"Назови слово"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
У детей старшего дошкольного возраста часто возникают трудности в овладении навыком звукового анализа и синтеза слов. Родителям, которые хотели бы помочь детям преодолеть их, будет полезна данная консультация.
Для начала попробуем разобраться, что представляют собой мыслительные операции анализа и синтеза мышления.
Анализ — это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез — это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета и его признаков, выявленных в процессе анализа. Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделять гласные от согласных в слове. Звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Чтобы развить это восприятие, я предлагаю родителям поиграть с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_nazovi_slovo.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
«НАЗОВИ СЛОВО»
У детей старшего дошкольного возраста часто возникают трудности в овладении навыком звукового анализа и синтеза слов. Родителям, которые хотели бы помочь детям преодолеть их, будет полезна данная консультация.
Для начала попробуем разобраться, что представляют собой мыслительные операции анализа и синтеза мышления.
Анализ — это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез — это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета и его признаков, выявленных в процессе анализа. Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделять гласные от согласных в слове. Звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Чтобы развить это восприятие, я предлагаю родителям поиграть с ребенком.
ИГРА 1 «Скажи как я».
Взрослый произносит слово, выделяя один звук, а ребенок повторяет (мммыло, машшшина, доммм). Необходимо, чтобы ребенок научился выделять звук при произнесении слова.
ИГРА 2 «Найди место звука в слове».
Чтобы ребенку было интересно, сделайте дорожку из цветной бумаги, разделите ее на три части, выберите небольшую игрушку или фишку, которую вы вместе будете передвигать по дорожке. Определитесь, место какого звука, и в каком слове вы будете искать. Медленно произносите слово и делайте акцент на звуке (сссвечи, подноссс). Если звук слышится в начале слова, то фишка остается в начале дорожки. Если звук слышится в конце — фишка передвигается до конца дорожки и останавливается там.
ИГРА 3 «Назови первый звук в слове».
Игра проводится при помощи Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет первый звук в слове.
ИГРА 4 «Назови слово на заданный звук». Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.
Итак, первый этап обучения пройден: ребенок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, произнося слово; сам может сказать слово, интонационно выделив в нем любой звук; легко подбирает слова на заданный звук, определяет место звука в слове. Но это еще не значит, что ребенок научился звуковому анализу. Провести звуковой анализ слова — это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся. То есть, если вы спрашиваете ребенка, из каких звуков состоит слово «кот», а он отвечает вам: «В слове «кот» есть звук «о», звук «к» и звук «т», — это значит, что он хорошо слышит в слове отдельные звуки, но не умеет еще провести его звуковой анализ. А ведь звуковой анализ — основа грамотного письма. Только представьте себе, что получится, если ваш ребенок будет записывать звуки в слове в произвольной последовательности!
Новый этап обучения — новые задачи и средства для решения этих задач. Если на первом этапе, когда детей учили слышать в словах отдельные звуки, сравнивать слова по звучанию, мы пользовались особым произнесением слова, то при обучении ребенка звуковому анализу слов этого недостаточно.
Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-либо явление, оно должно быть понятно, материально представлено. Давайте нарисуем схему звукового состава слова: в слове «дом» три звука — нарисуем три клеточки. Предложим ребенку эту карточку: на ней нарисован дом, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать, а под домом — схема этого слова: наш малыш уже знает, что слова состоят из звуков. Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. «Сколько клеточек?» — «Три». — «А сколько звуков в слове?» — «Тоже три». — «Давай будем эти звуки искать. Скажи мне слово «дом» так, чтобы я услышала в нем первый звук». Это наш ребенок уже умеет — научился на первом этапе обучения. «Д-дом»,
- старательно произносит малыш. «Какой первый звук?» — «Д».
«Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет, какой звук?» — «Д». В качестве фишек можно использовать любой материал: нарежьте из белого картона квадратики или возьмите старую мозаику и выберите из нее
белые или желтые элементы. Не берите красные, синие, зеленые
они еще понадобятся.
Итак, перед ребенком схема звукового состава слова «дом» Первая клеточка уже закрыта — найден первый звук в слове. Можно двигаться дальше. «Давай теперь произнесем слово «дом» так, чтобы услышать в нем второй звук, первый, «д», — мы уже знаем». Помогите ребенку для первого раза, скажите вместе с ним: «до-о-ом». Здесь нам поможет схема звукового состава слова: нужно произносить слово и одновременно вести пальцем, а лучше специальной палочкой-указкой по схеме и надолго остановить указку на второй клеточке. Указка стоит на второй клеточке схемы, а вы вместе с ребенком долго тянете: «до-о-ом». «Какой же второй звук в этом слове?» — «О!» — «Отлично! Давай обозначим и этот звук фишкой!» Ребенок берет точно такую же, как первая, фишку и ставит ее на вторую клеточку. «Видишь, — продолжаете вы, — мы уже знаем два звука в слове «дом». Давай найдем последний звук в этом слове. Скажи мне слово «дом» так, чтобы я услышала в нем последний звук». И снова вы ведете указкой по уже почти заполненной схеме слова и произносите: «дом-м-м». «Какой последний звук в слове «дом-м-м»?» — «М-м», — отвечает ребенок и ставит на схему последнюю, третью фишку. Очень важно следить за тем, чтобы ребенок произносил слово в строгом соответствии с движением указки, иначе он будет «терять» звуки.
