рабочая программа
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему
Представлена Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми 6-7 лет(включительно) в рамках логопедического сопровождения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uchitelya-logopeda.docx | 76.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад № 41 «Солнышко» города Смоленска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающей работы с детьми 6-7 лет (включительно)
в рамках логопедического сопровождения
Составитель: учитель-логопед
1-ой квалификационной категории – Романенкова Е.В.
Смоленск 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Целевой раздел
Пояснительная записка
- Нормативно-правовая база организации образовательного процесса
- Цели и задачи реализации Программы
- Принципы дошкольной коррекционной педагогики, реализуемые в Программе
- Характеристика возрастных особенностей детей 6-7 лет.
Целевые ориентиры освоения детьми с ОВЗ коррекционно-развивающей программы
- Целевые ориентиры освоения программы детьми с ФФНР
- Целевые ориентиры освоения программы детьми с ОНР
- Целевые ориентиры освоения программы детьми с системным
недоразвитием речи
2. Содержательный раздел
- Организационно-педагогические условия реализации программы
- Порядок комплектования детей для логопедической коррекции
- Направления работы учителя-логопеда
- Содержание логопедической работы с детьми с ФФНР
- Характеристика нарушения
- Основные направления работы
- Перспективный план логопедической работы по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи
- Содержание логопедической работы с детьми с ОНР
- Характеристика детей ОНР III и IV уровня
- Основные направления работы
- Перспективный план логопедической работы по устранению общего недоразвития речи
- Содержание логопедической работы с детьми с системным недоразвитием речи
- Характеристика детей с системным недоразвитием речи
- Основные направления работы
- Перспективный план логопедической работы по преодолению системного недоразвития речи у детей
3. Организационный раздел
- Календарно-тематическое планирование
- Календарно-тематический план логопедической
работы (ФФНР)
- Календарно-тематический план логопедической
работы (ОНР III-IV)
- Календарно-тематический план логопедической
работы (системное недоразвитие речи)
- Предметно-развивающая среда логопедического кабинета
- Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
4. Литературно-методическое обеспечение коррекционно-логопедической работы
5. Тезаурус
6. Приложение
1.Целевой раздел
Пояснительная записка
В МБДОУ «Детский сад № 41 «Солнышко реализуется основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с требованиями ФГОС на основе примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации ОП ДО определяются ФГОС дошкольного образования, Уставом ДОУ, с учётом регионального компонента, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей (законных представителей), социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест. Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи. В современной практике работы учителя-логопеда актуальность приобретает такая цель, как усиление коррекционной и профилактической направленности образовательного процесса в ДОУ в отношении детской речи.
Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально - личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов. Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания Рабочей Программы коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда дошкольной образовательной организации. Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя- логопеда рассчитана на 2015-2016 учебный год и предназначена для детей 6– 7 лет(включительно) с нарушениями речи (ФФНР, ОНР, системное недоразвитие речи), зачисленных решением ТПМПК и ПМПк ДОУ на логопедическую коррекцию.
Данная Рабочая Программа является нормативно - управленческим документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим систему психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях воспитательно-образовательного процесса. С учетом этой приоритетной цели разработана данная рабочая программа деятельности учителя-логопеда по логопедической коррекции в ДОУ.
Нормативно-правовая база организации образовательного процесса
Международно-правовые акты:
- Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г., вступила в силу для СССР 15.09.1990);
- Декларация прав ребёнка (провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.1959г.);
Законы РФ:
- Конституция РФ от 12.12.1993г.;
- Семейный кодекс РФ;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 14.07.1998г. №124-Ф-3;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012г.;
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013г. №1155;
Документы Федеральных служб:
- СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации. (СанПиН 2.4.1.3049-13);
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013г.регистрационный №30384 от 14 ноября 2013г. Министерства юстиции РФ);
- Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.01.1998г. № 20-58-07 ИН/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»»;
- Положение об организации работы логопедического пункта в МБДОУ «Детский сад № 41 «Солнышко»;
В основу логопедической работы (деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений) положены традиционные, классические программы:
- Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
- Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей (для дошкольников старшей и подготовительной группы) Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина - М.: Просвещение, 2010.
- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития у детей. Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова - М.: Просвещение, 2010.
- Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) Сост.: Г.А. Каше, Т.Б.Филичева - М.: Просвещение, 1978.
- Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (4-7 лет). Н.В.Нищева - СПб.: 2006.;
- Зарин А.П., Боряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. и др. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб., 2001.
