Статья "Логопедические раскраски по автоматизации звуков"
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме
В статье представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, который может быть использован педагогами и родителями. Работая над автоматизацией заданного учителем-логопедом звука, в комплексе идет развитие мелкой моторики, фонематического слуха, творческого потенциала, поддержка детской инициативы. Задания в логораскрасках делают работу увлекательной и интересной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедические раскраски, нетрадиционная форма работы по автоматизации звука | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
«Логопедические раскраски по автоматизации звуков»
Разработчик: Карасева Элеонора Алексеевна, учитель-логопед
МБДОУ « Детский сад комбинированного вида №11» г.Воронеж
В настоящее время увеличивается количество детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии. В данной ситуации преодоление различных речевых нарушений - это, прежде всего, забота об эмоциональном благополучии каждого ребёнка, воспитание у него чувства уверенности в себе и чувства защищённости, то есть решение первой задачи ФГОС. Зачастую, дети с речевой патологией имеют полноценный слух и интеллект , но дошкольники не готовы к усвоению образовательных программ в детском саду из-за недостаточного развития фонематического восприятия и звуковой стороны речи, низкого уровня связной речи, бедного словарного запаса и недоразвития грамматических категорий. Нередко, такие дети имеют индивидуальные физиологические и психические особенности:
- низкий уровень произвольного внимания;
- быстрая истощаемость процессов воображения, инертность;
- недостаточная продуктивность запоминания, снижение слуховой памяти;
- быстрая утомляемость и раздражительность, сниженная работоспособность.
Мне, учителю – логопеду, нередко приходилось наблюдать, как дети дошкольного возраста передразнивали и посмеивались над своими сверстниками, которые с трудом могли внятно рассказать стихотворение на каком-нибудь детском празднике, поделиться своими впечатлениями. Нередко, дети – логопаты сами стесняются говорить и превращаются в группе в молчунов, что ещё больше затрудняет с ними контакт. Причём неловкость испытывают и родители таких детей, ощущая свою беспомощность и в тоже время желание помочь своему ребёнку. Некоторые родители становятся соединяющим звеном между своим ребёнком и сверстниками, помогая ему преодолевать затруднения в общении. Процесс логопедической коррекционно - развивающей работы - довольно сложный, кропотливый и в некоторых случаях длительный. Результат логопедического воздействия и его эффективность зависит не только от личности специалиста, но и от желания и возможностей самого ребёнка и участия в этой работе родителей.
Важно отметить, что при автоматизации звуков - формировании первичных произносительных умений и навыков используются приёмы отражённого повторения и самостоятельного называния поставленных звуков изолированно, слов по картинкам, символам. Работа идёт от простого к сложному, последовательно и постепенно. При сложных нарушениях речи этап автоматизации занимает довольно большой период и ребёнку долго не удаётся правильно повторить поставленный звук в словах, во фразе, не говоря уже об игровых ситуациях, где внимание малыша направленно на игру. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка, у него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда.
В логопедической практике использую учебно-игровые ситуации, которые создают наиболее благоприятные условия для решения коррекционных задач в работе с дошкольниками, поскольку игра - это их основной вид деятельности К. Д. Ушинский писал: « В игре дите живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов… В игре же дитя, уже зреющий человек, пробует силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
В игре ребёнок бывает сильнее, выносливее, сообразительнее и, конечно проявляет больше фантазии и воображения, чем во многих других ситуациях. Пользуюсь своими наработками не только в непосредственной организованной деятельности с детьми, но также при разработке и составлении домашних заданий, что значительно повышает эффективность логопедического воздействия.
На книжных прилавках можно увидеть множество логопедических тетрадей с подобными заданиями, но у них существует важный недостаток - тетради подходят не каждому ребёнку. Так, я разработала серии логопедических раскрасок с заданиями для закрепления поставленных звуков в речи, при дифференциации звуков в слогах, словах и предложениях, картинки-задания для развития фонематического слуха и восприятия. Данные логопедические раскраски нравятся детям, активизируют родителей. При введении в речь слов с поставленным звуком на каждое слово рисуется картинка-раскраска с изображением предмета, а рядом записывается слово, которое поможет родителям дома напомнить ребёнку не только нужные слова, но и последовательность, в которой дети должны упражняться. Рисую картинки на индивидуальных занятиях вместе с ребёнком, обращая внимание на позицию звука (в начале слова, в середине слова, в конце слова). Загадываю малышу загадки, рисую штрихом контур предмета, обводим рисунок и по наводящим вопросам даю возможность самому отгадать. Например: - Скажи, что я нарисовала?
-На что похожа эта картинка-половинка?
А сейчас я нарисую круглый, красный, лёгкий, воздушный…
В моей логопедической практике встречались дети, с которыми невозможно работать по традиционным методикам постановки и автоматизации звуков. Вводя в речь один звук, я должна исключить слова с другими дефектными звуками. Данные логопедического обследования показали, что большинство современных дошкольников неправильно произносят звуки сразу нескольких различных фонетических групп (например, соноры и шипящие, соноры и свистящие и т.д.). Благодаря этим рисункам тетрадь становится индивидуальным наглядным пособием, по которому ребёнок самостоятельно называет слова, а в дальнейшем и предложения, закрепляя правильное произношение автоматизируемого звука. Вместе с родителями ребёнок дома цветными карандашами раскрашивает логопедические раскраски, в который раз упражняясь в правильном произношении. В дальнейшем картинка-образ помогает автоматизировать изученный звук в связной речи.
Как показывает опыт работы с дошкольниками, подключение зрительного анализатора через картинку - образ в коррекционную работу позволяет детям осознанно усвоить и ввести в активный словарь новые для них звуки, ограждает от быстрого утомления на занятиях. Дошкольники с большим удовольствием занимаются по ярким, красочным индивидуальным тетрадям. Малыши радуются и гордятся своей тетрадью с логопедическими раскрасками.
Учебно-игровые ситуации, представленные в логораскрасках, легко варьируются посредством замены картинок, что позволяет построить работу логопеда с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, активизируют творческую активность, самостоятельность, произвольность и формируют предпосылки учебной деятельности, что и требует от дошкольных педагогов ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раскраски в автоматизации звука (Ш)
Представлены черно- белые картинки для закрепления в произношении звука (Ш). Картинки подобраны в зависимости от типа слогов и расположения в слове....
раскраска на автоматизацию звука Л
раскраска на автоматизацию звука Л...
Раскраска на автоматизацию звука Ш
Раскраска на автоматизацию звука Ш...
Раскраска на автоматизацию звука Р
Раскраска на автоматизацию звука Р...
Раскраска на автоматизацию звука С
Раскраска на автоматизацию звука С...
Логопедические раскраски для автоматизации звуков
Раскраски предназначены для закрепления в речи ребенка труднопроизносимых звуков....
Раскраски для автоматизации звука С. Соня и Саня.
Раскраски для автоматизации звука С: 1 Назвать все рисунки. 2. Упражнение "Что есть у Сони". 3. Составить предложения с каждым рисунком. То же с раскраской "Саня". При скачив...