Конспект подгрупповой ОД в подготовительной к школе группе на тему: "Звуки Х - ХЬ. Буква Х".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Злобина Ольга Васильевна

Конспект подгрупповой ОД в подготовительной к школе группе на тему: "Звуки Х - Хь. Буква Х".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_h_-_h.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгрупповой ОД

в подготовительной к школе группе

компенсирующей направленности № 1

на тему: «Звуки Х – Хь. Буква Х».

        Подготовила:

учитель – логопед Злобина О.В.

Тема: «Звуки Х – Хь. Буква Х».

Задачи:

Коррекционно – образовательная:

- учить детей дифференцировать звуки Х, Хь на материале звуков, слогов и предложений;

- учить детей давать сравнительную характеристику звуков Х, Хь;

- познакомить с буквой Х.

Коррекционно – развивающие:

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать дыхание;

- закреплять понятие «мягкий согласный»;

- развивать умение согласования количественных числительных 1,2,3,4,5,6 с существительным;

- развивать слоговой анализ слов;

- развивать навыки словоизменения;

- развивать память, внимание, мышление и воображение;

Коррекционно – воспитательные:

- воспитывать умение работать в коллективе;

- воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: зеркала, символы звуков Х и Хь, картинки со звуками Х, Хь (муха, петух, духи, хлеб), буква Х, игрушка Хомячок, игрушка Обезьяна, счетные палочки, мяч, мешочек с конфетами.

Ход  ОД:

- Ребята, здравствуйте! У нас сегодня гости. Поздоровайтесь, пожалуйста! Но у нас есть необычный гость. Представляете, прихожу сегодня я на работу и вижу такую картину: спит сладким сном хомячок по кличке Хомка. Чтобы он проснулся и вылез из – под теплой одеялки  надо вспомнить звук, который мы изучали на прошлом занятии (звук Х)  и назвать слова с этим звуком в любой позиции. ( Хобот, хлеб, хомяк, ухо, петух  и др.)

   Дети называют слова и садятся на свои места. Просыпается хомяк Хомка и предлагает ребятам отправиться в страну речевых игр. Хомка любознательный и любит узнавать много нового. И в конце этого  путешествия нас ждет сюрприз! Согласны? (Да).

 

   Игра «Согреем руки». Хомка предлагает нам подняться на заснеженный холм. Снега здесь много и холодно. Можно слепить снежки. Правда, здорово?

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем – совсем несладкий.

Раз – подбросим, два – поймаем,

Три – уроним и сломаем.

   Дети имитируют все движения пальчиковой гимнастики.

- Ребята, замерзли? Теперь погреем руки. Дышите на них легко – легко: Х – Х – Х  (длительно). Вдох через нос, а на выдохе произносим: Х – Х- Х. Согрелись ладошки? Отлично. Давайте спустимся с холма и расскажем Хомке, как правильно надо произносить

звук Х.

   Артикуляция и характеристика звуков Х, Хь.

 Посмотрите в зеркала (все помним о правилах работы с зеркалом). Когда мы произносим звук Х – зубы разомкнуты, кончик языка опущен и немного отодвинут от нижних зубов. Задняя часть спинки поднимается к небу, принимает форму «холма» или «горки» и создает щель, через которую проходит воздушная струя.

 Дети произносят звук Х, следя за собой в зеркала. Еще раз обговариваем артикуляцию.

   Дайте характеристику звуку Х ( символ звука).Какой это звук? Согласный или гласный? (Согласный). Почему? ( Потому что он не тянется и не поется и во рту образуется преграда). Этот звук глухой или звонкий? Давайте приложим ладошку к горлышку. ( Глухой, т.к. горлышко не работает). Звук Х – твердый или мягкий? (Твердый и обозначаем синим цветом).

  Логопед: Звук Х – согласный, глухой и твердый (при необходимости полная характеристика звука).

 -Ребята, а у Хомки есть веселая подружка, он предлагает навестить ее. Согласны?  Нас встречает обезьянка, а зовут ее Хохотушка. Она умеет весело смеяться: хи – хи - хи . Давайте посмеемся вместе с ней. (Дети выполняют задание).

   Какой звук вы слышите, мягкий Хь или твердый Х? (мягкий Хь). Посмотрите в зеркала. Произнесите следом за мной звук Хь. Губы «улыбаются», кончик языка продвигается вперед, касается нижних зубов. Спинка образует щель с небом, через которую проходит воздушная струя. «Горка» чуть меньше, чем при звуке Х. Голос молчит (дети прикладывают ладошки к горлу).

   Дайте характеристику звуку Хь (символ звука Хь). Согласный, потому что он не тянется и не поется, и во рту образуется преграда. Он глухой, потому что горлышко не работает, молчит. Этот звук мягкий и обозначаем зеленым цветом.

   Логопед: Звук Хь– согласный, глухой, мягкий.

  Также логопед отмечает разницу в произношении звуков Х – Хь. При произношении звука Х кончик языка опущен и немного отодвинут от нижних зубов, при произношении звука Хь – кончик продвигается вперед, касается нижних зубов. Ребята, а чем похожи эти звуки в произношении? ( Язычок принимает форму «горки» или «холма»).

