«Дети с ограниченными возможностями здоровья. Категория - тяжелое нарушение речи»
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Певчева Валерия Васильевна

Статья содержит информацию о детях с ограниченными возможностями здоровья, тяжелыми нарушениями речи. Подробно рассматриваются причины возникновения речевых нарушений у детей, классификация речевых нарушений  (в зависимости от нарушенного звена), психологические особенности детей с различными речевыми патологиями, основные методы коррекции и профилактики возникновения речевых нарушений у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дети с ограниченными возможностями здоровья.

Категория - тяжелое нарушение речи»

К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относят детей, имеющих недостатки в физическом или психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

К группе детей с ОВЗ относятся следующие категории:

  • Глухие, позднооглохшие и слабослышащие;
  • Слепые и слабовидящие;
  • Дети с тяжелыми нарушениями речи;
  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • С задержкой психического развития;
  • С умственной отсталостью;
  • С расстройствами аутистического спектра;
  • Со сложными дефектами.

Более подробно остановимся на категории детей с тяжелыми нарушениями речи.

Дети с тяжелым нарушением речи.

Дети с тяжелым нарушением речи (ТНР) – это категория детей, имеющих резко выраженную ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Причины нарушения речи

Многих интересуют причины нарушения речи у детей. Факторов немало. Они могут быть как внешние, так и внутренние. Иногда они сочетаются между собой. Основными являются следующие:

  1. Внутриутробные патологии.
  2. Наследственность.
  3. Родовые патологии.
  4. Заболевания первых лет жизни ребенка.
  5. Неблагоприятные социально-бытовые условия.

Наследственность

Ребенком может наследоваться нестандартное строение артикуляционного аппарата

(неправильное количество зубов, их посадка, проблемы с прикусом, дефекты строения нёба);

Особенности функционирования нервной системы родителей или родственников;

Нервно-психические заболевания, сопровождающиеся нарушением речи.

Внутриутробные патологии

Очень важен первый триместр беременности, так как у плода развивается центральная нервная система, в том числе и речевые зоны коры головного мозга. Наиболее негативными факторами в этот период являются:

  • Токсикозы;

  • внутриутробная гипоксия;

  • инфекционные заболевания матери во время беременности (герпес, краснуха, ЗППП, токсоплазмоз, грипп, скарлатина, полиомиелит, ВИЧ-инфекция, корь);
  • травмы матери во время вынашивания малыша;

  • Хронические заболевания (тонзиллит, заболевания почек, сердечно-сосудистой системы)

  • несовместимость крови у мамы и будущего ребенка, что приводит к выработке антител в материнском организме, и, как результат, у плода выделяется

токсическое вещество, которое повреждает участки мозга, что впоследствии отображается на его речи и слухе;

  • недоношенность и переношенность плода;

  • курение и употребление алкоголя и наркотиков матерью;

  • бесконтрольный прием матерью лекарств;

  • угрозы прерывания беременности;

  • пребывание матери на вредном производстве, особенно в первые месяцы беременности;

  • стрессы.

Родовые патологии

  • Стремительные роды 4-5 часов

  • Затяжные роды более 8 часов

  • Возникновение асфиксии во время родов (обвитие пуповиной, длительный безводный период, нарушение дыхания, что приводит к кислородному голоданию головного мозга),

  • родовые травмы (узкий таз у матери, применение щипцов и других родовспомогательных способов для появления ребенка).

  • Гемолитическая болезнь новорожденных вследствие конфликта по резус-фактору (повышение уровня билирубина ведет к разрушению эритроцитов и кислородному голоданию)

Особого внимания в развитии будет требовать также тот ребенок, который родился с массой тела менее 1500 г и прошедший ряд реанимационных мероприятий, среди которых и вентиляция легких.

Заболевания первых лет жизни

Первые годы очень значимы в жизни и развитии малыша. Поэтому нужно опасаться:

  • инфекционных заболеваний, особенно менингита, менингоэнцефалита, воспалений среднего и внутреннего уха (приводит к снижению и потере слуха, а значит, страдает речь);

  • травм головного мозга;
  • частые простудные заболевания;
  • повреждения органов артикуляции.

Неблагоприятные социально-бытовые условия

Неблагоприятное речевое окружение ребенка (наличие родственников, имеющих речевые нарушения отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка).

Отсутствие эмоционального и речевого общения с близкими людьми. Недостаточное количество общения, особенно с мамой, может стать основным фактором нарушения речи у ребенка. Если ребенок не будет получать ярких впечатлений, ему не будут созданы условия для передвижения и общения, то в скором времени у него будут проявляться задержки как в физическом, так и психическом и речевом развитии.

Таким образом главной причиной речевых нарушений является поражение ЦНС ребенка (речевых зон коры головного мозга или проводящих нервных волокон иннервирующих речевой аппарат).

Еще в грудном возрасте родители и специалисты могут отметить особенности ребенка, которые будут свидетельствовать о поражении ЦНС.

  • Плохой сон, частые пробуждения;
  • Беспричинный плач;
  • Обильные срыгивания после кормления;

  • Быстрая утомляемость во время грудного вскармливания (ребенок слабо сосет молоко, часто засыпает);

  • Подтекание молока во время сосания молока (свидетельствует о паретичности мышц языка)

Какие же речевые нарушения относятся к тяжелым нарушениям речи?

Классификация тяжёлых нарушений речи

(в зависимости от нарушенного звена)

  • отсутствие или недоразвитие речи (алалия)

  • полная или частичная утрата речи (афазия)

  • нарушение произносительной стороны речи (дизартрия)

  • нарушения тембра голоса и звукопроизношения (ринолалия)

  • нарушения темпо-ритмической организации речи (заикание)

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

Детская афазия (от др.-греч. -  отрицательная частица и φάσις — проявление, высказывание)– полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением головного мозга (травмами, воспалительными процессами или инфекционными заболеваниями головного мозга, опухолями, инсультами, возникающими в возрасте после 3-5 лет).

Характер речевого нарушения во многом зависит от степени сформированности речи до момента поражения. Афазия у детей чаще всего носит сенсо-моторный характер, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности.

Симптомы афазии

Ребенку сложно подобрать нужное слово. В таком случае говорят: «на языке слово вертится». Ребенок начинает подбирать синонимы.

  • большинства детей отмечаются трудности с восприятием времени. Им трудно рассказать о последовательности действий, они не способны расставить события в хронологическом порядке.

Чаще дети замыкаются в себе и отвечают на вопросы коротко и односложно. В некоторых случаях больные начинают говорить без остановок, составляя длинные предложения из несвязанных слов. Наблюдается также расстройство артикуляции- дети растягивают звуки или произносят их слишком быстро.

Методы коррекции

Коррекция  афазии  начинается  с  диагностики  заболевания.  Затем  разрабатывается

комплексное лечение        включающее медикаментозные препараты, ЛФК, массаж, курсы улогопеда, дефектолога. Это длительный и трудоемкий процесс, цель которого – создание новых связей в головном мозге ребенка.

Заикание  нарушение темпо-ритмической организация речи. Этому способствует состояние мышц речевого аппарата. В настоящее время заикание определено как сложное психофизическое расстройство.

  • современной логопедии выделяют две формы заикания – невротическую и неврозоподобную.

Невротическое заикание возникает после психотравмы (острой или длительно действующей) у ребенка боязливого, легко ранимого ребенка чаще в возрасте от 2 до 5 лет. При этом не наблюдается нарушений общей и речевой моторики, речь развивается в соответствии с возрастной нормой. При невротической форме заикание носит волнообразный характер.

Неврозоподобное заикание возникает на фоне раннего диффузного органического поражения центральной нервной системы в момент интенсивного формирования фразовой речи без видимой причины. При этом наблюдаются нарушения общей и артикуляционной моторики, часто отмечается задержка речевого развития, а затем ОНР, другие сопутствующие речевые нарушения. Течение заикания носит устойчивый характер, страх речи не является обязательным симптомом.

Проявления заикания: судороги возникающие в речевом аппарате в момент речи. Их периодичность зависит от общего эмоционального состояния, от внешних факторов (время года, питание, условия жизни).У детей появляются сопутствующие движения (развиваются постепенно) судороги в различных группах внеречевой мускулатуры: лицо, шея, конечности (зажмуривание глаз, моргание, раздувание ноздрей, откидывание головы и т.д.) эмболофразия (речевая уловка – добавление в речи стереотипных звуков «а-а-а», «э-э-э», «ну» и др. логофобия – боязнь речи в целом или произнесения отдельных звуков.

