Мастер-класс "Пальчиковые игры как способ здоровье-сберегающих технологий".
план-конспект занятия по логопедии на тему

Иванова Елена Анатольевна

Для воспитателей был проведен мастер-класс по пальчиковым играм. Взрослые были очень заинтесована множеством предложенного материала, с удовольствием поиграли как дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей «Пальчиковые игры как способ здоровье-сберегающих технологий»

Цель: познакомить педагогов с видами  пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.

Материал: пальчиковый театр, маленькие резиновые и массажные мячики, бельевые прищепки, шаблоны для работы с прищепками, подносы с гречкой и манкой, различные мелкие игрушки и камушки.

Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о пальчиковых играх.

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев", а философ И. Кант, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека", "Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию", были слова М. Монтессори.
Ребёнку необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. 

Японская пословица гласит:

Расскажи мне – я услышу,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать самому – я пойму! »

Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».

Дети слышат объяснение, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.

Пальчиковые игры можно поделить на игры с предметами; игры с элементами массажа; игры со стихотворным и музыкальным сопровождением; игры-манипуляции.

Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые я использую в своей работе с детьми:

1.Пальчиковые игры с предметами с элементами массажа (они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности).

а) Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики, карандаши. (Можно катать по ладошке, столу, коврику):

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку. (гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем то же самое другой рукой).

б) с  карандашами:

• катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони;

• катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно правой и левой рукой;

• поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.

в) игры  с различными мелкими предметами:

• нанизывание на проволоку, шнурок необходимое количество бусин, шариков, пуговиц по демонстрации действия, по образцу, по рисунку узора, по словесной инструкции; составление бус (нанизывание бусин разных цветов в определённой последовательности);

• сортировка мелких предметов (бусин, пуговиц, монет, горошин, зёрен и т.д.); ребёнку необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцев по столу или осуществляя захват предметов двумя пальцами правой (или левой) руки поочерёдно (большим и указательным, большим и средним и т.д.); игра «Золушка»;

• перекладывание мелких предметов (бобов, гороха, пуговиц, бусин, мозаики) из одной ёмкости в другую; захват предмета осуществляется попеременно двумя пальцами; усложнение – захват двух-трёх предметов одновременно;

• складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; вкладывание формочек одна в другую; подбирание крышек к разнообразным ёмкостям;

• нанизывание колец на тесьму, стержень;

• пальчиковый театр или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик, теневой театр.

•бумажные колпачки и крышки от бутылок.(можно стучать тихо-громко, шуршать, катать, скрипеть)

• выкладывание из круп, пуговиц, бусинок букв, цифр, разнообразных рисунков;

• «рисование» картин крупой, бусинами, семенами, листьями деревьев.

2.Игры – манипуляции (эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ).

3. Игры со стихотворным сопровождением:

- Ты сорока-белобока (машем руками)

Научи меня летать (руки вверх)

Ни высоко, ни далёко (руки в сторону)

Чтобы солнышко видать (ладонь «козырьком» ко лбу).

- «Заготавливаем капусту»
Мы капусту рубим, рубим!
(прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора – вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем!
(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)
Мы капусту солим, солим!
(пальцы собрали «щепотью» и «солим»)
Мы капусту жмем, жмем!
(энергично сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках или поочередно)
Мы морковку трем, трем!
(рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки)

4.Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением (в таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно. А я свою очередь предлагаю вам   поиграть в игру «У жирафов».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Пальчиковые игры как способ здоровье сберегающих технологий”.

укрепить здоровье детей, проводя  массаж  нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев; развивать мелкую моторику рук для стимулирования развитие речи, пространственного, нагляд...

Консультация "Подвижная игра как компонент здоровье сберегающих технологий"

В данной работе представлена консультация для родителей...

Подвижные игры в системе здоровье сберегающих технологий. Мордовские народные игры.

Всё чаще в последние годы поднимается вопрос о большой значимости здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного образования. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей яв...

«Использование инновационных видов здоровье - сберегающих педагогических технологий и возможности их применения в ДОУ»

Здоровье - сберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников  об...

Консультация для педагогов и родителей на тему: «Музыкальные игры с использованием здоровье сберегающих технологий»

Взаимодействие и просветительская работа  с родителями. Взаимодействие и просветительская работа  с родителями производится посредством проведения консультаций, собраний на темы здоровь...

Современные здоровье сберегающие педагогические технологии.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №36 города Тюмени  «Современные Здоровьесберегающие педагогические технологии»...

Аква-гимнастика: здоровье сберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

Аква-гимнастика:  здоровье сберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей  старшего дошкольного возраста...