ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
методическая разработка по логопедии на тему
В данной статье представлена методическая разрабртка, раскрывающая формы, методы и средства обучения детей раннего возраста театрализованным играм для социально-коммуникативного и речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr23.10.2018.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Полянская И.В.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:
«ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ».
Анализ современных исследований, а также опыт работы дошкольных учреждений показывает, что вся система коррекционно-воспитательной работы ориентируется на ребенка, на раскрытие и реализацию потенциальных возможностей его развития. Таким образом, происходит существенное изменение акцентов в работе. Она должна обеспечивать не только формирование у детей системы знаний, умений и навыков, но также потребности в общении с окружающими людьми, умения налаживать контакты со взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникшие ситуации в общении, проявлять свои эмоциональные состояния принятыми в человеческом обществе средствами. Все это составляет необходимые условия успешности развития ребенка и его подлинной интеграции в обществе. Раннее включение ребенка в процесс коррекционно-воспитательной работы позволяет в наибольшей мере раскрыть и реализовать потенциальные возможности его развития. Коммуникативная функция речи является генетически более ранней, и именно она служит основой для становления других ее функций. Исходя из этого, важно строить занятия так, чтобы обеспечить оптимальные условия для формирования у детей потребности в общении и усвоении его средств. Неотъемлемым элементом и важнейшим средством коррекционно-воспитательной работы является игра. Это объясняется тем, что игра, обладая большим развивающим потенциалом, оказывает огромное влияние на психофизическое развитие ребенка. Включение ребенка в разные виды игровой деятельности в специально созданных условиях их целенаправленного формирования дает возможность решать разнообразные коррекционно-развивающие задачи. Игра позволяет стимулировать двигательную активность ребенка, совершенствовать общую и мелкую моторику, координацию движений рук и ног, движений обеих рук, активизировать сенсорно-моторное развитие, развитие познавательной активности и основных познавательных процессов (восприятия, речи, мышления, памяти), внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы. Анализ практики воспитания детей дошкольного возраста и программного содержания показывает, что театрализованные игры рекомендуется использовать, прежде всего, в работе по развитию речи.
В современном понимании игра – это «форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры». Понятием «игра» объединены самые разнообразные проявления ребенка, которые различаются, прежде всего, характером действий и их направленностью, - это игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные, музыкальные и др. Таким образом, театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка. Это согласовывается с основными принципами отечественной психологии – единство сознания и деятельности, а также развития психики в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн). Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во все его многообразии. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких духовных переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Развивается способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение, сказка, потешка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает мир, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, развивает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. Современные психологические, педагогические исследования (Б. М. Теплов, Н. А. Ветлугина, Б. М. Немецкий) свидетельствуют о том, что способность понимать не только умом, но и чувством наиболее успешно развивается лишь тогда, когда ребенок не является пассивным объектом эстетического воздействия, а активно участвует в доступных формах художественной деятельности. Важно отметить, что главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, - искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение. Важнейшим в театрализованных играх является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Игры-драматизации развивают:
- Внимание,
- Выдержку,
- Речь,
- Способность связывать слово с соответствующим движением,
- Умение понимать мир других людей,
- Общую координацию движений,
- Способность к коллективному взаимодействию,
- Творческие способности.
Содержание театрализованных занятий включает в себя:
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- Игры драматизации;
- Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- Упражнения по социально-эмоциональному развитию.
- Просмотр мультфильмов и беседы по ним;
- Компьютерные развивающие игры.
- Посещение детских спектаклей в театрах города.
Содержание, формы, методы проведения должны способствовать одновременно достижению таких целей:
- развитию речи,
- социально-эмоциональному развитию детей,
- созданию атмосферы творчества.
Поскольку в основе театрализованных игр лежит сюжет, отражающий не только социальные отношения людей, но и законы природного мира, то в методической литературе предлагается знакомить детей в процессе театрализованных игр не только с социальным, но и с природным миром, формировать экологическое самосознание личности. Кроме того, следует уделять внимание формированию навыков самообслуживания и анализу бытовых ситуаций, участником которых ребенок является ежедневно, а также обучать детей изображению этих действий (расчесываться, умываться, вытирать полотенцем руки и т. п.) в процессах драматизации потешек. Широкое использование дидактических игр, основанных на предметных действиях с натуральными предметами, обеспечивает закрепление формируемых знаний, умений, а также способствует развитию психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и пантомимических навыков. Хорошо организованный и протекающий ярко, эмоционально процесс ознакомления детей с объектами окружающей действительности, который строится на полисенсорной основе во время предметно-практической деятельности, создает у детей иллюзию самостоятельного открытия каждого предмета. Игра доставляет ребенку большую радость и дает возможность применить эти навыки в продуктивной деятельности.
