Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее правильно выполнять.
консультация по логопедии
Артикуляционная гимнастика для детей очень актуальна, так как недостатки звукопроизношения легче всего исправляются как раз у дошкольников. Полезна артикуляционная гимнастика будет и детям с нечеткой дикцией, у которых, как говорят, «каша во рту».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_roditeley.docx | 508.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Как вы думаете, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной.
Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
- Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
- Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Поэтому целью артикуляционной гимнастики является - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений.
Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.
Проводя артикуляционную гимнастику необходимо выполнять следующие рекомендации:
1. Комната должна быть чистой, хорошо проветренной.
2. У педагога должны быть чистые руки, поэтому используется медицинский спирт, вата и другой гигиенический материал.
4. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.
На начальных этапах артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом под руководством педагога, который рассказывает и показывает выполнение упражнения. Ребёнок выполняет упражнение, а педагог контролирует его действия, следя за точностью движений, плавностью, темпом выполнения и переходом от одного движения к другому.
Упражнения выполняются перед зеркалом, медленно, т.к. ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как движения будут уяснены, зеркало можно убрать. При этом, полезно задавать ребенку вопросы: Что делают зубки? Что делает язычок? Где он находится?
Затем темп упражнений можно увеличивать и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
В дальнейшем, когда ребёнок усвоит элементы гимнастики, применяются различные игровые приёмы: показ картинок, предметных символов, графических символов, использование стихотворных текстов, считалки, стихокомплексы, театр пальчиков и язычка, рисунки – подсказки, картины-образы, адаптируемые истории и сказки, «Сказки о весёлом язычке».
Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Начинать гимнастику лучше с дыхательной гимнастики (1 – 2 упражнения) с использованием следующего материала: ваты, соломинки, воздушных шаров, мыльных пузырей, дидактических пособий
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т.е. коротких и длинных.
А теперь переходим непосредственно к артикуляционной гимнастики, которую необходимо начинать с упражнений для губ.
Упражнения для губ
1. Улыбка. Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам
2. Трубочка. Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
Мои губы – трубочка
Превратились в дудочку
3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем
4.Улыбка - Трубочка. Чередование положений губ.
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка.
А теперь слонёнок я
Видишь – хобот у меня.
Мне понравилось играть
Повторю – ка всё опять.
Упражнения для губ и щек
1. Похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок. Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка (выработка контроля за положением зыка и удержанием позы)
1. Накажу непослушный язычок. Это упражнение является самомассажем для языка.
На губу язык клади, Пя-пя-пя произноси,
Мышцы расслабляются… Лопатка получается
Ты под счёт её держи… До пяти.. До десяти…
2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять и под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать
2. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Язык широкий положи,
Его края приподними –
Получилась пиала, почти круглая она.
3. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну,
До пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять – иголку я могу держать.
Динамические упражнения для языка (выработка координации и точности движений)
1. Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
Влево - вправо мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов покачаться он готов.
2. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
На качелях я качаюсь:
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
4. Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
Чищу зубы, чищу зубы
И снаружи, и внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели чтоб они.
6. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.
Я копытцем постучу! Цок-цок-цок.
Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.
7. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Ниже челюсть опускаем,
Язык к нёбу поднимаем.
Проведём вперёд – назад – наш маляр работе рад.
8. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Ох и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Выше я вам перечислила приёмы, которые используются в работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее выполнять?"
Представлены:1. Консультация для педагогов:Теоретическая часть:· Понятие «Артикуляционная гимнастика» и ее виды.· Зачем нужна артикуляционная гимнастика?· Как проводить артикуля...
"Зачем нужна АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА"
Информация будет полезна для родителей, воспитателей и специалистов ДОУ....
Консультация для родителей "Зачем нужна артикуляционная гимнастика?"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«ЗАЧЕМ НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА?»Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точност...
"Зачем нужна артикуляционная гимнастика"
"Зачем нужна артикуляционная гимнастика"Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речимогут привести к плохой успеваемости в школе. Необычность этой ч...
Зачем нужна артикуляционная гимнастика, и как её выполнять правильно!
Зачем нужна артикуляционная гимнастика. Полезные советы для родителей о проведении артикуляционной гимнастики с детьми....
Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее выполнять
Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее выполнять...
Зачем нужна артикуляционная гимнастика и ка её выполнять
Очень часто ребёнок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щёк и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения. Гимнастика для рук, ног –дело привычное и знакомое. Понятно, для чего мы трен...