Игры и упражнения для развития речевого дыхания
учебно-методический материал по логопедии

Ермакова Татьяна Анатольевна

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

 Игры и упражнения

на развитие правильного речевого дыхания.

Игры.

«Цветочный магазин». Мы в цветочном магазине. Воздух напоен разными ароматами. Запах какого-то цветка преобладает. Ищите запах, назовите этот цветок. Медленно спокойно глубоко вздохнули. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух. Грудная клетка расширена – не поднята. Плечи «висят». Вдох. Задержка (ищем, нашли запах). Выдох.

«Чей пароход лучше гудит?». Цель: добиваться умения управлять воздушной струей посредине языка. Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую. Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе. Следует помнить, чтоб пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

«Кто дольше сможет подуть на листики». У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветром прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так (показать, как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру». Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листик легко и спокойно.


«Бабочка, лети!». Цель: добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха. Дети сидят на стульях. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, зеленые! Как их много! Посмотрим, могут ли они летать (дует на них). Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Воспитатель предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.

«Пускание корабликов». Цель: добиваться умения длительно произносить звук «ф» на одном выдохе или многократно произносить звук «п» («п-п-п») на одном выдохе. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидят на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук «ф» или «п», чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения звука «ф», можно дуть просто, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п» - дует ребенок. При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.

«Поезд». Цель: добиваться длительного произнесения звука «у». Первый вариант. Дети встают друг за другом, образуя поезд. Воспитатель заранее ставит в разных местах у дороги, по которой поедет поезд, игрушечных животных. Перед тем, как поезд отправится в путь, воспитатель напоминает, что поезд должен дать сигнал погудеть, если на дороге встретятся животные. Миновав их, поезд перестает гудеть. Второй вариант. Дети садятся на стульях в два ряда друг за другом, изображая два поезда. Как только зажигается зеленый свет светофора, дети дают гудок, как поезд пред отправлением. Если горит красный свет, дети молчат.


«Прокати мяч к воротам». Цель: добиваться умения направлять воздушную струю в цель. Дети сидят на стульях напротив друг друга. На столе лежит «футбольное поле» с воротами и мячик из пенопласта. Сперва решают, кто первый начнет игру, и начинают играть. Играющий должен дуть на мяч с целью попасть в ворота. За каждое попадание дается очко. Продолжительность игры 1-2 минуты.

«Поймай стрекозу». Цель: добиваться умения делать длительный направленный выдох. Играют по одному. Сидя на стуле, ребенок дует на лягушку и направляет ее к стрекозе. Игра повторяется 2 раза.

«Пузырь». Цель: добиваться четкого длительного произношения изолированного звука «ф». Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя не надутый пузырь. Затем, медленно поднимая голову и отходя назад, они растягивают круг, приговаривая: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу воспитателя «воздух выходит» или «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук «ф» и подражая выходящему воздуху.

«Ныряльщики». Цель: развивать дифференцированное дыхание. Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом. Повторяют не больше двух-трех раз.

«Кто лучше надует игрушку?». Цель: развивать целенаправленное длительное дыхание. Воспитатель показывает, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки.


Упражнения.

«Дровосек». Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести «ух» - на длительном выдохе.

«Вьюга». Наступила весна. Но зима не хочет уходить. Она злится, посылает вьюги и метели. Вот воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить то же, только тише). И затихла.

«Приятный запах». У педагога 2-3 живых цветка, знакомых детям. Цветы можно заменить фруктами. Ребенок нюхает цветок (фрукт) и на выдохе произносит фразу «хорошо пахнет» или «очень приятный запах».

«Бульбульки». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого, в стаканчик, где много воды, нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильнее. Задача ребенка - не пролить воду.

«Перекличка животных». Воспитатель распределяет между детьми роли различных животных и птиц. Дети должны, услышав от ведущего название своего животного, на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание.

«Трубач». Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в «трубу» - «пф».



«Листочек». Положить на ладонь небольшой листочек. Поднять ладонь на уровне подбородка, на расстоянии 15 см. ото рта. Сдуть листочек быстрым энергичным выдохом через рот.

«Сделай ямку». Набирают в ладони воду, дуют как на горячий чай, чтобы образовалась ямка.

«Узнай, что за шторой». Ребенок, сидя на стуле, дует на штору, штора открывается и становится видно, что находилось за шторой.

«Свечи». Детям предлагают подуть на свечи так, чтобы свечи не погасли.

Рекомендации для проведения игр и упражнений на развитие речевого дыхания.

  • Небольшие группы (не более 10 детей), подгруппы (не более 4-6 детей), индивидуально;
  • 2-3 раза в неделю, в утренние часы (до завтрака) или вечером после дневного сна;
  • Четкое объяснение и показ воспитателя;
  • Продолжительность ограничивается 1-2 минутами во избежание головокружения;
  • Длительность выдоха должна соответствовать возрасту (младшим – до 3 слов на одном выдохе, старшим -5-6 слов);
  • Поза должна быть правильной, чтобы не наступило напряжение или утомление;
  • В целях получения наилучших результатов нужна совместная деятельность с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития речевого дыхания

Назначение данной работы - помочь воспитателям и логопедам в их работе по формированию правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста....

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания

представлены игры и упражнения для развития речевого дыхания...

Консультация для родителей. "Игры и упражнения на развитие речевого дыхания"

игры и упражнения развивают длительный и плавный выдох, активизируют мышцы губ...для развития речевого дыхания....

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания.

Игры и упражнения развивают длительный и плавный выдох , способствуют активации мышй губ.....

Буклет "Игры и упражнения для развития речевого дыхания"

Буклет "Игры и упражнения для развития речевого дыхания"...

Игры и упражнения по развитию речевого дыхания, речевого слуха, артикуляционного аппарата и слухового внимания для детей младшего возраста.

Игры и упражнения по развитию речевого дыхания, речевого слуха, артикуляционного аппарата и слухового внимания для детей младшего возраста....