Формирование интереса у детей к театрализованным играм и, прежде всего, к процессу и результату этой деятельности – одна из важнейших задач. Формирование интереса к театрализованной игре требует создания условий, при которых у ребенка возникли бы увлеченность ходом игры, понимание смысла, содержания, а также стремление участвовать в ней. Возникновению такого интереса способствуют многократные наблюдения за игровыми действиями с театральными куклами. Все выполняемые педагогом действия необходимо проводить на насыщенном эмоциями фоне. Ребенок должен чувствовать интерес и увлеченность ими взрослого. Форма проведения театрализованных игр может быть подвижной и меняться в зависимости от поставленных задач. Поэтому все игры рекомендуется проводить небольшими группами и индивидуально. Поскольку важно формировать у детей уверенность в себе и желание сотрудничать со взрослым необходимо много внимания уделять индивидуальному общению, и дифференцировать его в зависимости от психологических особенностей ребенка и его возможностей усвоения материала. После того как дети начнут проявлять интерес к игре, их необходимо учить подражать
действиям взрослого.
С помощью движения, мимики, голоса создавать ту или иную роль в игре. Можно использовать прием совместных действий. Его применение дает возможность ребенку почувствовать темп, траекторию, характер движения, ощутить его, сосредоточить на нем свое внимание. Это, в свою очередь, создает условия для постепенного усвоения ребенком способа выполнения действий и целенаправленного его применения в структуре более сложных произвольных движений. Ребенок может фиксировать взгляд, внимание на движениях взрослого, на изменениях его мимики, наблюдать за перемещением театральных кукол, находить каждой игрушке место на фланелеграфе, на столе. Это способствует развитию зрительно-двигательной координации. Необходимое условие успешности работы по обогащению игрового опыта детей – соблюдение в игре определенной последовательности, предусматривающей постепенное усложнение приемов обучения. Эффективной является такая последовательность использования приемов обучения при организации театрализованных игр:
- Проигрывание действий логопедом на глазах у детей;
- Совместное выполнение игровых действий логопедом и ребенком;
- Выполнение игровых действий детьми по подражанию действия педагога;
- Выполнение игровых действий по образцу,
предлагаемому логопедом;
- Выполнение игровых действий ребенком по словесной инструкции;
- Сопровождение ребенком речью выполняемых действий.
Для развития коммуникативных навыков, развития речи и общей координации движений эффективно использовать игры-хороводы, сопровождающиеся часто повторяющимися словами. Слушать грамзаписи детских песенок, иллюстрировать песни движениями, мини-драматизациями.
Для развития у детей моторных навыков и умений использовать такие игры, как «Сорока-белобока», «Втыкалочки», перекладывание камешков, нанизывание крупных бусин, перебирание пуговиц, поиск предметов на ощупь. Такие игры, сопровождаемые мини-драматизациями, развивают не только мелкую и общую моторику, но и тактильную чувствительность детей.
Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский писал: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».
Занимаясь с детьми театром, мы ставили перед собой цели:
– сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами.
- Способствовать обогащению эмоционально-чувственного положительного опыта.
- Развивать речевую активность.
- Закреплять навыки совместной деятельности.
- Стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети могли использовать в повседневной жизни.
В приложении приведены примеры игр, которые использовались на специально организованных занятиях.
Приложение
Игры на развитие диалогической речи:
Этюды – проводятся постоянно.
Гуси (Русская народная потешка)
Задание помогает научиться покачивать куклой вперед и возвращать ее в исходное положение. Перед началом гусей ставят на стол, придерживая их рукой сзади.
Ведущий: Гуси, гуси. (Дети придерживают игрушку одной рукой.)
Дети: Га-га-га! (Дети покачивают игрушкой вперед и возвращают в исходное положение в ритме потешки).)
Ведущий: Пить хотите? (Исходное положение.)
Дети: Да, да, да! (Покачивают игрушкой.)
Ведущий: Гуси, гуси, вот вода. (Исходное положение.)
Дети: Га-га-га! Га-га-га! (Дети покачивают игрушкой).
Козлик (Русская народная потешка)
Ведущий: Вышел козлик погулять,
Свои ножки поразмять. (Дети ведут игрушку по столу, плавно покачивая ее из стороны в сторону.)
Козлик ножками стучит,
По козлиному кричит. (Дети, остановив игрушку, постукивают ею по столу).
Дети: Бе-е-е, бе-е-е! (Дети покачивают игрушкой вперед и возвращают в исходное положение.)
Игры на развитие восприятия:
Опознать на слух звучащий предмет при действии с ним, спрятанный за ширмой.
