"Звуки, я вас слышу!"
консультация по логопедии на тему

Якене Ирина Николаевна

Консультация для воспитателей  ДОУ  "Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольника, как предпосылки обучения грамоте "Звуки, я вас слышу!"  изначально была представлена на городском уровне. Получила высокую оценку коллег. Позже я представила свою работу на всероссийском уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchiy_doklad_zvuk_analiz_nov.docx57.14 КБ
Файл Презентация2.01 МБ

Предварительный просмотр:

ЗВУКИ, Я ВАС СЛЫШУ!

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольника,

как предпосылки обучения грамоте.

Учитель-логопед

Якене Ирина Николаевна

        Неумение читать или медленное чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе.

Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС предусматривает формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.

                Многочисленные исследования Н.А. Никашиной, А.К. Марковой, Г.И. Жаринковой, Л.Ф. Спировой, Г.А. Каше подтверждают предположение, высказанное в 40-х годах 20 века отечественными учеными Р.Е. Левиной и Р.М. Боскис, что причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического слуха и, как следствие, - несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

        При обучении чтению и письму, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на его составляющие звуки, установление их количества и последовательности. Перед началом письма, ребенку необходимо произвести анализ слова, в ходе записывания произвести синтез, т.е. мысленно сочетать звуки снова в целое. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

        Основная трудность, которую испытывают дети при выделении составных элементов слова, заключается в неумении услышать в нем гласные звуки, а также отделить гласные от согласных.  По мнению Д.Б. Эльконина, этому способствует слоговая система артикуляции русского языка, при которой, деля слова на звуки, дети ориентируются не на слуховое восприятие, а на артикуляцию.

        Несформированность звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово, ориентируясь только на его семантическую (смысловую) сторону и не улавливая сторону фонетическую, т.е. последовательность звуков, входящих в его состав. Например, если взрослый спросит какое слово больше: «слон» или «мышонок», ребенок ответит – «слон».

        При нарушении синтеза, ребенок не может составить из ряда звуков слово. На вопрос взрослого, какое слово получится, если соединить звуки: «к», «о», «р», «м», ребенок отвечает  -«Рома».

Слайд.

        Фонематический слух (термин ввел Л.С. Выготский) (способность слышать есть данный звук в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же звуки, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова) в норме не требует специального обучения.

        Фонематическое восприятие (термин ввел Д.Б. Эльконин) (умение определять последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к началу, середине и концу; подсчёт количества звуков в слове) формируется в течение всего дошкольного детства, требует специального обучения.

        Звуковой анализ (разложение слова на последовательный ряд звуков, подсчёт их количества, классификация) и звуковой синтез (слияние отдельных звуков в слоги, а слогов в слова) требуют также специального обучения.

Слайд.

        Сложность в определении нормы и паталогии в вопросах развития фонематического слуха заключается в том, что он формируется постепенно. Считалось, что фонематический слух в норме должен быть сформирован к 4 годам. Однако около 90% всего, что сейчас известно о мозге, учёные узнали за последние 15 лет. Отделы мозга, отвечающие за фонематические процессы, полностью созревают к 10 – 12 годам.

        Важная закономерность развития детей – их «языковое чутьё» или «языковая одарённость» в 3-5 лет! В этом возрасте у детей наблюдается повышенная чувствительность именно к звуковой стороне речи, а в дальнейшем такая восприимчивость к речи теряется, поэтому очень важно вовремя направить её в нужное русло. В этом возрасте дети – творцы своей речи: любят поиграть со словами, легко подбирают рифмы, даже сочиняют стихи. Именно, поэтому в этом возрасте необходимо развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы, уводя ребенка от естественного развития.

Вот анекдот из жизни, хорошо иллюстрирующий суть проблемы:

В группу детского сада приходит новая воспитательница. Трехлетние дети внимательно смотрят на новую тетеньку:

-  Здравствуйте,  дети. Меня зовут Жанна Геннадьевна.

Тишина. Дети молча пытаются «переварить» сложное имя-отчество. Через некоторое время раздается чей-то робкий голосок:

- Жадина-говядина?

        По статистике примерно 8% детей дошкольного возраста имеют нарушение речевого внимания. Эту проблему считают психологической, т.е. коррекцией внимания должен заниматься психолог. На самом деле – это работа логопеда и невролога. Т.к. речевое внимание регулирует кора и ствол головного мозга, зарубежом созданы специальные тренажеры. Например, разработанный французсим врачом А. Томатисом «Электронное ухо». При прослушивании музыки, из которой поочередно «вырезаются» то высокочастотные, то низкочастотные компоненты, мышцы уха ребенка тренируются путем поочередного расслабления и напряжения. Т.о. исчезают многие нарушения слухового восприятия. Для тренировок Томатис использует записи музыки Моцарта и григорианских песнопений. Например, в Польше, Томатис - это целая государственная программа, оборудование есть почти в каждой школе, даже в маленьких городах.      

Слайд.

