Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика"
консультация по логопедии на тему
Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой,способствуют выработки у ребёнка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация "Артикуляционная гимнастика" | 28.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25 «Колокольчик» с. Ивановское
Консультация для родителей
Игры со звуками и буквами
Составитель: воспитатель высшей категории
МКДОУ №25
с. Ивановское
Лобза Т.А.
2017г.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 1 – 2 раза в день по 10 – 15 минут.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом.
- Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Показывает его выполнение.
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
«Мама, почитай! Папа, почитай! Почитай, поиграй, бабушка!» - упрашивает шестилетний малыш домочадцев. А почему он не читает сам?
Родителям вполне под силу научить читать ребёнка 6 лет, если они будут делать это правильно. Идея успешного обучения в следующем: сначала нужно научить выделять звуки в слове, а потом – заменять звук буквой. Ясное, осознанное различение звуков и букв, знание законов перехода от звучащей речи к буквенной записи – это, конечно, дело школьного обучения. Но если ребёнок хотя бы интуитивно не ощущает, что слова «сложены» из звуков, учить его грамоте трудно.
Шестилетние дети чувствительны к звуковой ткани речи, поэтому не составит особого труда научить их слышать звуки, складывать их в слова. Главное – делать это, играя.
Но где же взять время? Оказывается, играть с ребёнком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете, ожидая приёма у врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками. Начинать лучше с тех, что легко тянутся: а, у, о, и, л, м, н, с, з, ш. Естественно, следует избегать звуков, которые ребёнок не выговаривает.
Вот самые простые игры со звуками. Спросите у ребёнка: «С какого звука начинается слово а-а-аист?». Слегка «потяните» первый звук. Дождавшись ответа, спросите: «А есть ли звук а в словах «арбуз», «жук», «лук»? В каких еще словах есть звук а?». Подбирайте слова вместе с ребёнком. Чтобы сделать игру интереснее, установите порядок: за правильный ответ ребёнок получает фант, за ошибку – отдает фант.
А вот игра чуть сложнее: вы называете слово, ребенок отвечает словом, начинающимся на тот же звук. Потом он называет слово, а вы, отвечая, «ошибаетесь». Пусть он обнаружит ошибку, дайте ему за это фант.
Еще сложнее: вместе с ребёнком составляйте цепочку из слов, начинающихся с последнего звука предыдущего слова. Например, «мяч» - «чемодан» - «нос» - «санки» - «игла» и т.д.
А как любят дети играть со Звукоедиком! Познакомьте ребёнка с ним. Скажите: «У звуков есть враг – Звукоедик. Он питается звуками. Вот и у нас на кухне Звукоедик съел первые звуки в некоторых словах. Отгадай в каких (к)ран, (ш)каф, (с)тул и т.д.». В следующий раз Звукоедик может съесть последний звук в словах: «сто(л)», «сту(л)», «тарелк(а)» и т.д. Каждый раз придумывайте новую историю. Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк. Играйте так до тех пор, пока ребёнок не научится легко выделять первый и последний звуки в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова, а также определять их последовательность в словах сначала из трех, а затем из четырех – пяти звуков. Поможет вам игра «Дом звуков». Нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите: «В этом доме живет слово «кот». У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки слова «спят» отдельно. Давай уложим спать слово «кот». Какой звук будет спать в первой спаленке?». Дайте ребенку фишку синего цвета (согласный звук): «Это первый звук. Позови его спать». Ребенок зовет: «К-к-к, - и кладет фишку в первое окошко. Дайте красную фишку (гласный звук), пусть ребенок зовет спать звук «о». Если он теряет его и второй фишкой «ловит» звук «т», удивитесь: «Разве здесь живет «кт»? Я думала, что здесь живет к-о-о-от».
Усложняйте игру, предлагая слова из четырех и пяти звуков. Пусть ребенок «расселяет» в домики всех своих знакомых, животных, одежду, мебель.
Все эти игры настольные. Если же ваш ребенок предпочитает подвижные игры, с ним можно поиграть в «Эстафету звуков». Расположите три игрушечные машины (вместо них можно взять картофелины, чашки или другие предметы) на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой машинке лежит звук, а все вместе они везут какое – то слово. Возьмите первую машину и, медленно двигаясь по направлению к другой машине, произносите: «С-с-с». Доехав до второй машины, везите её и тяните второй звук «Ы-ы-ы». Третья машина рокочет по своему: « Р-р-р». Спросите: «Какое слово везут машины?». Ребёнок угадывает: «Сыр».
Одновременно со звуковыми играми начинайте знакомить ребёнка с буквами. Показывая начертание буквы, произносите не её название, а тот звук, который эта буква обозначает. Например, покажите букву и скажите: «Маша, твое имя начинается вот с этой буквы – «М». Спойте: «М-м-м, м-м-м, Маша», но не говорите «эм». И еще – знакомьте детей только с печатными буквами. Для запоминания правильного начертания букв хорошо, если вы будете искать их в тексте, лепить из пластилина, рисовать на песке или снегу палочкой.
Если ребёнок знает буквы и умеет выделять в словах звуки, это еще не значит, что он может читать. Ему предстоит сделать еще одно открытие: научиться сливать согласный звук с гласным. Здесь поможет игра «Дом букв». Сам дом можно вырезать из картона и вставить в его окна картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне протягивайте полоску с гласными. Помогайте ребёнку читать слоги: ла, лу, ло, лы.
Итак, вы научили ребёнка читать слоги – можно начинать читать односложные слова: «мак», «лак», «сын». После каждого прочитанного слова выясняйте, понимает ли ребёнок его смысл.
В заключение скажем: учить детей, играя, нужно попросту, без затей, но весело, толково и интересно. В гости к ним могут приходить сказочные герои: добрый и заботливый Айболит, умный и находчивый Петрушка и т.д. У них всегда припасено много историй, сказок про звуки, которые откроют для ребят разнообразный и увлекательный мир слов, не дадут угаснуть детской любознательности, разовьют наблюдательность и помогут в познании окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы о...
Консультация "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей".
Консультация для родителей....
Здоровьесберегающие технологии. Консультация для родителей "Гимнастика вдвоём"
Рекомендации как проводить гимнастику в семейном кругу....
Консультация для воспитателей .Гимнастика маленьких волшебников.
Консультация для воспитателей старшей и подготовительной групп доу,о методике проведения самомассажа....
Консультация "Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей младшего возраста."
Возвращение к истокамИздревле на Руси мамы играли с малышами в такие игры как «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», в Китае мамы развивают ладошки малышей с помощью каменных и металлическ...
Консультация для воспитателей. Гимнастика после дневного сна.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами, помогает улучшит настроение детей, поднять мышечный тонус....
Консультация "Здоровьесберегающие технологии: Гимнастика после сна"
Доклад - консультация для инструкторов по физической культуре и воспитателей групп...