Практикум по теме "Логопедический массаж и самомассаж"
методическая разработка по логопедии на тему
Практикум организован и проведён в рамках тематики: «Специфика работы воспитателя в системе комплексного взаимодействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_18-19.docx | 253.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Специфика работы воспитателя в системе комплексного взаимодействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Логопедический самомассаж.
Актуальность выбранной темы.
В настоящее время в процессах обучения и направленной коррекции нарушения речи детей традиционные методы во многих случаях перестали приносить ожидаемые результаты. В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка, объединяющий как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные. Нетрадиционные методы помогают более глубокой (качественной) коррекции, особенно затрагивая состояния, сопутствующие речевой патологии.
Актуальность использования в нашем детском саду: из 22 человек, посещающих коррекционные занятия, 8 необходим расслабляющий массаж, 2 активизирующий, 3-смешанный.
Значимость.
Выраженная неврологическая симптоматика (т.е. видимое нарушение тонуса мышц) подразумевает использование нетрадиционных форм, особенно на начальных стадиях коррекционной работы. Обеспечить положительный эффект способен логопедический массаж, который применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц артикуляционного аппарата. Практический опыт коррекционно-педагогической работы с лицами, страдающими речевыми расстройствами показывает, что применение массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи.
Цель коррекционной работы логопедов – максимально развить методику массажа, направленную на коррекцию речевых нарушений, заключающуюся в общеукрепляющем воздействии на неречевые и речевые функциональные системы ребенка.
Цель практикума: просвещение педагогов по вопросам эффективного взаимодействия с детьми в организации коррекции речи с использованием здоровьесберегающих технологий на занятиях в дошкольных учреждениях.
Задачи практикума:
- Дать представление о ведущих способах нетрадиционного воздействия при организации логопедической коррекции речи воспитанников.
- Познакомить с методикой проведения самомассажа как с конструктивной формой взаимодействия с воспитанниками.
- Создавать условия для гармонизации отношений «воспитатель – ребенок».
План.
- Активизация участников в игровой форме (дыхательные упражнения, нейрогимнастика для мозга «Ухо-нос», «Ладушки-ладушки..»).
- Теоретические вопросы по организации коррекционной деятельности.
- Практические вопросы по организации самомассажных упражнений.
- Рефлексия.
Ход мероприятия:
1. Активизация участников практикума.
Рада вас приветствовать на практикуме по организации совместной коррекционной деятельности. Нас сегодня объединила наша с вами прямая обязанность помочь нашим детям избавиться от различного рода нарушений речи.
А чтобы активно работать, необходимо выполнить некоторые упражнения.
1). Начнём с дыхательной гимнастики по Стрельниковой «Ладошки», «Насос», «Обнимашки».
2). Для активизации работы мозга нейрогимнастика «Ухо-нос».
Каждый участник самостоятельно выполняет уже знакомое упражнение: правой рукой дотрагивается до левого уха, а левой рукой до носа, ритмично меняя положения рук.
3). Активизация участников в игровой форме («Ладушки-ладушки..» на развитие межполушарных связей).
- Теоретические вопросы по организации коррекционной деятельности.
Самомассаж – это массаж выполняемый самим ребенком (подростком, взрослым). Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа.
Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса денных мышц.
В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличии от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме того самомассаж можно использовать многократно в течении дня, включая его в различные режимные моменты. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, дневного сна, может быть включен в организованную коррекционно-обучающую деятельность, а также завершать либо предварять артикуляционную гимнастику, а самомассаж рук и тела может включаться в структуру любой организованной образовательной деятельности в качестве физкультурной паузы или пальчиковой гимнастики.
Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 – 10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4 – 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня. Дети обучаются приемам самомассажа под руководством взрослого. Перед его выполнением дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках, или лежать на ковриках или в кроватках (после дневного сна).
Ожидаемые результаты применения массажа:
в образовательном направлении:
- усвоение правил (знание того, что движения необходимо производить по ходу тока крови, не массировать лимфатические узлы)
- умение овладеть простейшими приемами;
в оздоровительном направлении:
- расширение капилляров кожи;
- ускорение циркуляции крови и лимфы;
- усиление функций потовых и сальных желез;
- влияние на обменные процессы;
- улучшение подвижности связочного аппарата;
- побуждение к активности;
- тонизирующее влияние на центральную нервную систему;
в воспитательном направлении:
- развитие положительных эмоций.
- Практические вопросы по организации самомассажных упражнений.
- Обучая детей самомассажу, педагог показывает каждый прием на себе и комментирует его.
- Дети выполняют прием самостоятельно, при необходимости можно использовать зрительный контроль (зеркало).
- Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном темпе. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно – проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу. Также использование стихотворного текста является дополнительным стимулирующим фактором речевого развития и создает у детей положительный эмоциональный настрой, желание заниматься. Веселые стихи и песенки, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота и доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект, педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.
Разрешите представить вашему вниманию подборку стихотворных упражнений для самомассажа. Они для удобства пользования распечатаны в форме буклета. А одно из таких упражнений предлагаю разучить прямо сейчас. Внимание на экран: «Птичий двор».
На дворе стоит забор. За забором – птичий двор…
- Чтобы полученный сегодня на практикуме опыт не прошёл даром, предлагаю зафиксировать полученные знания в нашем сознании и закончить практикум упражнением «Йоговское дыхание»: на счет 1-4- вдох, задержка дыхания, выдох) 3 раза.
Спасибо за внимание.
Сабанина Ирене Эвальдовна
учитель-логопед МАДОУ
«Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Японская методика пальцевого массажа и самомассажа
Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа. Японский ученый НАМИКОШИ ТОКУХИРО считает, что массаж каждого пальца полож...
«Игровой массаж и самомассаж в работе с детьми дошкольного возраста»
Презентация является наглядным дополнением к докладу и практическому материалу по данной теме. Тезисно представляет содержание теориетического материала и практического приложения к тему....
Японская методика пальцевого массажа и самомассажа
Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа....
Практические приемы массажа и самомассажа - как способ развития мелкой моторики рук.
Практические приемы массажа и самомассажа - как способ развития мелкой моторики рук....
Вышла в свет книга-пособие по игровому массажу и самомассажу "Речь, ум и здоровье в ваших руках!"
Пособие по игровому массажу и самомассажу адресовано заботливым родителям, воспитателям, логопедам, дефектологам, психологам, гувернёрам, няням и учителям начально...
Статья - презентация " Технология проведения массажа и самомассажа"
Консультация раскрывает такие понятия как "массаж" и "самомассаж". Знакомит с видами, формами и методами массажа. Содержит презентацию и послайдовый текст к ней. Может быть использована в работе...
Комплексы самомассажа для детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии: массаж и самомассаж.
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения.Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения ...