Артикуляционная гимнастика для малышей
статья по логопедии (младшая группа) на тему
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_malyshe1.docx | 985.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика для малышей
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.
"Окошко" | |
"Чистим, зубки" | |
"Месим тесто" | |
"Чашечка" | |
"Дудочка" | |
"Заборчик" | |
"Маляр" | |
"Грибочек" | |
"Киска" | |
"Поймаем мышку" | |
"Лошадка" | |
"Пароход гудит" | |
"Слоник пьёт" | |
"Индюки болтают" | |
"Орешки" | |
"Качели" | |
"Часики" | |
"Блинчик" | |
"Вкусное варенье" | |
"Шарик" | |
"Гармошка" | |
"Барабанщик" | |
"Парашютик" | |
"Загнать мяч в ворота" |
Артикуляционная гимнастика в стихах
При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом акте орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляции должны уметь быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата, их умении перестраиваться и работать слаженно, и координировано.
Кроме подвижности органов артикуляции очень важны кинестетические (мышечные) ощущения. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех речевых мышц. Так, в полости рта возникают различные дифференцированные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ, нижней челюсти. Направления этих движений и различные артикуляционные уклады (позиции языка) ощущаются при произнесении тех или иных звуков.
У всех детей с речевыми проблемами нарушена не только подвижность органов речи, но и кинестетическое восприятие от них. Соответственно «речевики» не могут воспроизводить звуки и серии звуков правильно. Для подготовки мышечной системы ребёнка к исправлению речевых дефектов, используют специальные упражнения, называемые артикуляционной гимнастикой.
Важность артикуляционной гимнастики для детей трудно переоценить. Она подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Также артикуляционная гимнастика очень важна детям с верным, но вялым произношением звуков, т.е. тем, у которых «каша во рту».
Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме. Для этого хорошо подходят малые стихотворные формы. Артикуляционная гимнастика в стихах – это не только повышение интереса ребёнка к конкретному упражнению, ни и отсчёт времени выполнения упражнения и определение ритма выполнения динамических упражнений.
В данной статье я представила упражнения и стихотворения к ним, которые непосредственно использую в своей работе.
«Часики»
Тик – так, тик – так – Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз. |
«Лопатка»
Пусть язык наш отдыхает, Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. |
«Окошко»
Рот приоткрою я немножко, Описание: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно" |
«Варенье»
Нашей Маше очень смело, Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот |
«Лошадка»
Я лошадка – серый бок (цок, цок), Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами). |
«Чистим зубки»
Рот откройте, улыбнитесь, Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы |
«Заборчик»
Широка Нева – река, Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10. |
«Дудочка»
На дудочку губы положим, Описание: С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты). |
«Грибок»
На лесной опушке, Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд. |
«Орешки»
Словно белки мы без спешки, Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки". |
«Качели»
На качелях Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы. |
«Лесенка»
| Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу. Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд. |
«Гармошка»
Присосу язык на нёбо, Описание: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении. |
«Иголочка»
Улыбаюсь: вот шутник – Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. |
«Пароход»
Вывожу язык вперёд, Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит). |
«Маляр»
Язык – как кисточка моя, Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка. |
«Бульдог»
За верхнюю губку заложен язык – Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд. |
«Печём блинчики»
| Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та. |
«Заводим мотор»
Описание: Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп. |
Артикуляционная гимнастика для детей: выговариваем звуки правильно
Формирование правильного произношения у детей обычно заканчивается к 4–5 годам. Но иногда этот процесс затягивается. Как помочь ребенку избавиться от дефектов речи?
Правильное развитие ребенка предполагает, что к 4–5 годам он уже осваивает фонетическую систему родного языка. Однако дефекты речи не знают возрастных ограничений – даже школьники периодически неправильно выговаривают звуки.
Многие родители не умеют на слух определять артикуляционную проблему или предполагают, что ребенок ее «перерастет». На деле же запускать ее нельзя, ведь с возрастом речевые недостатки сами собой исчезнуть не могут.
Наиболее распространенные затруднения в произношении вызывают у детей такие звуки, как:
- шипящие: ш, ж, щ, ч.
- свистящие: с, сь, з, зь, ц.
- сонорные: р, рь, л, ль.
Правила артикуляционной гимнастики
Замечено, что ребенок, испытывающий проблемы с произношением, иногда сознательно пропускает звуки в своей речи. Это может негативно отразиться на его учебе и общении с другими детьми.
Для исправления дикции необходимо применять артикуляционную гимнастику. А чтобы занятия принесли ожидаемый эффект, необходимо:
- ежедневно выполнять логопедические упражнения;
- заниматься артикуляционной гимнастикой 2 раза в день (утром и вечером) не более 5–7 минут, чтобы ребенок не уставал от нее;
- проводить упражнения в игровой форме;
- выполнять гимнастику перед зеркалом;
- проводить не более 5 упражнений за одно занятие;
- применять счет для четкого выполнения артикуляционных упражнений;
- использовать ручку чайной ложки, если у ребенка не получается самостоятельное артикуляционное движение.
Причины для занятий артикуляционной гимнастикой
- возможность исправить дефекты на начальной стадии без помощи логопеда;
- более быстрое преодоление дефектов речи во время занятий с логопедом благодаря уже подготовленным мышцам;
- устранение эффекта «каши во рту» у детей с правильным, но вялым звукопроизношением;
- возможность научить ребенка говорить правильно, четко и красиво.
Если родители уверены, что сумели услышать, какой звук с дефектом произносит их ребенок, они могут самостоятельно использовать некоторые упражнения речевой гимнастики, однако предварительная консультация специалиста необходима: логопед подберет индивидуальный комплекс артикуляционной гимнастики в зависимости от речевых проблем ребенка.
Правильное произношение звуков «с», «сь», «з», «зь»
Часто малыши произносят согласные свистящие звуки «с», «сь», «з», «зь» межзубно или издавая щечные «шумы», которые слышатся, когда язык пропускает воздух через боковые края, а иногда эти звуки и вовсе опускаются из речи ребенка.
Чтобы правильно произнести эти звуки, губы нужно слегка растянуть в улыбке, чтобы были видны передние зубы, а кончик языка упирался в нижние резцы. Боковые его края должны быть прижаты к коренным зубам. Тогда вдоль языка образуется желобок. Сильная струя выдыхаемого воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум. Ее можно ощутить рукой, если преподнести руку ко рту.
Артикуляционное упражнение «Сдуваем вату с ладошки»
Улыбнуться, немного высунуть язык и положить его в широком виде на нижнюю губу.
Сделать вдох, как бы произнося долгий звук «ф-ф-ф», и сдуть «вату» с ладошки.
Важно сформировать воздушную струю посередине языка.
Артикуляционное упражнение «Свистушки»
Улыбнуться, язык спрятать за нижние зубы и посвистеть.
Правильное произношение звуков «ш», «ж»
При правильном произношении шипящих согласных звуков «ш» и «ж» рот должен быть полуоткрыт, губы слегка округлены, широкий кончик языка поднят кверху. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Между корнем и кончиком языка образуется небольшая впадина в форме чашечки, по которой выходит сильная воздушная струя. Если поднести тыльную сторону руки ко рту, можно ощутить теплую воздушную струю воздуха.
Одновременно с развитием артикуляционного аппарата необходимо тренировать ребенка в различении на слух шипящих и свистящих звуков: например, использовать игры (малыш должен угадывать, какой звук произнесен взрослым, и хлопнуть в ладоши только тогда, когда услышит слово с заданным звуком).
Артикуляционное упражнение «Усыпляем язык»
Широкий, расслабленный язык «спит» на нижней губе. Можно похлопать широкий язык губами.
Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу.
Артикуляционное упражнение «Чашечка»
Это основное упражнение для всех шипящих звуков, так как именно в таком положении язык находится за верхними зубами при произношении этих звуков. Стоит научиться выполнять это упражнение сначала на нижней губе, чтобы малыш увидел свой язык.
Улыбнуться, широко открыть рот. Высунуть широко язык и придать ему форму «чашечки» (то есть слегка приподнять кончик языка).
Артикуляционное упражнение «Сдунь вату с носика»
На кончик языка положить ватку. Широким языком в форме «чашечки» прижать вату к верхней губе и сдуть вверх.
Правильное произношение звуков «ч», «щ»
При произнесении звука «ч» губы выдвинуты и округлены. Расстояние между зубами 1–2 мм. Звук начинается от смычного элемента, как при произнесении «ть». Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть языка прижата к верхним резцам или альвеолам, средняя часть выгнута по направлению к твердому небу. Звук заканчивается щелевым элементом, который звучит кратко.
При произнесении звука «щ» губы вытянуты вперед и округлены, кончик языка поднят до уровня верхних зубов. Передняя часть языка несколько прогибается, средняя часть приподнимается к твердому небу, задняя часть опущена и продвинута вперед. Струя выдыхаемого воздуха сильная.
«Щ» произносится более мягко и удлиненно, чем «ш», при этом боковые края языка плотнее прижаты к верхним зубам.
