Презентация "Дисграфия"
презентация по логопедии
Определение, этиология, симтоматика и классификация. Дети с нарушением звукопрозношения находяся в группе рска по дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgrafiya.pptx | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Частичное ,нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо. Дисграфия – (« дис »- расстройство, « графо »- пишу)
Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс.
Слуховой дифференциации звуков Правильного произношения звуков Языкового анализа и синтеза Зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза Сформированности лексико-грамматической стороны речи (словообразования и словоизменения) Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций :
Формы дисграфии
Причиной возникновения этого вида является нарушения фонемного распознавания, дифференциации фонем. Ребенок не различает (не распознает) акустически близкие звуки на слух, при норме произношения. 1. Акустическая форма дисграфии.
Смешиваются следующие фонемы: обозначающие звонкие - глухие согласные (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.) лабиализованные гласные ( О – У; Е -Ю) соноры ( Р – Л; й – Ль) мягкости согласных на письме: " писмо ", " лубит ", " больит " и т.д. замена гласных: 0 –У (« тОча » - туча) Е –И («лес» – лис)
2. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии . Ребенок пишет так, как произносит, то есть отражает своё дефектное произношение на письме, опора на неправильное проговаривание.
замена Р-Л, С-Ш, Ж-З Р ак – л ак с тол – ш тол ж ук – з ук ковё р – ковё л с кала – ш кала ко ж а - ко з а Щ-Ч Т-Ч щ енок – ч енок т е т радь – ч е ч ра ч ь Ц-С Ц-Т ц ыплёнок – с ыплёнок рукави ц ы – рукави т ы П-Б б у б лик – п у п лик ( п у б лик, б у п лик )
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Причина ее возникновения — затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.
Формы звукового анализа Выделение звука в слове Выделение звука из слова Количественный анализ Последовательный анализ Позиционный анализ Если ребенок в дошкольном возрасте не овладел формами звукового анализа, то при обучении грамоте ему не удастся справиться с этой сложной задачей в отведенные школьной программой короткие сроки.
4. Оптическая дисграфия . Причина возникновения — несформированность зрительно-пространственных функций , зрительного анализа и синтеза, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Замена букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов и-ш Замена оптически сходных букв п-т Пропуски, не дописывание элементов букв и-у Зеркальное изображение е-з
5. Аграмматическая дисграфия . Причина – несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования . - Ребенок пишет аграмматично , вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). - Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте . Дети с нарушениями в звукопроизношении находятся в группе риска по дисграфии .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!