Статья на тему: "Предпосылки развития речи ребёнка"
статья по логопедии по теме

Сироткина Лилия Анатольевна

Крик и плач как впервые формы взаимодействия с окружающим миром в доречевой период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predposylki_razvitiya_rechi_.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Предпосылки развития речи: крик и плач.

Всем известно, что придя в наш неуютный мир, ребенок кричит, и это всех радует, потому что если он не кричит, то это тревожит медиков.

Как же расценить крик ребенка – первое явление его активности? Можно ли считать этот крик речью или хотя бы ее предпосылкой? Вряд ли кто – либо назовет крик новорожденного речью. Однако крик имеет сходства с речью человека:

  1. Акустическая природа
  2. Крик, как и речь взрослого несет в себе информацию, хотя и непроизвольную. Ведь даже взрослый человек, наступив босой ногой на колючку, вскрикивает.

Установление контактов с окружающим миром начинается с самого рождения ребенка. Он довольно скоро начинает улавливать связь между своим криком и реакцией на него окружающих.

Крик — это сложная и хорошо скоординированная работа дыхательного тракта и гортани, фактически первая демонстрация владения родным языком.

Два подхода в изучении механизмов крика:

  1. Генетическая программа

При рассмотрении вопроса происхождения крика многие исследователи считают, что в его основе – генетическая программа (некоммуникативный характер). Это мнение подкрепляется эмпирическими данными:

  • крик присутствует у всех младенцев, даже глухих (С. Н. Цейтлин, Е. И. Исенина, Т. В. Базжина, И. В. Королева, В. И. Гарбарук, И. В. Дмитриева);
  • голос глухих дошкольников и школьников сохраняет черты младенческих криков (Е. Н. Винарская);
  • отсутствие пауз в крике свидетельствует о том, что ребенок не ожидает ответа, что также подтверждает некоммуникативный характер крика на начальном этапе (Дж. Брунер)
  • Инструментальный анализ демонстрирует, что звуки крика не имеют ничего общего ни с гласными, ни с согласными; результаты осциллограммы показывают лишь наличие звукового сигнала, который невозможно идентифицировать со звуками языка.

  1. Предпосылки речевого общения

По мнению других исследователей, в крике наблюдается уже «нечто от общения» (П. Л. Загоровский);

  • Ш. Бюлер показала, что у ребенка в связи с появлением голосовой реакции возникают реакции социального контакта, устанавливаемого при помощи речи;
  • в крике новорожденного младенца следует предположить наличие зачатков субъективных переживаний (Т. Н. Ушакова);
  • крик — это звук, издаваемый ребенком с целью ухода за ним (С. В. Гречаный, Б. Е. Ми-киртумов)

Функции криков

  1. крик является непроизвольным выражением дискомфортного физиологического состояния (Е. Н. Винарская)
  2. крик – база дальнейшего развития речи
  3. Крик как предпосылка коммуникации, а не ее акт (А. К. Маркова)

Классификация криков

Первоначальный крик как бы дифференцируется на

  1. крик удовольствия, возникающий в эмоционально-положительных ситуациях (ребенок сыт, у него ничего не болит), и
  2. крик неудовольствия, появляющийся при отрицательном эмоциональном состоянии ребенка (боль, голод).

Однако начиная приблизительно с 3 месяцев к чисто рефлекторным реакциям ребенка прибавляется и первая социальная — реакция на общение с матерью, относящаяся к крикам удовольствия. Поведение матери — это призыв к ребенку вступить с ней в эмоциональный контакт. „Эмоциональное заражение" играет важную роль в формировании контактов ребенка с окружающими. Это та основа, на которой в перспективе формируется его индивидуальность. Таким образом, единственным социальным источником положительных эмоций для 2—3 месячного ребенка является мать. Важным фактором развития младенца является ее простое присутствие возле него. Мать проводит с новорожденным почти все время, пока он бодрствует. Это закладывает те основы, на которых формируется эмоциональное взаимопонимание. Все эти поведенческие манипуляции матери не оставляют ребенка безучастным. Присутствие матери рядом с младенцем, ее ласковое обращение вызывают ответную реакцию — улыбку ребенка и вокализации.

Слышимая речь оказывает влияние на речевое развитие младенцев только тогда, когда она связывается ребенком, с близкими и знакомыми взрослыми. Именно взрослые вводят ребенка в мир речевой действительности и формируют у него способность не только говорить, но и слушать. Речевое воздействие и слышимая речь неотделимы от конкретного человека. Глубокие эмоциональные связи ребенка с близкими людьми являются важнейшим условием возникновения и развития речи. Эмоциональные контакты, которые сами по себе не требуют речевых средств, способствуют речевому развитию двумя путями:

1) эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка состояние свободы, раскованности, эмоционального комфорта, без которых невозможна собственная активность младенца;

2) заинтересованность в общении со взрослым делает ребенка более внимательным к его речи: вызывает слуховое сосредоточение на звуках голоса и зрительное сосредоточение на внешних органах речи — младенец начинает внимательно рассматривать шевелящиеся губы взрослого и пытается воспроизвести их движение.

Дифференциация крика-плача возможна только при наличии между матерью и ребенком тесной эмоциональной привязанности. Крик-плач — феномен не только младенческого поведения, а неизбежное выражение динамики развития системы отношений мать—дитя. Результатом такого взаимодействия является правильное понимание матерью подаваемых ребенком знаков и адекватное реагирование на них. Это приводит к эффективному успокоению младенца. Способность матерей распознавать крик-плач детей в первые месяцы жизни прямо коррелирует с показателями их дальнейшего психического развития. Чем чаще мать отзывается на крик-плач, тем меньше ребенок плачет в дальнейшем.

