буклет для родителей : "игры и упражнения на формирование лексико-грамматических категорий в домашних условиях"
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) на тему
В буклете приведены рекомендации родителям по закреплению пройденных лексических тем, игры на расширение словарного запаса, игры на закрепление грамматических категорий, игры на развитие психических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Родителям рекомендуется проводить работу с детьми по закреплению
лексической темы:
- Рассматриваем с ребёнком предметы или изображения предметов, даём название (отмечаем цвет, форму, размер, определяем на ощупь).
- Закрепляем обобщающее понятие («овощи», «посуда», и т.д.).
- Показываем и называем части предмета (у машины - кабина, колёса, кузов…).
- Показываем и называем материал, из которого сделаны предметы.
- Рассказываем о профессиях, связанных с данной темой («Хлеб» - хлебороб, пекарь, комбайнер…).
- Рисуем или наклеиваем картинки по теме.
- Читаем художественную литературу по теме.
- Играем в настольные игры по теме.
Игры на расширение словарного запаса
- «Лото», «Домино» (предметные картинки).
- «Какой? Какая? Какое? Какие?», «Подбери признак»
(подбор прилагательных к существительному)
платье (какое?) новое, нарядное, красивое…
- «Что делает?», «Подбери действие» (подбор глаголов)
дождь (что делает?) капает, идёт, льёт…
- «Кто у кого?», «Назови детёнышей», «Назови семью животных»
Кот – кошка – котёнок - котята…
- «Кто где живёт?»
Лошадь – в конюшне, белка – в дупле…
- «Кто что делает?»
Пекарь – печёт хлеб, комбайнёр – убирает хлеб с поля…
- «Кому что нужно для работы?»
Продавцу – товар, весы, касса…
- «Кто чем управляет?»
Машинист – поездом, водитель – машиной…
- «Скажи наоборот» (подбор антонимов)
Большой – маленький…
Игры на закрепление грамматических категорий
- «Один-много» (образование существительных И.п. мн.ч. и Р.п. мн.ч.)
яблоко – яблоки - много яблок
- «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
яблоко – яблочко
- «Из чего – какой?» (образование прилагательных от существительных)
Мяч из резины – резиновый мяч,
Варенье из яблок – яблочное варенье,
Носки из шерсти – шерстяные носки
Шуба из меха – меховая шуба.
- «Весёлый счёт», «Посчитай до 5» (согласование существительных с числительными)
Один лимон, два лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов.
- «Мой. Моя. Моё. Мои» (согласование существительных с местоимениями в роде, числе).
Мяч – это мой мяч, кукла – это моя кукла, ведро – это моё ведро, игрушки – это мои игрушки.
- «Чей? Чья? Чьи? Чьё?» (образование притяжательных прилагательных)
Хвост (чей?) - лисий хвост.
- «Что делает? Что делают?» (образование глаголов мн.ч.)
Мальчик играет – мальчики играют
- «Назови – где?», «Скажи где?» (употребление предлогов: на, с (со), в, из, за, под, из-за, из-под).
Мишка на стуле, мяч под столом…
- «Исправь ошибку» (употребление окончаний прилагательных в ед.ч. и мн.ч.)
Летний солнце, красная помидор.
- «Что делал? Что сделал?» (глаголы соверш. и несоверш.вр.)
Я убирал – я убрал, мыл – вымыл…
- «Семейка слов», слова-родственники (подбор однокоренных слов) кот – котик, котенька, котище, коток, котяра…
- Образование глаголов с помощью приставок
Шить – зашить, подшить, пришить, перешить,..
Игры на развитие психических процессов
- «Что изменилось?» (ряд картинок, запоминаем, меняем местами, восстанавливаем ряд)
- «Что напутал художник?»
- Отгадывание загадок (по теме)
- «Что лишнее?», «Кто лишний?»
- «Запомни и повтори» (на слух запомнить и повторить ряд слов)
- «Какие предметы спрятались на картинке?
- «Найди два одинаковых предмета», «Найди такой же»
- «Кого не стало?», «Чего не стало?»
- «Узнай по контуру»
- «Разрезные картинки»
учитель-логопед
Чупрякова марина Сергеевна
Игры и упражнения
для формирования
лексико-грамматических
категорий
в домашних условиях
Памятка для родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР /сентябрь - декабрь/
Грамматика, по словам К.Д.Ушинского – это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического ст...
Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР /январь - май/
Грамматика, по словам К.Д.Ушинского – это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического ст...
Памятка для родителей "Игры и упражнения для формирования лексико-грамматических категорий в домашних условиях"
Практический материал для родителей по закреплению знаний по лексической теме и отработке лексико-грамматических категорий у детей....
Методическое пособие "Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности ДОО "
Пособие адресуется педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, методистам ДОУ, родителям при организации досуга детей в семье, а также будет интересно студентам дошкольных отделений ...
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста
СодержаниеВведение...
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушением речи по лексической теме: «Новый год»
Данные игры способствуют совершенствованию грамматического строя речи, пополнению словарного запаса детей, развитию связной речи, расширяют кругозор, помогают в решении вопросов умственного развития д...
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников по теме «Зима - Новый год»
Логопедические игры способствуют социализации детей, потому что ребенок учится взаимодействовать с педагогом и со своими сверстниками. Эти игры предполагают наличие какой-то задачи, поэтому ребенок уч...