Статья на тему:« Использование здоровье сберегающих технологий на занятиях логопеда в оздоровительных группах.»
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
В статье освещаются вопросы использования здоровье сберегающих технологий логопедом в ДОУ. Даются примеры игр, используемых на занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
« Использование здоровье сберегающих технологий на занятиях логопеда в оздоровительных группах.»
Автор: Урусова Татьяна Викторовна
Учитель-логопед ГБДОУ детский сад №8
Содержание:
- Актуальность использования здоровье сберегающих технологий на логопедических занятиях в оздоровительных группах ДОУ
- Виды технологий, которые могут использоваться логопедом.
- Примеры подвижных игр, используемых для решения коррекционных задач логопеда.
По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровье сберегающих технологий в ДОУ. В группах оздоровительной направленности это направление имеет ещё большее значение, т.к. оздоровительные группы посещают дети, имеющие 2, 3 группу здоровья, имеющие ослабленный иммунитет, нарушения осанки и другие сопутствующие заболевания.
Для проведения полноценной коррекционной логопедической работы важна регулярная посещаемость занятий детьми. В оздоровительных группах часто это условие не соблюдается, так как дети часто и длительно болеют. Я считаю целесообразным использовать на логопедических занятиях здоровье сберегающие технологии в качестве профилактики заболеваемости у детей.
Стандартно, логопедические занятия логопеды проводят сидя за столом, или сидя перед зеркалом. В большинстве случаев - это оправданно, так как выполнение артикуляционной гимнастики требует правильного положения головы, спины, сосредоточенности на правильности выполнения. Знакомство с новым материалом, так же требует определенной организации детей. Но на этапах автоматизации, дифференциации звуков, во время закрепления пройденного материала по лексико-грамматическому строю речи, развитию фонематических процессов логопед может использовать другие виды организации детей и активно использовать здоровье сберегающие технологии, такие как:
- Физкультминутки и динамические паузы
Цель физкультминуток заключается в:
•смене вида деятельности;
•предупреждении утомляемости;
•снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
•активизации кровообращения;
•активизации мышления;
•повышении интереса детей к ходу занятия;
•создании положительного эмоционального фона.
- Дыхательная гимнастика
Использование дыхательной гимнастики помогает:
•улучшить работу внутренних органов;
•активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
•тренировать дыхательный аппарата;
•осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
•повысить защитные механизмы организма;
•восстановить душевное равновесие, успокоиться;
•развивать речевое дыхание.
- Пальчиковая гимнастика
способствует развитию:
•осязательных ощущений;
•координации движений пальцев и рук;
•творческих способностей дошкольников.
- а также развитию речи .
Используются такие виды упражнений:
•массаж;
•действия с предметами или материалами;
•пальчиковые игры.
- Логоритмика
Цель логоритмики:
- развивать внимание и слуховое восприятие
- развивать пространственную ориентировку
- способствовать коррекции речевых нарушений, нарушений темпа и ритма, дыхания, фонематического слуха
•восполнение «двигательного дефицита»;
•развитие двигательной сферы детей;
•укрепление мышечного корсета;
•развитие речедвигательных навыков;
•развитие умения сопровождать речью движения под музыку.
- Игротерапия
В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:
•проявить эмоции, переживания, фантазию;
•самовыражаться;
•снять психоэмоциональное напряжение;
•избавиться от страхов;
•стать увереннее в себе.
Я предлагаю использовать на логопедических занятиях подвижные игры и элементы подвижных игр. Они отлично мотивируют детей, позволяют двигаться даже во время выполнения сложных умственных задач, вызывают положительные эмоции.
Помимо описанных здоровье сберегающих технологий занятия можно проводить с использованием и других их видов:
•цветотерапия;
•музыкотерапия;
•гелиотерапия;
•песочная терапия.
Так же важно знакомить детей на занятиях с принципами здорового образа жизни и безопасного поведения (валеологическое воспитание)
Примеры использования подвижных игр на логопедических занятиях.
Задание на развитие слогового анализа.
Используется подвижная игра «Прыгай по кочкам».
Игра проводится в виде соревнования (от 2 до 4 человек). На полу раскладываются «кочки»- по 10 шт. (используются вырезанные из линолеума овалы) в два ряда. Дети делятся на две команды. Задача команды первыми допрыгать до финиша.
Детям предлагается выбрать картинку , прохлопать слово (определить количество слогов) и прыгнуть на соответствующее количество «кочек» . потом выбрать следующее слово с необходимым количеством слогов и «пропрыгать» его. Побеждает тот игрок, который первым пропрыгает по всем кочкам. (Варианты игры могут меняться, например, подбирать самые длинные слова, или только самые короткие. Придумывать слова, подбирать слова на определенную тему и т.д.).
Задания по развитию фонематического анализа.
Используется подвижная игра «Светофор»
На полу раскладываются три обруча по цветам светофора. Ребёнку предлагается послушать и определить положение изучаемого звука в слове (начало, середина, конец). Если звук в начале слова – прыгнуть в красный обруч, в середине – желтый, в конце – зелёный)
Игра «Цветные круги»
На полу раскладываются круги (из линолеума) красного, синего и зелёного цветов.
Ребёнку предлагается проанализировать звуковой состав слова и «пропрыгать» его по кругам:
Например «Дом» - ребенок проговаривая звуки прыгает Д-синий круг, О-красный, М-синий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Мастер класс для педагогов ДОУ Тема: Использование здоровье сберегающих технологий и методик с целью укрепления здоровья детей.
Мастер класс для педагогов ДОУ Тема: Использование здоровье сберегающих технологий и методик с целью укрепления здоровья детей....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ»
Мною сделана презентация на тему "Использование здоровье сберегающих технологий во второй младшей группе".Указаны цели, задачи. Формы оранизаций, также представлена работа с родителями....
Совместная деятельность с использованием здоровье сберегающих технологий с детьми второй младшей группы на тему «Волшебная щетка»
Цель: Способствовать развитию у детей потребности в здоровом образе ...