Практикум по теме "Логопедический массаж и самомассаж"
методическая разработка по логопедии на тему

Сабанина Ирене Эвальдовна

 Практикум организован и проведён в рамках тематики: «Специфика работы воспитателя в системе комплексного взаимодействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_18-19.docx253.97 КБ

Предварительный просмотр:

 «Специфика работы воспитателя в системе комплексного взаимодействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Логопедический самомассаж.

Актуальность выбранной темы.

В настоящее время в процессах обучения и направленной коррекции нарушения речи детей традиционные методы во многих случаях перестали приносить ожидаемые результаты. В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка, объединяющий как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные. Нетрадиционные методы помогают более глубокой (качественной) коррекции, особенно затрагивая состояния, сопутствующие речевой патологии. 

Актуальность использования в нашем детском саду: из 22 человек, посещающих коррекционные занятия, 8 необходим расслабляющий массаж, 2 активизирующий, 3-смешанный.

Значимость.

       Выраженная неврологическая симптоматика (т.е. видимое нарушение тонуса мышц) подразумевает использование нетрадиционных форм, особенно на начальных стадиях коррекционной работы. Обеспечить положительный эффект способен логопедический массаж, который применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц артикуляционного аппарата. Практический опыт коррекционно-педагогической работы с лицами, страдающими речевыми расстройствами показывает, что применение массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи.

        Цель коррекционной работы логопедов – максимально  развить методику массажа, направленную на коррекцию речевых нарушений, заключающуюся в общеукрепляющем воздействии на неречевые и речевые функциональные системы ребенка.

        Цель практикума: просвещение педагогов по вопросам эффективного взаимодействия с детьми в организации коррекции речи с использованием здоровьесберегающих технологий на занятиях в дошкольных учреждениях.

        Задачи практикума:

  1. Дать представление о ведущих способах нетрадиционного воздействия при организации логопедической коррекции речи воспитанников.
  2. Познакомить с методикой проведения самомассажа как с конструктивной формой  взаимодействия с воспитанниками.
  3. Создавать условия для гармонизации отношений «воспитатель – ребенок».

План.

  1. Активизация участников в игровой форме (дыхательные упражнения, нейрогимнастика для мозга «Ухо-нос», «Ладушки-ладушки..»).
  2. Теоретические вопросы по организации коррекционной деятельности.
  3. Практические вопросы по организации самомассажных упражнений.
  4. Рефлексия.

Ход мероприятия:

1. Активизация участников практикума.

        Рада вас приветствовать на практикуме по организации совместной коррекционной деятельности. Нас сегодня объединила наша с вами прямая обязанность помочь нашим детям избавиться от различного рода нарушений речи.

        А чтобы активно работать, необходимо выполнить некоторые упражнения.

        1). Начнём с дыхательной гимнастики по Стрельниковой «Ладошки», «Насос», «Обнимашки».

2). Для активизации работы мозга нейрогимнастика «Ухо-нос».

Каждый участник самостоятельно выполняет уже знакомое упражнение: правой рукой дотрагивается до левого уха, а левой рукой до носа, ритмично меняя положения рук.

3). Активизация участников в игровой форме («Ладушки-ладушки..» на развитие межполушарных связей).

  1. Теоретические вопросы по организации коррекционной деятельности.

Самомассаж – это массаж выполняемый самим ребенком (подростком, взрослым). Самомассаж  является средством, дополняющим воздействие основного массажа.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических  ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса денных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличии от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме того самомассаж можно использовать многократно в течении дня, включая его в различные режимные моменты. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, дневного сна, может быть включен в организованную коррекционно-обучающую деятельность, а также завершать либо предварять артикуляционную гимнастику, а самомассаж рук и тела может включаться в структуру любой организованной образовательной деятельности в качестве физкультурной паузы или пальчиковой гимнастики.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 – 10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4 – 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня.  Дети обучаются приемам самомассажа под руководством взрослого. Перед его выполнением дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках, или лежать на ковриках или в кроватках (после дневного сна).

Ожидаемые результаты применения массажа:

в образовательном направлении:

  • усвоение правил (знание того, что движения необходимо производить по ходу тока крови, не массировать лимфатические узлы)
  • умение овладеть простейшими приемами;

в оздоровительном направлении:

  • расширение капилляров кожи;
  • ускорение циркуляции крови и лимфы;
  • усиление функций потовых и сальных желез;
  • влияние на обменные процессы;
  • улучшение подвижности связочного аппарата;
  • побуждение к активности;
  • тонизирующее влияние на центральную нервную систему;

в воспитательном направлении:

  • развитие положительных эмоций.

  1. Практические вопросы по организации самомассажных упражнений.

  • Обучая детей самомассажу, педагог показывает каждый прием на себе и комментирует его.
  • Дети выполняют прием самостоятельно, при необходимости можно использовать зрительный контроль (зеркало).
  • Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном темпе. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно – проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу. Также использование стихотворного текста является дополнительным стимулирующим фактором речевого развития и создает у детей положительный эмоциональный настрой, желание заниматься. Веселые стихи и песенки, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота и доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект, педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

Разрешите представить вашему вниманию подборку стихотворных упражнений для самомассажа. Они для удобства пользования распечатаны в форме буклета. А одно из таких упражнений предлагаю разучить прямо сейчас. Внимание на экран: «Птичий двор».

C:\Users\Ирена\Desktop\логопед\фото\картинки\27833_html_64074b0e.jpg

На дворе стоит забор. За забором – птичий двор…

C:\Users\Ирена\Desktop\логопед\фото\картинки\scrn_big_1.jpg

  1.  Чтобы полученный сегодня на практикуме опыт не прошёл даром, предлагаю зафиксировать полученные знания в нашем сознании и закончить практикум упражнением «Йоговское дыхание»: на счет 1-4- вдох, задержка дыхания, выдох) 3 раза.

 Спасибо за внимание.

Сабанина Ирене Эвальдовна

учитель-логопед МАДОУ

«Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Японская методика пальцевого массажа и самомассажа

Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа. Японский ученый НАМИКОШИ ТОКУХИРО считает, что массаж каждого пальца полож...

«Игровой массаж и самомассаж в работе с детьми дошкольного возраста»

Презентация является наглядным дополнением к докладу  и практическому материалу по данной теме. Тезисно представляет содержание теориетического материала и практического приложения к тему....

Японская методика пальцевого массажа и самомассажа

Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа....

Практические приемы массажа и самомассажа - как способ развития мелкой моторики рук.

Практические приемы массажа и самомассажа - как способ развития мелкой моторики рук....

Вышла в свет книга-пособие по игровому массажу и самомассажу "Речь, ум и здоровье в ваших руках!"

Пособие по игровому массажу и самомассажу адресовано заботливым родителям, воспитателям, логопедам, дефектологам, психологам, гувернёрам, няням и учителям  начально...

Статья - презентация " Технология проведения массажа и самомассажа"

Консультация раскрывает такие понятия как "массаж" и "самомассаж".  Знакомит с видами, формами и методами массажа. Содержит презентацию и послайдовый текст к ней. Может быть использована в работе...

Комплексы самомассажа для детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии: массаж и самомассаж.

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения.Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения ...