Презентация "Развитие мелкой моторики руки"
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Оформила: Логопед МБДОУ детского сада №2 «Родничок»
Родина Анна Валерьевна
Слайд 2
Цель: - Довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики и вызывать желание заниматься с ребенком развитием мелкой моторики дома. Задачи: - Обеспечить понимание родителями в важности заинтересованности ребенка. - Обеспечить формирование у родителей навыков оказания помощи ребенку в процессе овладения им новой информацией. - Обеспечить понимание родителями о необходимости использовать игровые приемы при формировании у ребенка новых умений и навыков. - Заострить внимание родителей на необходимости формирование волевых качеств (не отступать, если задания покажутся трудными) в процессе овладевания новыми действиями. - Отметить важность и необходимость положительной мотивации для совместной деятельности с ребенком.
Слайд 3
Мелкая моторика. Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома.
Слайд 4
Пальчиковая гимнастка «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальчиков рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если упражнения пальчиковой гимнастики проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов. Слушая их, дети одновременно вместе со взрослым “инсценируют” содержание прослушиваемого материала с помощью пальчиковых движений и изображений персонажей, их действий и др.
Слайд 5
«Пальчиковые игры» - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т.д. Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: - помогает развивать речь; - развивает эмоциональную выразительность; - повышает работоспособность головного мозга; - развивает внимание, память, воображение; - способствует развитию пространственного мышления; - снимает тревожность. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх.
Слайд 6
Игры с пуговицами Развитию пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Например различные виды мозаик или игры с пуговицами, которые развивают внимание, восприятие. Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, а затем попросить ребенка сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, домик, машину и т.д.
Слайд 7
Игры с сыпучими материалами Игры с крупами не только развивают мелкую моторику, но и помогают совершенствовать сенсорное познание предметов и веществ, развивает чувственное восприятие, эффективно стимулируют работу мозга и умственное развитие ребенка. И, наконец, это просто весело. Детям можно предложить поиграть в игру «Золушка» - перебирать крупы. Для этого в кастрюлю (миску) помещаем горох и фасоль. Попросите ребенка помочь Вам перебрать и разложить по разным баночкам или бутылочкам фасоль и горох. Можно даже устроить соревнование “Кто быстрее наберет бутылочку”. Или попробовать на ощупь определить и достать только горох или только фасоль. Затем можно выложить узор, чередуя по цвету и форме.
Слайд 8
Рисование по манной крупе, муке Рисование по гречневой крупе Податливость крупы, муки, песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Для детей это не только отличное развлечение, но и способ узнать о мире и его свойствах больше. Созданная ребенком картина из этих сыпучих материалов является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательносимволическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития, развивается чувственное восприятие, фантазия и воображение.
Слайд 9
Нанизывания Отлично развивает пальчики рук разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, макаронные изделия, и т.п.
Слайд 10
Собирание разрезных картинок, пазлов, кубиков Игры развивают зрительное восприятие, пространственную ориентировку, зрительно-двигательную координацию. Можно использовать пазлы или взять две одинаковых картинки, одну из них разрезать на несколько частей. Предложите ребенку глядя на образец собрать разрезанную картинку.
Слайд 11
Аппликации. При помощи аппликаций развивается не только мелкая моторика, это еще увлекательный и познавательный процесс. Ребенок, выполняя аппликации, сможет сравнивать фигуры большие и маленькие, широкие и узкие, длинные и короткие, темные и светлые. Он определяет, как расположены фигуры (высоко, низко, в центре, слева, справа). Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы, фигурки и клеящим карандашом закреплять их на листе. Если Вы опасаетесь дать ребенку ножницы, пусть рвет руками цветную бумагу или картинки из журнала, газеты - как получится; а вы будете наклеивать рванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму.
Слайд 12
Оригами Еще один из способов развития мелкой моторики рук ребенка – это оригами – конструирование из бумаги, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок учится общаться с бумагой, угадывать ее качества, развиваются творческие задатки у ребенка, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия оригами способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремленности. Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций, возможно вам не раз придется показать тот или иной прием.
Слайд 13
Игры с прищепками Можно использовать игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика) Для этого нужно, соответственно, сделать заготовки солнца, ёжика, цветка, зайчика на картонной основе.
Слайд 14
Осваиваем различные виды застежек Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков, молний; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке – это хорошая тренировка для пальчиков, развивается мелкая моторика рук, совершенствуется ловкость и развиваются элементарные навыки самообслуживания
Слайд 15
Скручивание лент Развивает мелкую моторику и координацию движений
Слайд 16
Перекатывание карандаша в ладонях Перекатывание карандаша в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом
Слайд 17
Откручивание-закручивание крышек от пластиковых бутылок Потребуются горлышки и крышки от пластиковых бутылок, коробка из-под обуви, клей. Можно располагать крышки по цвету, производить счет. Позволяет зрительно определять их местоположение и подбирать крышки по цвету, воспитывает усидчивость и интерес к обучению
Слайд 18
Рисование и раскрашивание карандашами Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след. Ребенок должен учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Можно использовать различные картинки с поэтапным рисованием, а также раскраски. Раскрашивание является средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.
Слайд 19
Лепка В ходе занятий у детей развивается мелкая моторика пальцев и воображение, они учатся координировать движения рук и приобретают новый сенсорный опыт, учатся доводить работу до конца. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, развитию самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия; формированию умений и навыков в лепке.
Слайд 20
Шнуровки Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.
Слайд 21
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. Ведь умелыми пальцы станут не сразу. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Надеюсь, мы смогли Вас убедить в значимости развития мелкой моторики и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать пальчики рук. Ведь систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию речи, интеллектуальных способностей, положительно влияет на развитие речи, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Слайд 22
Используемая литература: 1. Т.А.Ткаченко «Развиваем мелкую моторику» 2. Е. Черенкова «Оригинальные пальчиковые игры» 3. Е. Черенкова «Простейшие модели оригами» 4. С.В.Соколова «Оригами для самых маленьких» 5. Н.Алексеевская «Волшебные ножницы» интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org/Мелкая моторика http://images.yandex.ru/мелкая моторика http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac67.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Рука развивает мозг"(игры для развития мелкой моторики руки)
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторик...
"Рука развивает мозг"(игры для развития мелкой моторики руки)
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторик...
Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки и подготовки руки к письму для детей старшего дошкольного возраста
В пособии пообраны пальчиковые игры для развития мелкой моторики по темам...
Консультации для родителей «Что такое "мелкая моторика" и почему так важно ее развивать?», «Что делать, если Вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребенка?»
консультации для родителей про мелкую моторику....
Опыт работы по развитию мелкой моторики По теме: «Пальчиковая живопись, как инструмент развития мелкой моторики руку детей дошкольного возраста»
Публикация на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....
Проект «Подготовка руки дошкольника к письму и совершенствование речи посредством развития мелкой моторики руки»
В современном образовании приоритетным является создание условий для всесторонней подготовки ребенка к школе, в частности, формирования его руки к письму. Уровень подготовки руки н...
Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики руки. Подготовка руки к письму.»
Консультация для родителей. "Развитие мелкой моторики руки.Подготовка руки к письму." Что значит развивать мелкую моторику?...