Фонастения
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Рекомендации по преодолению фонастении. Из опыта работы.
Игнатьева Л.А., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №12 «Звездный».
Фонастения относится к периферическим функциональным нарушениям голоса. Для этого расстройства характерны: быстрая утомляемость, прерывистое звучание голоса, охриплость, изменение силы и высоты голоса. Все эти явления имеют преходящий, неустойчивый характер.
Фонастения развивается чаще всего вследствие неправильного пользования голосом у людей, имеющих большую речевую нагрузку. Она сопровождается ощущением першения, щекотания, сухости в горле, кашлями. Предрасполагающими факторами являются нервно-психические переживания, острые и хронические заболевания верхних дыхательных путей.
В литературе нет единого мнения по поводу возникновения фонастении. Одни считают причиной психические травмы и эмоциональные перегрузки. Другие – несоблюдение охранительного голосового режима при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей Третьи относят фонастению к двигательным неврозам и считают ее врожденным координационным нарушением.
Я сталкивалась с этой проблемой и помогала тем, кто ко мне обращался.
При фонастении показано медикаментозное, физиотерапевтическое лечение и фонопедические занятия. Кроме того необходимо в течение з-х дней соблюдать режим молчания, не слушать музыку и пение, так как при слушании происходят колебания голосовых складок, закутать горло шерстяным платком.
Восстановлению звучного голоса помогают следующие артикуляционные упражнения, которые проводятся спокойно, естественно. Не утрированно.
Произнесение гласных и согласных беззвучно, шепотно, громко:
- А О У Э И Ы
- АО-2 раза, 3 раза,4 раза
- АОУ – 2 раза, 3 раза,4 раза
- АОУЭ -2 раза, 3 раза,4 раза
- АОУЭЫ-2 раза, 3 раза,4 раза
- Гласный ряд со сменой ударения шепотом- А О У Э И Ы
- Гласный ряд со сменой темпа шепотом
- Гласный ряд со сменой ударения и темпа с голосом
- П ПА- ПО-ПУ- ПЫ-ПЭ-ПИ
Т ТА -ТО –ТУ- ТЫ-ТЭ-ТИ
К КА -КО –КУ- КЫ-КЭ-КИ
Ф ФА -ФО –ФУ- ФЫ-ФЭ-ФИ
- Ф С Ш Х + гласные (беззвучно, шепотом)
- В З Ж + гласные (беззвучно, шепотом)
- Б Д Г + гласные (беззвучно, шепотом).
Пословицы, поговорки.
Мед медведь в лесу нашел, мало меда - много пчел.
а) сначала в медленном темпе, постепенно ускоряя.
б) со сменой темпа и ударения.
Работа над дыханием.
а) счет до 10, до 40 на одном выдохе,
б) 10 – 15 букв алфавита на одном выдохе.
Для восстановления звучного голоса певцам, чтецам даются упражнения на «мычание» на разных регистрах и высотах. Для развития диапазона голоса поют гласные, согласные, слоги, песни.
Все приведенные упражнения дают положительные результаты в преодолении фонастении.