Фонематическая ритмика в помощь воспитателю по звуковой культуре речи»
методическая разработка по логопедии (средняя группа) на тему
предлагаю упражнения по звуковой культуре речи. все двигательные упражнения сопровождаются стихотворным текстом. можно использовать в младшем дошкольном возрасте. есть и ритмическиеупражнения для старших детей, которые могут использоваться как физкультминутки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
упражнения по звуковой культуре речи | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
«Фонематическая ритмика в помощь воспитателю по звуковой культуре речи»
Проблема звуковой культуры речи среди дошкольников сегодня очень актуальна. Об этом говорит изучение потребностей родителей в нашем ДОУ. 85% опрошенных родителей хотели бы видеть в штате сотрудников логопеда. Поскольку, во многих сельских детских учреждениях такой единицы не предусмотрено, а проблема остаётся, её приходится решать нам – практикующим воспитателям.
Решить эту проблему мне помогли занятия с использованием фонетической ритмики. Что это такое? Это «система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
Что меня привлекло в этой технологии:
Во – первых, все упражнения предлагаю выполнять детям в игровой форме;
во – вторых, упражнения сопровождаю стихотворным текстом, что сразу привлекает внимание детей;
в – третьих, это двигательные упражнения;
в – четвёртых, проговаривая текст вместе со мной, дети учатся четко произносить звуки, слова, предложения;
в – пятых, положительный эмоциональный настрой во время выполнения заданий, снимает напряжение и способствует формированию практических умений моих воспитанников.
Фонематической ритмикой можно начинать заниматься с любого возраста.
В зависимости от упражнений я использую этот вид деятельности в течении всего дня.
Весь период занятий фонематической ритмикой можно разделить на несколько этапов.
Первый этап - это подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания, с целью координации ротового и носового дыхания, выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.
Предлагаю несколько таких упражнений.
Дети, сидя или лёжа, кладут руки себе на живот под диафрагмой.
«Пузырь»
Пузырь надувается, делают глубокий вдох
Животик поднимается.
Пузырь улетает, выдох
Животик опускает.
«Бегемотик»
Лежал бегемотик, делают глубокий вдох
Дышал бегемотик,
Поднимал он животик, выдох
Опускал он животик.
Затем включаю фонационные упражнения, в которых дети приобретают навыки плавного и длительного выдоха через рот, тренируют силу выдоха.
Дети встают друг за другом и двигаются вперед. По моему сигналу останавливаются и выполняют движения. В начале своей работы я использую невербальные инструкции, например, быстрое движение руки с раскрытой ладонью вверх, что означает начало быстрого вдоха через рот. По мере того, как дети начинают самостоятельно выполнять вдох перед речью, количество таких инструкций мною сокращаются.
«Катерок»
Дует, дует ветерок энергичные взмахи руками над головой
И поплыл наш катерок. плавающие движения рук перед грудью
Парус надувает, надуваем и сдуваем щёки
Кораблик подгоняет.
Как ветерок подгонял кораблик дети делают носом вдох и произносят
«У – у - у» на выдохе этот звук.
«Пёрышко»
Вот пёрышко воздушное плавные движения вокруг себя
Ветерку послушное.
На него подуем слегка,
Как мы подуем? дети делают носом вдох и произносят
У- у – у на выдохе этот звук.
Дышать так легко хлопки над головой.
Смогу я всегда.
После того как воспитанники освоят дыхательные упражнения, я перехожу к звукоречевой гимнастике. Рекомендую начинать с звукоподражательных упражнений.
Ёжик
Ёжик по лесу ходил. Ходьба по кругу
Очень вежливый он был.
Всем кто встретиться: «Привет!» приветствуем соседа слева и справа
Говорят ему в ответ
- Две зелёные лягушки: полуприседания с согнутыми в «Ква –ква – ква.»; локтях руками
- И ещё одна кукушка: ладошки рупором
«Ку – ку, ку - ку.»;
«Цок – цок - цок» - переступают с ноги на ногу
Белка сказала;
«Динь – динь – динь» - энергичные взмахи руками
Синица щебетала;
Чик – чирик – спел воробей, руки вдоль туловища, взмахи
Ля – ля –ля – спел соловей. только кистями
В небе солнышко заходит, хлопки
Так прекрасно день проходит.
«Петушок»
Дети идут по кругу, на сигнал воспитателя «крикнул громко» дети останавливаются, делают глубокий вдох, и произносят «Ку - ка – ре – ку»
Петушок, петушок,
Голосистый наш дружок.
Петя по двору пошёл,
Червячка он там нашёл,
Крикнул громко:
«Кука – реку!
Я хохлаток угощу».
Во время выполнения данных упражнений постоянно слежу за тем, чтобы при произнесении слогов, слов и фраз дети правильно использовали дыхание: говорили только на выдохе, не добирали воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делали осмысленные паузы.
С освоением данного вида упражнений, ввожу новые элементы движений и текста, в которых дошкольники развивают речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, мимику, умение сочетать речь с движениями.
Дети произносят стихотворный текст, сопровождая его движениями:
«Барашки»
Круторогие барашки бег на месте
Прибежали к нам из сказки,
Рожками бодаются, делают толкательные движения руками
Ножками толкаются. вперёд.