        Н. В. Дурова очень точно дала названия периодам дошкольного обучения грамоте, создав дидактический материал из 4-х книг:

с 4 до 5 лет «Поиграем в слова»

с 5 до 6 лет «От слова к звуку»

с 6 до 7 лет «От звука к букве»

далее «Читаем сами»

        Содержание программы «Обучение дошкольников грамоте» построено с учетом возрастных особенностей детей.

Слайд.

        Первая младшая группа: воспитание слухового внимания, речевого дыхания, основных качеств голоса, вызывание правильного произношения звуков.

        Вторая младшая группа: развитие слухового внимания, фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса, подготовка артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков (артикуляционная гимнастика), работа над простыми по произношению звуками А, У, О, И, Э, П, Б, М, Ф, В.  

        Средняя группа: развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса, подготовка артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков (артикуляционная гимнастика), работа над звуками С, Сь, З, Зь, Ц, Ы выработка четкого произношения слов, спокойного темпа и размеренного ритма речи. Обучение детей интонационному выделению звука.

        Старшая группа:  развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса, формирование четкости движений органов артикуляционного аппарата, работа над звуками Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Ль, Р, Рь, Й. Различение звуков по их качественной характеристике: гласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Продолжение работы над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над темпом и ритмом речи. Развитие навыков звукового анализа, умения выделять ударение.

        Подготовительная к школе группа: работа над четким ясным произношением звуков в различных сочетаниях, совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели, развитие навыков звукового анализа, ознакомление с буквами, с принципом позиционного чтения.  

        Для того, чтобы при знакомстве с первыми буквами, при чтении и письме первых слогов ребёнок смог открыть позиционный принцип русского чтения, то есть учился ориентации на букву гласного, следующую за буквой согласного, необходимо, чтобы в добуквенный период обучения дети научились различать звуки (фонемы) гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твёрдые, звонкие и глухие.

        В своей исходной форме звуковой (фонемный) анализ есть установление последовательности фонем в полном слове. В отличие от естественного интуитивного деления слова на слоги, расчленению слова на звуки нужно специально учить. Если спросить ребёнка, какой первый звук он слышит в слове МАМА, он ответит МА. И это не случайно, так как именно такое деление слова отражает естественный механизм его членения: сочетание согласного с последующим гласным (слияние) представляет собой настолько неразрывную в артикуляционном отношении целостность, что нужно специально обучаться членить её на отдельные звуки.

        Хочется отметить, что для формирования какого-либо навыка звукового анализа (например, определение в слове конечного согласного) недостаточно предъявить ребенку 3-5 слов. Рекомендуется использовать не менее 10-20 слов.

Слайд.

1 этап Развитие неречевого слуха

         На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

        На данном этапе используются игры: «Что звучит?», «Где звучит колокольчик?», «Что за чем звучало?», «На чем играет Буратино?», «Тихо-громко», «Высоко-низко» и другие.

        Внимательно послушайте с ребёнком шум ветра, плеск воды, шелест бумаги, звон колокольчика, скрип двери и другие бытовые звуки.

Предложите ребёнку закрыть глаза, прослушать ещё раз звуки и отгадать, что звучало.

        На практике педагоги очень мало занимаются работой по различению неречевых звуков, считая ее не обязательной и бессмысленной. На самом деле, если ребенок научится хорошо различать неречевые звуки, возможно не придется долго заниматься различением фонем, фонематический слух будет развиваться автоматически. Доказано, что процесс будет происходить более успешно, если будут включены различные занятия, связанные с музыкой: музицирование на шумовых музыкальных инструментах, танцы, логоритмические упражнения.

2 этап

Слайд.

Слайд.

Развитие фонематического слуха. Различение одинаковых звуковых комплексов по высоте, силе и тембру. Развитие слуховой памяти.

  • Игра «Узнай свой голос». Записать на диктофон голоса близких людей и голос самого ребёнка. Прослушать голоса и попросить его угадать, кто сейчас говорит.
  • Игра «Три медведя». Ребёнок отгадывает за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: малыш сам говорит за трёх медведей, изменяя высоту голоса.
  • Игра «Кто так кричит?» (и-го-го, му-уу, пи-пи и т.д.)
  • Игра «К кому пришел, от кого ушел волк» (картинки: волк, волчата, козлята, охотник). Произносить фразу: «Волк пришел» (с испугом, с радостью, с удивлением), произносить фразу: «Волк ушел» (с радостью, с сожалением, с досадой).

3 этап

Слайд.

Переключение внимания детей на звуковую сторону речи.

        Например, если спросить ребенка какое слово больше «слон» или «мышонок», то получим ответ соответствующий образному восприятию ребенка, он скажет, что слово «мышонок», конечно же, меньше слова «слон», т.к. звуковая оболочка слова не выступает для него материально, ее нельзя обследовать, взять в руки и пощупать. Слово быстро ускользает, а образ, привычный ребенку, остается. Ребенок ориентируется только на семантическую (смысловую) сторону слова.