Акустические свойства

        Сегментными фонетическими свойствами называются свойства отдельных звуков речи, а просодическими (или супрасегментными) -  свойства, которые имеются только у более крупных единиц (слогов, слов, целых высказываний), а к отдельным звукам неприменимы. К просодическим средствам относятся тон, распределение громкости и ритм.
                Для всех криков, для которых это возможно, были измерены два параметра - частота (точнее, частота основного тона,
F0) и интенсивность (I). Это акустические параметры, описывающие свойства звука как физического процесса, то есть колебания воздушного давления.  

        Голос — это сложный периодический звук. Его можно представить в виде суммы простых синусоидальных колебаний, так называемых гармоник.        Интенсивность — это сила звука, средняя по времени энергия, переносимая звуковой волной через единичную площадку. Частоту основного тона, разумеется, можно выделить только у периодического сигнала. Голос является таковым, поскольку образуется за счет периодических колебаний голосовых связок. Звук, производимый без участия голосовых связок, называется шумом (шумом, например, являются все глухие согласные).

                            Акустические  свойства  плача

        В течение первых 3  месяцев жизни все дети много плачут. Плач — это единственная возможность новорожденного сообщить матери о том, что ему плохо. Чтобы у малыша сформировалось благоприятное впечатление о мире, ни одна его просьба о помощи не должна быть оставлена без внимания. Более того, реакция матери должна быть молниеносной. Чем быстрее мать приходит ребенку на помощь, тем меньше страдает его нервная система и тем благоприятнее складывается его впечатление о новой среде обитания.  Более того, длительный крик ребенка опасен для его здоровья.                         При длительном крике у малыша на фоне поверхностного дыхания в связи со снижением функции диафрагмы наступает нарушение вентиляции нижних отделов легких. Это приводит к снижению внутриальвеолярного и внутритканевого давления, возникновению I отека тканей легкого, выключению участка легкого из акта дыхания и спадению альвеол.

Причины плача новорожденного:

• необходимость в физическом контакте с матерью;
• неблагоприятные воспоминания о родах и внутриутробном периоде;
• желание удовлетворить сосательный рефлекс и снять ощущение дискомфорта;
• желание заснуть, чувство усталости и общего дискомфорта;
• повышенная чувствительность кожи, ощущение холода, желание, чтобы его покачали;
• необходимость в мочеиспускании или опорожнении кишечника;

недомогание ребенка

Рассмотрим характерные признаки различных видов плача:

Голодный плач — начинается с призывного плача.
Плач при боли — это плач с оттенком страдания и безысходности.
Плач при мочеиспускании — похож на писк или хныканье, которое может перейти в крик непосредственно перед моментом мочеиспускания, если мать не понимает ребенка и не оказывает ему помощь, высаживая его.
Плач при желании заснуть — довольно ровное хныканье-жалоба, сопровождающееся зевотой и частым закрыванием глаз.

Эмоциональная – выразительные свойства

Четыре типа взглядов по Исениной:

  1. контактный (с 1,5-2 мес. в «комплексе оживления»),
  2. соединяющий (с 11 мес.),
  3. указательный (с 9 мес.)
  4. взгляд поиска оценки поведения (наблюдался с 9 мес.).

Преобладающим (от 7 до 12 мес.) являлся контактный взгляд (70%), далее указательный (17%), оценки поведения (12%), соединяющий (2%) .

В исследовании Е. А. Ермолаевой представлен обширный семиотический анализ жестикуляции на первом году жизни в раннем возрасте.

Определяется порядок овладения жестами в онтогенезе:

  1. преобладание с 6-ти месяцев жестов-регуляторов, выполняющих регуляторно-коммуникативную функцию (отталкивание, отворачивание, привлечение внимания);
  2. с 8-ми месяцев — жестов-симптомов (модальных и состояний), выполняющих аффективно-коммуникативную функцию (объятия, привет, пока);
  3. с 14-16-ти месяцев — жестов-информаторов, выполняющих информационно-коммуникативную функцию (обозначение количества, изображающие).

Список литературы:

  1. Львов М.Р. Основы теории речи
  2. Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации).
  3. Исенина, Е. И. Дословесный период в развитии ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль семьи в развитии речи ребёнка"

Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка - одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. В данной статье можно познакомиться с важными аспектами речевого развития и интер...

Статья для родителей на тему " Речь ребёнка в 2-3 года"

Статья для родителей на тему " Речь ребёнка в 2-3 года"...

СТАТЬЯ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ.

laquo;РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ»...

Статья «Развитие речи ребёнка 3-4 лет в семье»

Рекомендации по развитию речи детей 3-4 лет для родителей...

Статья "Значение театрализованной деятельности в развитии речи ребёнка"

Значение театрализованной деятельности в развитии речи ребёнкаЛихошерстова Ольга Александровна, Сухова Ольга Николаевна, Сытник Наталья Александровнавоспитатели МБОУ «Начальная школа – дет...

Статья на тему "Факторы, влияющие на развитие речи ребёнка дошкольного возраста"

Одним из самых сложных физиологических и психических процессов является овладение речевыми навыками, которое у каждого человека протекает по-разному. Оно заключается не только в развитии способности п...

Статья: «Как улучшить память, внимание, речь ребёнка с помощью игры?»

Всех родителей волнуют вопросы интеллектуальной подготовки детей к школе, а именно: развития мыслительных операций, памяти, внимания, мышления. Развитие этих процессов начинается не за ...