Статья на тему:« Использование здоровье сберегающих технологий на занятиях логопеда в оздоровительных группах.»
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Урусова Татьяна Викторовна


В статье освещаются вопросы использования здоровье сберегающих технологий логопедом в ДОУ. Даются примеры игр, используемых на занятиях.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

« Использование здоровье сберегающих технологий на занятиях  логопеда в оздоровительных группах.»

Автор: Урусова Татьяна Викторовна

 Учитель-логопед ГБДОУ детский сад №8

Содержание:

  1. Актуальность использования здоровье сберегающих технологий на логопедических занятиях в оздоровительных группах ДОУ
  2. Виды технологий,  которые  могут использоваться логопедом.
  3. Примеры подвижных  игр, используемых для решения коррекционных задач логопеда.

По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровье  сберегающих технологий в ДОУ.  В группах оздоровительной направленности это направление имеет ещё большее значение, т.к. оздоровительные группы посещают дети, имеющие 2, 3 группу здоровья, имеющие ослабленный иммунитет, нарушения осанки и другие сопутствующие заболевания.

Для проведения полноценной коррекционной логопедической работы важна регулярная посещаемость занятий детьми. В оздоровительных группах часто это условие не соблюдается, так как дети часто и длительно болеют. Я считаю целесообразным использовать на логопедических занятиях здоровье сберегающие технологии в качестве профилактики заболеваемости у детей.

Стандартно,  логопедические занятия логопеды проводят сидя за столом, или сидя перед зеркалом. В большинстве случаев - это оправданно, так как выполнение артикуляционной  гимнастики требует правильного положения головы, спины, сосредоточенности на правильности выполнения. Знакомство с новым материалом, так же требует определенной организации детей. Но на этапах автоматизации, дифференциации звуков,  во время закрепления пройденного материала по лексико-грамматическому строю речи, развитию фонематических процессов логопед может использовать другие виды организации детей и активно использовать здоровье сберегающие технологии, такие как:

- Физкультминутки и динамические паузы

 Цель физкультминуток заключается в:

•смене вида деятельности;

•предупреждении утомляемости;

•снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;

•активизации кровообращения;

•активизации мышления;

•повышении интереса детей к ходу занятия;

•создании положительного эмоционального фона.  

- Дыхательная гимнастика

 Использование дыхательной гимнастики помогает:

•улучшить работу внутренних органов;

•активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;

•тренировать дыхательный аппарата;

•осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;

•повысить защитные механизмы организма;

•восстановить душевное равновесие, успокоиться;

•развивать речевое дыхание.

- Пальчиковая гимнастика

 способствует развитию:

•осязательных ощущений;

•координации движений пальцев и рук;

•творческих способностей дошкольников.

  • а также развитию речи .

Используются такие виды упражнений:

•массаж;

•действия с предметами или материалами;

•пальчиковые игры.

- Логоритмика

  Цель логоритмики:

  • развивать внимание и слуховое восприятие
  • развивать пространственную ориентировку
  • способствовать коррекции речевых нарушений, нарушений темпа и ритма, дыхания, фонематического слуха

•восполнение «двигательного дефицита»;

•развитие двигательной сферы детей;

•укрепление мышечного корсета;

•развитие речедвигательных навыков;

•развитие умения сопровождать речью движения под музыку.

- Игротерапия

 В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

•проявить эмоции, переживания, фантазию;

•самовыражаться;

•снять психоэмоциональное напряжение;

•избавиться от страхов;

•стать увереннее в себе.

Я предлагаю использовать на логопедических занятиях подвижные игры и элементы подвижных игр. Они отлично мотивируют детей, позволяют двигаться даже во время выполнения сложных  умственных задач, вызывают положительные эмоции.

Помимо описанных здоровье сберегающих технологий занятия можно проводить с  использованием и других их видов:

цветотерапия;

•музыкотерапия;

•гелиотерапия;

•песочная терапия.

Так же важно знакомить детей на занятиях с принципами здорового образа жизни и безопасного поведения (валеологическое воспитание)

Примеры использования подвижных игр  на логопедических занятиях.

Задание на развитие слогового анализа.

 Используется подвижная игра «Прыгай по кочкам».

Игра проводится в виде соревнования (от 2 до 4 человек). На полу раскладываются «кочки»- по 10 шт. (используются вырезанные из линолеума овалы) в два ряда. Дети делятся на две команды. Задача команды первыми допрыгать до финиша.

Детям предлагается выбрать картинку , прохлопать слово (определить количество слогов) и прыгнуть на соответствующее количество «кочек» .  потом выбрать следующее слово с необходимым количеством слогов и «пропрыгать» его. Побеждает тот игрок, который первым пропрыгает по всем кочкам. (Варианты игры могут меняться, например, подбирать самые длинные слова, или только самые короткие. Придумывать слова, подбирать слова на определенную тему и т.д.).

Задания по развитию фонематического анализа.

 Используется подвижная игра «Светофор»

На полу раскладываются три обруча по цветам светофора. Ребёнку предлагается послушать и определить положение изучаемого звука в слове (начало, середина, конец). Если звук в начале слова – прыгнуть в красный обруч, в середине – желтый, в конце – зелёный)

Игра «Цветные круги»

На полу раскладываются круги (из линолеума) красного, синего и зелёного цветов.

Ребёнку предлагается проанализировать звуковой состав слова и «пропрыгать» его по кругам:

Например «Дом» - ребенок проговаривая звуки прыгает Д-синий круг, О-красный, М-синий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Мастер класс для педагогов ДОУ Тема: Использование здоровье сберегающих технологий и методик с целью укрепления здоровья детей.

Мастер класс для педагогов ДОУ Тема: Использование здоровье сберегающих технологий и методик с целью укрепления здоровья детей....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ»

Мною сделана презентация на тему  "Использование здоровье сберегающих технологий во второй младшей группе".Указаны цели, задачи. Формы оранизаций, также представлена работа с родителями....