- 2.Программа коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР /под ред. С.Г.Шевченко, 1998.
Цель программы – создание единого коррекционно-образовательного пространства ДОУ, способствующего максимальному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии.
Достижению данной цели будут способствовать задачи:
- раннее выявление детей, имеющих отклонения в речевом развитии, учет детей с нарушениями речи;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи: правильным произношением всех звуков родного языка в соответствии с возрастными нормами; умением различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам; самостоятельным выполнением звукового анализа и синтеза слов; умением грамматически правильно оформлять собственные высказывания;
- развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми, как социализация ребенка;
- формирование компонентов устной речи у детей
- развитие речевого творчества;
В программе реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
- принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
- деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи;
- принцип развивающего подхода, основывающийся на идее Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития»;
- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
- принцип сознательности и активности детей;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Характеристика возрастных особенностей детей 6-7лет.
6-7 лет – период активного познания, творчества, общения, подготовки к школьному обучению. Ребенок проявляет познавательные интересы, интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых, стремление быть похожим на них. Он способен к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил), способен проявить настойчивость, преодолевать трудности.
Возраст 6-7 лет – период активного созревания организма. Изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности, соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113-122 см, средний вес – 21-25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством развития речи, мышления и подготовки к письму.
Повышается ловкость, быстрота, сила, точность, координация движений, дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений, способны освоить и правильно реализовать сложно координированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде, способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. П.), способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.
Восприятие продолжает развиваться, становится осмысленным. Но у детей 6-7 лет могут встречаться ошибки при необходимости учета одновременно нескольких различных признаков. Количество одновременно воспринимаемых объектов невелико (1-2).
Развивается зрительно-пространственное восприятие: дети способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над – под, на – за, перед – возле, сверху – внизу, справа – слева и т. П.): определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т. П.), различать и выделять буквы и цифры.
Память. К концу дошкольного периода (6-7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, в результате чего появляются элементы произвольной памяти. Ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.
Память развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти – наиболее продуктивной формы запоминания. Целесообразно в этот период обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.
В 6-7 лет преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии.
Внимание. Увеличивается устойчивость внимания (до 20-25 минут), объем внимания составляет 7-8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
Но быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности на другой ребенку еще достаточно трудно, требуется дополнительное время и инструкция взрослого.
Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление. К концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений (на первых этапах – с помощью взрослого). Дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей.
Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. Обогащается словарный запас, развивается диалогическая и монологическая речь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. Д.
Дети способны правильно произносить все звуки родного языка, способны к простейшему звуковому анализу слов, обладают хорошим словарным запасом, грамматически правильно строят предложения, умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать.
В этом возрасте очень важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение, желания. Причем не только эмоциями, но и словами, предложениями, в которых может быть важным каждое слово. Расширить словарь ребенка, развить его логическое и образное мышление поможет знакомство с пословицами и поговорками,
объяснение их смысла.
Воображение. Ребенок старшего дошкольного возраста характеризуется активизацией функции воображения – в начале воссоздающего, а затем и творческого. Этот период – сензитивный для развития фантазии. В то же время отмечается снижение скорости развития воображения по сравнению с периодом 5-6 лет.
Планируют свои действия, предвосхищают результат и следят за действиями партнера. Игровое пространство детей 6-7 лет усложняется. Именно в процессе игры развиваются необходимые в школьной жизни психические процессы: внимание, память, логическое мышление, речь. Старшие дошкольники стараются четко придерживаться правил игры и контролируют их выполнение другими участниками. Одна и та же игра может продолжаться в течение дня или даже занимать несколько дней.
Представления, которые возникают у ребенка только на основе его индивидуального опыта, характеризуются вначале неустойчивостью и нечеткостью и могут игнорироваться ребенком под влиянием оценочных воздействий взрослого. Но по мере развития детей эти представления приобретают все более основательный, устойчивый характер, и в 5-7 лет оценки окружающих принимаются ребенком лишь в определенной мере, преломляясь через призму тех результатов и выводов, которые подсказываются ему его личным опытом.
Для социального развития детей 6-7 лет характерным является умение общаться со сверстниками и взрослыми, знание основных правил общения; хорошая ориентация не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке; умение управлять своим поведением (знание границ дозволенного). Однако нередко дети экспериментируют, проверяя,
нельзя ли расширить эти границы.
Дети 6-7 лет стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче, тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых. У ребенка проявляется познавательный интерес к миру.
