"Цветущий сад"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков в подготовительной к школе группе с тяжелым нарушением речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_novyy.docx | 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад №175
Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков в подготовительной к школе группе с тяжёлым нарушением речи
Тема: «Цветущий сад»
Разработал: учитель – логопед Лоншакова Н.Ю.
Иркутск 2018г.
Тема: «Цветущий сад».
Цель: Создать условия для развития фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков посредством закрепления лексической темы «Садовые цветы».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать словарь по лексической теме «Садовые цветы»;
- автоматизировать звук Р в словах и предложениях;
- закреплять умение подбирать противоположные по значению слова;
- совершенствовать грамматический строй речи: учить правильному употреблению в речи предложно-падежных конструкций; умению согласовывать числительные с существительными; образовывать относительные прилагательные.
Коррекционно-развивающие:
- активизировать речевую деятельность;
- развивать фонематические процессы;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза;
- развивать зрительное и слуховое внимание, творческое воображение;
- совершенствовать общую и мелкую моторику;
- развивать навыки пространственно-зрительной ориентировки.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к природе и бережное отношение к ней;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Оборудование: интерактивная доска; презентация к занятию; элементы декорации сада; макеты садовых клумб; вазон; бумажные бабочки разных размеров и цветов; макеты садовых цветов; дидактические игры «Сплети венок», «Цветы и бабочки».
Предварительная работа:
- Чтение художественных текстов о цветах: Г.Х. Андерсен «Цветы маленькой Иды», В. Катаев «Цветик-семицветик», Б. Житков «Цветок».
- Рассматривание различных цветов в гербариях, журналах, энциклопедиях.
- Составление рассказов о цветах по опорным схемам.
- Отгадывание загадок по лексической теме.
- Знакомство с основными правилами ухода за садовыми цветами.
Ход занятия
- Организационный момент.
Слайд № 1.
Зал украшен макетами садовых деревьев (яблоня, груша, слива) и множеством бабочек. На полу макеты садовых клумб (без цветов).
Дети входят в зал и садятся на стульчики.
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами оказались в каком-то удивительном месте! Как вы думаете, в каком? (в саду). Кого вы видите в нашем саду? (бабочек). Какие у них крылышки? (красивые, разноцветные, лёгкие, воздушные и т.д.). Ребята, а вы знаете, где любят отдыхать бабочки? (на цветах). А в нашем саду есть хоть один цветок? (нет). Но какой же сад без цветов? Наверное, бабочкам без них очень грустно... Вы хотите помочь бабочкам и украсить наш сад цветами? Я предлагаю вам выполнить несколько заданий, и за каждое правильно выполненное задание в нашем саду будут расцветать прекрасные цветы. Я верю, что у нас всё получится!
- Работа по развитию общей и мелкой моторики.
Логопед: А сейчас мы с вами сами превратимся в прекрасные садовые цветы – розы (дети надевают на голову маски – шапочки «розы»).
Речь с движением «Роза» (слайд № 2).
Я роза – красива, чиста и душиста. | Дети показывают на себя. |
Бываю высокой, | Поднимают руки вверх. |
Бываю и низкой, | Наклоняются. |
Бываю я красной, Бываю бордовой, Оранжевой, жёлтой И даже зелёной. | Загибают пальцы на руке, рассказывая, какого цвета бывают розы. |
На стебле моём есть колючки – шипы, | Показывают ладони с разжатыми пальцами. |
Поэтому лучше меня ты не рви. | Грозят пальцем. |
Сорвёшь - | Имитируют действие. |
Очень быстро я в вазе завяну, Красивой, душистой Я быть перестану. | Опускают голову и руки вниз, расслабляют верхнюю часть туловища, произносят слова грустным голосом, с грустным выражением лица. |
Но если оставишь меня ты расти, | Поднимают руки и тянутся вверх. |
То долго, красиво я буду цвести. | Опускают руки до уровня плеча, ладонями вверх, улыбаются. |
Логопед: Ребята, посмотрите, благодаря вам в нашем саду появился первый цветок «роза» (достаёт из корзины макет цветка и украшает им одну из клумб).
- Работа по развитию артикуляционной моторики.
А сейчас я предлагаю вам выполнить гимнастику для язычка.
