Конспект подгрупповой ОД в подготовительной к школе группе на тему: "Звуки Х - ХЬ. Буква Х".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект подгрупповой ОД в подготовительной к школе группе на тему: "Звуки Х - Хь. Буква Х".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_h_-_h.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгрупповой ОД
в подготовительной к школе группе
компенсирующей направленности № 1
на тему: «Звуки Х – Хь. Буква Х».
Подготовила:
учитель – логопед Злобина О.В.
Тема: «Звуки Х – Хь. Буква Х».
Задачи:
Коррекционно – образовательная:
- учить детей дифференцировать звуки Х, Хь на материале звуков, слогов и предложений;
- учить детей давать сравнительную характеристику звуков Х, Хь;
- познакомить с буквой Х.
Коррекционно – развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать дыхание;
- закреплять понятие «мягкий согласный»;
- развивать умение согласования количественных числительных 1,2,3,4,5,6 с существительным;
- развивать слоговой анализ слов;
- развивать навыки словоизменения;
- развивать память, внимание, мышление и воображение;
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование: зеркала, символы звуков Х и Хь, картинки со звуками Х, Хь (муха, петух, духи, хлеб), буква Х, игрушка Хомячок, игрушка Обезьяна, счетные палочки, мяч, мешочек с конфетами.
Ход ОД:
- Ребята, здравствуйте! У нас сегодня гости. Поздоровайтесь, пожалуйста! Но у нас есть необычный гость. Представляете, прихожу сегодня я на работу и вижу такую картину: спит сладким сном хомячок по кличке Хомка. Чтобы он проснулся и вылез из – под теплой одеялки надо вспомнить звук, который мы изучали на прошлом занятии (звук Х) и назвать слова с этим звуком в любой позиции. ( Хобот, хлеб, хомяк, ухо, петух и др.)
Дети называют слова и садятся на свои места. Просыпается хомяк Хомка и предлагает ребятам отправиться в страну речевых игр. Хомка любознательный и любит узнавать много нового. И в конце этого путешествия нас ждет сюрприз! Согласны? (Да).
Игра «Согреем руки». Хомка предлагает нам подняться на заснеженный холм. Снега здесь много и холодно. Можно слепить снежки. Правда, здорово?
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем – совсем несладкий.
Раз – подбросим, два – поймаем,
Три – уроним и сломаем.
Дети имитируют все движения пальчиковой гимнастики.
- Ребята, замерзли? Теперь погреем руки. Дышите на них легко – легко: Х – Х – Х (длительно). Вдох через нос, а на выдохе произносим: Х – Х- Х. Согрелись ладошки? Отлично. Давайте спустимся с холма и расскажем Хомке, как правильно надо произносить
звук Х.
Артикуляция и характеристика звуков Х, Хь.
Посмотрите в зеркала (все помним о правилах работы с зеркалом). Когда мы произносим звук Х – зубы разомкнуты, кончик языка опущен и немного отодвинут от нижних зубов. Задняя часть спинки поднимается к небу, принимает форму «холма» или «горки» и создает щель, через которую проходит воздушная струя.
Дети произносят звук Х, следя за собой в зеркала. Еще раз обговариваем артикуляцию.
Дайте характеристику звуку Х ( символ звука).Какой это звук? Согласный или гласный? (Согласный). Почему? ( Потому что он не тянется и не поется и во рту образуется преграда). Этот звук глухой или звонкий? Давайте приложим ладошку к горлышку. ( Глухой, т.к. горлышко не работает). Звук Х – твердый или мягкий? (Твердый и обозначаем синим цветом).
Логопед: Звук Х – согласный, глухой и твердый (при необходимости полная характеристика звука).
-Ребята, а у Хомки есть веселая подружка, он предлагает навестить ее. Согласны? Нас встречает обезьянка, а зовут ее Хохотушка. Она умеет весело смеяться: хи – хи - хи . Давайте посмеемся вместе с ней. (Дети выполняют задание).
Какой звук вы слышите, мягкий Хь или твердый Х? (мягкий Хь). Посмотрите в зеркала. Произнесите следом за мной звук Хь. Губы «улыбаются», кончик языка продвигается вперед, касается нижних зубов. Спинка образует щель с небом, через которую проходит воздушная струя. «Горка» чуть меньше, чем при звуке Х. Голос молчит (дети прикладывают ладошки к горлу).
Дайте характеристику звуку Хь (символ звука Хь). Согласный, потому что он не тянется и не поется, и во рту образуется преграда. Он глухой, потому что горлышко не работает, молчит. Этот звук мягкий и обозначаем зеленым цветом.
Логопед: Звук Хь– согласный, глухой, мягкий.
Также логопед отмечает разницу в произношении звуков Х – Хь. При произношении звука Х кончик языка опущен и немного отодвинут от нижних зубов, при произношении звука Хь – кончик продвигается вперед, касается нижних зубов. Ребята, а чем похожи эти звуки в произношении? ( Язычок принимает форму «горки» или «холма»).