   Различение звуков Х – Хь на слух. Обезянка Хохотушка хочет с вами поиграть. Игра «Хлопни, когда услышишь твердый согласный звук Х, топни, когда услышишь мягкий согласный звук Хь»:

в звуковом ряду: к, х, кь, хь, т, х, к, кь, х …( с закрытыми глазами);

в слоговом ряду: ха, ка, хя, ки, хи, их, ик, хе, ка, хо, ох, хе …;

в ряду слов: хижина, ходить, мех, хитрый, хирург, хлопушка, художник, стихи, халва, хищный, хоровод.

   Обезьянка любит не только хохотать, кривляться, но и  дразниться. Ей говорят ха – ха – ха, а она в ответ хя – хя – хя. Поиграем с ней в игру «Наоборот»? Она  будет называть твердые слоги, а вы – мягкие. Теперь мы ее будем дразнить.

Хо- хо –хо --- хё – хё – хё

Хы – хы – хы --- хи – хи - хи

Хэ – хэ – хэ --- хе – хе –хе

Ха – ха – ха --- хя – хя – хя

Ах – ах – ах --- ахь- ахь –ахь

Ух – ух – ух --- ухь – ухь –ухь

  - Ребята, пора прощаться с обезьяной Хохотушкой. Но наш гость хомячок тоже хочет с вами поиграть.  Наше путешествие по речевым играм продолжается. Хомка очень любит покушать и он съел звук в словах. Хомяк – звукоед, вы когда- нибудь слышали о таком? Хомка съел звук Х из начала слов, вставьте этот звук, назовите слово целиком. Игра «Вставь пропущенный звук» (схема – помощница).

*леб, *обот, *олодильник, * удожник, *алва, *оккей.

А теперь в конце слова:

подсолну*, сме*, пету*, ме*, пу*, запа*.

  Хомка не только звукоед, но и хвастунишка. Говорит, что умеет правильно и красиво произносить звуки Х и Хь. Мы будем внимательно слушать его предложения и исправлять слова, если это необходимо. Игра «Исправь ошибку».

Картину рисует тудожник. (Картину рисует художник).

У слона  длинный ф – ф- обот. (У слона длинный хобот).

Я люблю свежий ф – ф –леб. ( Я люблю хлеб).

На столе сидит маленькая му-ф-ф –а. (На столе муха).

У мамы новый  ф –алат. ( У мамы новый халат).

С тополя слетает белый  пуш – ш. ( С тополя слетает белый пух).

  Хомяк не только хвастунишка, но он очень работящий, аккуратный, сильный, есть чему поучиться. Динамическая пауза «Хомка – хомка».

Хомка – хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает

Щечки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

   Дети имитируют все движения хомяка.

   А наше путешествие продолжается. Игра «Четвертый лишний».

На доске четыре картинки: муха, духи, петух, хлеб. Какая картинка лишняя и почему? Дети отвечают логопеду на ушко. (Духи, потому что в этом слове звук Хь мягкий, а в остальных – твердый Х).

Игра «Хорошо – плохо»: духи (ТРИЗ).

Игра с мячом « Счет от 1 до 6»: муха, петух (по выбору детей).

Хомяк спрашивает, а как в этих словах твердый звук Х превратить в мягкий Хь? Игра «Один – несколько»: муха – мухи, петух – петухи. Игра «Телеграф» (отхлопать количество слогов по рядам).

- Ребята, мы произносили звуки Х и Хь,  слушали их, а теперь давайте обозначим эти звуки буквой. Звуки Х и Хь на письме обозначаются одной буквой Х (Х- большая, х- маленькая).

На что похожа эта буква? ( Крест, антенна, скамейка, забор, роспись, ножницы, вертушка, две скрещенные шпаги, козлы для бревна, спицы в колесах, перекресток…)

Буква Х из рук: скрестить правую и левую руки. Из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и левой рук.

Выкладывание буквы Х из счетных палочек (работа в парах).

Логопед на протяжении всего занятия следит за осанкой детей (кто здоровым хочет стать, спинку должен выпрямлять).

- Ребята, вот мы и прошли все игры. Хомячок Хомка доволен вами. И хочет вас поблагодарить. Он дарит вам свои запасы. Сюрпризный момент. (В мешочке – конфеты). Но чтобы получить этот мешок, надо вспомнить, какие звуки мы сравнивали? (Х и Хь), какие слова со звуками Х и Хь вы часто сегодня слышали и запомнили их? (Хомка, Хохотушка, хомяк, холм, хвастунишка и др.)

Дети и благодарят Хомку и прощаются с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе на тему "Звук Ц. Автоматизация звука Ц в связной речи".

В представленном занятии закрепляются знания о согласном звуке Ц, закрепляются умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу....

Конспект фронтальной ООД в подготовительной к школе группе (ОНР) . Тема: "Звуки П, Пь. Буква П".

Конспект фронтальной ООД в подготовительной к школе группе (ОНР). Тема6 "Звуки П, Пь. Буква П". Игра-презентация "Подарки для Поли и Пети"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: Звуки м и мь, буква М

Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками м и мь, с буквой М, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает ...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе На тему: «Звуки С, Сь и буква С.

Цель: закрепление представления детей о звуках [С], [С`], и знакомство с буквой С.Задачи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [С], [С`], давать их полную характеристику; закрепит...