Артикуляционная гимнастика для малышей
картотека по логопедии (младшая группа)

Шишкина Светлана Анатольевна

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для развития подвижности органов артикуляционного аппарата в картинках с сопровождением стихотворных текстов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_malenkih.docx863.23 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ

«Бегемотик»

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот –

Отдыхает бегемот.

Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Повторить 3 – 4 раза.

«Лягушка улыбается» («Улыбка»)

Квака любит улыбаться,

Рот у Кваки до ушей,

Хоть завязочки пришей.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета «пять», затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

артикуляционная гимнастика (улыбка)

«Хобот слонёнка»

Подражаю я слону:

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

Вытянуть вперед губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.

Выполнять 3 – 4 раза.

артикуляционная гимнастика трубочка

«Улыбка – хоботок»

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я.

Видишь—хобот у меня.

Чередовать два упражнения.

Выполнять 4 – 5 раз.

«Змея»

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

Улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3 – 4 раза

«Лошадка»

Я лошадка Серый Бок!

Цок-цок-цок-цок.

Я копытцем постучу,

Цок-цок-цок-цок.

Если хочешь—прокачу!

Цок-цок-цок-цок.

Посмотри, как я красива:

Цок-цок-цок-цок.

Хороши и хвост, и грива,

Цок-цок-цок-цок.

Я лошадка Серый Бок!

Цок-цок-цок-цок.

Улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком громко, энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язычок.

артикуляционная гимнастика (лошадка)

«Расческа»

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа.

А зовут меня расческа.

Улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать язык между зубами вперед – назад, как бы «причесывая» его.

артикуляционная гимнастика (пароход)

«Часики»

Влево—вправо,

влево—вправо

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

Тик – так, тик –так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5 – 10 раз.

«Парус»

Лодочка под парусом

По реке плывет,

На прогулку лодочка

Малышей везет

Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы. Удерживать под счет до 5, а затем до 10.

артикуляционная гимнастика (маляр)

«Футбол»

Во дворе народ толпится.

Там идет футбольный матч.

И вратарь наш, Генка Спицын, Пропустить не должен мяч.

Вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох – через нос, выдох – через рот. Следить, чтобы щеки не надувались.

«Качели»

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

Улыбнуться, открыть широко рот, на счет «раз» - опустить кончик языка за нижние зубки, на счет «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4 – 5 раз.

fhnbrekzwbjyyfz ubvyfcnbrf (ujhrf)артикуляционная гимнастика (маляр)

«Индюк»

Я – индюк «балды – балда».

Разбегайтесь кто куда.

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперед – назад, произнося: была – была – была..

артикуляционная гимнастика (вкусное варенье)

«Месим тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем, Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами – та – та – та, пошлепать язык губами: пя – пя – пя.

арикуляционная гимнастика (покусаем язычок)артикуляционная гимнастика (непослушный язычок)

«Блинчики»

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет до 5.

артикуляционная гимнастика (домик открывается)

«Вкусное варенье»

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу, нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4 – 5 раз.

артикуляционная гимнастика (вкусное варенье)

«Чашка»

Вкусных мы блинов поели

Выпить чаю захотели

Язычок мы к носу тянем

Чашку с чаем поднимаем.

артикуляционная гимнастика (чашечка)

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки. Если «чашка» не получается, то надо продолжать делать упражнение  «Лопаточка».

Во время выполнения этого упражнения рекомендуется помогать ребенку поднимать язык при помощи шпателя или пальца. Удерживать в течение 5-10 секунд.

«Гармошка»

Ну – ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не отпускаем,

Только ротик открываем.

1,2,3,4,5,

Нам не трудно повторять!

Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Затем,  не отпуская язычок прикрывать и открывать рот. 5 – 6 раз.

«Грибок»

Под березкой, у дорожки

Гриб растет на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем

Гриб в лукошко мы положим.

артикуляционная гимнастика (грибок)

Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык в течение 5-10 секунд. Если  так сделать не удается, то вернитесь к упражнению «лошадка». Упражнение направлено на растягивание подъязычной уздечки.

«Дятел»

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук

Раздается звонкий звук.

артикуляционная гимнастика (маляр)

Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять : «Д-Д-Д…». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.

«Заведи моторчик»

По шоссе машина мчит,

Вовсе стороны рычит.

За рулем лихой шофер,

«Дын – дын – дын» - гудит мотор.

артикуляционная гимнастика (маляр)

Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять : «Дын-Дын-Дын…». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.  Потом добавить движение ватной палочкой,  или пальчиком поперек языка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика для малышей

Упражнения для развития подвижности артикуляционного аппарата....

Артикуляционная гимнастика для малышей

В практикуме представлены артикуляционные упражнения, которые можно делать с ребенком дома самостоятельно, весело и интересно, потому что гимнастика проводится в игровой форме....

Артикуляционная гимнастика для малышей

Артикуляционная гимнастика для малышей...

Артикуляционная гимнастика для малышей

Артикуляционная гимнастика для малышей "Окошко"широко открыть рот — "жарко"закрыть рот — "холодно""Чистим, зубки"улыбнуться, открыть роткончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно ...

Занимательная артикуляционная гимнастика для малышей

Рекомендуется для занятий с малышами. Развитие артикуляционного праксиса...