- Сейчас наши язычки превратятся в цветочки. Для этого: улыбнитесь; откройте рот; поднимите язык к бугорочку; водите кончиком языка по нёбу вперёд и назад, вправо и влево. Это наши язычки – цветочки поворачиваются к солнышку, радуются ему. Следите, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались.
(слайд № 3).
- А теперь давайте представим, как утром все цветочки распускаются навстречу солнечным лучам (широко открыть рот) , а вечером их лепесточки закрываются, складываются в трубочку (вытянуть губы трубочкой). Повторить 3-5 раз.
Логопед: А вот и новые цветы появились в нашем волшебном саду! (добавляет новые цветы на клумбу).
(слайд № 4)
- Работа по развитию дыхания и голоса.
Слайд № 5.
Логопед: Ребята, посмотрите, какие прекрасные цветы появились на нашем экране. Как вы думаете, они очень вкусно пахнут? Как мы можем их назвать? (душистые цветы). Давайте представим, что мы с вами сейчас чувствуем запах этих прекрасных, душистых цветов.
Упражнение «Душистый цветок».
Сделать глубокий вдох через нос и на выдохе произнести «Ах, как вкусно пахнет!» (повторить 2-3 раза).
Молодцы, ребята, а на нашей клумбе опять появились прекрасные цветы!
- Работа по развитию фонематических процессов и автоматизации правильного произношения звука Р в словах и предложениях.
- Логопед: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:
Стоит в саду кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (ромашка) слайд № 6.
Выделить и назвать первый звук в слове «ромашка». Логопед: Проверьте, правильно ли у вас работают губы, зубы и язык, когда вы произносите звук Р. Кончик языка поднят к бугоркам и дрожит – это сильная воздушная струя заставляет вибрировать его. Средняя часть языка – спинка – опускается. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Послушайте своё горлышко! Оно вибрирует, звенит. Звук Р – согласный, твёрдый, звонкий.
- Дидактическая игра «Посели цветок».
Детям предлагаются макеты цветов: роза, георгин, астра, гладиолус, лилия, анютины глазки, нарцисс, ромашка, мак. Цветы необходимо распределить следующим образом: цветы, в названиях которых есть звук Р – посадить в клумбу, а те цветы, в названиях которых звук Р отсутствует – в вазон.
Ребята, вы молодцы, правильно выполнили задание. Теперь в нашем саду цветы расцвели не только в клумбе, но и в вазоне. Давайте ещё раз назовём, какие цветы у нас растут на клумбе, а какие – в вазоне.
Давайте вспомним, как называются все цветы, которые растут в саду? (садовые).
- Ребята, как вы думаете, что может помешать нашим цветочкам хорошо расти в саду? Конечно же, разные сорняки. Мы с вами можем помочь цветам и прополоть все сорняки в саду (слайд № 7).
Упражнение «Повтори чистоговорку»
Был в саду переполох -
Там расцвёл чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.
Дети, проговаривая текст чистоговорки, одновременно выполняют движения, имитируя «прополку сорняков».
- Работа по обучению грамоте.
- Ребята, отгадайте ещё одну мою загадку:
Рвут ромашку, василёк,
Головной плетут убор,
Он почти уже готов,
Девочки плетут … (венок) слайд № 8.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Сплети венок».
Дети делятся на две команды. Каждой команде предлагается набор цветов разного размера с буквами в середине и предлагается разложить цветы в порядке их увеличения. Затем необходимо прочитать получившиеся слова (роза, астра), разделить данные слова на слоги, произвести звуко-буквенный анализ данных слов.
Молодцы, ребята, я очень рада, что наш сад расцветает всё новыми и новыми цветами! (размещает новые цветы на клумбах).
- А сейчас давайте немного отдохнём.
Динамическая пауза «Букет» (слайд № 9).
Ходим, ходим по лужку, Собираем по цветку. Красный, белый, синий цвет… Замечательный букет! Кто же, кто же, кто готов Получить букет цветов? | Дети двигаются по кругу, в центре ребёнок с букетом. |
И не ты, и не ты – Вот кому мои цветы! | Отдаёт букет другому ребёнку. |
- Работа по развитию лексико-грамматической стороны речи.