Развивается творческий потенциал и способности, появляется желание заниматься творческими видами деятельности (способность к сочинительству и творческому перерабатыванию текстов).
Дошкольник способен сосредоточиться не только на той деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая требует некоторых волевых усилий. Однако произвольная сфера сформирована не полностью. К семи годам ребенок может сосредотачиваться на 35-40 минут. Развитие произвольного внимания – важнейшая задача дошкольного воспитания. У ребенка могут формироваться такие интегративные качества, как инициативность и самостоятельность.
Ребенок в 6 лет быстро утомляется при однообразной деятельности, поэтому необходимо обеспечить ему разнообразную деятельность. Но, помня о трудностях переключения внимания, необходимо подвести ребенка к смене деятельности, заранее предупреждая его об этом.
Возрастной период 6-7 лет завершает дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться
Целевые ориентиры освоения детьми с ОВЗ коррекционно-развивающей программы
Целевые ориентиры освоения программы детьми с фонетико-фонематическом недоразвитием речи
- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
- четко дифференцировать все изученные звуки;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез
Целевые ориентиры освоения программы детьми ОНР
- уметь оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
- овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи
- уметь различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- уметь называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- уметь находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- знать и уметь производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками рассказа, пересказа
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка
- адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;
- понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
- овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал
Целевые ориентиры освоения программы детьми с системным
недоразвитием речи
- проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова и жеста;
- понимает названия предметов, действий, встречающихся в повседневной речи;
- понимает и выполняет элементарные словесные инструкции.
- воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.
- воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов
2.Содержательный раздел
Организационно-педагогические условия реализации Программы
Алгоритм выявления детей с ОВЗ
Предусматривается следующий алгоритм выявления детей с ОВЗ и создания для них специальных образовательных условий:
- проведение психолого - медико – педагогического анализа индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида, выдаваемой Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы
- определение необходимости, степени и направлений адаптации основной образовательной программы организации;
- определение необходимости адаптации имеющихся или разработки новых методических материалов;
- определение индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных материально-технических ресурсах.
- проектирование индивидуальной программы реабилитации к условиям МБДОУ.
- организация развивающей предметно-пространственной среды.
Порядок комплектования детей для логопедической коррекции
Структура дефектов у дошкольников неоднородна.
Для логопедической коррекции зачисляются дети ОВЗ, имеющие следующие речевые заключения:
- дети с фонетико-фонематическим нарушением речи с дизартрич. компонентом
- дети с тяжелыми речевыми нарушениями (ОНР I, II и III уровней, дизартрия, ринолалия, алалия, заикание, системное недоразвитие речи), и с другими отклонениями в развитии (задержкой психического развития, нарушением зрения, слуха, интеллекта и т.д.).
Эти дети направляются на городскую ТПМПК с целью уточнения речевого заключения и решения вопроса о дальнейшем обучении в детском саду компенсирующего вида (компенсирующей направленности) или для логопедической коррекции в МБДОУ.
Формами организации коррекционно-развивающей работы являются микрогрупповые и индивидуальные занятия. Продолжительность микпрогрупповых занятий 25 минут (для детей 6-7 лет) с предельной наполняемостью группы до 6 человек. Продолжительность индивидуальных занятий 10-15 минут в зависимости от возраста и психофизических особенностей ребенка.
Логопедические занятия проводятся как в часы, свободные от групповых занятий в режиме дня, так и во время их проведения по согласованию с администрацией учреждения.
Продолжительность коррекционного обучения ребенка и периодичность занятий определяются характером и степенью выраженности недостатков речевого развития и составляют:
- для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – от 9 месяцев до 1 года, коррекционно-развивающие занятия проводятся 2 раза в неделю;
- с детьми ОНР, системным недоразвитием речи – 2-3 года, коррекционно-развивающие занятия проводятся 2-3 раза в неделю.
При необходимости период коррекционно-развивающих занятий продлевается учителем-логопедом до полного исправления речи (в случае длительного отсутствия ребенка по болезни, при наличии медицинской справки или по другим уважительным причинам).
Направления работы учителя-логопеда
Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:
- Работа с детьми
- Работа с педагогами
- Работа с родителями
- Работа по повышению квалификации
1) Работа с детьми
‒ диагностическое направление
Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его образовательных достижений. Коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга речевого развития воспитанников, включающего следующие этапы:
-первичный;
-промежуточный;
- итоговый.
