Статья "Логопедические раскраски по автоматизации звуков"
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Карасева Элеонора Алексеевна

В статье представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, который может быть использован педагогами и родителями. Работая над автоматизацией заданного учителем-логопедом  звука, в комплексе идет развитие мелкой моторики, фонематического слуха, творческого потенциала, поддержка детской инициативы. Задания в логораскрасках делают работу увлекательной и интересной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             СТАТЬЯ

«Логопедические раскраски   по автоматизации  звуков»

Разработчик: Карасева Элеонора Алексеевна, учитель-логопед

МБДОУ « Детский сад комбинированного вида №11»  г.Воронеж

    В     настоящее  время   увеличивается  количество  детей    дошкольного возраста,  имеющих     отклонения     в      речевом    развитии.   В   данной ситуации   преодоление    различных    речевых   нарушений  - это,  прежде  всего,    забота     об       эмоциональном  благополучии   каждого   ребёнка,  воспитание      у     него       чувства     уверенности     в      себе    и    чувства  защищённости,    то   есть    решение   первой  задачи   ФГОС.      Зачастую,  дети   с    речевой    патологией   имеют  полноценный    слух  и   интеллект ,  но   дошкольники     не   готовы   к    усвоению   образовательных  программ    в      детском    саду     из-за     недостаточного      развития  фонематического восприятия    и      звуковой     стороны     речи,   низкого    уровня    связной   речи,    бедного словарного    запаса     и       недоразвития   грамматических     категорий.     Нередко,     такие      дети     имеют        индивидуальные       физиологические      и     психические   особенности:

-   низкий   уровень   произвольного    внимания;

-   быстрая   истощаемость   процессов   воображения,    инертность;

-   недостаточная      продуктивность   запоминания,    снижение слуховой памяти;

-   быстрая   утомляемость   и    раздражительность,  сниженная работоспособность.

    Мне,   учителю – логопеду,   нередко   приходилось    наблюдать,    как  дети    дошкольного    возраста       передразнивали    и  посмеивались   над своими   сверстниками,  которые  с  трудом    могли    внятно    рассказать  стихотворение    на     каком-нибудь     детском     празднике,    поделиться  своими     впечатлениями.  Нередко,   дети – логопаты    сами   стесняются  говорить    и   превращаются    в   группе    в  молчунов, что  ещё  больше затрудняет    с     ними    контакт.  Причём     неловкость    испытывают   и  родители       таких   детей,  ощущая   свою     беспомощность     и   в  тоже  время    желание     помочь      своему     ребёнку.  Некоторые    родители  становятся      соединяющим      звеном        между     своим   ребёнком    и сверстниками, помогая    ему   преодолевать  затруднения    в    общении. Процесс      логопедической     коррекционно - развивающей     работы  -  довольно    сложный,      кропотливый       и    в      некоторых   случаях   длительный.     Результат     логопедического       воздействия      и   его  эффективность    зависит     не      только  от   личности     специалиста,  но   и   от   желания     и   возможностей   самого   ребёнка    и    участия   в  этой  работе      родителей.

     Важно отметить, что    при     автоматизации  звуков   -  формировании первичных    произносительных   умений       и      навыков   используются   приёмы    отражённого  повторения      и      самостоятельного    называния  поставленных   звуков   изолированно,   слов    по  картинкам,  символам. Работа   идёт  от  простого   к  сложному,  последовательно   и   постепенно. При    сложных  нарушениях   речи    этап   автоматизации   занимает довольно   большой   период    и     ребёнку   долго  не  удаётся   правильно   повторить   поставленный   звук     в  словах, во  фразе, не   говоря    уже  об   игровых  ситуациях,  где   внимание  малыша  направленно  на  игру. Многократное   повторение   одного  и   того   же   речевого  материала  утомляет   ребенка,  у  него  теряется  интерес   к  занятиям,  пропадает   желание   посещать   кабинет  логопеда.

    В  логопедической   практике    использую   учебно-игровые  ситуации, которые   создают   наиболее  благоприятные      условия    для    решения  коррекционных   задач    в      работе  с  дошкольниками,  поскольку   игра -  это   их   основной   вид    деятельности  К.  Д. Ушинский писал:  «  В  игре  дите   живет,  и  следы  этой  жизни  глубже  остаются   в  нем,   чем  следы  действительной   жизни,     в    которую    он     не      мог    еще    войти   по  сложности   ее   явлений   и   интересов… В   игре   же  дитя,  уже  зреющий  человек,  пробует       силы       и      самостоятельно  распоряжается   своими   же     созданиями».  