- А сейчас в нашем саду вырастет ещё больше новых цветов!
Дидактическая игра «Посчитай цветы на клумбе». Согласование числительных с существительными в роде и числе.
Каждому из детей предлагается несколько одинаковых макетов цветов (например, 5 ромашек, 4 розы, 6 георгинов и т.д. Обязательное условие – наличие звука Р во всех названиях цветов) и предлагается «посадить» их на клумбы, проговаривая: «на моей клумбе растёт одна роза, две розы, три розы …
Ребята, как называется клумба, на которой растут ромашки? (ромашковая) А если на клумбе растут георгины? (георгиновая) и т.д.
Какие вы молоды, ребята, вырастили столько прекрасных цветов!
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот».
Упражнение «Скажи наоборот». Подбор антонимов.
Колючий лист – гладкий лист.
Влажная земля – сухая земля.
Тёплая вода – холодная вода.
Толстый лист – тонкий лист.
Большой цветок – маленький цветок.
Расцвёл цветок – отцвёл цветок.
Мягкая земля – твёрдая земля.
Толстый стебелёк – тонкий стебелёк. (слайд № 10-17)
Логопед: Посмотрите, сколько новых цветов расцвело в нашем саду! (добавляет цветы).
- Дидактическая игра «Цветы и бабочки».
Логопед: ребята, наш сад теперь стал красивым? Что произошло? Как вы думаете, теперь наши бабочки обрадуются? Давайте поможем нашим бабочкам найти свои цветочки и поиграем в игру «Цветы и бабочки». Предлагаю каждому из вас взять в руки бабочку, а я раздам вам карточки с зашифрованными на них короткими словами – предлогами. Вы должны, ориентируясь на ваши карточки, правильно расположить своих бабочек.
Дети располагают бабочек на цветах соответственно карточкам и составляют предложения: Моя бабочка собирает нектар на розе. Разноцветная бабочка порхает над ромашкой. Красивая бабочка вылетела из-под георгина. И т.д.
- Итог занятия и оценка работы детей.
Ребята, кому мы помогли сегодня? Какие цветы мы посадили на наши клумбы? Давайте вспомним, как называются цветы, которые растут в саду? Какие задания показались вам сложными, а с какими вы справились легко? Мне очень понравилось, как вы справились со всеми заданиями! Посмотрите, каким красивым и ярким стал теперь наш сад!
А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм о цветах и дружбе, который так и называется «Цветы дружбы» (просмотр детьми мультфильма из цикла «Мудрые сказки тётушки Совы» «Цветы дружбы», серия 23).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лето..тема 1. Наблюдение и уход за цветущим растениями
ЛЕТО1.Тема: Наблюдение и уход за цветущими растениями. Точки экологической тропы: «Березовая аллея», «Аисты», «Черепаха» Программное содержание: дать детям представление ...
Проект ,,Цветущий город,,
Презентация разработки проекта городского конкурса "Цветущий город" в 2011 году, в котором МБДОУ №80 стал лауреатом, награжден дипломом и чеком на сумму 100 (сто) тысяч рублей на развитие материально-...
Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с ТНР на тему: "Цветущие комнатные растения (фиалка)".
Занятие направлено на закрепление и расширение представлений о комнатном растении - фиалке, его внешнем виде, особенностях ухода за ним; на расширение и активизацию словаря по теме (растение, стебель,...
Вечно цветущий сад.
Объёмная аппликация. Создание объёмных цветов. Занятия разработаны для детей 3-7 лет....
Экологический проект "НАШ ЦВЕТУЩИЙ САД"
Мы считаем, что формирование нравственных установок дошкольников через экологическое воспитание очень актуально на сегодняшний день. Поэтому решили создать экологичемкий проект. Цель проекта:...
Викторина "Цветущая весна"
Данная викторина является, своего рода, подведением итогов по пройденной теме. В интересной, занимательной форме дети систематизируют свои знания, развивают ассоциативное мышление, учатся решать этиче...
Конспект образовательной деятельности в музее по миру искусства и художественной деятельности. Тема: "Цветущий сад в моей станице"
Задачи: Учить детей создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющие умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание, разглаживание поверхностей в создаваемых п...