Артикуляционная гимнастика с предметами
учебно-методический материал по логопедии на тему
В своей коррекционной работе я применяю нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики с использование предметов: шарик, чайная ложка, бинт, вода. Дети очень любят эти упражнения, так как они очень занимательные, интересные и необычные. В предлагаемой системе у дошкольников лучше развивается чувствительность органов речи, улучшается эмоциональное настроение. Так как доброжелательный настрой – залог успеха!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnastika_s_predmetami.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика с предметами
Всем специалистам известно, что причиной неправильного произношения звуков являются выраженные дефекты в строении речевых органов ребенка. Поэтому необходимо развивать моторику артикуляционного аппарата и выполнять гимнастику:
- упражнения для расслабления мышц органов артикуляции:
- самомассаж языка;
- игровые упражнения для формирования движения губ;
- специальные комплексы упражнений для правильного произношения звуков;
- упражнения для развития ощущений от движений органов артикуляции;
- общие комплексы для языка.
В своей коррекционной работе я применяю нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики с использование предметов: шарик, чайная ложка, бинт, вода. Дети очень любят эти упражнения, так как они очень занимательные, интересные и необычные. В предлагаемой системе у дошкольников лучше развивается чувствительность органов речи, улучшается эмоциональное настроение. Так как доброжелательный настрой – залог успеха!
Упражнение с шариком
Диаметр шарика 2-3 см, длина верёвки 60 см, верёвка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.
Примечание. Во время работы взрослый удерживает верёвку в руке. Шарик с верёвочкой после каждого занятия тщательно промывать тёплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук верёвке языком вправо-влёво.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой верёвочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, верёвка натянута горизонтально.
4. Язык - «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».
5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплёвывая» его.
6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатить шарик от щеки к щеке.
7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками верёвочку.
Упражнения для языка с водой
«Не расплескай воду»
1. Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперёд из широко раскрытого рта. Удерживать 10-15 секунд. Повторять 10-15 раз.
2. «Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.
3. «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперёд назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10-15 раз.
Упражнения с ложкой
1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
4. Язык - «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершить круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелке.
8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать лёгкие прохлопывающие движения по щекам снизу вверх и снизу вверх.
9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно)
10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
Упражнения для губ и языка челюстей с бинтом
Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.
1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10-15 секунд.
2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочерёдно. Выполняется 10 раз.
3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз.
4. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим – расслабление чередуется 10-15 раз.
5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, по переменно то левым, то правым. Выполняется 10 раз.
6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или «лопатки». При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.
7. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается «языком-ковшом» не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.
8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...