Счетные палочки Кюйзенера
методическая разработка по логопедии на тему

Саитгареева Екатерина Михайловна

Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. Формирование слоговой структуры слова с помощью палочек Кюизенера- как инновационная технология развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palochki.pptx2.36 МБ
Файл schetnye_palochki_kyuizenera.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. Ф ормирование слоговой структуры слова с помощью палочек Кюизенера - как инновационная технология развития речи. Выполнила: учитель- логопед Сулейманова Екатерина Михайловна МДОБУ д /с №7

Слайд 2

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду решать следующие задачи: - формирование слоговой структуры; - обогащение словаря; - закрепление навыков словоизменения; - формирование и совершенствование умений детей использовать в речи различные конструкции предложений; - формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза слов; - проведение коррекции нарушенного звукопроизношения; - развитие слухового восприятия и внимания; - развитие зрительного восприятия и памяти; - развитие чувства ритма; - развитие мыслительных операций; - профилактика нарушений письма и чтения.

Слайд 3

Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки разной длины. Такие свойства палочек Кюизенера , как различная длина, цвет и объёмность позволяют детям быстрее усвоить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение) в наглядном виде .

Слайд 4

Палочки Кюизенера можно использовать в различных видах логокоррекционной работы: - формирование слоговой структуры; - выкладывание схем слов, предложений; - согласование количественных числительных и существительных; - согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; - отстукивание и выкладывание различных ритмов; - конструирование букв по образцу и т.д. Сопутствующей задачей является развитие высших психических функций (внимания, памяти, восприятия и мыслительных операций).

Слайд 5

Варианты игровых упражнений с палочками Кюизенера : Повторение заданного слога столько раз, сколько палочек выложил логопед;

Слайд 6

-чередования палочек в ряду (белая палочка - слог СА, синяя – слог СЫ), аналогичные задания можно проводить на занятиях по дифференциации звуков;

Слайд 7

Упражнение «Посчитай слоги». Цель: учить определять количество слогов в слове. Инструкция: «Выложи столько палочек, сколько слогов в слове».

Слайд 8

Упражнение «Длин. Короткое слово» Цель: Описание игры: Инструкция:

Слайд 9

Упражнение «Повтори за мной» Цель: автоматизация звуков в слогах и словах, развитие чувства ритма, отработка слоговых структур различных типов. Описание игры: логопед выкладывает перед ребёнком столько коротких палочек, сколько слогов в слове, и одну длинную палочку, обозначающую само слово. Инструкция: «Повторяя за мной слоги и слова, нажимая на каждую из палочек». СА - СА - САНИ СА - СА - СА - САПОГИ

Слайд 10

Упражнение «Баклажан-лимон» Цель: автоматизация звука [ р ] в словах. Пример: Желтая (морковь) - красная (помидор) – и т.д .

Слайд 11

Упражнение «Посчитай». Цель: согласование количественных числительных и существительных. Описание игры: логопед берёт одну жёлтую палочку, а перед ребёнком кладёт 3 жёлтые палочки. Инструкция: «У меня один жёлтый лимон, а сколько у тебя?»

Слайд 12

Упражнение «Одни-много» Цель: учить употреблять имена существительные в единственном и множественном числе. Описание игры: ребёнку предлагалось каждый предмет обозначить палочкой соответствующего цвета: желтая – лимон, красная – яблоко, фиолетовый – баклажан, синий – слива, белый – смородина и т.д. Далее логопед выкладывает перед ребёнком по несколько палочек каждого цвета. Инструкция: «Я буду называть один предмет, а ты – много. Лимон – лимоны».

Слайд 13

Упражнение «Найди букву». Цель: развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, развитие пространственных представлений. Инструкция: «Найди букву (П, К, Т, Х) и выложи её из палочек на квадрате»

Слайд 15

Внедрение в логопедическую работу игр с палочками Кюизенера способствует: - развитию регулирующей, обобщающей и планирующей функций речи; - формированию некоторых умений и навыков из раздела «Обучение грамоте»; - развитию свойств внимания и мыслительных операций. Методика бельгийского учёного считается очень эффективной в работе с детьми дошкольного возраста. Она не противоречит другим дидактическим методикам, а только совершенствует, дополняет их.

Слайд 16

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Счетные палочки Кюизенера.

Наряду с традиционными методами логопедической работы я предпринимаю шаги по внедрению новых образовательных технологий в коррекционный учебный процесс для повышения его эффективности. Использование инновационных технологий повышает интерес с занятиям и способствует лучшему усвоению материала на логопедических занятиях.

Были разработаны варианты логопедических игр и заданий с применением метода наглядного моделирования. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду решать следующие задачи:

- обогащение словаря;

- закрепление навыков словоизменения;

- формирование и совершенствование умений детей использовать в речи различные конструкции предложений;

- формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза слов;

- проведение коррекции нарушенного звукопроизношения;

- развитие слухового восприятия и внимания;

- развитие зрительного восприятия и памяти;

- развитие чувства ритма;

- развитие мыслительных операций;

- профилактика нарушений письма и чтения.

