Счетные палочки Кюйзенера
методическая разработка по логопедии на тему
Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. Формирование слоговой структуры слова с помощью палочек Кюизенера- как инновационная технология развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palochki.pptx | 2.36 МБ |
schetnye_palochki_kyuizenera.docx | 15.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду решать следующие задачи: - формирование слоговой структуры; - обогащение словаря; - закрепление навыков словоизменения; - формирование и совершенствование умений детей использовать в речи различные конструкции предложений; - формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза слов; - проведение коррекции нарушенного звукопроизношения; - развитие слухового восприятия и внимания; - развитие зрительного восприятия и памяти; - развитие чувства ритма; - развитие мыслительных операций; - профилактика нарушений письма и чтения.
Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки разной длины. Такие свойства палочек Кюизенера , как различная длина, цвет и объёмность позволяют детям быстрее усвоить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение) в наглядном виде .
Палочки Кюизенера можно использовать в различных видах логокоррекционной работы: - формирование слоговой структуры; - выкладывание схем слов, предложений; - согласование количественных числительных и существительных; - согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; - отстукивание и выкладывание различных ритмов; - конструирование букв по образцу и т.д. Сопутствующей задачей является развитие высших психических функций (внимания, памяти, восприятия и мыслительных операций).
Варианты игровых упражнений с палочками Кюизенера : Повторение заданного слога столько раз, сколько палочек выложил логопед;
-чередования палочек в ряду (белая палочка - слог СА, синяя – слог СЫ), аналогичные задания можно проводить на занятиях по дифференциации звуков;
Упражнение «Посчитай слоги». Цель: учить определять количество слогов в слове. Инструкция: «Выложи столько палочек, сколько слогов в слове».
Упражнение «Длин. Короткое слово» Цель: Описание игры: Инструкция:
Упражнение «Повтори за мной» Цель: автоматизация звуков в слогах и словах, развитие чувства ритма, отработка слоговых структур различных типов. Описание игры: логопед выкладывает перед ребёнком столько коротких палочек, сколько слогов в слове, и одну длинную палочку, обозначающую само слово. Инструкция: «Повторяя за мной слоги и слова, нажимая на каждую из палочек». СА - СА - САНИ СА - СА - СА - САПОГИ
Упражнение «Баклажан-лимон» Цель: автоматизация звука [ р ] в словах. Пример: Желтая (морковь) - красная (помидор) – и т.д .
Упражнение «Посчитай». Цель: согласование количественных числительных и существительных. Описание игры: логопед берёт одну жёлтую палочку, а перед ребёнком кладёт 3 жёлтые палочки. Инструкция: «У меня один жёлтый лимон, а сколько у тебя?»
Упражнение «Одни-много» Цель: учить употреблять имена существительные в единственном и множественном числе. Описание игры: ребёнку предлагалось каждый предмет обозначить палочкой соответствующего цвета: желтая – лимон, красная – яблоко, фиолетовый – баклажан, синий – слива, белый – смородина и т.д. Далее логопед выкладывает перед ребёнком по несколько палочек каждого цвета. Инструкция: «Я буду называть один предмет, а ты – много. Лимон – лимоны».
Упражнение «Найди букву». Цель: развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, развитие пространственных представлений. Инструкция: «Найди букву (П, К, Т, Х) и выложи её из палочек на квадрате»
Внедрение в логопедическую работу игр с палочками Кюизенера способствует: - развитию регулирующей, обобщающей и планирующей функций речи; - формированию некоторых умений и навыков из раздела «Обучение грамоте»; - развитию свойств внимания и мыслительных операций. Методика бельгийского учёного считается очень эффективной в работе с детьми дошкольного возраста. Она не противоречит другим дидактическим методикам, а только совершенствует, дополняет их.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Счетные палочки Кюизенера.
Наряду с традиционными методами логопедической работы я предпринимаю шаги по внедрению новых образовательных технологий в коррекционный учебный процесс для повышения его эффективности. Использование инновационных технологий повышает интерес с занятиям и способствует лучшему усвоению материала на логопедических занятиях.
Были разработаны варианты логопедических игр и заданий с применением метода наглядного моделирования. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду решать следующие задачи:
- обогащение словаря;
- закрепление навыков словоизменения;
- формирование и совершенствование умений детей использовать в речи различные конструкции предложений;
- формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза слов;
- проведение коррекции нарушенного звукопроизношения;
- развитие слухового восприятия и внимания;
- развитие зрительного восприятия и памяти;
- развитие чувства ритма;
- развитие мыслительных операций;
- профилактика нарушений письма и чтения.
Для решения данных задач я использую нетрадиционное для логопедии дидактическое средство - палочки Кюизенера, которое чаще применяется в работе дефектологами, психологами и воспитателями. Палочки Кюизенера изначально были предназначены для обучения детей математике в игровой форме, Они представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки разной длины. Такие свойства палочек Кюизенера, как различная длина, цвет и объёмность позволяют детям быстрее усвоить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение) в наглядном виде. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981).
Палочки Кюизенера можно вариативно использовать в различных видах логокоррекционной работы, например:
- повторение заданного слога столько раз, сколько палочек выложил логопед;
- продолжение чередования палочек в ряду (белая палочка - слог СА, синяя – слог СЫ), аналогичные задания можно проводить на занятиях по дифференциации звуков;
- выкладывание схем слов, предложений;
- согласование количественных числительных и существительных;
- согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже;
- отстукивание и выкладывание различных ритмов;
- конструирование букв по образцу.
Сопутствующей задачей является развитие высших психических функций (внимания, памяти, восприятия и мыслительных операций).
Варианты упражнений с палочками Кюизенера.
1) Игровое упражнение «Баклажан-лимон»
Цель: автоматизация звуков Л и Ль в словах учить выкладывать палочки в определенной последовательности, соблюдая закономерность.
Пример:
Желтая (лимон) - фиолетовая (баклажан) – и т.д.
2) Игровое упражнение «Одни-много»
Цель: учить употреблять имена существительные в единственном и множественном числе.
Описание игры: ребёнку предлагалось каждый предмет обозначить палочкой соответствующего цвета: желтая – лимон, красная – яблоко, фиолетовый – баклажан, синий – слива, белый – смородина и т.д. Далее логопед выкладывает перед ребёнком по несколько палочек каждого цвета.
Инструкция: «Я буду называть один предмет, а ты – много. Лимон – лимоны».
3) Игровое упражнение «Посчитай».
Цель: согласование количественных числительных и существительных.
Описание игры: логопед берёт одну жёлтую палочку, а перед ребёнком кладёт 3 жёлтые палочки.
Инструкция: «У меня один жёлтый лимон, а сколько у тебя?»
4) Игровое упражнение «Повтори за мной»
Цель: автоматизация звуков в слогах и словах, развитие чувства ритма, отработка слоговых структур различных типов.
Описание игры: логопед выкладывает перед ребёнком столько коротких палочек, сколько слогов в слове, и одну длинную палочку, обозначающую само слово.
Инструкция: «Повторяя за мной слоги и слова, нажимая на каждую из палочек».
СА - СА - САНИ
СА - СА - СА - САПОГИ
5) Игровое упражнение «Посчитай слоги»
Цель: учить определять количество слогов в слове.
Инструкция: «Выложи столько палочек, сколько слогов в слове».
6) Игровое упражнение «Найди букву»
Цель: развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, развитие пространственных представлений.
Инструкция: «Найди букву (П, К, Т, Х) и выложи её из палочек на квадрате»
Таким образом, внедрение в логопедическую работу игр с палочками Кюизенера способствует:
- развитию регулирующей, обобщающей и планирующей функций речи;
- формированию некоторых умений и навыков из раздела «Обучение грамоте»;
- развитию свойств внимания и мыслительных операций.
Методика бельгийского учёного считается очень эффективной в работе с детьми дошкольного возраста. Она не противоречит другим дидактическим методикам, а только совершенствует, дополняет их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»
Цель:Ø Развитие логического мышления.Задачи:Ø учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числител...
Палочки "Кюйзенера"
Развивающее пособие...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»
Цель:Развитие логического мышления.Задачи:учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числительные...
Счетные палочки.Занятия со счетными палочками для дошкольников.
Счетные палочки - это универсальная игрушка для развития интеллектуальных и творческих способностей детей....
Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, технического мышления и конструирования с помощью счетных палочек "Конструирование из счетных палочек"
Задачи программы:1. Расширять представления детей обокружающей действительности, познакомить с профессией инженер-конструктор;2. Формировать умение действовать всоответствии с инструкцией педагога, со...
"Всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста через использование в совместной деятельности логических блоков Дьенеша и палочек Кюйзенера"
Развитие детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюйзенера. Помогающие изучению цветов, размеров, длин предмета....
«Поможем друзьям»открытое занятие с использованием ИКТ, квадрата Воскобовича, палочек Кюйзенера и здоровьесберегающих технологий
Стоит в поле теремок. Бежит мышка.Она сможет попасть в теремок, только если выполнит задание. Возле теремка растут цветы разного цвета и размера. На каждый цветочек нужно посадить бабочку соответствую...