«Здравствуй, брат!» поочерёдно сжимают себе обе руки.
- «Здравствуй, брат!
Как тебе я очень рад!» широко улыбнуться друг другу
По тропинке мы пойдём, ходьба по извилистой дорожке
Все росинки соберём. наклоны в лево и вправо
Будут сильными всегда, сжимают и разжимают руки в локтях
Как и он, и ты, и я!
«Наши ножки»
Бежали наши ножки бег по кругу
Тихо по дорожке. Бег на носочках, руки на поясе
Через кочки Прыжки с продвижением вперёд
Прыг – прыг!
На пенёчки прыжки на двух ногах
Прыг – прыг!
Развернулись, оглянулись останавливаются, повороты головой влево – вправо
И домой скорей вернулись. ходьба на месте.
«Зарядка»
Методические рекомендации: Каждая стихотворная строка произносится на выдохе, перед произнесением следующей строки делается вдох.
Мы проснулись, потянулись потягиваются
И друг другу улыбнулись. Поворачиваются, улыбаются
Руки в стороны, наверх, поднимают руки через стороны
И куда – то сон исчез.
А потом ещё бегом, бег на месте
По дорожке босиком,
Вот здоровье – наш успех, показать большой палец
Станем мы сильнее всех! Сгибать руки в локтях
Прогулка
На прогулку в лес ходили, ходьба по кругу
Меж берёзками бродили, ходьба между предметами
Сколько нового узнали, повороты влево, вправо
Свежим воздухом дышали. глубокий вдох - выдох
Вот запрыгал серый зайка, прыжки на месте
Волк рысцою пробежал, бег на месте
И зайчишку испугал.
Вот крадётся рыжий лис. скользящие шаги
Посмотри-ка лучше вниз! наклоны вперёд
Сколько здесь грибов растёт!
Ну, а ягоды, что мёд! наклоны в стороны
Ветерок в лес прибегал качаем поднятыми руками
И с листочками играл.
Ш – ш – твердят в ответ,
Благодарный шлют привет! посылаем привет
Солнце деревца ласкают поглаживаем себя
И как мамы обнимает. обнимаем себя
Долго по лесу ходили, ходьба по кругу.
Силы много накопили,
Но домой идти пора.
Вот и кончилась игра!
Чтоб здоровыми нам стать
Чтоб здоровыми нам стать сжимаем, разжимаем руки в локтях
Надо закаляться,
Спортом заниматься.
Будем гири поднимать, поднимаем с усилием руки вверх
Цепи кованные рвать, рывок руками перед грудью
Мы осилим и футбол, «играем» в футбол
Мяч забьём и крикнем: «Гол!»
А потом ещё кругом бег по кругу
Пробежим весь стадион.
Носом глубоко вдыхаем. стоя, глубокий вдох - выдох
Воздух свежий пропускаем.
И от этого мы все
Станем крепкими вдвойне. показать большой палец
Котик
Рано утром котик встал стоя, потянуться
Лапкой носик умывал пальцами погладить крылья носа
И за ушком почесал. погладить за ушами
А потом давай играть, повороты туловища в стороны
Мячик по полу катать.
Вверх подбросит и поймает, плавные движения руками вверх
А потом его теряет. и вниз
Притаится, ждёт, когда присесть, сгруппироваться.
Мяч прикатится сюда.
Обезьянки
Обезьянки в зоопарке дети бегут по кругу
Весело играли,
Друг друга догоняли,
Головками кивали. Кивок головой вверх и вниз.
По лианам прыгали, прыжки на двух ногах
И ногами дрыгали, ритмичное потряхивание ногами
На хвостах висели, поочерёдно поднимают руки вверх
Лапками вертели. Веретенообразное движение руками
перед собой
Захотели они есть, загибаем пальчики
Там бананов всех не счесть.
Вот один, ёщё, другой,
И остался куст пустой. развести руки в стороны
Ну, а наши обезьянки прыжки на месте, взявшись за руки
Дружно спрыгнули с лианки
И отправились поспать. ходьба по кругу.
Завтра к нам придут опять.
Регулярное использование мною элементов фонематической ритмики в воспитательно –образовательный процессе, изменило у детей в положительную сторону следующие показатели:
- фонематический слух;
- ритмико-интонационную сторону речи;
-Уточнило артикуляцию имеющихся звуков, создало базу для их успешной постановки и автоматизации;
-Повысило речевую активность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для воспитателей "Формирование звуковой культуры речи детей в процессе учебной деятельности"
Консультация для воспитателей (молодых специалистов) в виде презентации на тему "Формирование звуковой культуры речи детей в процессе учебной деятельности"...
Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Консультация...
Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».
Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...
Консультация для воспитателей "Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через дидактические игры"
В ходе игры выстраивается целая система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развивает психические функции, среди которых речь занимает основное место....
Консультация для родителей "Развитие речевой активности с помощью игр по звуковой культуре речи" из опыта работы
из опыта работы...
Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи детей»
Материал будет полезен воспитателям младших групп....
МАТЕРИАЛ в помощь воспитателю по звуковой культуре речи
Методическая разработка " Материал в помощь воспитателю по звуковой культуре речи"...