Психологические особенности детей с заиканием.

Речь для малыша – это важное условие его личностного, социального, интеллектуального развития. Языковые расстройства, трудности в общении со сверстниками и взрослыми являются значительной помехой для получения и усвоения необходимой информации. У детей с заиканием особенно страдает эмоционально-волевая сфера. Основными особенностями эмоционально-волевой сферы являются:

  • эмоциональная неустойчивость;
  • низкий уровень самоконтроля;

  • постоянные переживания по поводу своего речевого дефекта;
  • преобладание астенических эмоций (печаль, страх и т.д.) ;

  • частое нахождение в состоянии острого эмоционального напряжения и т.д.

Одним словом, эмоционально – волевая сфера заикающихся людей в большинстве случаев характеризуется преобладанием негативных эмоций и чувств, трудностями самоуправления, душевной нестабильностью. Большая часть больных логоневрозом испытывает существенные трудности в процессе налаживания контактов со знакомыми или незнакомыми людьми.

Методы коррекции

Лечение заикания у детей необходимо начать на раннем этапе развития и обязано должно включать в себя устранение психотравмирующей ситуации, которая явилась причиной нарушения речи. Лечение заикающегося должно включать в себя медикаментозные средства и методы, психотерапию, работу с педагогами и логопедами.

  • отношении детей дошкольного возраста все более и более внедряются в практику специальные приемы игровой психотерапии, сказкотерапии и психотерапии посредством рисунка.

Одним из приоритетных направлений комплексного метода преодоления заикания является воздействие окружающих на личность заикающегося ребенка. Окружающие люди должны воспитывать у ребёнка уверенность в себе, сознание своей полноценности, здоровый взгляд на дефект речи, желание избавиться от него: постоянно поддерживать сознание успеха на каждом этапе преодоления речевого нарушения Большое значение в процессе работы с заикающимися дошкольниками имеет речь окружающих – негромкая, спокойная, неторопливая. Тогда заикающиеся дети начинают подражать этой манере говорить. Отношения к детям должно быть ласковым, без порицаний. Малейшие успехи должны тут же поощряться.

Ринолалия (др.греч. ῥῑνο- «нос» и λαλιά «речь») - расстройство звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления дыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твёрдого нёба, либо расстройств мягкого нёба. Различают открытую, закрытую и смешанную ринолалию.

Закрытая ринолалия

Характеризуется пониженным физиологическим носовым резонансом во время произношения звуков речи. Речевой выдох направлен только через рот при всех звуках. Особенно сильно страдают носовые звуки: м,мь,н,нь.

Открытая ринолалия

Нарушение преграды между ротовой и носовой полостями. Воздушная струя слабая, во время речи проходит одновременно через рот и нос, вследствие чего изменяется тембр всех звуков, возникает носовой резонанс при их произнесении. При этом носовые звуки характеризуются повышенным носовым оттенком.

Органическая открытая ринолалия- может быть врожденная (следствие врожденных расщелин верхней губы, твердого и мягкого неба) и приобретенная (следствие травм, параличей, парезов, рубцов, опухолей).

Функциональная открытая ринолалия - дефект речи обусловлен недостаточной подвижностью мягкого неба, его гипофункцией без явных признаков органического повреждения, недостаточным подъемом при фонации (при частых заболеваниях носоглотки и слабости нервных импульсов или общей мышечной вялости), а также обусловлен нарушением контроля собственной речи при сниженном слухе или при подражании назальной речи. Функциональная открытая ринолалия встречается реже, чем органическая открытая ринолалия. Чаще всего она встречается у физически ослабленных детей с пониженным мышечным тонусом

Детям с открытой формой ринолалии обусловленной врожденными расщелинами

верхней губы, твердого и мягкого неба требуется обязательное оперативное вмешательство по закрытию данных дефектов. После проведения операции проводится логопедическая коррекционная работа направленная на:

  • нормализацию  ротового выдоха, выработку длительной ротовой воздушной струи

  • выработку правильной артикуляции всех звуков

  • устранение назального оттенка голоса    
  • воспитание навыков дифференциации звуков

  • нормализация просодических компонентов речи

Детям с врожденными расщелинами верхней губы, твердого и мягкого неба требуется обязательное оперативное вмешательство по закрытию данных дефектов. После проведения операции проводится логопедическая коррекционная работа

Психологические особенности детей с ринолалией

Неполноценность речи при ринолалии сказывается на формировании всех психических функций больного и в первую очередь - на становлении личности. Своеобразие ее развития обусловливается неблагоприятными для ринолалика условиями жизни в коллективе.

Нарушение речи как средства коммуникации затрудняет поведение больных в коллективе.

Часто их общение с коллективом одностороннее, а результат общения травмирует детей.

  • них развивается замкнутость, застенчивость, раздражитель. Деятельность их находится в более благоприятном состоянии, так как эти больные нередко интеллектуально полноценны (если ринолалия проявляется в чистом виде).

Методы коррекции

Необходимо проводить специальную работу, включающую развитие фонематического восприятия с одновременным воздействием на произносительную сторону речи. Коррекция нарушений речи у детей с ринолалией осуществляется дифференцированно в зависимости от возраста, состояния периферического отдела артикуляционного аппарата и от особенностей речевого развития в целом.

Основным дифференцирующим показателем для определения детей в логопедические учреждения является развитие речевых процессов. Детям дошкольного возраста с нарушением фонетической стороны речи оказывается логопедическую помощь амбулаторно, в детской поликлинике или в стационаре (в послеоперационный период). Дети, имеющие недоразвитие других речевых процессов зачисляются в специализированные детские сады в группы для детей с фонетико-фонематическим или общим речевым недоразвитием.

Алалия -(от др.-греч. -  отрицательная частица и λαλιά — речь)-

отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевом периоде жизни. Тяжелые степени алалии выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмами, затруднениями в усвоении чтения и письма.

При моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой). (Поражается зона Брока – речедвигательный анализатор)

При сенсорной алалии (поражается зона Вернике – слухоречевой анализатор)-ребенок плохо понимает чужую речь, причем, не распознает именно звуки речи: слышит, что

человек        что-то        говорит,        но        не        понимает,        что        именно.

Это сходно с тем, как мы не понимаем говорящих на неизвестном нам иностранном языке.

Моторная алалия.

При моторной алалии понимание речи у ребенка остается относительно сохранным, а собственная речь развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Все этапы становления речевых навыков (гуления, лепета, лепетного монолога, слов, фраз, контекстной речи) происходят с опозданием или отсутствуют совсем.

Дети с алалией отмечаются неловкостью, недостаточной координированностью движений, слабым развитием моторики пальцев рук. У детей имеются трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, зашнуровыванием обуви и т. п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, пазлов и пр.).

Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы. По особенностям поведения дети с моторной алалией

могут быть гиперактивными, расторможенными либо малоподвижными, заторможенными. Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм. Интеллектуальное развитие у детей-алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.

Сенсорная алалия.

При сенсорной алалии ведущим дефектом является нарушение восприятия и понимания смысла обращенной речи. При этом физический слух у сенсорных алаликов сохранен, и они нередко страдают гиперакузией – повышенной восприимчивостью к различным звукам.

Часто речевая активность у детей с сенсорной алалией повышена. Однако их речь представляет собой набор бессмысленных звукосочетаний и обрывков слов. В целом при сенсорной алалии речь бессвязна, лишена смысла и непонятна для окружающих. К собственной речи дети с сенсорной алалией не критичны; для общения широко используют мимику и жесты.

Грубое        искажение        развития        речи        при        сенсорной        алалии        приводит        к        вторичным

нарушениям личности, поведения, задержке интеллектуального развития. Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются трудностью включения и удержания внимания, повышенной отвлекаемостью и истощаемостью, неустойчивость слухового восприятия и памяти. У детей с сенсорной алалией может отмечаться импульсивность, хаотичность поведения или, напротив, инертность, замкнутость.