С целью раннего выявления проблем в речевом развитии детей проводится скрининговое исследование детской речи, задача которого состоит в выявлении возможных затруднений в развитии речи воспитанником МБДОУ.
Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.
‒ коррекционно-развивающее направление
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи, системное недоразвитие речи.
Нарушения устной речи | Направления коррекционной работы |
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи | - Развитие фонематического восприятия; -Совершенствование слоговой культуры речи; -Коррекция звукопроизношения; |
Общее недоразвитие речи | - Обогащение словаря; -Совершенствование грамматического строя речи; -Совершенствование связной речи; -Развитие фонематического восприятия; -Совершенствование слоговой структуры слова; -Коррекция звукопроизношения. |
Системное недоразвитие речи | - Развитие и совершенствование артикуляционной моторики (статической, динамической организации движений, переключения движений, объема, тонуса, темпа, точности, координации); - Развитие слухового восприятия, внимания; - Развитие зрительного восприятия, памяти; - Развитие ритма; - Формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков; автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи; дифференциация звуков; коррекция нарушений звукослоговой структуры; - Совершенствование лексических грамматических средств языка; - Развитие навыков связной речи; - Обогащение коммуникативного опыта. |
Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных и микрогрупповых занятиях. При комплектовании подгрупп учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
2) Работа с педагогами
- критический анализ результатов обследования, частичный анализ результатов психолого-педагогического и логопедического воздействия (ПМПк)
-консультации для воспитателей согласно плану и по индивидуальным запросам;
- семинары – практикумы;
- выступления на педсоветах, методических объединениях;
- наблюдение занятий, игр, режимных моментов в группах с их последующим анализом;
- качественная оценка результатов проведенного логопедического воздействия, определение общей и речевой готовности к школьному обучению.
Эффективность коррекционно-развивающей работы зависит от координации и взаимодействия в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Задачи взаимодействия:
Логопед
максимальная коррекция речевых отклонений
- определение структуры и степени выраженности дефекта
- постановка и автоматизация звуков
- оказание консультативной помощи родителям
- методическая помощь работникам ДОУ
Воспитатель
- контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов
- развитие мелкой моторики
Родитель
- автоматизация поставленных звуков в домашних условиях
- контроль за речью ребенка
Педагог-психолог
- коррекция основных психических процессов
- снятие тревожности
Музыкальный руководитель
- работа над темпоритмической стороной речи
- автоматизация звуков в распевках
Инструктор по физической культуре
- упражнения на мышечную релаксацию
- развитие общей моторики и координации движений.
3) Работа с родителями
- индивидуальное консультирование по результатам логопедического обследования
- проведение индивидуальных бесед, консультаций, практикумов по необходимости и по запросу родителей
- выступления на родительских собраниях
- посещение родителями индивидуальных занятий по звукопроизношению
- оформление «Логопедических уголков», информационных стендов, папок-передвижек
- ведение индивидуальных тетрадей детей для привлечения родителей к процессу коррекции
- размещение консультаций для родителей, материалов по речевому развитию детей на сайте ДОУ
- участие родителей в работе ПМПк
4) Работа по повышению квалификации
- изучение новинок методической литературы
-участие в проведении методических объединений
- прохождение курсов повышения квалификации
-аттестация на квалификационную категорию
-разработка новых методических пособий
-создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете
- активное использование в работе ИКТ
- самообразование
Содержание коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми с ФФНР
Характеристика речи детей с ФФН
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
• заменой звуков более простыми по артикуляции;
• трудностями различения звуков;
• особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. Кроме того при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими ФФНР
Цель: Формирование полноценного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа, развитие просодической стороны речи.
Задачи:
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
- По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорригированном речевом материале осуществляется:
- развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
- развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем.
Перспективный план логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей
I период сентябрь, октябрь, ноябрь | ||
Содержание работы | ||
Развитие общих речевых навыков |
| |
Звукопроизношение |
| |
Формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза |
| |
Закрепление лексико-грамматических категорий и развитие связной речи |
| |
II период декабрь, январь, февраль | ||
Содержание работы | ||
Развитие общих речевых навыков |
| |
Звукопроизношение |
• изолированно; • в предложениях
| |
Формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза |
| |
Закрепление лексико-грамматических категорий и развитие связной речи |
• образования относительных прилагательных;
• подбирать определения к предметам и объектам; • распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений; • составлять простые распространенные предложения с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам. • составлять предложения по опорным словам; • заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками.
| |
III период март, апрель, май | ||
Содержание работы | ||
Развитие общих речевых навыков |
| |
Звукопроизношение |
| |
Формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза |
• по твердости — мягкости • по глухости — звонкости
| |
Закрепление лексико-грамматических категорий и развитие связной речи |
• образования притяжательных прилагательных • употребления приставочных глаголов • употребления предложных конструкций • образования существительных от глаголов и наоборот •употребления сложносочиненных предложений с разными придаточными
• подбирать слова с противоположным значением • подбирать однокоренные слова;
|
Содержание коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми с ОНР
Характеристика детей с III уровнем общего недоразвития речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.