Различение звуков Х – Хь на слух. Обезянка Хохотушка хочет с вами поиграть. Игра «Хлопни, когда услышишь твердый согласный звук Х, топни, когда услышишь мягкий согласный звук Хь»:
в звуковом ряду: к, х, кь, хь, т, х, к, кь, х …( с закрытыми глазами);
в слоговом ряду: ха, ка, хя, ки, хи, их, ик, хе, ка, хо, ох, хе …;
в ряду слов: хижина, ходить, мех, хитрый, хирург, хлопушка, художник, стихи, халва, хищный, хоровод.
Обезьянка любит не только хохотать, кривляться, но и дразниться. Ей говорят ха – ха – ха, а она в ответ хя – хя – хя. Поиграем с ней в игру «Наоборот»? Она будет называть твердые слоги, а вы – мягкие. Теперь мы ее будем дразнить.
Хо- хо –хо --- хё – хё – хё
Хы – хы – хы --- хи – хи - хи
Хэ – хэ – хэ --- хе – хе –хе
Ха – ха – ха --- хя – хя – хя
Ах – ах – ах --- ахь- ахь –ахь
Ух – ух – ух --- ухь – ухь –ухь
- Ребята, пора прощаться с обезьяной Хохотушкой. Но наш гость хомячок тоже хочет с вами поиграть. Наше путешествие по речевым играм продолжается. Хомка очень любит покушать и он съел звук в словах. Хомяк – звукоед, вы когда- нибудь слышали о таком? Хомка съел звук Х из начала слов, вставьте этот звук, назовите слово целиком. Игра «Вставь пропущенный звук» (схема – помощница).
*леб, *обот, *олодильник, * удожник, *алва, *оккей.
А теперь в конце слова:
подсолну*, сме*, пету*, ме*, пу*, запа*.
Хомка не только звукоед, но и хвастунишка. Говорит, что умеет правильно и красиво произносить звуки Х и Хь. Мы будем внимательно слушать его предложения и исправлять слова, если это необходимо. Игра «Исправь ошибку».
Картину рисует тудожник. (Картину рисует художник).
У слона длинный ф – ф- обот. (У слона длинный хобот).
Я люблю свежий ф – ф –леб. ( Я люблю хлеб).
На столе сидит маленькая му-ф-ф –а. (На столе муха).
У мамы новый ф –алат. ( У мамы новый халат).
С тополя слетает белый пуш – ш. ( С тополя слетает белый пух).
Хомяк не только хвастунишка, но он очень работящий, аккуратный, сильный, есть чему поучиться. Динамическая пауза «Хомка – хомка».
Хомка – хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
Дети имитируют все движения хомяка.
А наше путешествие продолжается. Игра «Четвертый лишний».
На доске четыре картинки: муха, духи, петух, хлеб. Какая картинка лишняя и почему? Дети отвечают логопеду на ушко. (Духи, потому что в этом слове звук Хь мягкий, а в остальных – твердый Х).
Игра «Хорошо – плохо»: духи (ТРИЗ).
Игра с мячом « Счет от 1 до 6»: муха, петух (по выбору детей).
Хомяк спрашивает, а как в этих словах твердый звук Х превратить в мягкий Хь? Игра «Один – несколько»: муха – мухи, петух – петухи. Игра «Телеграф» (отхлопать количество слогов по рядам).
- Ребята, мы произносили звуки Х и Хь, слушали их, а теперь давайте обозначим эти звуки буквой. Звуки Х и Хь на письме обозначаются одной буквой Х (Х- большая, х- маленькая).
На что похожа эта буква? ( Крест, антенна, скамейка, забор, роспись, ножницы, вертушка, две скрещенные шпаги, козлы для бревна, спицы в колесах, перекресток…)
Буква Х из рук: скрестить правую и левую руки. Из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и левой рук.
Выкладывание буквы Х из счетных палочек (работа в парах).
Логопед на протяжении всего занятия следит за осанкой детей (кто здоровым хочет стать, спинку должен выпрямлять).
- Ребята, вот мы и прошли все игры. Хомячок Хомка доволен вами. И хочет вас поблагодарить. Он дарит вам свои запасы. Сюрпризный момент. (В мешочке – конфеты). Но чтобы получить этот мешок, надо вспомнить, какие звуки мы сравнивали? (Х и Хь), какие слова со звуками Х и Хь вы часто сегодня слышали и запомнили их? (Хомка, Хохотушка, хомяк, холм, хвастунишка и др.)
Дети и благодарят Хомку и прощаются с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе по теме "Звук Ч и буква Ч".
зантяиие по подготовке к обучению грамоте....
Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе на тему "Звук Ц. Автоматизация звука Ц в связной речи".
В представленном занятии закрепляются знания о согласном звуке Ц, закрепляются умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу....
Конспект фронтальной ООД в подготовительной к школе группе (ОНР) . Тема: "Звуки П, Пь. Буква П".
Конспект фронтальной ООД в подготовительной к школе группе (ОНР). Тема6 "Звуки П, Пь. Буква П". Игра-презентация "Подарки для Поли и Пети"...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: Звуки м и мь, буква М
Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками м и мь, с буквой М, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает ...
Подгрупповое занятие по совершенствованию звукового анализа и синтеза, обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук и буква О".
Подгруппове занятие на тему: "Звук и буква О" в подготовительной к школе группе....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе На тему: «Звуки С, Сь и буква С.
Цель: закрепление представления детей о звуках [С], [С`], и знакомство с буквой С.Задачи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [С], [С`], давать их полную характеристику; закрепит...