«Чей силуэт?»
«Собери разрезную картинку»
«Найди домик для животного»
«Чего не хватает?» Вставить или назвать недостающие детали тела или лица.
Игры на угадывание голосов животных, шумов после прослушивания аудиозаписи.
Игры на развитие внимания:
Разложить на столе пять мелких игрушек, предложить детям внимательно рассмотреть их, подержать в руках. Затем накрыть игрушки плотной тканью и незаметно убрать одну, после чего попросить детей определить, какой недостает.
«Чем различаются два предмета?»
Обучающие компьютерные программы, например, «Белоснежки семь гномов».
Игры на развитие мышления:
«Четвертый лишний» нужно убрать лишний предмет, который не понадобится для драматизации.
«Кто лишний среди веселых (грустных)?»
«Отгадай загадку?»:
Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц). | Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу, Хитра я и проворна, И зайчиков люблю. (Лиса) |
«Угадай, кто это»
Цель: учить составлять образ персонажа по детали костюма. (карточки с изображением детали костюмов, натуральные детали костюмов)
«Составь сказку»
Цель: учить составлять целую картину сказки по серии сюжетных картинок, из разрезных картинок.
Игры на развитие памяти:
«Чего не стало?» (с игрушками, картинками)
«Запомни и повтори !» Повторить действия логопеда.
Игры на развитие пантомимических навыков:
Баю – бай (Русская народная песня)
Ведущий: Баю-баю, баю-бай!
Спи, мой мишка, засыпай.
Ты скорей закрой глазок,
Ты поспи, поспи часок.
Баю-бай, баю-бай!
Спи, мой мишка, засыпай.
(Выразительные движения: шея вытянута вперед к мишке, плавное покачивание игрушкой в ритме песни).
На двери висит замок (Русская народная потешка)
Ведущий: На двери висит замок. (Дети сцепили руки в замок)
Кто его открыть бы смог? (Дети стараются разъединить сцепленные руки)
Повернули, покрутили… (Выполняют вращательное движение руками)
Постучали и открыли. (Стучат сцепленными руками по коленкам и разъединяют руки.)
Самолеты загудели
Ведущий: Самолеты загудели, (Вращательные движения руками.)
Самолеты полетели, (Легкий бег, руки отведены в стороны)
На полянку тихо сели. (Присаживаются на одно колено, руки в стороны)
Да и снова полетели. (Легкий бег, руки отведены в стороны)
Мишка
Мишка, мишка косолапый, Приподнять плечи, руки округлить,
Мишка по лесу идет, носки ног повернуть внутрь, идти переваливаясь
Мишка хочет сладких ягод, погладить себя по животу, облизнуться.
Да никак их не найдет. Оглянуть по сторонам, пожать плечами.
Вдруг увидел много ягод Показать указательным пальцем, на лице - восторг, двумя руками «собирать» ягоды в рот.
И тихонько зарычал.
Подошли к Мишутке детки, Кулачками потереть глаза, изобразить плач.
Мишка громко зарыдал.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Актуальные проблемы логопатологии: исследования и коррекция. С-Пб, 2001.
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение. 1991.
- Баряева Л., Вечканова И. Театрализованные игры-занятия. С-Пб, «союз» 2001.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение. 1991.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. С-Пб, «детство-пресс» 2001.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Москва, 2001.
- Медведева. Е. А. Пути формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх. //Дефектология №1, 2000 //.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Москва, 2001.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995.
Эмоциональное развитие дошкольника. М.: Просвещение. 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры-занятия по конструированию с детьми раннего возраста
Методическая разработка по конструированию с детьми раннего возраста....
Конспект игры-занятия "Уточки плавают" по формированию целостной картины мира с детьми раннего возраста (2-3 года)
Конспект игры-занятия....
Игры-занятия в родительском клубе "Росток" с детьми раннего возраста.
План игровых занятий с детьми раннего возраста....
Ранний возраст. Интегрированное логопедическое занятие .
Новые технологии в педагогической науке. Интеграция технологии сенсорной комнаты в логопедическую работу как ключевой компонент успешности реализации образовательного процесса....
Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста на логопедических занятиях.
Методический материал для учителей-логопедов,дефектологов , педагогов и родителей....
Консультация "Эмоциональное восприятие прекрасного детьми раннего возраста на музыкальных занятиях"
В своей работе я широко использую малые фольклорные жанры. Малыши откликаются на потешки, попевки, поговорки, колыбельные, созданные русским народом, вобравшие в себя всю мудрость, доброту, нежн...
Из опыт работ с детьми раннего возраста "Использование элементов театрализованной деятельности с детьми раннего возраста".
В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организ...