        Нужно научить делить слова детей на слоги. Взрослый просит детей хлопать в ладоши по мере произнесения каждого слога: «мы-шо-нок», тут же спрашивает: «Сколько раз вы хлопнули?» (много раз, 3). Потом вместе с детьми измеряет хлопками другие слова: «ля-гу-шо-нок», «ли-се-нок», а также слова с одним слогом: «лев», «слон».

         Цель упражнений – научить детей «протягивать» гласные звуки и делить слово на «кусочки» (слоги).

        При этом на бумаге или на доске написать значки по количеству частей слова. Наглядные средства позволят детям образно представить протяженность слов, научиться измерять и сравнивать их. Успех наступит тогда, когда дети поймут, например, что слово «муравей» больше, чем слово «кит».

Слайд.

1 Знакомство с гласными и согласными звуками. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука.

Гласные звуки

На данном этапе начинаем знакомство с гласными звуками. Необходимость этого этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция. Гласный звук выделяем на основе звукоподражаний с использованием картинок. Например, девочка укачивает куклу:(а – а- а); волк воет (у – у – у); болит зуб, завязана щека (о – о – о). Затем уточняем артикуляцию гласных звуков. Обращаем внимание на положение губ (раскрыты, вытянуты трубочкой, растянуты в улыбку).

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поет.

Звук получается гласный.

Символы звуков – это геометрические формы красного цвета. Внешний вид символов совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Дети нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре: выделению звука в слове помогает утрированное произнесение звука в ходе занятия, символы быстро и легко запоминаются детьми. На данном этапе эффективны такие игры, как:

        «Немые звуки»: воспитатель показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот. «Фотография звука»: воспитатель произносит звук, дети показывают карточку-символ.

Известно, что ударные гласные узнаются гораздо легче, чем безударные. Ударные гласные легче выделяются из начала слова, чем из его конца или из середины.С большим трудом дети определяют наличие в слове гласного и выделяют его в конце слова. Это объясняется особенностями восприятия слога, трудностями расчленения его на составляющие звуки. Гласный звук часто воспринимается детьми не как самостоятельный звук, а как оттенок согласного звука.

Слайд.

Согласные звуки

Дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» - губы, зубы и язык.

Звук согласный спеть бы рад,

Но во рту полно преград.

Мешают губы и язык

И слышим мы, то шум, то рык.

Работу по выделению согласных  звуков на фоне слова начинают с артикуляторно простых сонорных звуков (м, н), т.к. артикуляция этих звуков очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие. Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения. Уточнение правильной артикуляции изучаемых звуков можно проводить с использованием  зрительных символов (по Т.А. Ткаченко). Слуховой образ звука сравнивается с образом неречевого звука (с – течет вода из крана, з – звенит комар, в – воет ветер).

Слайд.

Итак, для узнавания звука в слове:
—   ударные гласные звуки (они находятся под ударением в начале слова, затем под ударением в середине слова);
 —   согласные звуки (дают вначале искать только сонорные согласные звуки М, Н, Р, Л, или глухие согласные К, Т, П, X, Ц, Ч, С, стоящие в конце слова);
 —   любые звуки в любой позиции в слове (кроме йотированных гласных, которые могут содержать два звука и потому пока не анализируются).

Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть и почувствовать. Но для детей артикуляционные и акустические свойства звука – это абстрактные, не видимые понятия, поэтому необходима зрительная опора в виде графических схем, символов, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, могут сравнить и наглядно увидеть их.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком – если горлышко «дрожит», значит, звонкий звук «бежит».Используем символ колокольчика, если глухой – перечеркнутый колокольчик.

Можно применить другой прием – во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.

Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики твердости – мягкости согласных звуков используются символы: камень, орех – твердый; облачко, вата, мех – мягкий.

Слайд.

Слайд.

С этой же целью в подготовительной группе можно использовать звуковые будильники (звонкий и глухой), они помогают детям усвоить понятия звонкости и глухости согласного и закрепить связь звука со зрительным образом буквы.

Слайд.

Для полной характеристики звука очень удобно использовать следующую схему. С ее помощью ребенок расскажет о любом звуке: гласный или согласный, если гласный – ударный или безударный, если согласный – твердый или мягкий, глухой или звонкий.

Слайд.

Предлагаю вашему вниманию пособие «Замки»:вместе с детьми мы отправляемся в удивительное путешествие в королевство звуков. В красном замке живут гласные звуки, в синем – твердые согласные звуки, в зеленом – мягкие согласные звуки.

После уточнения артикуляции звуков определяется наличие или отсутствие звука в слове на слух и на основе собственного произношения в словах различной сложности: односложных, двусложных, трехсложных, без стечения и со стечением согласных. Заданный звук нужно предлагать в различных позициях: в начале, середине и в конце слова (кроме звонких согласных).

Слайд.

Можно предложить следующие задания по выделению звука на фоне слова:

1. Поднять руку или хлопнуть в ладоши, или топнуть ногой, или поднять карточку с буквой Р, если в слове имеется звук Р. Слова называет воспитатель. Примерные слова: рама, нос, рыбак, шапка.

