«Использование компьютерной программы ПервоЛого в работе учителя-логопеда»
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
В статье представлен опыт работы учителя-логопеда детского сада по использованию компьютерной программы ПервоЛого в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Для внедрения программы ПервоЛого в работу с детьми был создан проект «Говорим и развиваемся». В результате проекта с помощью данной программы были разработаны игры и упражнения по развитию звукопроизношения и лексико-грамматических категорий для детей с общим недоразвитием речи. Активно использовалось применение программы ПервоЛого во всех видах коррекционной работы, что положительно сказалось на качестве работы и результатах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование компьютерной программы ПервоЛого в работе учителя-логопеда | 37.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Никошина Лариса Геннадьевна – учитель-логопед муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 25 «Ягодка», городской округ город Бор
«Использование компьютерной программы ПервоЛого в работе учителя-логопеда».
На современном этапе к работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения предъявляются новые требования, которые определяются законодательством в умении перестроить свою деятельность с учётом знаний новых технологий, правил и подходов к организации собственной работы. В нормативно-правовых актах государства провозглашается право каждого человека на образование, так, одной из задач федеральных государственных образовательных стандартов является «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)». Поэтому для детей с особыми возможностями здоровья предусмотрено создание специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования. Исходя из этого, актуализируется проблема использования специализированных компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья для формирования у них положительной мотивации к учебной деятельности.
В поисках специальных компьютерных программ для работы с детьми дошкольного возраста, которые можно использовать, в том числе в работе с детьми с особыми возможностями здоровья, мы обратили внимание на программу ПервоЛого. Проблема использования данной программы в работе с детьми дошкольного возраста пока недостаточно разработана. Поэтому нам показалось интересным построить коррекционную работу со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи, используя программу ПервоЛого.
Компьютерная программа ПервоЛого разработана российским Институтом новых технологий совместно с канадской фирмой Logo Computer Systems Inc. ПервоЛого — это универсальная учебная компьютерная среда на базе языка Лого для детей дошкольного и начального школьного возраста. Целью программы ПервоЛого является развитие у детей логического и алгоритмического мышления, навыков начального программирования, творческих способностей, художественных возможностей. ПервоЛого - это язык программирования, средства работы с текстами, с графиками, с мультипликацией, с мультимедиа (звуком и видео).
Основная ценность программы в том, что она позволяет детям развиваться всесторонне. Программа даёт возможность в интересной для детей форме закреплять знания адаптированной образовательной программы. Программа ПервоЛого позволяет развивать у детей с особыми возможностями здоровья универсальные способности – рефлексию, коммуникативность, самооценку, умение решать проблемные ситуации, творческое воображение, зрительно - двигательную координацию. Включение в работу всех анализаторов - зрительного, слухового, двигательного.
- Программа имеет личностно-развивающую направленность.
- Дает возможность обеспечения ситуации успеха в разных видах деятельности.
- ПервоЛого – это открытая творческая среда, в которой ребенок получает возможность создавать достаточно сложные проекты, даже еще не умея читать и считать.
Педагогу ПервоЛого позволяет в полном объеме реализовать применение современных информационных и коммуникационных технологий в рамках образовательной деятельности. Так, учитель-логопед дошкольного образовательного учреждения может использовать возможности ПервоЛого на занятиях по развитию звукопроизношения, формированию лексико-грамматического строя речи, обучению грамоте и развитию связной речи. Практическое применение компьютерной среды ПервоЛого велико:
- Разработка педагогом электронного дидактического материала к занятиям для фронтальной и индивидуальной работы с учётом коррекционных задач;
- Работа в данной программе на индивидуальных занятиях с детьми;
- Работа на интерактивной доске с применением ПервоЛого;
- Проектная деятельность.
Программа ПервоЛого развивает у детей с особыми возможностями здоровья: - творческие способности;
- речь и логическое мышление;
- умение ставить и решать задачу;
- навыки общения и работы в группе;
- способность работать самостоятельно;
- навыки алгоритмического мышления.
Занятия с помощью данной творческой среды представляют собой увлекательную игру, которая, обучает работать с графикой, текстовым редактором, элементарной мультипликацией.
Программа представляет собой компьютерный альбом, в котором, в отличие от бумажного, ребенок может не только рисовать, писать, но и создавать мультфильмы и другие проекты на любые темы.
Программа содержит готовый набор инструментов, форм, фонов или позволяет импортировать свои. В меню программы имеются команды, с помощью которых можно придать движение любому объекту. С помощью неё, ребенок может создавать собственные медиа ресурсы (записывать свой голос, различные звуки) или импортировать готовые.
Для внедрения программы ПервоЛого, мы разработали проект «Говорим и развиваемся», в рамках которого реализовывались возможности программы по всем направлениям коррекционной работы:
- при обследовании;
- в работе над формированием звуковой стороны речи;
- при формировании лексико-грамматических категорий;
- в работе по развитию связной речи;
- при обучении грамоте;
- в работе по развитию психических процессов.
Цель проекта: Разработка системы использования компьютерной программы ПервоЛого в коррекционной работе с детьми.