  • чистом виде сенсорная алалия наблюдается нечасто; обычно встречается смешанная сенсомоторная алалия.

Дети с алалией нуждаются в консультации

десткого невролога, отоларинголога, логопеда, психолога.

Для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга могут быть рекомендованы исследования головного мозга: ЭЭГ, эхоэнцефалография, рентгенография черепа, МРТ головного мозга.

Для исключения тугоухости при сенсорной алалии необходимо проведение отоскопии, аудиометрии и др. исследований слуховой функции.

Методы коррекции алалии

Методика коррекционного воздействия при любых формах алалии должна носить комплексный психолого-медико-педагогический характер. Дети с алалией получают необходимую помощь в специализированных ДОУ, стационарах, коррекционных центрах, санаториях.

Дизартрия  (из др.-греч. δυσ-         приставка,        означающая        затруднённость,        расстройство

  • ρθρόω — «сочленяю, соединяю») - нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из- за чего затруднена артикуляция.

Иннервация  это связь нервных волокон с каким-либо органом или частью тела; по этим волокнам передаются либо двигательные импульсы, идущие в направлении к ткани, либо сенсорные импульсы, которые идут от ткани к головному мозгу.

В зависимости от степени выраженности дизартрия может проявляться в нескольких разновидностях форм:

  • стертая дизартрия – нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также произносительной стороны речи проявляются в более легкой степени, т.е. имеют стертый вид.

  • выраженная дизартрия – в данной форме ребенок использует речь, но при этом она характеризуется как малопонятная; звукопроизношение нарушено, нарушения проявляются также в интонационной выразительности, в голосе и в дыхании;

  • анартрия – эта выраженная форма дизартрии сопровождаемая утратой способности произносить звуки речи в результате паралича мышц и нервов

языка, губ, глотки, гортани, участвующих в артикуляции. Иногда при этой форме дизартрии отмечаются выраженные нарушения глотания.

Большая часть детей, посещающих дошкольные учреждения общего типа имеют стертую дизартрию. Они не выделяются резко среди своих сверстников и даже не всегда сразу обращают на себя внимание.

Однако у них имеются некоторые особенности:

Такие дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Часто родители идут малышу на уступки - дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу.

Психо-физиологические особенности детей с дизартрией.

Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам.

  • дошкольном и школьном возрасте они двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые склонны к реакциям истероидного типа: бросаются на пол и кричат, добиваясь желаемого.

Другие пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки.

Моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму. Выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания.

Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственных ориентировок при письме, при рисовании, при конструировании, фонематического анализа, конструктивного праксиса.

В        речевой        моторике  у        детей        с        дизартрией        очень часто

наблюдаются слабость (вялость) или,        наоборот,

спастичность (напряженность) артикуляционной мускулатуры. Многие дети слабо ощущают положение языка, губ и с трудом находят направление их движений, необходимое для произнесения звуков. Отсюда и нарушение звукопроизношения. Речь ребенка с дизартрией становится нечеткой, смазанной. Складывается такое ощущение, что речь как акварельные краски расплылись по бумаге.

Кроме нарушения звукопроизношения у детей с дизартрией страдает голос: он может быть тихим, слабым, а иногда, наоборот, хриплым, резким, напряженным, чрезмерно громким. У части детей даже появляется фальцет (высокий, напряженный и визжащий).

Страдает дыхание: ритм дыхания нарушен, отмечается слабость речевого дыхания, дыхание носит поверхностный характер. Вследствие этого речь теряет свою плавность. Страдает темп речи, который может быть ускоренным или, наоборот, замедленным.

Лечение.

Меры по устранению дизартрии, как правило, всегда носят комплексный характер и включают в себя:

  • Медикаментозное лечение, направленное на восстановление функций ЦНС.

  • Логопедический массаж, направленный на нормализацию тонуса язычной и мимической мускулатуры.

  • Логопедическую работу, направленную на:

  • выполнение артикуляционной гимнастики, необходимой для развития подвижности органов артикуляционного аппарата и формирование необходимых укладов, нужных для произнесения того или иного звука;

  • развитие общей и мелкой моторики;

  • формирование речевого дыхания;

  • развитие грамматического строя речи;

  • формирование полноценной связной речи.