2. Определить, есть в слове звук р или нет. Если в слове есть звук р – подними руку, если звука р нет – топни ногой: мука, пар, ракета, зима, лимон, замок.

3. Отобрать предметные картинки, в названии которых есть звук р.

4. Определить, в каком из двух слов слышится звук Р. Жалко – жарко, хорошо – плохо, рак – лак, пир – пил, рама – лама.

5. Назвать овощи, фрукты, или игрушки, в названии которых есть звук р.

6. Игра «Кто больше?» 

Цель. Нахождение звука в названиях предметов по картине.

2 Вычленение первого ударного гласного из слова. Для закрепления умений выделять первый ударный гласный из слова проводятся следующие упражнения:

1. Игра «Угадай первый звук». Воспитатель называет слова, дети должны выделить первый звук и громко его произнести. Набор слов: аист, искра, обувь, астра, улица, остров, эхо, облако.

2. Игра «Кто лучше слушает?» Выбрать из рассказа слова, начинающиеся на звук О. Оля и Осип пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали окуня и леща. Видели облако, похожее на ослика.

3. Дети с удовольствием играют в игру «Звуковой кубик». Подбрасывая куб, называют по символу выпавший звук и вспоминают 5 предметов, названия которых начинаются со звука У, или вспоминают 4 - 5 действий, названия которых начинаются со звука У. Игра направлена не только на выделение первого звука в слове, но и на развитие фонематических представлений.

3 Вычленение первого согласного из слова. Вычленить первый согласный звук из слова гораздо труднее, чем выделить согласный на фоне слова. Основная сложность заключается в расчленении слога, особенно прямого, на составляющие его звуки. Так, например, если ребенку предлагают назвать первый звук в слове шапка, он вместо ш называет "ша", а первым звуком в слове муха называет слог "му". Причиной этого является нерасчлененное восприятие слога, несформированность представлений о слоге и звуке. Поэтому сам процесс произношения как бы препятствует фонематическому анализу.

1. Игра «Выдели звук». Назвать первый звук в словах (выделить его голосом, «нажать» на него): малина, мама, мыть.

2. Дидактическая игра «Назови первый звук в слове». Педагог показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко.

3. Подобрать названия птиц, посуды, фруктов и т.д., которые начинаются с заданного звука.

4. Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.

5. По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука.

Слайд.

6. «Найди сбежавший звук». Педагог читает стихи, в которых есть слова с пропущенным первым звуком. Дети должны догадаться, в каком слове пропущен звук, произнести это слово, а затем выделить и назвать '"сбежавший" звук. За каждый правильно названный звук дается очко. Примерные тексты для игры:

Жил на свете человек. Скрюченные _…ожки,

И гулял он целый век по скрюченной _…орожке.

А за скрюченной рекой в скрученном _ …омишке

Жили летом и зимой скрюченные _…ышки.

И стояли у ворот скрюченные елки,

Там гуляли без забот скрюченные _…олки.

И была у них одна скрюченная _…ошка,

И мяукала она сидя у окошка.

Слайд.

Слайд.

4 Определение конечного согласного в слове. Определение конечного согласного проводится вначале на обратных слогах, таких, например, как ум, ам, ух, ах, ус. Предлагаются слова, сходные по составу с ранее предъявленными слогами: ам - сам, ом - сом, ук - сук. Определяется конечный согласный сначала в слоге, потом в слове. В дальнейшем вычленение конечного согласного производится непосредственно в словах (типа дом) на слух, при самостоятельном произношении, по слухо - произносительным представлениям. Действие считается закрепленным, если ребенок, не называя слова, может определять конечную согласную.

Например, воспитатель предлагает ребенку отобрать картинки, в названии которых последним является указанный звук. При определении конечного согласного звука используются те же виды заданий, что и при определении первого гласного и согласного звука.

Дидактическая игра "Доскажи звук". Воспитатель произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове. Ребенок должен договорить нужный звук. В качестве речевогоматериала можно использовать известные детям стихи и потешки.

Ходит по лесу хорек, хищный маленький звере….

Голосок твой так хорош, очень сладко ты поё….

Хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал зая….

Поскорее наливай мне в стакан горячий ча….

5 Определение места звука в слове (начало, середина, конец). С детьми уточняют, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине. Вначале предлагается определить место ударной гласной в односложных (дом, мак) - двусложных словах (розы), в дальнейшем проводится работа по определению места согласного звука в слове.

Слайд.

В качестве зрительной аналогии можно использовать плоскостное изображение Ёжика, передвигающегося слева направо и останавливающегося в начале картонной дорожки, в середине, в конце. На спину ёжику прикрепляется символ или фишка, обозначающая нужный звук.

1.Игра «Паровоз». Разложить картинки, в названии которых есть звук Л: в один ряд положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой - в середине, третий - в конце.

2. Назвать животных, овощи, фрукты, растения, цветы, названия которых начинаются на звук л.

3. Назвать растения или игрушки, в названии которых звук Л в конце или середине слова.

Слайд.