Задачи проекта:
- Повышать эффективность процесса коррекции нарушения речевого развития у детей, имеющих общее недоразвитие речи.
- Разработать и внедрить в работу с детьми с общим недоразвитием речи систему игр и упражнений по формированию звукопроизношения и лексико-грамматических категорий на базе компьютерной программы ПервоЛого.
- Распространять информацию в педагогическом сообществе о применении программы ПервоЛого в коррекционном процессе.
- Привлекать внимание родителей к информации об эффективном использовании специальных развивающих компьютерных программ и игр.
Участники проекта: дети, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Целевая группа проекта: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Сроки реализации проекта: среднесрочный – 1 учебный год.
Ожидаемые результаты проекта.
Для детей.
Развитие универсальных способностей – рефлексии, коммуникативности, самооценки, умения решать проблемные ситуации, творческого воображения, зрительно - двигательной координации.
Повышение самостоятельности детей при работе в программе ПервоЛого.
Применение усвоенных знаний и коммуникативных умений в самостоятельной речи.
Развитие психических процессов (различных видов памяти, внимания, мышления).
Для педагогов.
Внедрение в педагогический процесс опыта работы по данной проблеме.
Повышение профессионального мастерства.
Оснащение картотеки электронных образовательных ресурсов упражнениями, играми, разработанными на базе компьютерной программы ПервоЛого.
Для родителей.
Повышение заинтересованности родителей в совместном сотрудничестве по коррекции речи у детей.
Повышение знаний по применению компьютерных технологий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Во время проекта использовались разнообразные формы работы.
Фронтальные и подгрупповые занятия с использованием интерактивной доски.
Индивидуальные занятия с использованием компьютерных технологий (фрагментарно), в сочетании с традиционными методами.
Образовательная деятельность строилась на игровых методах и приемах.
Реализация проекта проходила поэтапно.
Первый этап – подготовительный включал в себя наблюдение, изучение, мониторинг, анализ методической литературы, электронных образовательных ресурсов по подбору материала для создания компьютерных игр. Побор материала по теме проекта. Анкетирование родителей.
№ | Мероприятия | Цель | Участники | Сроки |
1. | Анализ методической литературы, электронных образовательных ресурсов по подбору материала для создания компьютерных игр и упражнений на базе программы ПервоЛого, способствующих преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Побор материала по теме проекта. | Систематизация полученного материала | Учитель-логопед | 1 неделя октября |
2. | Наблюдение за детьми, мониторинг | |||
3. | Создание медиатеки игр и упражнений по лексическим темам, автоматизации звуков, обучению грамоте, обследованию речи. | Планирование деятельности по реализации проекта | Учитель-логопед дети | 1 неделя октября |
4. | Планирование деятельности по теме проекта | Составление плана работы | Учитель-логопед | 2-3 неделя октября |
5. | Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта, анкетирование по использованию компьютерных игр | Ознакомление родителей с проектом | Учитель-логопед родители | 4 неделя ноября |
6. | Взаимодействие с педагогами, направленное на распространение информации по теме проекта | Подготовка материала, презентации | Учитель-логопед педагоги | 2-3 неделя октября |
Второй этап – основной заключался в образовательной работе с детьми, в работе с родителями, педагогами для решения поставленных задач.
Разработка и применение игр и упражнений на базе программы ПервоЛого.
Создание альбомов по лексическим темам совместно с детьми и родителями.
№ | Содержание деятельности | Задачи | Ресурсы | Исполнители и соисполни- тели | Сроки реализации |
1 2 3 4 5 | Игры и упражнения по формированию звукопроизношения и лексико-грамматических категорий. (на фронтальных и подгрупповых занятиях по лексическим темам) Создание альбомов, мини-проектов (на индивидуальных занятиях) Презентация готовых мини-проектов, игр. Круглый стол Выступление на методическом объединении педагогов групп компенсирующей направленности по данной теме Рекомендации, консультации для родителей | Применение усвоенных знаний и коммуника-тивных умений в самостоя-тельной речи. Уменьшение числа ошибок в речевых высказыва-ниях. Распростра-нение материалов педагоги-ческого опыта | Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия, с использованием интерактивной доски и ноутбука. МО педагогов групп компенсирую-щей направленности в информацион-ном уголке группы и на персональном сайте учителя-логопеда | Учитель-логопед Дети Родители | По плану воспита-тельно-образо-вательного процесса. Ноябрь-декабрь Январь –Февраль Март Ноябрь В течение года |
Во время проекта программа ПервоЛого использовалась учителем-логопедом во время обследования. Это ускоряло процесс обследования, повышало интерес у детей.
За время реализации проекта разработана система игр и упражнений по формированию звукопроизношения и лексико-грамматических категорий. Например, по лексической теме «Овощи, фрукты» созданы игры и упражнения: «Разложи овощи и фрукты по корзинам», «Что перепутал художник?» - на обогащение словарного запаса; игра «Угости бабушку и дедушку» - на закрепление употребления местоимений мой, моя.
Использование разработанной системы на фронтальных и подгрупповых занятиях по лексическим темам показало повышение уровня усвоения программного материала у детей за счёт повышения интереса.
