Артикуляционная гимнастика с предметами
учебно-методический материал по логопедии на тему

Мамонтова Оксана Викторовна

В своей коррекционной работе я применяю нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики с использование предметов: шарик, чайная ложка, бинт, вода.  Дети очень любят эти упражнения, так как они очень занимательные, интересные и необычные. В предлагаемой системе у дошкольников лучше развивается чувствительность органов речи, улучшается эмоциональное настроение. Так как доброжелательный настрой – залог успеха!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gimnastika_s_predmetami.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика с предметами

Всем специалистам известно, что причиной неправильного произношения звуков являются выраженные дефекты в строении речевых органов ребенка. Поэтому необходимо развивать моторику артикуляционного аппарата и выполнять гимнастику:

- упражнения для расслабления мышц органов артикуляции:

- самомассаж языка;

- игровые упражнения для формирования движения губ;

-  специальные комплексы упражнений для правильного произношения звуков;

- упражнения для развития ощущений от движений органов артикуляции;

- общие комплексы для языка.

В своей коррекционной работе я применяю нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики с использование предметов: шарик, чайная ложка, бинт, вода.  Дети очень любят эти упражнения, так как они очень занимательные, интересные и необычные. В предлагаемой системе у дошкольников лучше развивается чувствительность органов речи, улучшается эмоциональное настроение. Так как доброжелательный настрой – залог успеха!

Упражнение с шариком

Диаметр шарика 2-3 см, длина верёвки 60 см, верёвка продета через сквозное отверстие в шарике  и завязана на узел.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает верёвку в руке. Шарик с верёвочкой после каждого занятия тщательно промывать тёплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук верёвке языком вправо-влёво.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой верёвочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, верёвка натянута горизонтально.

4. Язык - «чашечка»,  цель: поймать шарик в «чашечку».

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплёвывая» его.

6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатить шарик от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками верёвочку.

Упражнения для языка с водой

«Не расплескай воду»  

1. Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперёд из широко раскрытого рта. Удерживать 10-15 секунд. Повторять 10-15 раз.

2. «Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

3. «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперёд назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10-15 раз.

Упражнения с ложкой

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык - «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

5. Толчками надавливать краем ложки  на расслабленный язык.

6. Ложку перед  губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершить круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелке.

8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать лёгкие прохлопывающие движения по щекам снизу вверх и снизу вверх.

9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно)

10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения для губ и языка челюстей с бинтом

Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.

1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10-15 секунд.

2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочерёдно. Выполняется 10 раз.

3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз.

4. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим – расслабление чередуется 10-15 раз.

5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, по переменно то левым, то правым. Выполняется 10 раз.

6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или «лопатки». При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.

7. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается «языком-ковшом» не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.

8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...