Главное условие для формирования красивой, правильной речи у малыша - речевая среда (общение). Речь взрослых должна быть образцом для подражания: четкой, внятной, хорошо интонированной, выразительной.

Общее недоразвитие речи  речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

В теории и практике логопедии  ОНР рассматривается  в двух значениях:

  1. ОНР как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи. В данном случае симптоматика ОНР наблюдается при различных по механизмам формах речевых нарушений: моторной алалии, сенсорной алалии, детской афазии, дизартрии, ринолалии.

  1. ОНР как самостоятельная форма расстройства речи.

Симптоматика ОНР включает позднее начало развития речи, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, дефекты звукопроизношения. Это недоразвитие может быть выражено в разной степени. Выделены четыре уровня речевого развития:

  • первый уровень (ОНР I ур.) характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием. У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий. Дети широко пользуются жестами и мимикой. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна окружающим лишь в конкретной ситуации.

  • второй уровень (ОНР II ур.)характеризуется возрастанием речевой активности детей. У них появляется фразовая речь. Но фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи отмечаются различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Характерным остается выраженный аграмматизм. Наряду с ошибками словообразовательного характера, наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов, встречаются семантические (смысловые) замены слов. Связная речь характеризуется недостаточной передачей смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные со знакомыми предметами и явлениями окружающего мира.

  • третий уровень (ОНР Ш ур.) характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не дифференцируют близкие звуки, искажают и звуковую и слоговую структуру слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается причинно-следственные и временные отношения между предметами и явлениями.

  • Четвертый уровень (был выделен в 90-е годы Т.Б. Феличевой) – есть незначительное недоразвитие во всех компонентах речи

Учет уровня развития речи имеет принципиальное значение для построения коррекционного образовательного маршрута ребенка с ОНР (в том числе для выбора типа коррекционного учреждения, формы и продолжительности занятий)

Психофизиологические особенности детей с речевыми нарушениями

  • многих детей с нарушениями речи психические функции имеют своеобразное развитие, что приводит к разной степени выраженности отставания в психическом развитии и трудностям обучения, о чем указывает ряд авторов (Г.В. Волкова, М.Б. Елисеева, Н.Л. Крылова, Л.Г. Ефремова и др.)

Ощущения и восприятие:

• нарушения фонематического восприятия;

• бедность и недифференцированность зрительных образов;

• непрочная связь слова со зрительным представлением предмета;

• недостаточная сформированность целостного зрительного образа предмета;

• сравнение с образцом преимущественно путем примеривания, а не зрительного соотнесения;

• нарушения оптико-пространственного гнозиса;

• низкий уровень развития буквенного гнозиса (не узнают наложенные друг на друга буквы, плохо различают нормальное и зеркальное написание букв, с трудом называют и сравнивают графически сходные буквы);

• пространственные нарушения (трудности ориентировки в пространстве, при письме, при рисовании, при конструировании).

Внимание:

• неустойчивый характер внимания;

• более низкий уровень произвольного внимания;

• трудности сосредоточения в условиях словесной инструкции;

• трудности переключения;

• трудности в распределении внимания между практическим действием и речью (детям свойственны речевые реакции уточняющего и констатирующего характера);

• частые отвлечения от задания;

• низкий самоконтроль (дети не замечают свои ошибки и самостоятельно не исправляют их).

Память:

• снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания;

• отсроченное воспроизведение низкое;

• объем зрительной памяти в большинстве случаев не отличается от нормы;

• относительно сохранно смысловое, логическое запоминание. Мышление:

• отставание в развитии наглядно-образного мышления (в большинстве случаев связано с тяжестью речевого дефекта);

• трудности анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умозаключения по аналогии;

• недостаточная сформированность внутренней речи, проявляющаяся при переходе речевых образований в мыслительные и наоборот;

• недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов;

• трудности в установлении причинно-следственных связей. Воображение:

• низкий уровень продуктивного воображения;

• быстрая истощаемость процессов воображения;

• для продуктов деятельности характерны штампы, однообразие;

словесное творчество снижено (ответы односложны, рассказы бедны). Моторика:

  • нарушения равновесия;
  • нарушения координации движений;
  • недифференцированность движений пальцев рук;
  • недифференцированность артикуляционных движений.
  1. Особенности деятельности. Игровая деятельность:
  • большая вариабельность в зависимости от формы речевой патологии;
  • трудности взаимодействия со сверстниками;
  • трудности в играх с правилами;
  • часто игры носят подражательный характер;
  • речевое общение затруднено;

  • игровой сюжет, как правило, простой, однообразный, не имеет целенаправленного характера.

