«ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК»
консультация по логопедии по теме
Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, легче овладеть речью тому ребенку, у которого лучше развиты моторные навыки. И наоборот, ребенок, общее моторное развитие которого отстает от возрастной нормы, будет испытывать при обучении речевому процессу большие трудности. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Данный материал предназначен в помощь родителям и содержит перечень игр и упражнений по развитию мелкой моторикм рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ
«ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК»
Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, легче овладеть речью тому ребенку, у которого лучше развиты моторные навыки. И наоборот, ребенок, общее моторное развитие которого отстает от возрастной нормы, будет испытывать при обучении речевому процессу большие трудности. Для диагностики состояния мелкой моторики рук не обязательно использовать какие – то специальные методики. Достаточно обратить внимание на то, как ваш ребенок ловко держит чашку, вилку, карандаш, как действуют пальчики при лепке, как пластично двигаются ладони при умывании. Например, если в 4 года ребенок при умывании не может в пригоршне донести воду до лица – значит у него отстает в развитии мелкая мускулатура.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3- 5 мин ежедневно в детском саду и дома.
Используются следующие виды работ, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук.
1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.
- Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, т.н. пальчиковая гимнастика.
3. Игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен и т.д.,нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и растегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.
- Изобразительная деятельность:
- лепка из пластилина и глины;
- раскрашивание картинок;
- обведение контуров;
- штриховка;
- рисование карандашами и красками различными способами ( кистью, тампоном, пальцем и т.д.)
Занятия по развитию мелкой моторики должны вызывать у самого ребенка положительный эмоциональный отклик.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК.
« Забей мяч в ворота». Ребенок сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола - «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота. Можно играть вдвоем, тогда взрослый и ребенок сидят по разные стороны стола, а ворота находятся посередине. Играть можно и на ковре.
« Переложи игрушки». Ребенок сидит за столом. Перед ним прозрачный высокий сосуд, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки). Ребенок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол и ребенок действует левой рукой.
« Перебираем крупу». Нужны две пустые коробочки и одна - со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинами, картонными квадратиками и кружками и т.д. Работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части.
«Разорви лист по линиям». Лист бумаги произвольно расчерчивается на две части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге фигуры, предметы.
« Шаловливый котенок». Заранее разматывается клубок ниток. Сначала правой, а затем левой рукой нужно смотать клубок.
« По кочкам через болото». На столе рассыпаются мелкие камешки - «кочки». Зажав в щепотку 1,3,5 пальцы одной руки, ребенок шагает указательным и безымянным «по кочкам» с одного стола к другому, «выбираясь из болота». Следить, чтобы на весу всегда был только один палец. «Кочки» можно нарисовать на бумаге.
« Строитель». Для игры подойдут небольшие кубики, кольца от пирамидок. Ребенку дается задание собрать из мелких кубиков один большой, построить башню, колодец, скамейку, стульчик, диван, домик, поезд, заборчик, телевизор, машину.
« Шофер». На столе раскладываются мелкие предметы ( фигурки животных, солдатики, кубики) на расстоянии 5-7 см друг от друга. Понадобится также фишка - пластмассовый или деревянный кружок. Передвигая фишку одним пальцем, нужно «объехать» все препятствия, ничего не задев. Играть попеременно разными пальцами.
« На морском берегу». Для игры понадобится дощечка с накатанным слоем пластилина и горсть мелких камешков. Ребенку предлагается выложить на дощечке фигурки из камешков: солнышко, облако, дерево, змею, мячик, удочку, рыбку.
« Шнуровка». Берется большая карточка, на которой по краям, а также в центре в определенной последовательности сделаны отверстия. Края отверстия окрашены в разные цвета. При помощи длинной толстой нитки ребенок выполняет следующие задания:
а) провести нитку через все отверстия по краю карточки;
б) протянуть нитку в каждое второе отверстие;
в) провести нитку только через дырочки, обведенные красным ( чередуя красное и синее и т.д.);
г) выполнить «обметку через край»;
д) в центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках.