        В      игре     ребёнок   бывает  сильнее, выносливее,  сообразительнее      и, конечно    проявляет     больше     фантазии    и  воображения,  чем  во  многих   других  ситуациях.  Пользуюсь  своими  наработками    не     только     в     непосредственной    организованной    деятельности    с   детьми,  но     также    при    разработке     и    составлении      домашних    заданий, что   значительно  повышает    эффективность   логопедического   воздействия.

    На   книжных   прилавках   можно   увидеть  множество  логопедических тетрадей     с    подобными   заданиями,  но     у     них    существует   важный    недостаток  - тетради    подходят     не      каждому  ребёнку. Так,   я   разработала     серии     логопедических    раскрасок     с    заданиями     для  закрепления     поставленных    звуков      в    речи,  при     дифференциации   звуков   в  слогах,  словах    и    предложениях,   картинки-задания    для развития   фонематического   слуха  и  восприятия.  Данные  логопедические  раскраски      нравятся     детям,  активизируют    родителей.  При  введении  в    речь   слов     с      поставленным    звуком    на    каждое   слово  рисуется  картинка-раскраска     с   изображением   предмета,  а  рядом    записывается слово,  которое    поможет     родителям     дома     напомнить    ребёнку   не  только     нужные    слова,  но    и    последовательность,   в   которой  дети  должны   упражняться.    Рисую    картинки   на     индивидуальных  занятиях     вместе  с  ребёнком, обращая  внимание   на  позицию  звука  (в   начале  слова,    в    середине    слова, в    конце    слова).  Загадываю      малышу  загадки,   рисую     штрихом      контур    предмета,   обводим   рисунок    и    по     наводящим         вопросам      даю       возможность     самому  отгадать. Например:  -  Скажи,  что  я  нарисовала?

-На  что  похожа  эта  картинка-половинка?

А  сейчас  я   нарисую   круглый, красный, лёгкий,  воздушный…

       В   моей  логопедической      практике   встречались   дети, с   которыми   невозможно   работать  по    традиционным     методикам   постановки    и     автоматизации      звуков.  Вводя    в    речь    один     звук,    я   должна    исключить    слова       с        другими    дефектными    звуками.  Данные   логопедического        обследования      показали,  что      большинство  современных    дошкольников    неправильно  произносят   звуки    сразу    нескольких   различных         фонетических   групп  (например,   соноры   и   шипящие,   соноры    и   свистящие    и  т.д.).    Благодаря  этим  рисункам  тетрадь  становится   индивидуальным  наглядным  пособием,  по  которому   ребёнок     самостоятельно   называет  слова,  а     в     дальнейшем    и  предложения,  закрепляя   правильное   произношение    автоматизируемого  звука.    Вместе   с  родителями      ребёнок   дома  цветными    карандашами  раскрашивает  логопедические     раскраски,  в    который  раз   упражняясь   в    правильном      произношении.   В   дальнейшем   картинка-образ  помогает   автоматизировать   изученный   звук    в     связной   речи.

   Как   показывает   опыт     работы   с  дошкольниками, подключение     зрительного   анализатора   через   картинку - образ  в  коррекционную  работу  позволяет  детям  осознанно усвоить   и  ввести   в   активный   словарь    новые  для  них  звуки, ограждает   от  быстрого  утомления  на занятиях.  Дошкольники   с  большим   удовольствием  занимаются   по  ярким,  красочным  индивидуальным  тетрадям. Малыши  радуются  и гордятся    своей  тетрадью      с      логопедическими        раскрасками.      

     Учебно-игровые   ситуации,  представленные   в  логораскрасках,     легко   варьируются    посредством      замены     картинок,    что    позволяет   построить    работу    логопеда    с  учётом    индивидуальных  особенностей  каждого      ребёнка, активизируют      творческую         активность,  самостоятельность,   произвольность     и     формируют      предпосылки   учебной        деятельности, что     и     требует     от        дошкольных  педагогов     ФГОС.  

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раскраски в автоматизации звука (Ш)

Представлены черно- белые картинки для закрепления в произношении звука (Ш). Картинки подобраны в зависимости от типа слогов и расположения в слове....

раскраска на автоматизацию звука Л

раскраска на автоматизацию звука Л...

Раскраска на автоматизацию звука Ш

Раскраска на автоматизацию звука Ш...

Раскраска на автоматизацию звука Р

Раскраска на автоматизацию звука Р...

Раскраска на автоматизацию звука С

Раскраска на автоматизацию звука С...

Логопедические раскраски для автоматизации звуков

Раскраски предназначены для закрепления в речи ребенка труднопроизносимых звуков....

Раскраски для автоматизации звука С. Соня и Саня.

Раскраски для автоматизации звука С: 1 Назвать все рисунки. 2. Упражнение "Что есть у Сони". 3.  Составить предложения с каждым рисунком. То же с раскраской "Саня". При скачив...