      Для решения данных задач я использую  нетрадиционное для логопедии дидактическое средство - палочки Кюизенера, которое чаще применяется в работе дефектологами, психологами и воспитателями. Палочки Кюизенера изначально были предназначены для обучения детей математике в игровой форме, Они представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки разной длины.   Такие свойства палочек Кюизенера, как различная длина, цвет и объёмность позволяют детям быстрее усвоить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение) в наглядном виде. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981).

        Палочки Кюизенера можно вариативно использовать в различных видах логокоррекционной работы, например:

  - повторение заданного слога столько раз, сколько палочек выложил логопед;

  - продолжение чередования палочек в ряду (белая палочка -  слог СА,                                                                      синяя – слог СЫ), аналогичные задания можно проводить на занятиях по дифференциации  звуков;                                    

   - выкладывание схем слов, предложений;

   - согласование количественных числительных и   существительных;

   - согласование прилагательных и существительных в роде,   числе, падеже;

   - отстукивание и выкладывание различных ритмов;

   - конструирование букв по образцу.

       Сопутствующей задачей является развитие высших психических функций (внимания, памяти, восприятия и мыслительных операций).

       

               Варианты упражнений с палочками Кюизенера.

1) Игровое упражнение «Баклажан-лимон»

Цель:  автоматизация  звуков  Л и Ль в словах учить выкладывать палочки в определенной последовательности, соблюдая закономерность.

Пример:

Желтая (лимон) - фиолетовая (баклажан) – и т.д.

       2) Игровое упражнение «Одни-много»

     Цель: учить употреблять имена существительные в единственном и множественном числе.

     Описание игры: ребёнку предлагалось каждый предмет обозначить палочкой соответствующего цвета: желтая – лимон, красная – яблоко, фиолетовый – баклажан, синий – слива, белый – смородина и т.д. Далее логопед выкладывает перед ребёнком по несколько палочек каждого цвета.

     Инструкция: «Я буду называть один предмет, а ты – много. Лимон – лимоны».

     3) Игровое упражнение «Посчитай».

      Цель: согласование количественных числительных и существительных.

      Описание игры: логопед берёт одну жёлтую палочку, а перед ребёнком кладёт 3 жёлтые палочки.

     Инструкция: «У меня один жёлтый лимон, а сколько у тебя?»

     4) Игровое упражнение «Повтори за мной»

     Цель: автоматизация звуков в слогах и словах, развитие чувства ритма, отработка слоговых структур различных типов.

     Описание игры: логопед выкладывает перед ребёнком столько коротких палочек, сколько слогов в слове, и одну длинную палочку, обозначающую само слово.

     Инструкция:  «Повторяя за мной слоги и слова, нажимая на каждую из палочек».

          СА    -   СА    -    САНИ  

     

       СА    -    СА    -    СА     -    САПОГИ

    5)  Игровое упражнение «Посчитай слоги»

     Цель: учить определять количество слогов в слове.

     Инструкция: «Выложи столько палочек, сколько слогов в слове».

     6) Игровое упражнение «Найди букву»

     Цель: развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, развитие пространственных представлений.

     Инструкция: «Найди букву (П, К, Т, Х) и выложи её из палочек на квадрате»

Таким образом,  внедрение  в логопедическую работу игр с палочками Кюизенера способствует:

- развитию регулирующей, обобщающей и планирующей функций речи;

- формированию некоторых умений и навыков из раздела «Обучение грамоте»;

- развитию свойств внимания и мыслительных операций.

Методика бельгийского учёного считается очень эффективной в работе с детьми дошкольного возраста. Она не противоречит другим дидактическим методикам, а только совершенствует, дополняет их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»

Цель:Ø Развитие логического мышления.Задачи:Ø учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числител...

Палочки "Кюйзенера"

Развивающее пособие...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»

Цель:Развитие логического мышления.Задачи:учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числительные...

Счетные палочки.Занятия со счетными палочками для дошкольников.

Счетные палочки - это универсальная игрушка для развития интеллектуальных и творческих способностей детей....

Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, технического мышления и конструирования с помощью счетных палочек "Конструирование из счетных палочек"

Задачи программы:1. Расширять представления детей обокружающей действительности, познакомить с профессией инженер-конструктор;2. Формировать умение действовать всоответствии с инструкцией педагога, со...

"Всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста через использование в совместной деятельности логических блоков Дьенеша и палочек Кюйзенера"

Развитие детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюйзенера. Помогающие изучению цветов, размеров, длин предмета....

«Поможем друзьям» открытое занятие с использованием ИКТ, квадрата Воскобовича, палочек Кюйзенера и здоровьесберегающих технологий

Стоит в поле теремок. Бежит мышка.Она сможет попасть в теремок, только если выполнит задание. Возле теремка растут цветы разного цвета и размера. На каждый цветочек нужно посадить бабочку соответствую...