Для III уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов.
Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.
Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям. В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Высказывания детей изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе производящей основы («строит дома — дóмник», «палки для лыж — пáлные), пропуски и замены словообразовательных аффиксов («трактори́л — тракторист, чи́тик — читатель, абрикóснын —абрикосовый» и т. п.), грубое искажение звуко-слоговой структуры производного слова («свинцовый — свитенóй, свицóй»), стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса («гороховый — горóхвый», «меховой — мéхный» и т. п.). Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.
Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам.
Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми.
В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости.
Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.
Характеристика детей с I Vуровнем общего недоразвития речи(по Т.Б. Филичевой)
Многолетний опыт обучения дошкольников с недоразвитием речи, изучение динамики их продвижения в речевом развитии позволили обосновать необходимость выделения нового, четвертого уровня развития речи (Т.Б. Филичева). К нему были отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.
Речь таких детей, на первый взгляд, производит вполне благополучное впечатление. Лишь детальное и углубленное обследование, выполнение специально подобранных заданий позволяет выявить остаточные проявления общего недоразвития речи:
- появлением обиходной фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
- недостаточный уровень лексических средств языка особенно ярко
проступает у этих детей в понимании слов, фраз, пословиц с переносным значением.
- при достаточно разнообразном предметном словаре отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц, людей разных профессий, частей тела.
- при ответах смешиваются родовые и видовые понятия.
- при обозначении действий и признаков предметов некоторые дети пользуются типовыми названиями и названиями приблизительного значения: овальный - круглый; переписал - писал.
- имея определенный запас слов, обозначающих разные профессии, дети
испытывают большие трудности при дифференцированном обозначении для лиц мужского и женского рода.
- при грамматическом оформлении высказываний встречаются ошибки в
употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, сложных предлогов (в зоопарке кормили белков).
- в отдельных случаях отмечаются нарушения согласования прилагательных с существительными, когда в одном предложении находятся
существительные мужского и женского рода, единственного и множественного числа, сохраняются нарушения в согласовании числительных с существительными.
- слоговая структура характеризуется преобладанием элизий, причем в основном в сокращении звуков, и только в единичных случаях - пропуски слогов.
- также отмечаются парафазии, чаще - перестановки звуков, реже слогов; незначительный процент - персеверации и добавления слогов и звуков.
- в беседе, при составлении рассказа преобладают простые распространенные
предложения, почти не употребляются сложные конструкции.
- присутствуют трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.
- дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов.
- для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок.
- многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики
артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений.
- с расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук:
недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений.
Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими ОНР
Цель: Формирование и совершенствование лексико-грамматических категорий связной речи.
Задачи:
- совершенствование произносительной стороны речи;
- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
- развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи;
- подготовка к овладению звуковым анализом и синтезом.
Перспективный план логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей
I период - сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь | |
Содержание работы | |
Совершенствование произносительной стороны речи
| |
Развитие лексико-грамматических средств языка
| |
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи
| |
Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения
| |
II период - январь, февраль, март, апрель, май | |
Содержание работы | |
Совершенствование произносительной стороны речи
| |
Развитие лексико-грамматических средств языка
| |
Развитие самостоятельной фразовой речи
| |
Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения
|
Содержание коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми с системным недоразвитием речи
Характеристика детей с системным недоразвитием речи
Системное недоразвитие речи обусловлено стойким нарушением познавательной деятельности.
Для детей характерно:
- полиморфное или мономорфное (нарушена только одна группа звуков) нарушение произношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности);
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах);
- нарушение сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий); выраженная дислексия, дисграфия.
Первая группа – это дети с системным недоразвитием речи минимально выраженным. Трудности детей этой группы связаны с недостаточностью интеграции фонематических, лексических и грамматических операций, проявляющихся при выполнении заданий на сложном речевом материале.
