Фонастения
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Игнатьева Людмила Анатольевна

функциональные нарушения голоса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonosteniya.docx14.59 КБ

Предварительный просмотр:

      Рекомендации по преодолению фонастении. Из опыта работы.

 Игнатьева Л.А., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №12 «Звездный».

Фонастения относится к периферическим функциональным нарушениям голоса. Для этого расстройства характерны: быстрая утомляемость, прерывистое звучание голоса, охриплость, изменение силы и высоты голоса. Все эти явления имеют преходящий, неустойчивый характер.

Фонастения развивается чаще всего вследствие неправильного пользования голосом у людей, имеющих большую речевую нагрузку. Она сопровождается ощущением першения, щекотания, сухости в горле, кашлями. Предрасполагающими факторами являются нервно-психические переживания, острые и хронические заболевания верхних дыхательных путей.

В литературе нет единого мнения по поводу возникновения фонастении. Одни считают причиной психические травмы и эмоциональные перегрузки. Другие – несоблюдение охранительного голосового режима при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей Третьи относят фонастению к двигательным неврозам и считают ее врожденным координационным нарушением.

Я сталкивалась с этой проблемой и помогала тем, кто ко мне обращался.

 При фонастении показано медикаментозное, физиотерапевтическое лечение и фонопедические занятия. Кроме того необходимо в течение з-х дней соблюдать режим молчания, не слушать музыку и пение, так как при слушании происходят колебания голосовых складок, закутать горло  шерстяным платком.

Восстановлению звучного голоса помогают следующие артикуляционные упражнения, которые проводятся спокойно, естественно. Не утрированно.

Произнесение гласных и согласных беззвучно, шепотно, громко:

  1. А О У Э И Ы
  2. АО-2 раза, 3 раза,4 раза
  3. АОУ – 2 раза, 3 раза,4 раза
  4. АОУЭ -2 раза, 3 раза,4 раза
  5. АОУЭЫ-2 раза, 3 раза,4 раза
  6. Гласный ряд со сменой ударения шепотом- А О У Э И Ы
  7. Гласный ряд со сменой темпа шепотом
  8. Гласный ряд со сменой ударения и темпа с голосом
  9. П ПА- ПО-ПУ-  ПЫ-ПЭ-ПИ

Т ТА -ТО –ТУ- ТЫ-ТЭ-ТИ

К КА -КО –КУ- КЫ-КЭ-КИ

Ф ФА -ФО –ФУ- ФЫ-ФЭ-ФИ

  1. Ф С Ш Х + гласные (беззвучно, шепотом)
  2.  В З Ж + гласные (беззвучно, шепотом)
  3.  Б Д Г   + гласные (беззвучно, шепотом).

      Пословицы, поговорки.

Мед медведь в лесу нашел, мало меда - много пчел.

а) сначала в медленном темпе, постепенно ускоряя.

б) со сменой темпа и ударения.

Работа над дыханием.

а) счет до 10, до 40 на одном выдохе,

б) 10 – 15 букв алфавита на одном выдохе.

Для восстановления звучного голоса певцам, чтецам даются упражнения на «мычание» на разных регистрах и высотах. Для развития диапазона голоса поют гласные, согласные, слоги, песни.

Все приведенные упражнения дают положительные результаты в преодолении фонастении.