4. Игры с мячом («Твердый-Мягкий», «Цепочка слов» и т.д.)

5. Интересно проходит игра «Сороки» с использованием прищепок. Прищепки превращаются в любопытных сорок, которым нравятся слова со звуком С. Дети выбирают картинки со звуком Св начале и в конце слова.

Слайд.

 Вычленение из слова первого и последнего звука, определение его места (начало, середина, конец слова).

Для  определения   первого  звука  в  слове:
—   ударные гласные;
—   сонорные согласные Р, Л, М, Н;
—   щелевые согласные С, 3, Ж, Ш, Ч, Щ;
—   остальные согласные звуки.

Для определения последнего звука:
—   ударные гласные;
—   сонорные согласные Р, Л, М, Н;
—   согласные К, Т, П, С, Ш, Ч, Щ, Ф, Х, Ц.

 Для определения места (начало, середина, конец слова) последовательность сохраняется такая же, как при определении первого и  последнего звуков.

На этом этапе продолжается работа по теме «Деление слов на слоги».

Слово делится на слоги,

Как на дольки апельсин.

Если слоги встанут рядом,

То получатся слова:

Ты- и -ква, а вместе «тыква».

Со- и -ва, у нас «сова».

Слайд.

Мы уточняем с детьми понятие слог, дифференцируем понятия звук и слог. Закрепление действий слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:

1.Повторить заданное слово по слогам.

2. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру (1,2,3,4).

3. Игра « Расселить картинки в домик». На первом этаже живут слова с одним слогом, на втором – с двумя, на третьем – с тремя слогами и т.д.

4.По сюжетной картинке назвать слова, состоящие из 1,2,3 слогов.

5. Придумать слова с одним, двумя или тремя слогами.

6. Придумать слово с определенным слогом в начале.

Слайд.

6 Определение ударения в слове, построение слого-ударной схемы (модели) слова.

Сначала дети обучаются определять ударный слог и составлять слого-ударные схемы, а затем определять ударный гласный звук. Ударный гласный звук хорошо слышен, если слово «позвать», но при этом произнести его не по слогам, а целиком. Ударный звук «долго тянется».

Педагог дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением. Можно предложить детям произнести слово быстро, тихо, шепотом. В этом случае ударение становится еще более различимым.

Среди слогов, «ударный слог»

Назвали так недаром…

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит-стучит,

И четко речь моя звучит.

4 этап

Развитие сложных форм фонематического анализа (определение количества, последовательности и места звука в слове)

Слайд.

Слайд.

Работа по формированию сложных форм фонематического анализа проводится с использованием различного игрового материала: это фишки, пробки, пуговицы, прищепки.Эта работа обычно проходит в тесной связи с обучением чтению и письму.

Задача педагога сформировать у ребенка целенаправленный и осознанный способ действия для вычленения звуковой последовательности слова, научить его выполнять определенную последовательность операций, контролировать и оценивать свои действия.

Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо формирование умения интонационно выделять каждый последующий звук в слове, определение звуковой последовательности в слове, введение фишек для обозначения звуков. Д.Б. Эльконин характеризовал фонемный анализ как многократное произнесение слова с интонационным выделением (протягиванием, «подчеркиванием» силой голоса) каждого последующего звука. Образец такого произнесения дает педагог.

Ребенок выделяет голосом первый звук на фоне слитного произнесения слова, после того как он выделен, называет звук изолированно, затем – то же с остальными звуками в слове. Например, ребенок произносит: «МММАК. Первый звук – [M]». Далее ребенок произносит слово, интонируя следующие звуки: «МАААК. Второй звук – [A]. МАККК. Третий звук –[K]».

Чтобы произвести звуковой анализ слова мама, необходимо произнести это слово 4 раза.

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы.

Этапы формирования функции фонематического (звукового)  анализа.

Первый этап - формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.

 Работа проводится следующим образом. Ребенку предъявляется картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Кроме того, даются фишки. Первоначально для анализа даются односложные слова типа мак, кот, дом, затем двусложные слова из открытых слогов типа луна, лиса. Обратите внимание, что для анализа мы берем такие слова, произношение которых соответствует их написанию.По мере выделения звуков в слове ребенок с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова. Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, так как она напоминает, какое слово анализируется. Представленная графическая схема служит контролем правильности выполнения задания. Если в процессе анализа оказывается незаполненной одна из клеточек, то ребенок понимает, что он выполнил действие неправильно.

На этом этапе можно использовать игру «Телевизор», где на экране телевизора появляется картинка. Ребенок с помощью фишек выполняет звуковой анализ слова.

Второй этап - формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Опора на материализацию действия исключается и проведение фонематического анализа осуществляется в речевом плане, сначала с использованием картинки, затем без предъявления ее. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.

Третий этап - формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова. Например, они отбирают картинки, в названии которых три, четыре, пять звуков. При этом картинки не называются.

В качестве примера можно привести игру «Подбери картинку к схеме».