«Художник». Ребенок ставит локоть ведущей руки на стол, берет в руки «волшебную палочку» (указку, карандаш, счетную палочку). По просьбе взрослого «волшебная палочка» рисует по воздуху предметы, фигуры, пишет буквы. Рука при этом остается неподвижной, работают только пальцы и кисть. Следить, чтобы «палочка» была зажата пальцами правильно и «рисунок» был похож. Можно предложить также задания на «срисовывание» простых контурных изображений: лодочка, ракета, человечек, коробка, лампочка, коврик, стакан, груша, бублик.
«Вязание». На обеих руках приготовить большие и указательные пальцы, остальные прижать к ладони. Пальцы левой руки неподвижны, «вяжут» только два пальца на правой руке: большой палец правой руки соединить с указательным пальцем левой, второй пальчик на весу. Затем указательный палец правой руки приставить к большому пальцу левой руки, остальные пальцы разъединить. Двигая кистью и пальчиками правой руки, «вязать». Повторить упражнения левой рукой.
« Играем на балалайке». Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую круглую резинку. Перебирать эту резинку, как струны балалайки, указательным и средним пальцами другой руки.
« Барабанщик». Положить руки на стол, кисть приподнята. Взрослый отстукивает по столу определенный ритм. Ребенок должен повторить этот ритмический рисунок поочередно каждым пальцем. Кисть руки при этом неподвижна.
« Поймай рыбку». На столе две коробки, в одной из которых лежат «Рыбки»- мелкие фигурки, шарики, бирюльки. У ребенка в руках сачок для аквариума. Ему предлагается переложить фигурки по одной из первой коробки во вторую, действуя сначала правой, а затем левой рукой.
« Составление фигурок из счетных палочек или спичек». Ребенка просят выложить на столе сначала по образцу, затем по памяти и , наконец, самостоятельно, по представлению, следующие фигуры: квадрат, треугольник, кубик, ваза, лодочка, юбочка, очки, лесенка, мельница, рыбка, пирамидка, флажок, звезда, мороженое, бабочка, аквариум, жук, окно, сумка, морковка, грузовик, лопата, коробка карандашей, ракета, пароход, грибок, горка, тачка, беседка, снежинка, парусник, башня, песочница, самолет, кровать, телевизор, собака, корова, часы, санки, фонарик и т.д.
« Сделай так же». У взрослого - набор карточек с изображением человечков в разных позах. У ребенка - палочки и маленький кружочек. Выбрав одну карточку, взрослый показывает ее ребенку в течение нескольких секунд. Играющий должен запомнить положение человечка, а затем сложить из палочек и кружка такого же.
«Будь внимательным!». Ребенок убирает руки за спину. Взрослый дает команду показать на каждой руке определенное количество пальцев ( например, «покажи на правой руке 3 пальчика, на левой руке- 4). Ребенок выполняет задание за спиной и вытягивает руки вперед. Правильность проверяется совместно.
«Выгладим платочки для мамы и для дочки». Перед ребенком - скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один край не остался загнутым. Затем сделать то же самое, пользуясь одной рукой.
Развитие мелкой моторики в быту.
Если ребенка не увлекают развивающие пособия, можно предложить ему настоящие дела. Выполняя некоторые задания, ребенок будет не только развивать мелкую моторику, но и чувствовать себя нужным и почти взрослым.
- Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
- Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, фасоль, бусинки и т.д.).
- Лепить из теста печенье.
- Пытаться самостоятельно одеваться и обуваться, разуваться и раздеваться. Учиться надевать перчатки, пробовать зашнуровывать кроссовки.
- Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
- Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистры с водой, пены для ванны, зубной пасты и т.д.
- Помогать перебирать крупу.
- Закрывать задвижку на двери.
- Собирать на даче или в лесу ягоды.
- Доставать что – то из узкой щели под диваном, шкафом, между мебелью.
- Вытирать пыль.
- Искать край скотча. Прилеплять и отлеплять наклейки.
- Затачивать карандаши (точилкой), Стирать ластиком нарисованные каракули.
- Раскладывать ложки и вилки в ящик в свои ячейки.
- Закручивать гайки и болты разного размера.