Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Что такое фонематический слух и для чего его нужно развивать у ребенка? Основные игры и упражнения для его развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развиваем фонематический слух у дошкольника | 18.61 КБ |
использование нейропсихологических методов в коррекции речевых нарушений | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы логопеда
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Фонематический слух – это способность человека слышать и узнавать фонемы, то есть различать все звуки речи. Он нужен, чтобы ребенок научился не только понимать речь и говорить, но и улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого. Например, умел «опознавать» мышку и мишку, дом и том, правильно выстраивал предложения и фразы, согласовывал падежные окончания, число и род различных частей речи.
Ребенок с неразвитым фонематическим слухом испытывает большие трудности при обучении чтению и письму. Ему сложно научиться грамотно писать.
Письменная речь формируется на основе устной, и проблемы с фонематическим слухом в будущем могут привести к серьезным нарушениям чтения и письма (дислексии и дисграфии). Очень важно не упустить момент и помочь ребенку в формировании правильной красивой речи. Чтобы этого достичь, необходимо научить малыша не только отчетливо произносить слова (звуки), но и различать (дифференцировать) звуки языка на слух.
Игры, направленные на развитие фонематического слуха:
1. Игра «Эхо»
Взрослый обсуждает с ребенком, что такое эхо и где с ним можно повстречаться. Затем резюмирует: невидимка – эхо всегда повторяет то, что ему говорят. И предлагает поиграть в эхо. Сначала называет по очереди несколько простых слов (ау, ау, мама), а потом предлагает эту роль ребенку. Постепенно чередуясь в роли водящего с ребенком, можно переходить не только к сложным словам, но и к стихотворным строчкам.
2. Игра «Поймай звук»
Взрослый называет определенную последовательность звуков (о, у, а, и, с, м, а, б и т.д.) и просит ребенка хлопнуть в ладоши, если он услышит среди них определенный звук (например, А). Далее – называются слоги с этим же звуком (ам, он, ос, ап, ал, …) и слова (сом, аист, кот, арбуз, азбука, дом,…)
3. Игра «Перевозим грузы»
В игрушечных грузовиках (или нарисованных), можно перевозить только вещи, начинающиеся на определённый звук. Пункт назначения тоже должен называться на этот же звук. Например, на звук «М»: грузовик перевозит мыло, муку, масло и пр. и везет их в магазин (или к маме).
4. Игра «Путаница»
Родитель называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а ребенок угадывает, как их исправить. Например:
Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.
5. Игра «Найди одинаковый звук в словах»
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (сначала выделяя его голосом): шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия. Пусть ребенку будет весело и интересно!
- Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному.
- Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру.
И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете ребенку и в развитии внимания, а также памяти, воображения, инициативности и исполнительности.
Удачи, успехов и удовольствия в совместном досуге с детьми!
Предварительный просмотр:
Использование нейропсихологических технологий в
коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Речь, являясь высшей психической функцией, инструментом мышления и основным средством общения, тесно связана с другими психическими функциями, опосредует их развитие и организует психическую деятельность человека в целом. От сформированности речевых функций дошкольника зависит его готовность и последующая успешность обучения в школе.
С каждым годом, согласно результатам диагностического обследования, все более увеличивается число детей с речевыми нарушениями, которые обусловлены или сочетаются с различными органическими нарушениями нервной системы. Очень часто врачи-неврологи стали ставить детям диагнозы ММД, СДВГ, дефицита внимания. Такие дети имеют проблемы не только в речевом развитии: у них в той или иной степени нарушены внимание, память, восприятие, имеются проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой.
В связи с этим в настоящее время актуален вопрос о владении специалистами, работящими с детьми с речевой патологией, современными коррекционными технологиями и методиками и применении их в практической профессиональной деятельности.
Эффективным путем совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей с речевой патологией на разных возрастных этапах стал нейропсихологический подход к диагностике и коррекции речевых нарушений.
Использование нейропсихологических методов и приемов в практике логопедической работы (кинезиологические упражнения, дыхательные и глазодвигательные упражнения, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж и т.д.), способствует эффективной коррекционно-развивающей работе по преодолению у детей не только речевых, но и двигательных, интеллектуальных, поведенческих нарушений.
Система работы, опирающаяся на двигательные методы - наиболее оптимальна для коррекции отклонений и развития компенсаторных способностей детей с речевыми нарушениями.
Цели кинезиологических упражнений:
- развитие межполушарного взаимодействия,
способствующее активизации мыслительной деятельности;
- развитие межполушарной специализации;
- синхронизация работы полушарий;
- развитие мелкой моторики;
- развитие памяти, внимания, речи;
- предупреждение утомляемости.
Комплексы кинезиологических упражнений включают в себя:
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).( «Снеговик» «Дерево» « Тряпичная кукла и солдат» «Сорви яблоки»)
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. («Свеча» «Дышим носом» «Ныряльщик»)
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие («Взгляд влево вверх», «Горизонтальная восьмерка», «Глаз – путешественник»)
При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. ( «Ухо-нос»,“Перекрестное марширование” “Мельница” “Паровозик” “Робот” “Маршировка”)
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. (“Дирижер”,“Путешествие на облаке”).
Упражнения для развития мелкой моторики (“Колечко” “Кулак – ребро - ладонь” “Лезгинка”
Массаж ушных раковин.
Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приёмов вместе с педагогом, систематически, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.
Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее изменения.
Нейропсихологический подход к коррекционной работе способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам и дефектологам выстроить работу максимально эффективно. А так же обеспечивает подъем на новый качественный уровень профессиональной компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.
Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
В данной работе собран и систематизирован материал по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...
Презентация на тему: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста".
Учимся различать близкие по звучанию слова....
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является успешное развитие фонематического слуха....
Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
В консультации описаны основные этапы по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....
Консультация для педагогов на тему: «Игры и пособия по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
Эта консультация используется логопедом при проведении круглого стола или педсовета. Ее цель - дать методические рекомендации воспитателям по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраст...