Мастер-класс для родителей "Ушки- не игрушки!"
консультация по логопедии (средняя группа) на тему
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок чисто разговаривал, быстро научился читать и писать без ошибок, одним словом, без проблем учился в школе? Но если всё таки проблемы есть. Ваш ребёнок плохо разговаривает, меняя звуки в словах, допускает множество ошибок на письме. В чём дело? Что не так? Какова причина? Основной причиной данных проблем является проблема со слухом у ребёнка. Удивлены? В логопедии есть такое понятие как фонематический слух. И, если нарушен или недостаточно сформированы фонематический слух, фонематическое восприятие- это может помешать овладению процессами чтения и письма. Так что же это такое фонетический слух, фонематическое восприятие? Почему он так важен для овладения успешным чтением и письмом? Давайте разберемся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_master-klassa.docx | 16.17 КБ |
buklet_ushki-ne_igrushki.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей «Ушки- не игрушки!»
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок чисто разговаривал, быстро научился читать и писать без ошибок, одним словом, без проблем учился в школе? Но если всё таки проблемы есть. Ваш ребёнок плохо разговаривает, меняя звуки в словах, допускает множество ошибок на письме. В чём дело? Что не так? Какова причина? Основной причиной данных проблем является проблема со слухом у ребёнка. Удивлены? В логопедии есть такое понятие как фонематический слух. И, если нарушен или недостаточно сформированы фонематический слух, фонематическое восприятие- это может помешать овладению процессами чтения и письма. Так что же это такое фонетический слух, фонематическое восприятие? Почему он так важен для овладения успешным чтением и письмом? Давайте разберемся.
Для начала вспомним, что такое слух вообще?
Слух - это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.
Не речевой слух - это восприятие природных, бытовых, музыкальных шумов.
Речевой слух - это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного.
Рассматривая вопросы формирования фонематических процессов различают понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».
Фонематический слух- это тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка (гласных, согласных). Формирование данного слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно другое слово: «коза-коса», «дом-ком», «крыса-крыша», «бочка-почка». Знакомые ошибки? Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Все ошибки устной речи перейдут в письменную. Само по себе это не исправится, и без специальных коррекционных занятий уже не обойтись.
Фонематическое восприятие- это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?» Оно формируется в период от одного до 4-х лет. Поэтому к 4-м годам в норме ребёнок должен различать все звуки, фонематическое восприятие должно быть сформировано.
Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с проблемным фонематическим восприятием страдает звукопроизношение,понимание речи, так как они не могут различить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково (почка-бочка, коса-коза, и само собой-написание этих слов.
Выделяют четыре ступени формирования фонематического восприятия:
1. Овладение умением узнавать звук на фоне слова.
2. Умение выделять первый и последний звук в слове
3. Умение определять последовательность, количество звуков в слове.
4. Умение определять место звука в слове по отношению к другим звукам.
Формирования первых двух ступеней фонематического восприятия происходит в процессе естественного развития, спонтанно. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку только в процессе целенаправленного обучения, на основе усвоенных предыдущих степеней.
Низкий уровень фонематического восприятия выражается в следующем:
• нечёткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (глухих – звонких, свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, шипящих – свистящих и т. п.);
• неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
• затруднение при анализе звукового состава речи.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. Умения звукового анализа и синтеза должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Следовательно, развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит важным условием обучения грамоте. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четкое представление о звуковом составе слова, научить умению анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков. Вот почему так важна роль фонематического слуха.
Предварительный просмотр:
Этапы формирования фонематического слуха дошкольников: I этап Узнавание неречевых звуков II этап Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз III этап Различение слов, близких по своему звуковому составу IV этап Дифференциация слогов V этап – Дифференциация фонем VI этап Развитие навыков элементарного звукового анализа | Фонематический слух – это способность человека слышать и узнавать фонемы, то есть различать все звуки речи. Он нужен, чтобы ребенок научился:
(н-р, мышка-мишка, дом-том)
Письменная речь формируется на основе устной, и проблемы с фонематическим слухом в будущем могут привести к серьезным нарушениям чтения и письма: дислексии и дисграфии. Очень важно не упустить момент и как можно раньше начать работу с ребенком по развитию слухового внимания и памяти.
| МБДОУ «Детский сад «Радуга» «Ушки - не игрушки!» Проект «Профилактика речевых нарушений у детей 4-5 лет»
А знаете ли Вы что будет уметь Ваш ребенок, если у него будет развит фонематический слух? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мастер – класса для родителей и детей «Игрушки для елочки»(первая младшая группа).
Способствовать сближению детей и родителей в творческом процессе....
Презентация мастер-класса по изготовлению рождественской елочной игрушки "Ангел"
Пошаговая инструкция изготовления рождественской елочной игрушки "Ангел"....
Мастер - Класс по теме «Использование народной игрушки – куклы в работе со старшими дошкольниками»
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАРОДНОЙИГРУШКИ-КУКЛЫ...
Доклад к мастер-классу на тему "Сибирская народная игрушка"
Доклад к мастер-классу на тему "Сибирская народная игрушка". В быту русских сибиряков тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Трашкова Оксана Александровна - мастер тряпичной куклы. К...
Мастер-класс «Кинетический песок – универсальная детская игрушка»
Ни один дидактический материал не сравниться с пескомпо разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Игры с песком позволяют детям открыто выражать свои эмоции:радость, восторг, удовольств...
Мастер класс в технике декупаж "Новогодняя игрушка"
Знакомство с техникой декупаж родителей и детей....
Мастер класс по теме «Фабрика мягкой игрушки «Котик» из перчатки».
Мастер класс по теме «Фабрика мягкой игрушки «Котик» из перчатки»....