Изобразительная деятельность:

  • нарушения мелкой моторики, влияющие на способность к рисованию, лепке, конструированию и т.д.;

  • бедность сюжетов, узость тематики. Учебная деятельность:
  • низкая общая организованность;
  • неустойчивость;
  • рассеянность внимания;
  • слабость переключения внимания;
  • уход от трудностей;
  • низкий самоконтроль;
  • механические приемы выполнения заданий.

  1. Особенности развития эмоционально-волевой сферы и личности Многим детям с речевыми нарушениями свойственны:

• зависимость от окружающих;

• пассивность;

• низкая работоспособность;

• сниженный уровень притязаний;

• неадекватная самооценка;

• расстройства настроения

Основные методы коррекции

Коррекция звукопроизношения

  • Проведение артикуляционных упражнений

  • постановка звуков, автоматизация в речи
  • Развитие фонематических процессов

  • Узнавание, дифференциация неречевых звуков;
  • различение слов, близких по своему звуковому составу;

  • развитие навыков звукового анализа, синтеза;
  • развитие фонематических представлений

Развитие звукослоговой структуры слов

  • Обучение восприятию и воспроизведению разнообразных неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, пропрыгивание и т.д.);
  • различению на слух длинных и коротких слов;
  • деление слов на слоги;

  • воспроизведение слов разной слоговой структуры (от простых к сложным)

Развитие грамматического строя речи

  • Развитие словообразования;
  • словоизменения;

Расширение объема словаря

  • Обогащение словарного запаса существительными, прилагательными, глаголами, уточнение представлений о признаках предметов, развитие речевых ассоциаций.

Развитие связной речи

  • Беседы с детьми;
  • Словесные игры;
  • Сюжетно-ролевые игры;

  • Игры-драматизации;
  • Обучение пересказу;
  • Составление рассказа по сюжетной картине, серии сюжетных картинок;
  • Рассказов-описаний предметов;

  • Составление самостоятельного рассказа на заданную тему.

Рекомендации родителям для профилактики речевых нарушений.

Что можно и нужно обязательно делать, начиная с первых дней жизни с целью профилактики нарушений речи у ребенка.

  1. Постоянно общаться с ребенком, придавая разговору по возможности разных эмоций (улыбаться, хмуриться, удивляться, бояться, радоваться, восторгаться и т.д.). При этом слова нужно произносить четко.

  1. Проводить обязательно для малыша пальчиковую гимнастику. Как не вспомнить всем известное стихотворение «Сорока — ворона кашку варила». Ученые уже давно доказали, что на кончиках пальцев находятся нервные центры, которые тесно связаны с речевыми зонами коры головного мозга. Поэтому для малыша очень полезны массажи пальчиков. Их нужно проводить в виде игры. Для этого используются стихотворения, в которых ребенка просят повторить определенные движения пальчиками рук. В этом случае развивается не только речь, но и память, создаются определенные образы, за которыми потом закрепятся конкретные понятия.

Когда ребенок подрастет, то незаменимыми занятиями должны стать игры с мозаикой и конструктором, а также рисование, лепка, шнуровка, закручивание крышечек и т.д.

3. Своевременное обращение к специалистам для обследования и наблюдения за ребенком, оказания медицинской и педагогической помощи.

Рекомендации родителям

по воспитанию детей с тяжелыми нарушениями речи:

  1. Нельзя фиксировать внимание на дефекте речи ребенка.

  1. Отношение к ребенку в семье должно быть ровным, спокойным, ласковым, но, в то же время, строгим и согласованно единым.

  1. Ребенок не должен чувствовать себя обиженным, ущемленным, нельзя подчеркивать его неполноценность, наказывать физически.

  1. Говорить с ребенком рекомендуется негромко, медленно, спокойно, мягко.

  1. В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

  1. Нельзя допускать, чтобы другие передразнивали речь ребенка.
  2. Для ребенка необходимо создать обстановку душевного покоя, ограничить участие

  • шумных, играх, оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию повышенной активности.

  1. Необходимо ограничить ребенка от сильных впечатлений, страшных сказок и рассказов, ограничить просмотр телепередач, особенно агрессивных фильмов, сцен жестокости.

  1. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание, лепка и т.д.).

  1. В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.

  1. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  2. Большое значение имеет пение, чтение стихов.

  1. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Изо дня в день время приема пищи, выполнения домашних заданий, игр и сна должно соответствовать этому распорядку.

  1. Дайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег. Необходимо закаливать организм ребенка.

  1. Самое главное, любите своего ребенка и верьте в его силы, тогда и он сам поверит
  • себя.

Рекомендации педагогам для профилактики речевых нарушений у детей. Преодоление симптомов речевого недоразвития – важная задача воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. В связи с этим необходимы раннее выявление отклонений в развитии и организация своевременной коррекционно-развивающей помощи.

Учитель-логопед отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.

Одно из направлений деятельности педагогов -

  • Предупреждение с помощью педагогических приемов и средств у детей трудностей в речевом развитии.

Современные исследования нервно - психического развития детей дошкольного возраста свидетельствуют о возможности оказания профилактического воздействия на детей 2 – 4 лет посредством использования специальных занятий, упражнений и игр. Предупреждение возможных трудностей формирования фонематического слуха и недоразвития органов артикуляционного аппарата осуществляется путем использования специальных игр и упражнений для губ, языка, развития дыхания, речевого слуха, элементов фонетической ритмики, работу с картинкой, упражнения в звукоподражаниях, пальчиковые игры.

Так, регулярное проведение артикуляционных упражнений способствует развитию и укреплению мышц языка, губ.

Игры со звукоподражаниями - правильному и своевременному формированию гласных и согласных звуков раннего онтогенеза, развивают умение говорить внятно, в разном темпе, с разной силой голоса.

Включение элементов фонетической ритмики помогает развитию слухового внимания, речевого дыхания, чувства ритма.

Упражнения для развития мелкой моторики, пальчиковые и массажные игры с орехом, упражнения в «сухом бассейне» являются мощным средством стимуляции работы клеток речевого центра в коре головного мозга.

Содержание деятельности воспитателя и специалистов в рамках профилактического блока определяется их творческим отношением к решению программных задач с учетом возраста, познавательных потребностей и возможностей развития с одной стороны, а с другой – пристальным вниманием к детям с высокой степенью риска формирования речевых нарушений.

Основная цель профилактической работы - создание воспитателями такой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Оборудование центров речевого развития; накопление разнообразного практического материала для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя речи, развития фонематического слуха и др.

Организация предметно-развивающей среды, а также повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков составляют основное содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического направления.


Список литературы

  1. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. 3-е изд. М.: Владос, 1999.

  1. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей. - /Авт. – сост. Н.Д. Шматко. – М.: «АКВАРИУМ - ЛТД», 2001.

  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание, М., Просвещение, 1990

  1. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)

  1. Нищева Н.В. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста; Детство-Пресс 2010 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи)

Основная образовательная программа, адаптированная для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее Программа) является нормативно-управленческим документом дошкольного образовательного учрежде...

Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи), задержку психического развития с 3 до 7 лет

Адаптированная образовательная программа разработана для детей с 3 до 7 лет с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи), задержку психического развития, посещающих группы общеразви...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) старший возраст

Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) старший дошкольный возраст...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) старший возраст

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К АДАПТИРОВАННОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) старший возраст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (от 6 до 7 лет) КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ) на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа (далее -  Программа) воспитателя подготовительной группы (от 6 до 7 лет) компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями реч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (от 5 до 6 лет) КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ) на 2023-2024 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреж

Рабочая программа воспитателя старшей группы (от 5 до 6лет) компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) написана в соответствии с адаптир...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (от 5 до 6 лет) КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ) на 2023-2024 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (от 5 до 6 лет) КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ) на 2023-2024 учебный год...