Статья на тему: "Предпосылки развития речи ребёнка"
статья по логопедии по теме
Крик и плач как впервые формы взаимодействия с окружающим миром в доречевой период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predposylki_razvitiya_rechi_.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Предпосылки развития речи: крик и плач.
Всем известно, что придя в наш неуютный мир, ребенок кричит, и это всех радует, потому что если он не кричит, то это тревожит медиков.
Как же расценить крик ребенка – первое явление его активности? Можно ли считать этот крик речью или хотя бы ее предпосылкой? Вряд ли кто – либо назовет крик новорожденного речью. Однако крик имеет сходства с речью человека:
- Акустическая природа
- Крик, как и речь взрослого несет в себе информацию, хотя и непроизвольную. Ведь даже взрослый человек, наступив босой ногой на колючку, вскрикивает.
Установление контактов с окружающим миром начинается с самого рождения ребенка. Он довольно скоро начинает улавливать связь между своим криком и реакцией на него окружающих.
Крик — это сложная и хорошо скоординированная работа дыхательного тракта и гортани, фактически первая демонстрация владения родным языком.
Два подхода в изучении механизмов крика:
- Генетическая программа
При рассмотрении вопроса происхождения крика многие исследователи считают, что в его основе – генетическая программа (некоммуникативный характер). Это мнение подкрепляется эмпирическими данными:
- крик присутствует у всех младенцев, даже глухих (С. Н. Цейтлин, Е. И. Исенина, Т. В. Базжина, И. В. Королева, В. И. Гарбарук, И. В. Дмитриева);
- голос глухих дошкольников и школьников сохраняет черты младенческих криков (Е. Н. Винарская);
- отсутствие пауз в крике свидетельствует о том, что ребенок не ожидает ответа, что также подтверждает некоммуникативный характер крика на начальном этапе (Дж. Брунер)
- Инструментальный анализ демонстрирует, что звуки крика не имеют ничего общего ни с гласными, ни с согласными; результаты осциллограммы показывают лишь наличие звукового сигнала, который невозможно идентифицировать со звуками языка.
- Предпосылки речевого общения
По мнению других исследователей, в крике наблюдается уже «нечто от общения» (П. Л. Загоровский);
- Ш. Бюлер показала, что у ребенка в связи с появлением голосовой реакции возникают реакции социального контакта, устанавливаемого при помощи речи;
- в крике новорожденного младенца следует предположить наличие зачатков субъективных переживаний (Т. Н. Ушакова);
- крик — это звук, издаваемый ребенком с целью ухода за ним (С. В. Гречаный, Б. Е. Ми-киртумов)
Функции криков
- крик является непроизвольным выражением дискомфортного физиологического состояния (Е. Н. Винарская)
- крик – база дальнейшего развития речи
- Крик как предпосылка коммуникации, а не ее акт (А. К. Маркова)
Классификация криков
Первоначальный крик как бы дифференцируется на
- крик удовольствия, возникающий в эмоционально-положительных ситуациях (ребенок сыт, у него ничего не болит), и
- крик неудовольствия, появляющийся при отрицательном эмоциональном состоянии ребенка (боль, голод).
Однако начиная приблизительно с 3 месяцев к чисто рефлекторным реакциям ребенка прибавляется и первая социальная — реакция на общение с матерью, относящаяся к крикам удовольствия. Поведение матери — это призыв к ребенку вступить с ней в эмоциональный контакт. „Эмоциональное заражение" играет важную роль в формировании контактов ребенка с окружающими. Это та основа, на которой в перспективе формируется его индивидуальность. Таким образом, единственным социальным источником положительных эмоций для 2—3 месячного ребенка является мать. Важным фактором развития младенца является ее простое присутствие возле него. Мать проводит с новорожденным почти все время, пока он бодрствует. Это закладывает те основы, на которых формируется эмоциональное взаимопонимание. Все эти поведенческие манипуляции матери не оставляют ребенка безучастным. Присутствие матери рядом с младенцем, ее ласковое обращение вызывают ответную реакцию — улыбку ребенка и вокализации.
Слышимая речь оказывает влияние на речевое развитие младенцев только тогда, когда она связывается ребенком, с близкими и знакомыми взрослыми. Именно взрослые вводят ребенка в мир речевой действительности и формируют у него способность не только говорить, но и слушать. Речевое воздействие и слышимая речь неотделимы от конкретного человека. Глубокие эмоциональные связи ребенка с близкими людьми являются важнейшим условием возникновения и развития речи. Эмоциональные контакты, которые сами по себе не требуют речевых средств, способствуют речевому развитию двумя путями:
1) эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка состояние свободы, раскованности, эмоционального комфорта, без которых невозможна собственная активность младенца;
2) заинтересованность в общении со взрослым делает ребенка более внимательным к его речи: вызывает слуховое сосредоточение на звуках голоса и зрительное сосредоточение на внешних органах речи — младенец начинает внимательно рассматривать шевелящиеся губы взрослого и пытается воспроизвести их движение.
Дифференциация крика-плача возможна только при наличии между матерью и ребенком тесной эмоциональной привязанности. Крик-плач — феномен не только младенческого поведения, а неизбежное выражение динамики развития системы отношений мать—дитя. Результатом такого взаимодействия является правильное понимание матерью подаваемых ребенком знаков и адекватное реагирование на них. Это приводит к эффективному успокоению младенца. Способность матерей распознавать крик-плач детей в первые месяцы жизни прямо коррелирует с показателями их дальнейшего психического развития. Чем чаще мать отзывается на крик-плач, тем меньше ребенок плачет в дальнейшем.
Акустические свойства
Сегментными фонетическими свойствами называются свойства отдельных звуков речи, а просодическими (или супрасегментными) - свойства, которые имеются только у более крупных единиц (слогов, слов, целых высказываний), а к отдельным звукам неприменимы. К просодическим средствам относятся тон, распределение громкости и ритм.
Для всех криков, для которых это возможно, были измерены два параметра - частота (точнее, частота основного тона, F0) и интенсивность (I). Это акустические параметры, описывающие свойства звука как физического процесса, то есть колебания воздушного давления.
Голос — это сложный периодический звук. Его можно представить в виде суммы простых синусоидальных колебаний, так называемых гармоник. Интенсивность — это сила звука, средняя по времени энергия, переносимая звуковой волной через единичную площадку. Частоту основного тона, разумеется, можно выделить только у периодического сигнала. Голос является таковым, поскольку образуется за счет периодических колебаний голосовых связок. Звук, производимый без участия голосовых связок, называется шумом (шумом, например, являются все глухие согласные).
Акустические свойства плача
В течение первых 3 месяцев жизни все дети много плачут. Плач — это единственная возможность новорожденного сообщить матери о том, что ему плохо. Чтобы у малыша сформировалось благоприятное впечатление о мире, ни одна его просьба о помощи не должна быть оставлена без внимания. Более того, реакция матери должна быть молниеносной. Чем быстрее мать приходит ребенку на помощь, тем меньше страдает его нервная система и тем благоприятнее складывается его впечатление о новой среде обитания. Более того, длительный крик ребенка опасен для его здоровья. При длительном крике у малыша на фоне поверхностного дыхания в связи со снижением функции диафрагмы наступает нарушение вентиляции нижних отделов легких. Это приводит к снижению внутриальвеолярного и внутритканевого давления, возникновению I отека тканей легкого, выключению участка легкого из акта дыхания и спадению альвеол.
Причины плача новорожденного:
• необходимость в физическом контакте с матерью;
• неблагоприятные воспоминания о родах и внутриутробном периоде;
• желание удовлетворить сосательный рефлекс и снять ощущение дискомфорта;
• желание заснуть, чувство усталости и общего дискомфорта;
• повышенная чувствительность кожи, ощущение холода, желание, чтобы его покачали;
• необходимость в мочеиспускании или опорожнении кишечника;
недомогание ребенка
Рассмотрим характерные признаки различных видов плача:
Голодный плач — начинается с призывного плача.
Плач при боли — это плач с оттенком страдания и безысходности.
Плач при мочеиспускании — похож на писк или хныканье, которое может перейти в крик непосредственно перед моментом мочеиспускания, если мать не понимает ребенка и не оказывает ему помощь, высаживая его.
Плач при желании заснуть — довольно ровное хныканье-жалоба, сопровождающееся зевотой и частым закрыванием глаз.
Эмоциональная – выразительные свойства
Четыре типа взглядов по Исениной:
- контактный (с 1,5-2 мес. в «комплексе оживления»),
- соединяющий (с 11 мес.),
- указательный (с 9 мес.)
- взгляд поиска оценки поведения (наблюдался с 9 мес.).
Преобладающим (от 7 до 12 мес.) являлся контактный взгляд (70%), далее указательный (17%), оценки поведения (12%), соединяющий (2%) .
В исследовании Е. А. Ермолаевой представлен обширный семиотический анализ жестикуляции на первом году жизни в раннем возрасте.
Определяется порядок овладения жестами в онтогенезе:
- преобладание с 6-ти месяцев жестов-регуляторов, выполняющих регуляторно-коммуникативную функцию (отталкивание, отворачивание, привлечение внимания);
- с 8-ми месяцев — жестов-симптомов (модальных и состояний), выполняющих аффективно-коммуникативную функцию (объятия, привет, пока);
- с 14-16-ти месяцев — жестов-информаторов, выполняющих информационно-коммуникативную функцию (обозначение количества, изображающие).
Список литературы:
- Львов М.Р. Основы теории речи
- Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации).
- Исенина, Е. И. Дословесный период в развитии ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Роль семьи в развитии речи ребёнка"
Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка - одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. В данной статье можно познакомиться с важными аспектами речевого развития и интер...
Статья для родителей на тему " Речь ребёнка в 2-3 года"
Статья для родителей на тему " Речь ребёнка в 2-3 года"...
СТАТЬЯ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ.
laquo;РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ»...
Статья «Развитие речи ребёнка 3-4 лет в семье»
Рекомендации по развитию речи детей 3-4 лет для родителей...
Статья "Значение театрализованной деятельности в развитии речи ребёнка"
Значение театрализованной деятельности в развитии речи ребёнкаЛихошерстова Ольга Александровна, Сухова Ольга Николаевна, Сытник Наталья Александровнавоспитатели МБОУ «Начальная школа – дет...
Статья на тему "Факторы, влияющие на развитие речи ребёнка дошкольного возраста"
Одним из самых сложных физиологических и психических процессов является овладение речевыми навыками, которое у каждого человека протекает по-разному. Оно заключается не только в развитии способности п...
Статья: «Как улучшить память, внимание, речь ребёнка с помощью игры?»
Всех родителей волнуют вопросы интеллектуальной подготовки детей к школе, а именно: развития мыслительных операций, памяти, внимания, мышления. Развитие этих процессов начинается не за ...