Увлекательным для детей оказалось создание альбомов, мини-проектов по лексическим темам на индивидуальных занятиях. Затем была презентация готовых мини-проектов и альбомов.
Во время проекта проводились открытые занятия, собрания, консультации для родителей. На информационном стенде, на персональном сайте, на сайте детского сада, на страничках в интернет сообществах размещались рекомендации, консультации для родителей по теме проекта.
Были подготовлены и проведены методические объединения, семинары для педагогов городского округа г. Бор по использованию программы ПервоЛого в работе с детьми. Размещены рекомендации, консультации для педагогов на персональном сайте, на сайте детского сада в педагогических интернет-сообществах.
На третьем – заключительном этапе было подведение итогов работы над проектом, сделаны выводы, намечены перспективы развития проекта.
№ | Мероприятия | Цель | Участники | Сроки |
1. | Наблюдение, мониторинг. | Выявление и определение эффективности реализации проекта | Учитель-логопед Родители Дети | Май |
2. | Картотека игр и упражнений по формированию звукопроизношения и лексико-грамматических категорий на базе программы ПервоЛого | Повышение компетентности педагогов по теме
| Учитель-логопед
| Апрель
|
3. | Создание презентации опыта работы по теме для педагогов | Повышение компетентности педагогов по теме | Учитель-логопед | Апрель |
4. | Итоговое мероприятие «Веселое путешествие» | Закрепление и обобщение пройденного материала. | Учитель-логопед Дети | Май
|
5. | Создание папки для родителей: «Применение компьютерных игр и технологий для развития речи ребенка с ОНР" (памятки, рекомендации, буклеты, консультации). Размещение материала по данной проблеме на персональном сайте учителя-логопеда Никошиной Л.Г., в педагогических интернет-сообществах. | Повышение педагогической культуры родителей по данному вопросу | Учитель-логопед | В течение года
|
В результате работы над проектом:
- Разработана система игр и упражнений по формированию звукопроизношения и лексико-грамматических категорий на базе компьютерной программы ПервоЛого.
- Отмечено повышение положительной динамики в развитии всех компонентов речи у детей.
- Повысилось качество коррекционной работы.
- Повысилась степень удовлетворенности родителей качеством коррекционно-развивающего процесса.
- Повысилась профессиональная компетентность педагогов.
Намечены перспективы развития проекта.
- Создание условий для повышения степени самостоятельности детей при использовании компьютерной программы ПервоЛого (создание собственных альбомов, мини-проектов и др.).
- Пополнение медиатеки игр и упражнений на основе программы ПервоЛого.
- Создание наглядного материала (схемы, карточки, пособия) на основе созданной базы игр и упражнений.
- Развитие сотрудничества детского сада и семьи с применением информационно-коммуникационных технологий.
- Диссеминация опыта работы по проекту.
В заключение, хочется отметить, что применение компьютерных технологий в обучении дошкольников с особыми возможностями здоровья, обладает рядом преимуществ:
- Предъявление информации на экране компьютера или на интерактивной доске в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним, тем самым легче происходит процесс обучения;
- Компьютерные технологии представляют образный тип информации,
понятный детям;
- Использование компьютерных технологий - это ещё один шаг к
индивидуализации обучения, предоставляет возможность для детей
видеть результаты самостоятельной или совместной деятельности на
экране (интерактивной доске), что способствует рефлексии.
Использование компьютерной программы ПервоЛого в процессе коррекции нарушений речи дошкольников позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха ребёнка.
Литература
- Герфанов Г.М. Практикум по среде ПервоЛого 3.0. http://gdmainalicey.ru/docs/komp_prakt_05.pdf
- Истомина Т.Л. Обучение информатике в среде Лого. Материалы дистанционного курса МИПКРО, 2007
- Макунина Е.В., Хохлова Е. Н.. Изучаем ПервоЛого: Методическое пособие для учителей начальной школы. М.: ИНТ., 2016 — 91 с.
- Макунина Е.В., Хохлова Е.Н. С ПервоЛого к новому стандарту // Директор школы. – 2013. – № 8. – С. 78.
- Сопрунов С.Ф., Ушакова А.С., Яковлева Е.И. ПервоЛого 3.0: Справ. пос. М.: Институт новых технологий, 2011.
- Яковлева Е.И. Мастер-классы по ПервоЛого. http://www.int-edu.ru/content/master-klassy-po-pervologo
- Яковлева Е.И. Игры в Лого. Научно-практический электронный альманах «Вопросы информатизации образования», № 4, 2006 г.
- Яковлев И.Н., Яковлева Е.И. ЛогоМиры 3.0.: Сборник методических материалов. – М.: ИНТ. –112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»
ОДОД ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...
Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в ДО (опыт работы)
Предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по теме "Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в дошкольной организации". Данный материал будет полезен учителям-ло...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"
В выступлении говорится о повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ, об использовании познавательно-исследовательской...
Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» Доклад по теме: Компьютерные игры «Мерсибо» в работе учителя-логопеда с д
Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоров Доклад по Компьют...
Инновационные технологии в работе учителя-логопеда "Использование элементов мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда"
Использование элементов мозжечковой стимуляции в работе учителя-логопеда...