Вторую группу составляют детей с системным недоразвитием речи средней степени выраженности. У дошкольников второй группы импрессивная речь, просодия, процесс словоизменения имен существительных, прилагательных и глаголов характеризуется лишь темповой задержкой в развитии. Артикуляционная моторика, звукопроизношение и навык воспроизведения звуко-слоговой структуры слов значительно нарушены. Наиболее несформированными являются фонематические процессы (фонематический анализ и синтез, фонематические представления), лексика (структурный и сигнификативный аспекты лексических значений), словообразование, синтаксис предложений Диалогическая и монологическая связная речь задерживаются и нарушаются в своем развитии одновременно.
Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими системное недоразвитие речи
Цель: Преодоление пограничной формы интеллектуальной недостаточности, негрубого нарушения познавательной сферы, синдрома временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых).
Задачи:
- Развитие и совершенствование общей моторики;
- Развитие и совершенствование ручной моторики;
- Развитие и совершенствование артикуляционной моторики (статической, динамической организации движений, переключения движений, объема, тонуса, темпа, точности, координации);
- Развитие слухового восприятия, внимания;
- Развитие зрительного восприятия, памяти;
- Развитие ритма;
- Формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков; автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи; дифференциация звуков; коррекция нарушений звукослоговой структуры;
- Совершенствование лексических грамматических средств языка;
- Развитие навыков связной речи;
- Обогащение коммуникативного опыта.
Перспективный план логопедической работы по преодолению системного недоразвития речи у детей
I период - сентябрь, октябрь, ноябрь | ||
Содержание работы | ||
Развитие общих речевых навыков
| ||
Звукопроизношение
| ||
Формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза
| ||
Развитие лексико-грамматических средств языка
| ||
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи
| ||
II период - декабрь, январь, февраль | ||
Содержание работы | ||
Развитие общих речевых навыков
| ||
Звукопроизношение
| ||
Формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза
| ||
Развитие лексико-грамматических средств языка
| ||
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи
| ||
III период - март, апрель, май Содержание работы | ||
Развитие общих речевых навыков
| ||
Звукопроизношение
| ||
Формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза
| ||
Развитие лексико-грамматических средств языка
| ||
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи
|
Литературно-методическое обеспечение коррекционно-логопедической работы
Направления коррекционно- логопедической работы | Автор, название методики, технологии, пособия |
Диагностика | Иншакова О.Б. Альбом для логопеда Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста Володина В.С. Альбом по развитию речи Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста Косинова Е.М. Логопедические тесты Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций |
Развитие звукопроизношения | Лопухина И.С. Логопедия (упражнения для развития речи) Парамонова Л. Упражнения для развития речи Успенская Л.П., Успенский М.В. Учитесь говорить правильно Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал по автоматизации звуков: [л][л'] [р][р'] [с][с'] [з][з'] [ц][ш] [ж][ч] [щ] Ткаченко Т.А. Правильно произносим звуки. Логопедические альбомы Азова Е., Чернова О. Учим звуки: [л][л'] [р][р'] [с][с'] [з][з'] [ц][ш] [ж][ч] [щ] (домашние логопедические тетради) Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры (звуки [л][л'] [р][р'] [с][с'] [з][з'] [ц][ш] [ж][ч] [щ]) Комарова Л.А. Автоматизация звуков [л][л'] [р][р'] [с][с'] [з][з'] [ц][ш] [ж][ч] [щ] в игровых упражнениях. Альбомы дошкольника. Зуева Л.Н., Костылева Н.Ю. Занимательные упражнения для развития речи- 4 альбома (Ш Ж Ч Щ; Р Л; С З Ц; П Б Т Д К Г Х В Ф) Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Говори правильно (альбомы для логопеда) Авторские компьютерные игры |
Развитие слоговой структуры слова | Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Большакова С.Е. Формируем слоговую структуру слова Курдвановская Н., Ванюкова Л. Формирование слоговой структуры слова |
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза | Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия (альбом дошкольника) Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко |
Развитие лексико-грамматического строя речи | Теремкова Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР Пятница Т.В. Лексика + грамматика Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников Арушанова А. Формирование грамматического строя речи Быстрова, Сизова, Шуйская Логопедические игры и задания Скворцова Логопедические игры Яцель О. Учимся правильно употреблять предлоги в речи Агранович З.Е. Преодоление лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР (сборник домашних заданий). Авторские компьютерные игры |
Развитие связной речи. | Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов Теремкова Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР Гомзяк О.Е. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...