Вот и проведен впервые звуковой анализ слова. Хорошо бы повторить его еще раз. Но как? Снять фишки и начать все сначала? Это неинтересно малышу! Нет, лучше поиграть в игру «Кто внимательный?». «А теперь, — говорите вы, — я буду называть звук, а ты будешь снимать его со схемы. Посмотрим, какой ты внимательный. Убери, пожалуйста, звук «д»...» Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слова, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому звуки следует называть так, как они слышатся в слове. Какой первый звук в слове «весна»? Давайте послушаем, выделим этот звук голосом: «вь-вь-вьесна» — первый звук «вь». А второй? «Вьэ-э-эс...» Ребенок хорошо слышит, что второй звук в этом слове — «э». А мы, взрослые, привыкнув к написанию этого слова, можем сбить малыша с толку, сказав, что второй звук в слове «весна» — «е».
В подготовительной группе ребята знакомятся с характеристикой звуков и учатся делать звуковой анализ слова, используя специальные цветовые обозначения. Чтобы помочь ребенку сделать звуковой анализ, взрослый должен сам ориентироваться в том, какие звуки гласные, а какие согласные. Давайте вспомним, что гласные звуки — это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своем пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос. Эти звуки можно пропеть. Пропойте их вместе с ребенком: «а», «о», «у», «ы», «э», «ю», «я», «е», «ё», «и». Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.
Согласные звуки — звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, язык и нёбо. Произнесите ЭТИ ЗВУКИ: «Б», «В», «Г», «Д», «Ж», «з», «к», «л», «м», «н», «п», «р», «С», «Т», «ф», «X», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ».
Согласные звуки бывают твердые и мягкие. Мягкие звуки мы обозначаем зеленым цветом, а твердые согласные — синим.
Чтобы ребенку было интересно, включайте развлекательные моменты, старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Схемы слов ребенок может составлять не только используя карточки, но и при помощи мелких пуговиц, игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев. Дополнительная нагрузка будет на мелкую мускулатуру, если пуговицы хранятся в прозрачной бутылочке или банке с завинчивающейся крышкой, которую малышу нужно открывать или закрывать самостоятельно. Можно сделать коробочку для звукового анализа и заполнить ее жетонами. Работа с разноцветными жетонами развивает и укрепляет память, тренирует мышцы пальцев.
Выберите понравившиеся вам предметы и сделайте звуковой анализ слова «мак». МММАК — скажи как я. Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук, и положи его под картинкой.
МАААК — скажи как я. Какой звук ты слышишь после «м»? Какой это звук? Возьми жетон, который обозначает гласный звук, и положи его после «м».
МАККК (подчеркнуто артикулируется звук «к») — какой последний звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук, и положи его после звука «а».
Назови все звуки в слове «мак» по порядку.
Где находится звук «а»: в начале, в конце или середине слова?
Какой первый звук в слове «мак»? А какой в этом слове последний звук?
Назови гласный звук в слове.
Назови согласные звуки в слове.
Сколько всего звуков в слове «мак»?
При звуковом анализе получается красочная схема. Теперь вы можете предложить ребенку зарисовать ее в тетради в клетку или на листе бумаги и еще раз предложить произнести слово по звукам. Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим.
Чтобы развивать синтез мышления — играйте с ребенком в игру «Угадай слово». Взрослый называет отдельные звуки, а ребенок отгадывает слово («р», «а», «к» — «рак»).
Успехов Вам и вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - презентация « Найди и назови слова с заданным звуком»
игра на умение находить и называть нужный звук в слове....
задание "Назови слова, которые отличаются..."
Продолжаем закреплять звуковой анализ слова....
Интерактивная дидактическая игра "Назови слово"
Игра поможет научить ребенка 3-4 лет образовывать слова по анологии....
Интерактивна игра для дошкольников "Назови слово"
Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста для проведения занятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....
словесная игра "Назови слово"
Словесная игра «Назови слово»Цель: Упражнять детей в умении называть предметы, животные, растении, необходимые людям определенной профессии. Активизировать мышление и речь детей.Атри...
Презентация "Назови слово и определи позицию звука "с" в слове"
Презентация "Назови слово и определи позицию звука "с" в слове"...