К работе над звуками «ч» и «щ» необходимо приступать, если отработаны звуки «ш» и «ж».
Артикуляционное упражнение «Птенец зовет маму»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5–10.
Выполняя упражнение, нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык сделать широкий, края его должны касаться уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Во время упражнения нельзя задерживать выдыхаемый воздух.
Правильное произношение звуков «л» и «ль»
При правильном произношении сонорных согласных «л» и «ль» губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы. Боковые края языка опущены, между ними и коренными зубами остаются щели, через которые выходит воздушная струя.
Артикуляционное упражнение «Маляр»
Губы в улыбке, рот приоткрыт, кончиком языка (узким) пробуем «покрасить» нёбо.
Артикуляционное упражнение «Раздуваем щеки»
Закусить узкий язык между зубами. Пускать воздушную струю по щекам так, чтобы они раздувались и воздушная струя свободно ходила по бокам языка.
Артикуляционное упражнение «Пароход гудит»
Рот открыт, губы в улыбке. Зубами закусываем кончик языка и произносим звук «ы-ы-ы». Получается звук, приближенный к звуку «л».
Правильное произношение звука «р»
Звук «р» в артикуляции самый сложный, так как он взрывной, дрожащий, переднеязычный. Нередко родители путают правильный вибрационный звук с горловым звуком. Для правильного произношения этого звука также необходимы артикуляционные упражнения.
Артикуляционное упражнение «Лошадка»
Поцокать языком, будто скачем на лошадке, стараться цокать с открытым ртом.
Артикуляционное упражнение «Грибочек»
Открыть рот, присосать широкий язык к небу, чтобы напряглась подъязыковая уздечка, и получился грибок на «тонкой ножке». Стараться удерживать язык на «тонкой ножке» как можно дольше.
Артикуляционное упражнение «Барабан»
Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка ударять за верхними зубами и произносить взрывной звук «д-д-д-д-д-д-д». Если поднести руку ко рту, можно ощутить толчки воздуха, – язык должен стать напряженным, твердым. Необходимо проводить упражнение с открытым ртом, кончик языка не должен задевать нижние зубы, то есть ребенок не должен «жевать» свой язык.
Правильное произношение – важный критерий развития
Бытует мнение, что легкие дефекты речи придают особый шарм, но не стоит идти у стереотипа на поводу. Задача родителей – помочь детям произносить звуки правильно и четко во избежание проблем с учебой и перспективной самореализацией в будущем.
Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону
и малыш не может удержать нужное положение языка даже на короткое время, необходимо
обращаться к логопеду. Не исключено, что понадобится и специальный массаж.
Врач-логопед: «Часто в детскую поликлинику обращаются родители детей с нарушением звукопроизношения, замечая, что некоторые звуки в речи у ребенка отсутствуют или заменяются другими звуками. Сложнее всего малышам выговаривать верхнеязычные звуки “ш”, “ж”, “л”, “р” и “р”. Часто дети до 4–4,5 лет заменяют звуки “ш” на “с”, “ж” на “з”, а “р” на “ль”. Это возрастное, родителям не стоит из-за этого беспокоиться: проблемы с произношением могут носить временный характер, так как в этот период речь только формируется, фонематический слух еще не развит. А если к 4–5 годам малыш не научился произносить эти звуки, проблема, скорее всего, в недостаточной подвижности языка.
Необходимо проводить артикуляционную гимнастику в игровой форме. Такие упражнения можно начинать с 3 лет – главное, чтобы малышу было интересно. Вместе с артикуляционной гимнастикой необходимо развивать фонематический слух. Ребенок должен слышать и не путать близкие по звучанию звуки.
Все звуковые дефекты желательно исправлять в дошкольном возрасте. В школу ребенок должен пойти с правильным произношением, так как часто неправильно говорящие дети делают много ошибок на письме, и логопед вынужден заниматься еще и проблемой дисграфии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика для малышей
Упражнения для развития подвижности артикуляционного аппарата....
Артикуляционная гимнастика для малышей
В практикуме представлены артикуляционные упражнения, которые можно делать с ребенком дома самостоятельно, весело и интересно, потому что гимнастика проводится в игровой форме....
Артикуляционная гимнастика для малышей
Артикуляционная гимнастика для малышей...
Артикуляционная гимнастика для малышей
Артикуляционная гимнастика для малышей "Окошко"широко открыть рот — "жарко"закрыть рот — "холодно""Чистим, зубки"улыбнуться, открыть роткончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно ...
Занимательная артикуляционная гимнастика для малышей
Рекомендуется для занятий с малышами. Развитие артикуляционного праксиса...