе. Обратите внимание, что эта работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий.
У детей с нарушениями речи обычно наблюдается более низкая работоспособность центральной нервной системы, поэтому они нуждаются в достаточной продолжительности сна. Ребенок 3-4 лет должен спать не менее 14-15 часов в сутки. Укладывать ребенка спать следует в одно и то же время. Не следует перед сном перегружать нервную систему ребенка: играть в подвижные игры, смотреть телевизор, читать новые сказки и т.п. 10. Прием пищи для ребенка не должен быть «на лету», старайтесь организовать традиционный для семьи прием пищи (с большинством членом семьи). Для стимуляции развития органов артикуляционного аппарата поощряйте ребенка облизывать еду (мороженое, конфеты), слизывать крошки с губ; для тренировки мышц кормите ребенка твердой пищей. Во время кормления ребенка не забывайте сопровождать ритуал комментарием; обогащайте представления ребенка о вкусе и запахе продуктов. 11. В процессе купания ребенка используйте резиновые игрушки - рассуждайте, кто на самом деле может плавать: утка, рыбка, кораблик и т.п.; а что (или кто) умеет плавать только, если он игрушечный (самолет, попугай). Придумывайте разные названия для ванной (бассейн, море, озеро, река, пруд) и играйте в разные игры: пароход по морю плывет и гудит: «у-у-у»; в бассейне купаем кукол - «куп-куп» и т.д. Обращайте внимание на разницу температурных ощущений, включая воду различной температуры, побуждайте ребенка к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой! Ай! Ух! Ох! Ах!». 12. Необходимо чередовать специальные занятия и упражнения со свободной деятельностью, игрой ребенка; интеллектуальные игры с двигательными. 13. Все игры и упражнения, проводимые с детьми, должны вызывать их радость, чаще стимулируйте детский смех. Повышенная активность лицевых мышц усиливает кровоснабжение мозга, он получает больше кислорода. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...