Общее правило при подборе слов состоит в том, чтобы не использовать слова, в которых нет полного соответствия между звуками и буквами. Не подходят, следовательно, слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю, с Ъ и Ь, со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, 3 на конце слова и в середине перед согласными (типа ложка, грядка). Что касается слов с безударными гласными, то они берутся не на ранних этапах, а после предварительной работы с односложными словами, причем в начале двусложные слова имеют безударные гласные У и Ы, как наименее подверженные редукции. Совсем же отказаться от слов с безударными гласными не стоит, просто можно произносить их орфографически — [коза], а не [каза], как мы произносим по нормам орфоэпии. Дети будут запоминать данные слова и это будет пропедевтика правописания безударных гласных.

В процессе работы используется не только устный анализ слов, но и составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, печатание.В своей работе букву мы произносим как звук.

1.Игра «Поле-чудес». На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Дети отгадывают записанное слово. Например: к.... (крыша).

2. Дидактическая игра «Волшебный домик».

 Цель: Развитие умения определять последовательность букв в слове; развитие навыков фонематического синтеза.

 Оборудование: Плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы. Ход игры: Воспитатель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Дети должны отгадать, какие слова живут в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ребенок получает игровой жетон. Примерный материал: Бусы: б, у, с, ы, р (усы, бусы, сыр); м, а, ш, к, а, (каша, мак, Маша).

3. Дидактическая игра «Живые звуки».

 Цель: развивать умение определять последовательность звуков в слове, синтезировать звуки.

 Ход игры: воспитатель вызывает трёх детей и каждому из них говорит, каким звуком он будет: один ребёнок – звук С, другой – О. Третий – К. играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и воспитатель приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришёл первым, какой звук пришёл за ним, какой звук пришёл последним. В какой последовательности должны встать дети – звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?

4. Дети должны составить слово из заданной последовательности звуков ( развитие фонематического синтеза), произносимых логопедом: ш, у, б, а. Можно усложнить задание, проговаривая между звуками слова: первый звук Ш, потом У, дальше Б, последний А.

Слайд.

В процессе формирования фонематического анализа необходимо учитывать усложнение не только форм анализа, но и речевого материала.

Предлагается следующая последовательность предъявления речевого материала:  

односложные слова без стечений согласных, состоящие из одного слога (обратного, прямого открытого, закрытого слога): ус, на, дом, нос, сок и т.д.;

двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, рама, Шура, рука, розы и т.д.;

двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога: диван, сахар, повар и т.д.;

двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: лампа, карман, барбос и т.д.;

односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол, грач, врач, шкаф и т.д.;

односложные слова со стечением согласных в конце слова: волк, тигр, полк и т.д.;

двусложные слова со стечением согласных в начале слова: крыса, слива, грачи, врачи и т.д.;

двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова:стакан, клумба, крышка, чашки и т.д.;

трехсложные слова: бумага,  капитан, канава, таракан и т.д.

Слайд.

Слайд.

 Педагог вооружает дошкольника алгоритмом звукового анализа:

1.Скажи слово и послушай себя. Ребенок произносит вслух слово, которое он будет разбирать. Другого способа предъявить звуковую структуру слова, кроме как произнести его, нет.

2.Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове. Назови его и дай характеристику. С этого момента начинается собственно звуковой разбор. Требование протянуть первый звук напоминает детям способ действия, а указание на то, что звук протягивается в составе целого слова, подсказывает средство контроля за правильностью выполнения действия.

После того, как ребенок назвал нужный звук, то есть не только выделил его в составе полного слова, но и произнес изолированно, он характеризует звук: гласный звук, согласный твердый звук или согласный мягкий звук, звонкий или глухой.

3.Обозначь выделенный звук (например, фишкой). Необходима материализация действий звукового анализа. Без этого дети забывают, какое слово они анализируют, какой звук они уже выделили, нужно ли им продолжать разбор, или он уже закончился.

(Аналогично, определяются и характеризуются последующие звуки.)

4.Проверь, все ли звуки слова уже выделены, прочитай свою запись. Эта операция позволяет сделать фонемный анализ действительным средством обучения чтению. Называя последовательно найденные звуки, ребенок осуществляет ту самую аналитико-синтетическую работу со звуками. Ведя пальчиком вдоль составляемой схемы, и «пропевая» звук за звуком, он реально читает еще до знакомства с буквами. При этом последовательное слитное произнесение звуков становится пропедевтикой слитно-протяжного чтения.

5.Найди ударный слог. Нахождение ударения не является неотъемлемой частью звукового анализа. Однако, учитывая задачи последующего обучения грамоте, а главное трудности перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, формирование умения самостоятельно определить ударный гласный звук включается в звуковой разбор.

6. Проверь, получилось ли слово. Для этого прочитай его по слогам. Хотя вычленение каждого звука осуществляется в полном слове и, значит, контролируется по ходу анализа, нужно еще раз подряд произнести все звуки слова (прочитать), чтобы убедиться в правильности выполненной работы. Сформированный способ слогоделения существенно поможет детям на начальных этапах чтения.

