Жук и оса
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект может быть использован в старшем дошкольном возрасте для диффференциации звуков Ж и З.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Дифференциация звуков Ж-З70 КБ

Предварительный просмотр:

«Жук и оса» или «Дифференциация звуков Ж-З»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • дифференциация звуков [ж - з];
  • активизация словаря (звук, буква, гласный звук и согласный звук, твердый и мягкий согласный звук);
  • совершенствование грамматического строя речи  - употребление существительных в единственном и множественном числе в творительном падеже;
  • развитие навыков звукового  анализа;
  • активизация словаря по теме «Обувь и головные уборы», «Полевые цветы».

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие пространственных представлений (профилактика оптической дисграфии);
  • развитие мышления;
  • развитие диалогической речи;
  • развитие творческого воображения.

Воспитательные задачи:

  • формирование навыков сотрудничества и доброжелательности;
  • воспитание любви и бережного отношения к природе.

Место занятия в учебном плане – второе занятие по дифференциации звуков [ж - з].

Форма организации – подгрупповая.

Категория детей:

  • возраст  (группа) – 6-7 лет (подготовительная);
  • логопедическое заключение – ТНР: ОНР III и IV  ур.р.р.

Формирование предпосылок УУД.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

  • предвосхищение результата
  • оценка процесса и результатов деятельности
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации
  • ориентация в межличностных отношениях.

Оборудование: мягкие игрушки – жук и оса; картинки - кроссовки, шляпа, сапоги и ботинки; кубик; любая аудиозапись, под которую можно изображать капельки дождя; наборы для звукового анализа по количеству детей; мешок с мелкими игрушками, в названии которых есть звуки Ж и З; буквы Ж и З по количеству детей; бумажные лужи (по количеству детей) и зонтики (в два раза больше).

 

Этапы занятия

№ п/п

Название этапа

Задачи учителя-логопеда

Технологии

Содержание

Мотивационно-проблемный

Адаптировать детей к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач детьми под руководством учителя-логопеда.

Информационно-коммуникационные

  1. Приветствие.
  2. Проблемная ситуация.

- Ребята, сегодня вы услышите одну историю.

По ходу чтения логопедом стихотворения  появляются жук и оса.

            ***

    Встретил жук в одном лесу

    Симпатичную осу:

    - Ах, какая модница!

    Пожвольте пожнакомиться.

    - Увазаемый прохозый.

    Ну, на что это похозе?

    Вы не представляете,

    Как вы шепелявите.

    И красавица оса

    Улетела в небеса.

 - Ребята, почему оса улетела и не стала знакомиться с жуком? … Какие звуки перепутали жук и оса?

- А вы умеете правильно произносить эти звуки?

3. Характеристика звуков [ж,з].

- Чем отличается положение языка при произнесении этих звуков?

4. Чтобы подружить жука и осу надо выполнить задания, а для этого

 найти лишнюю картинку (кроссовки, шляпа, сапоги и ботинки) и  объяснить свой выбор.

2.

Деятельностный

Организовать деятельность воспитанников, направленную на решение проблемной ситуации.

Игровые

Здоровьесберегаю-щие

Игровые

  1. Беседа.

       – Кто носит такую шляпу?

       – Чем она украшена? (цветами)

       - Давайте украсим шляпу полевыми цветами.

      Дети по очереди по очереди говорят, какими цветами можно ее украсит. (Я украшу шляпу маками, лютиками, ромашками, клевером, васильками).

       - На шляпе много чего? (маков и т.д.)

     

  1.   - Посмотрите, шляпа превратилась в цветочную полянку. Цветы подскажут нам последовательность выполнения заданий.

      Логопед переворачивает цветы. На другой стороне дети видят картинки и цифры: кубик 1, дудочка 2, дом 3, мешочек 4, карандаш 5.

  1. Дидактические игры  и упражнения. Дети контролируют ответы друг друга и корректно поправляют в случае ошибки.

Цель – дифференциация звуков [ж - з].

  • «Кубик». Дети выбирают среди предложенных картинок только те, в названии которых есть звук [ж] и бросают кубик. Согласовывают существительные с количественными числительными. Например, 5 желудей, 2 жирафа и т.д.
  • «Дудочка». Звучит песенка. Под музыку логопед раскладывает по полу зонтики и лужи из бумаги, дети импровизируют, изображая в танце капли дождя.

Логопед после окончании музыки называет слово со звуком [ж, з]. Дети должны определить наличие звука и подойти к зонтику или луже.

  • «Дом».

- У каждого звука в слове есть свое место.

Логопед произносит слова, дети называют звук в слове (Ж или З) и определяют его место в слове, выбирают фишку нужного цвета и кладут на определенное место (первый, последний, в середине слова).

  • «Мешочек». И мешочка дети достают мелкие игрушки, называют их и делят на две группы – со звуками [ж] и [з].
  • «Карандаш». Логопед произносит слова, а дети показывают соответствующую букву.

3.

Контрольный

Организовать деятельность воспитанников, направленную на соотнесение исполнения действия, последователь-ности операций результату, цели, задачам,   т. е.  последовательно выполненным операциям.

С

  1. Беседа.
  • Какие звуки вы учились сегодня различать?
  • Молодцы! Выполнив все задания, вы не только научились сами различать звуки, но и … Слышится жужжание. Опять появляются жук и оса.

Логопед читает стихотворение.

Встретил жук опять в лесу

Ту же модную осу.

- Ах, какая модница!

Позвольте познакомиться.

- Уважаемый жучок,

Вы не шепелявите?

Очень вы мне нравитесь!

И, конечно, жук, оса

Улетели в небеса!

4.

Рефлексивный

Организовать оценку воспитанником результата своей деятельности.

- Ребята, на подносе лежат разноцветные зонтики и лужи. Если вам понравилось, как вы справились с заданиями, возьмите 2 зонтика, если не очень – 1 зонтик, не понравилось – лужу.

Логопед прощается с детьми.

5.

Коррекционный

Организовать деятельность воспитанников в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Не запланирован