Итак, этап звукового анализа предшествует этапу введения букв и обеспечивает исходную лингвистическую ориентацию детей в языке – представление о слове как о значащей форме.

Звуковой анализ не служит исключительно практической цели – выделению фонемы, а имеет более широкие задачи. Он должен дать ребенку ориентацию в звуковой системе языка, без которой нельзя сформировать действие воссоздания звуковой формы слова, то есть невозможно научить читать.

Список литературы:

1.Быкова И.А «Обучение детей грамоте в игровой форме: методическое пособие» СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.

2.Дурова Н.В « Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического восприятия» М.: «Школьная пресса», 2010

3. Журова Л.Е «Обучение дошкольников грамоте» М.:Школа-Пресс,2000

4.Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте» М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009

5. Эльконин Д.Б. «Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста» //Доклады АПН РСФСР. 1957. № 1.

6. Ткаченко Т.А. «Звуковой анализ и синтез: Формирование навыков» М.Книголюб, 2007

7. Козырева Л.М. «Развитие речи. Дети 5-7 лет»

8. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов» С-пб.: КАРО 2008

9. Ефимов О.И. Ефимова В.Л. «15 мифов о детской речи» М.-С-пб. ДИЛЯ 2016

10. ИНТЕРНЕТ-ресурсы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звуки, я вас слышу! Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольника, как предпосылки обучения грамоте Мастер-класс для педагогов ДОУ Подготовил: Учитель-логопед МБДОУ ДС №10 «Звездочка» Якене Ирина Николаевна 2017 год

Слайд 2

Фонематический слух способность слышать есть данный звук в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же звуки, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова). Фонематическое восприятие умение определять последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к началу, середине и концу; подсчёт количества звуков в слове формируется в течение всего дошкольного детства. Требует специального обучения. Звуковой анализ разложение слова на последовательный ряд звуков; подсчёт их количества, классификация; звуковой синтез (слияние отдельных звуков в слоги, а слогов в слова). Требует также специального обучения.

Слайд 3

В русском языке 42 фонемы (из них 6 гласные ) 33 буквы (из них 10 гласные )

Слайд 5

Содержание программы «Обучение дошкольников грамоте» построено с учетом возрастных особенностей детей Первая младшая группа : воспитание слухового внимания, речевого дыхания, основных качеств голоса, вызывание правильного произношения звуков. Вторая младшая группа : развитие слухового внимания, фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса, подготовка артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков (артикуляционная гимнастика), работа над простыми по произношению звуками А, У, О, И, Э, П, Б, М, Ф, В . Средняя группа : развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса, подготовка артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков (артикуляционная гимнастика), работа над звуками С, Сь , З, Зь , Ц, Ы выработка четкого произношения слов, спокойного темпа и размеренного ритма речи. Обучение детей интонационному выделению звука. Старшая группа : развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса, формирование четкости движений органов артикуляционного аппарата, работа над звуками Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Ль, Р, Рь , Й . Различение звуков по их качественной характеристике: гласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Продолжение работы над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над темпом и ритмом речи. Развитие навыков звукового анализа, умениея выделять ударение. Подготовительная к школе группа : работа над четким ясным произношением звуков в различных сочетаниях, совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели, развитие навыков звукового анализа, ознакомление с буквами, с принципом позиционного чтения.

Слайд 6

Различение неречевых звуков Жизнь была бы страшно скучной, Если б жизнь была беззвучной. Как прекрасно слышать звук: Шум дождя и сердца стук. Упражнения включают задания на распознание : звучащих инструментов; звучащих предметов; действий предметов.

Слайд 7

Различение одинаковых звуковых комплексов по высоте, силе и тембру

Слайд 8

Различение одинаковых звуковых комплексов по высоте, силе и тембру

Слайд 9

Переключение внимания детей на звуковую сторону речи

Слайд 10

Гласные звуки Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных. Голос участвует, голос поет. Звук получается гласный

Слайд 11

Согласные звуки Звук согласный спеть бы рад, Но во рту полно преград. Мешают губы и язык И слышим мы, то шум, то рык.

Слайд 12

Для узнавания звука в слове (по мере усложнения): — ударные гласные звуки (они находятся под ударением в начале слова, затем под ударением в середине слова); — согласные звуки (дают вначале искать только сонорные согласные звуки Р, Л, М, Н или глухие согласные К, Т, П, X, Ц, Ч, С , стоящие в конце слова); — любые звуки в любой позиции в слове (кроме йотированных гласных, которые могут содержать два звука и потому пока не анализируются).

Слайд 13

Знакомство с твердыми и мягкими звуками с опорой на тактильный анализатор

Слайд 14

Знакомство со звонкими и глухими звуками с опорой на зрительный анализатор

Слайд 15

«Твердый или мягкий?»

Слайд 16

Схема для полной характеристики звуков

Слайд 17

Пособие «Замки»

Слайд 18

Выделение звука на фоне слова

Слайд 19

«Сбежавший звук» Жил на свете человек. Скрюченные _… ожки , И гулял он целый век по скрюченной _… орожке . А за скрюченной рекой в скрученном _ … омишке Жили летом и зимой скрюченные _… ышки . И стояли у ворот скрюченные елки, Там гуляли без забот скрюченные _… олки . И была у них одна скрюченная _… ошка , И мяукала она сидя у окошка.

Слайд 20

Выделение из слова первого звука

Слайд 21

Выделение первого звука из слова

Слайд 22

Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

Слайд 23

Игры с мячом

Слайд 24

Вычленение из слова первого и последнего звука, определение его места (начало, середина, конец слова) Для определения первого звука в слове : — ударные гласные; — сонорные согласные Р, Л, М, Н ; — щелевые согласные С, З, Ж, Ш, Ч, Щ ; — остальные согласные звуки. Для определения последнего звука : — ударные гласные; — сонорные согласные Р, Л, М, Н ; — щелевые согласные С, З, Ш, Ж, Ч, Щ . Для определения места (начало, середина, конец слова) последовательность сохраняется такая же, как при определении первого и последнего звуков .

Слайд 25

Деление слов на слоги

Слайд 26

Деление слов на слоги. Определение ударения.

Слайд 27

Формирование звукового анализа с опорой на вспомогательные средства

Слайд 28

Формирование звукового анализа с опорой на вспомогательные средства

Слайд 29

Игра «Кто больше?»

Слайд 30

Последовательность предъявления речевого материала в процессе формирования полного звукового анализа односложные слова без стечений согласных, состоящие из одного слога (обратного, прямого открытого, закрытого слога): ус, на, дом, нос, сок и т.д.; двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, рама, Шура, рука, розы и т.д.; двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога: диван, сахар, повар и т.д.; двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: лампа, карман, барбос и т.д.; односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол, грач, врач, шкаф и т.д.; односложные слова со стечением согласных в конце слова: волк, тигр, полк и т.д.; двусложные слова со стечением согласных в начале слова: крыса, слива, грачи, врачи и т.д.; двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: стакан, клумба, крышка, чашки и т.д.; трехсложные слова: бумага, капитан, канава, таракан и т.д.

Слайд 31

Звуковые часы (звонкие и глухие) для подготовительной группы

Слайд 32

Звуковые часы (твердые и мягкие) для подготовительной группы

Слайд 33

«Подбери картинку (схему)»

Слайд 34

«Составь слово»

Слайд 35

Алгоритм звукового анализа: 1.Скажи слово и послушай себя . Другого способа предъявить звуковую структуру слова, кроме как произнести его, нет. 2.Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове. Назови его и дай характеристику . Требование протянуть первый звук напоминает детям способ действия, а указание на то, что звук протягивается в составе целого слова, подсказывает средство контроля за правильностью выполнения действия. 3. Дай характеристику выделенному звуку . После того, как ребенок назвал нужный звук, он характеризует его: гласный звук, согласный твердый звук или согласный мягкий звук, звонкий или глухой. 4.Обозначь выделенный звук (например, фишкой). Необходима материализация действий звукового анализа. Без этого дети забывают, какое слово они анализируют, какой звук они уже выделили, нужно ли им продолжать разбор, или он уже закончился. (Аналогично, определяются и характеризуются последующие звуки.) 5.Проверь, все ли звуки слова уже выделены, прочитай свою запись. Эта операция позволяет сделать фонемный анализ действительным средством обучения чтению. Называя последовательно найденные звуки, ребенок осуществляет ту самую аналитико-синтетическую работу со звуками. Ведя пальчиком вдоль составляемой схемы , « пропевая » звук за звуком, он реально читает еще до знакомства с буквами. 6.Найди ударный слог. Нахождение ударения не является неотъемлемой частью звукового анализа. Однако, учитывая задачи последующего обучения грамоте, а главное трудности перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, формирование умения самостоятельно определить ударный гласный звук включается в звуковой разбор. 7. Проверь, получилось ли слово. Для этого прочитай его по слогам. Хотя вычленение каждого звука осуществляется в полном слове и, значит, контролируется по ходу анализа, нужно еще раз подряд произнести все звуки слова (прочитать), чтобы убедиться в правильности выполненной работы.

Слайд 36

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный логопедический проект «Звуки, звуки, слышим вас». по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях логопедического пункта ДОО.

Долгосрочный логопедический проект «Звуки, звуки, слышим вас  » по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях...

Учимся слышать и произносить звуки правильно. Звук у.

Презентация предназначена для закрепления знаний по теме "Звук у"...

Учимся слышать и произносить звуки правильно. Звук о.

Данная презентация поможет родителям закрепить с детьми знания по теме "Звук О"...

Учимся слышать и произносить звуки правильно. Звуки М, мь

Закрепляем учебный материал дома с детьми...

Учимся слышать и произносить звуки правильно. Звуки н, нь

Презентация  для закрепления материала по теме звуки н,нь....

Учимся слышать и произносить звуки правильно. Звуки к, кь

Презентация для закрепления материала "Звуки к, кь"...